Евгений Татарников. Разговор с молдавским радио (рассказ)

Самолет Москва – Кишинев приземлился в аэропорту, который так и назывался «Кишинев» Этим рейсом прилетели два опера из удмуртского УБОПа Жека и Славик в свою очередную командировку. Надеюсь, что пройдет она благополучно. На дворе стоял 1992 год, в стране еще недавно с гордым названием СССР произошел распад на якобы суверенные государства, к которым, видимо можно отнести и Молдову. Первой о своем суверенитете объявила Эстония, в ноябре 1988 г. В следующем году Декларации о суверенитете были приняты в Литовской, Латвийской и Азербайджанской ССР. В 1990 г. о суверенитете объявили Грузинская ССР, РСФСР, а также Узбекская, Молдавская, Украинская, Белорусская, Туркменская, Армянская, Таджикская, Казахская, Киргизская ССР.

 

Ребята были первый раз в Молдавии, поэтому решили из аэропорта сразу ехать в МВД Молдовы. Ведь, кроме, того, что есть такое вино «Букет Молдавии» они ничего про эту маленькую страну не знали, они бы на глобусе ее не нашли. Уже в такси по дороге из аэропорта в Кишенев, Жека толкнул спящего Славика в бок и сказал:

-Я вспомнил, когда служил в погранвойсках в Москве, пошел как-то в увольнение, денег было мало и вот тогда, я первый раз попробовал молдавский портвейн, потом Слава, мне было так плохо/

-Ну, а в этот раз, ты попробуешь его второй раз, и тебе будет, так хорошо,- ответил Славик каким-то каламбуром.

-Вообще, Жека, зачем ты стал вспоминать молдавские вина, ностальгия, что ли армейская тебя пробила.

-Ну, мы же в стране, где вино основной продукт ихней продукции. Фу, ты. Что-то я тоже стал каламбурить. Не к добру это, видимо, напьемся сегодня этого молдавского вина, мне так кажется.

Незаметно за разговорами подкатили к зданию МВД Молдовы и поднялись в УБОП, где их радушно принял зам.начальника и выделил местных оперов для оказания им практической помощи по уголовному делу и размещения в гостиницу. Уже в кабинете местных оперов Андрана с Мирчей, Жека со Славиком почувствовали все гостеприимство молдаван, когда те открыли свои сейфы и поочередно стали угощать их домашним вином, повторяя: «Это вино моего деда из винограда сорта Шардонне, а это вино моего отца из винограда сорта Изабелла» Им было трудно разобрать все прелести вина, оно им казалось на один вкус, так как большими любителями вина они никогда не были, однако по два стакана замахнули, в голове зашумело. Молдавские опера вызвали на допрос по удмуртскому уголовному делу 3-х человек и одного на вечер прямо в гостиницу, так как этот свидетель был из другого города. Когда Жека и Славик допросили этих трех человек, как раз настало обеденное время. Жеку и Славика повели в столовую, которая находилась в этом же здании, что и УБОП. В столовой Жека не поверил своим глазам. На каждом столе стояло по три бутылки вина «Столовое» Жека шепотом спросил Мирчу:

-А что его пить-то можно и сколько платить надо.

-Пить можно, а платить не надо, это наша молдавская традиция в обед пропустить немного вина перед едой. «Какая хорошая традиция»,- подумал про себя Жека и пропустил стаканчик сухонького вина. Он бы так еще долго тут сидел в столовке в обнимку с бутылкой, если бы их со Славиком не позвали в кабинет начальника УБОП. Жека немного испугался, так как у него немного стал уже заплетаться язык.

Вечером в ресторане «Центральный» города Кишинева состоялся банкет, где присутствовали опера из Молдовы, Украины, Узбекистана, Латвии, Эстонии и еще два опера из Удмуртии, которые туда под шумок затесались. В честь чего был банкет, никто не знал, может в честь приезда Жеки и Славика. Ну, это много им чести. Видимо в честь независимости Молдовы, поэтому так было много оперов из бывших союзных республик СССР. Были накрыты столы с национальными блюдами: редис с брынзой и маслом, рагу из овощей по-молдавски, костицэ дэ пурчел ку кляр (свиная отбивная в тесте), гуляш из свинины с мамалыгой и молдавская водка сливовица. Жека не любил мамалыгу с детства, потому что никогда ее не ел, да и вообще не знал и знать не хотел, что такое мамалыга. Вот он и ковырял ее лениво вилкой. А Славик все быстро смолол, сидел с пустыми тарелками, смотрел по сторонам. Нет, не принесут ли добавки, а просто смотрел, кто что делает.

