Георгий Мак. История и революции (историко-социологическое исследование). Социальная психология

Занимаясь философскими вопросами, нельзя обойти стороной и социологические вопросы общества. Социальная психология объединила в себе две науки – психологию и социологию и приравняла её к философии. Социальная психология рассматривает почти те же явления в обществе, что и философия. Она включает в себя; – социальное мышление, социальные явления и социальные отношения. Пусть читатель не пугается, я не собираюсь пересказывать ему весь большой труд “Социальной психологии» Д.Майерса. У меня другое – я выскажу только свой взгляд на эту проблему.

         Глава 1

 

Я искал в истории человечества и создаваемых им цивилизаций зародыши добра         , справедливости, коллективизма, социализма и коммунизма. Но к сожалению, находил лишь слабые поросли добра и целые заросли и кущи зла, несправедливости и ненависти друг к другу. Я искал твёрдую почву, основу общества, но находил лишь топкое болото, в котором это общество тонет и гибнет. Я искал прочные общественные связи, а находил стремление к индивидуализму и частной собственности. Я искал Государство, где народ и власть едины и решают одни и те же задачи, и живут по справедливым законам социальной справедливости. А находил лишь царства, королевства, республики и просто кучку людей, управляемых капиталистами.

Тщетно я искал в буржуазном обществе то, что присуще только обществу социализма. У буржуазных государств нет того единства, которое проявил в истории Советский народ. Миллионеры, капиталисты и монополисты никогда не буду объединяться для совместных действий. У них действует закон жёсткой конкуренции. И они никогда не буду вкладывать свои капиталы в общественные дела, где нет скорой прибыли, а часто и вообще никакой прибыли.

 

Глава 2

 

Люди боятся пустоты и одиночества, и заполняют эту пустоту всем, чем угодно, только не здравым смыслом. Они собираются в группы, в сообщества, тем самым обрекая себя на ещё большее одиночестве, спрятавшись от общества. Для современного человека пустота – это реальные страхи, синонимы смерти и мрака. Пугающая реальность.

Современный человек поглощён мыслями о вещах и потому в его душе пустота. Он не стремится к знаниям – стремиться к богатству. Вся его деятельность – пустота. Вся его цель – приобретение материальных благ, «ценностей», не имеющих смысла в жизни. Загромождение этих ненужных вещей и создаёт пустоту. А ведь человеку предопределено стремится к совершенству. “Величайшее могущество фантазии! – Это первая ступень подъёма. За ней следует вторая ступень совершенствования самого человека, и третья – преображение жизни общества” – И.Ефремов. “Час быка”. Это три ступени восхождения человека к совершенству и разуму. Фантазии и мечты – это наша основа. Потом следуют желания и воплощения их через труд и творчество. Но мы изменили себе. Свои желания мы удовлетворяем отнюдь не через труд, а антисоциальным путём.

Вся наша деятельность направлена на создание проблем и последующее их разрешение. Когда же нам творить, совершенствоваться и развиваться. Нам общее горе не беда. На миру и смерть не страшна. А вот за своё мы трясёмся. По отдельности все боимся за свою жизнь. И в то же самое время мы как пофигисты, ничего не боимся и фанатично верим в свою неприкосновенность и неуязвимость. А для страховки всё же носим амулеты и талисманы. Бормочем заклинания. Прибегаем ко множеству разных магических действий, чтобы спасти свою шкуру, свой дом, своих детей. А страна пусть пропадает. Это мол дело политиков и чиновников. Пусть Мир рушится.

Странная у нас логика мышления, не правда ли?! Прямо тупик в сознании. Да потому мы и непонятны всему Миру, что сами себя понять не можем. Не можем определится. Не можем понять, чего же хотим.

Каждый из нас так убеждён в своей значимости, что уверен. что родился “под счастливой звездой”. Да где ж столько звёзд то набраться?! Во Вселенной всего одна счастливая Звезда – Планета Земля! И мы родились не под ней и на ней. А на Земле одна звезда – Алла Пугачёва, женщина, которая поёт! И другой не будет! И мы все должны быть счастливые. По логике вещей. А выходит всё опять не так. Опять тупик в сознании.

Нам бы хотя бы воображение включить, да подняться над Планетой, да посмотреть с высоты Вселенского Разума. А так нам ничего ни понять, ни уразуметь. Для нас написано тысячи и тысячи умных книг. Но мы же их не читаем. Опять тупик.

Наша мысль гаснет на ветру как свеча. Философия превратилась в споры и дебаты. Всё что мы делаем, ведёт к разрушению. Нам не нужен завтрашний день. Тогда зачем растём численностью населения? Подключаем сентенцию “гуманизм” к своему неуправляемому разуму и совершаем антигуманные действия. Всё в этой жизни должно подчиняться логике и расчёту. Но не сводите расчёт к материальному только благу.