Мирчу за столом стал рассказывать анекдот про спиртные напитки:

«Текила – лизнул, выпил, куснул;
– мартини – заказал, выпила,… дала;
– коньяк “Десна” – открыл, закрыл, выбросил;
– молодое молдавское вино – выпил, вскочил, побежал, … не успел;
– дорогое французское вино – купил, поставил, …любуюсь;
– водка – выпил, захотел, соблазнил, …опозорился, уснул;
– турецкая водка – привез, открыл, попробовал, закрыл, …подарил;
– пиво – выпил, сходил, выпил, сходил,…, выпил, выпил, уснул,…сходил»

После этого анекдота Жека зачем-то вспомнил удмуртскую водку – кумышку, выпив которую не то, что добежать, не успеешь, а встать не сможешь, ноги ватными стают, и он начал рассказывать:

-У нас водку коренных жителей Удмуртии, вотяков, принято называть кумышка. Екатерина II во время путешествия по матушке Волге позволила удмуртам свободно варить кумышку. Как это случилось, сейчас расскажу. Корабль с царицей на борту сел на мель и никто, даже самые именитые силачи не могли поднять его со дна. На помощь пришел люд людской, навалились всем миром, но силы были потрачены зря! И тут появились вотяки, они помолились лесным богам, плеснули в жаркий огонь кумышки и все увидели, как с паром появляется и корабль! Благодарности царицы не было предела! К моменту правления Александра I удмуртская водка стала популярным напитком. И народ оказался слаб! Тогда император издал указ, согласно которому варить кумышку можно было только для домашней нужды в ограниченном количестве. Так царь пытался спасти народ от повального пьянства!

Потом стали исполнять национальные танцы: хохлы – гапак, молдаване – жок, латыши – ойра, когда очередь дошла до нас – удмуртов, Жека – хотел исполнить татарский танец, но вовремя остановился, вспомнил, что здесь он представляет Удмуртию, но к сожалению удмуртского танца он не знал, поэтому они со Славиком дуэтом затянули удмуртскую песню: «Ой, ты чумай ныльес, молокы чие…. » При слове чумай официанты принесли бутылку вина «Чумай» и сделали ныльес, то есть налили по стаканам «Чумая», а при слове молокы- принесли рыбьи молоки. Жека, сделав глаза, как у окуня, спросил их:

-Вы чего нам принесли?

-Чего заказывали, то и принесли, кроме Ойты, у нас нет такого вина Ойты, и никогда его не было,- был их ответ. «Ну, хорошо»,- сказал Жека и выпил стакан «Чумая», закусив его молоком. Нет, не коровьим молоком, рыбьим. Хотел опять запеть: «Ой ты……»,- но вовремя спохватился и стукнул себя по губам. Потом были тосты за страну, которой уже нет, за республики, из которых приехали опера, и которых (республик) никто в мире еще не знает, за народы, которые друг друга не любят, и за оперов, чье братство не знает границ. После последнего тоста Жека прослезился и обнял Мирчу. Как-то незаметно закончился банкет, все стали расходиться, в том смысле, что поехали в гостиницу. Подходя к гостинице, Жека сразу заприметил странного молдаванина с плетеной бутылью вина в руках. Было видно, что этот мужик стоит здесь уже давно и, видимо кого – то ждет. Жека подошел к нему и спросил: «Снегур?» Тот только кивнул в ответ, и они втроем зашли в гостиницу и поднялись в номер. Этого Снегура надо было допросить по уголовному делу.

Уже утром следующего дня, протирая свои красные глаза, Славик случайно наткнулся на какой-то протокол допроса, с которым он, видимо, и спал. Славик, зевая, спросил:

-Жень, я вчера кого-то допрашивал? Увидев утвердительный кивок Жеки, Славик добавил:

-Вот ведь, не помню ни фига.

Читайте журнал «Новая Литература»

Жека ему стал помогать вспоминать вчерашний вечер в гостинице:

-Да этого молдаванина ты допрашивал из Гладяну что приехал. Он еще по-русски ни белмеса не понимал и имя у него странное такое, как у внучки Деда-Мороза.

-Снегурочка что ли?

-Да. Снегур… Снегур Лупяну. Красиво звучит да?

-Ну, Жека, и дела. Как я его мог допрашивать, если он по-русски говоришь, не понимает. У нас, что переводчик был что ли? Cнегур Лупяну….хм, я его случайно не лупил вчера?

-Слава, переводчиком были твои пальцы и твое лицо, я и сам ни черта не понял, как ты его допрашивал, хотя я рано вчера уснул. Свалил меня все-таки этот молдавский розовый портвейн, а виноват все ты, в такси кто накаркал, что напьемся? На, вот посмотри на свой допрос, он аж на шести листах. Я читал, когда ты еще спал, там русские слова, но попадаются и непонятные слова, может они и молдавские. Там такая хрень понаписана. Я, когда читал, чуть сам не описался, так плакал от смеха, что живот разболелся. В туалет я на четвереньках полз, и пол часа там сидел, пока не успокоился. Потом ты проснулся с допросом в руках. Болеешь, Славик, да? Я больше читать твой допрос не буду, здоровье свое поберечь надо, а ты почитай.

И Слава стал читать: «Одним из итогов «Холодной войны» стал распад СССР, одного из непосредственных ее участников. Распад Советского Союза происходил на фоне общего экономического и внешнеполитического кризиса. Сырьевая экономика, достаточно слабая, ориентированная на экспорт природных ресурсов, пошатнулась после инициированного Вашингтоном снижения мировых цен на нефть. Ай заибит популация. Некомпетентность союзного руководства, деградация властных элит, центробежные националистические тенденции, приведшие к возникновению межнациональных конфликтов в союзных республиках, неудачные попытки реформирования советской системы так называемая «Перестройка», война в Афганистане, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, а также подрывная деятельность стран Запада и США, являвшаяся составной частью «Холодной войны», привели к тяжелому кризису советской экономики.- Что за хрень, подумал Славик и стал читать дальше: «Включеште радю. М-о писдит менций. Я пришол ну штю за щи. Ослабление центральной власти выразилось в объявлении ЦК КПСС об ослаблении монополии на власть и постановлении о проведении первых конкурентных выборов в правительства союзных республик. Это привело к тому, что власть в республиках перешла в основном к либерально или националистически настроенным политическим деятелям. Итогом явился т.н. «парад суверенитетов». Амуш кынд ц-ой звездани уна, те-й рэстурна ку педалиле-н сус! Все союзные (РСФСР одна из первых) и часть автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых они оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Это существенно ослабило экономическую и политическую ситуацию в СССР, т.к. новые республиканские элиты предприняли решительные действия по контролю над местными экономиками, от чего пострадали всесоюзный и федеральный российский бюджеты. Ешть ун мужык бун. Кастюм киздос. Ту ешть просто далбайоб, да ну молдаванин дя ностру…»

-У-Уф, Жека, я ничего не понимаю, и не хочу больше это читать. Какая-то политинформация вперемежку с молдавской матершиной, что мне делать-то теперь?

-Знаешь, Слав, я, когда вчера засыпал хмельным сном, что-то подобное про развал СССР, ослабление центральной власти и экономики, по- моему по радио слышал. Ты сидел за столом и быстро что-то писал, а этот молдаванин сидел напротив тебя и изредка на своем языке издавал какие-то реплики, но я его не понимал.

-Слушай, Жека, а куда этот молдаванин делся?

-Домой, наверное, уехал. Куда больше-то.

Через пол часа заработала радио и Славик с Жекой услышали знакомый текст: «Одним из итогов «Холодной войны» стал распад СССР, одного из непосредственных ее участников. Распад Советского Союза происходил на фоне общего экономического и внешнеполитического кризиса. Сырьевая экономика, достаточно слабая, ориентированная на экспорт природных ресурсов, пошатнулась после инициированного Вашингтоном снижения мировых цен на нефть»

Эти два удмуртских чудика, а вернее охламона сразу чухнули, что вчера Славик, вместо Снегура допросил молдавское радио и у них у обоих начались смеховые колики. Жека опять упал на колени и на корячках пополз к туалету, а Славик побежал к бутыли с вином, которая тихо стояла в углу, видимо, оставленная Снегуром для этих непутевых оперов с Удмуртии, но она почему-то была пуста.

Уже в Ижевске следователь Тверитина Алевтина, которая отправляла их в командировку в Кишинев, разбирая их материалы, что они там наработали, наткнулась на этот странный допрос Снегура Лучано и, прочитав его, была дико удивлена. Она сразу вызвала этих двух чудиков Жеку и Славика и устроила им допрос с пристрастием.

-Это что за допрос? Вы кого там допрашивали и по каким вопросам? По вопросам внешней и внутренней политики СССР в период его распада? Вы, что опера КГБ СССР? А нет, я поняла, вы тайные агенты ЦРУ США.

Жека со Славиком сделали странные глаза и стали похожи на удмуртских бобров, у которых сломали плотину. А Алевтина продолжала:

-У меня сложилось такое впечатление, что вы законспектировали доклад какого-то политика, находясь под градусом так сорок, но не жары, а сами понимаете чего.

Может, так совпало, но это была их последняя совместная командировка куда-либо.

 

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.