Богатея материально мы впадаем в духовную нищету. Помогая богатеть другим, мы бросаем в нищенское и голодное состояние себя. Нищета – это страшно. Там, где нищета, там грязь и пошлость. там разврат и преступления. Там нет духовности, там нет философии, той что кормит дух и порождает мысль, там философия нищеты. Об этом много написано и сыграно пьес. Но об этом мало сказано, как о явлении жизни. Ещё меньше говориться, из чего рождается нищета. И ещё меньше – как от неё избавиться. Современный буржуазный призыв “богатеть”, не уничтожает нищету, а ещё больше её порождает. Ведь на каждого нового богатого приходится сотня, а то и тысяча новых бедных.

При такой жизни нет и не будет равновесия в душе. Человечеству нужна другая “качель жизни”. С высокой точкой опоры – выше Пирамид, выше Облаков. Размах полёта должен быть обширен.

Не вдаваясь в заоблачные дали, посмотрим на саму Земную жизнь. Возьмём для примера одну из наших отраслей промышленности, которой мы так гордимся сегодня, и в которой так преуспели, и которая уже загоняет нас в очередной тупик жизни и сознания, создавая больше проблем, чем выгод, принося вред, а не пользу обществу, экономике, Природе и человечеству в целом. Я говорю об автомобильной промышленности, переориентированной в масштабах своей производительности на производства автомобилей для личного пользования. Наше желание и стремление; – каждому жителю Планеты по автомобилю, а то и по два, – полное безумие. Один только вопрос о парковках, дорогах и загрязнении окружающий среды сразу вызывает шок. Утилизация старых автомобилей обходится уже дороже производства новых. А сколько тратиться средств и площадей на ремонтные мастерские, на автозаправочные станции. Скоро общественному транспорту просто невозможно будет проехать по городским улицам. Пешеходам негде пройти – не будет тротуаров. К подъезду собственного дома не подойдёшь – весь двор уже заполнен автомобилями. А как изменился нрав человека?! Звериный оскал и “бита в руках”. Ни дат ни взять – Неандерталец!

И это ещё не все проблемы, связанные с личным автомобилем. Много проблем, ещё скрытых в психологии самого человека. Сегодня обладатель шикарного дорогого автомобиля уже совершенно другой человек.

Читайте журнал «Новая Литература»

И это ещё не все проблемы наших технических и научных достижений. Спрашивается; – Зачем нам всё это? Раз это разрушает нашу психику, портит нам жизнь, создаёт неудобства, а радости на грош? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала научится мышлению.

Затратных отраслей в экономике сегодня много. Без некоторых не обойтись, а от других надо бы избавляться.

Надо больше денег и сил вкладывать в культуру, в развитие социальных проектов. Но кто это будет делать. О капиталистах мы уже говорили, они в эти сферы не вложат ни рубля. А у государства сегодня нет на это ни желания, ни средств. Народ одними своим силами и средствами никогда не справиться ни с какими социальными и коммунальными бедами. Кто к этому толкает и подводит народ, тот или совсем обезумел, или всецело подпал под влияние буржуазных моралей.

А что можно сказать о современном спорте? Он весь во власти коммерческих структур. От знаменитого Кубертеновского: – “О спорт! Ты – Мир!” – уже и следа не осталось. Всюду деньги, деньги, деньги. Плохие времена настали.

Дух нации надо поднимать ни этим. Оздоровление население не произойдёт, когда в простом дворе или в небольшом селе нельзя устроить для детей каток и спортивную площадку. Везде деньги и “счётчики”. Всю страну посадили на счётчики.

Обогащаются единицы, миллионы беднеют.

Живое становится мёртвым, мёртвое – оживает. Нам сегодня многое стало непонятным. А для понимания великого надо любить жизнь. Герцен писал: – “Греко-Римский мир любил и уважал природу, он жил с нею заодно и считал высшим благом существовать… Природа есть именно существование в многообразии и многоразличии; единство, понятое древними, была необходимость, фатум, тайная, миродержавная сила, неотразимая для Земли и для Олимпа; так как природа, подчиненная законам необходимым, которых ключ в ней, но не для неё”. – Так древние понимали и устраивали свою Гармонию. Гармонию с Миром, с Природой, и тем находили равновесие в себе. Их понимание о предназначении жизни было просто и понятно – для них, но не для нас. Мы уже ищём чего-то другого, более сложного, более скрытного от простого взора человека. Нам уже нужна тайна, которая бы сразу раскрыла все остальные тайны. Но мы не учитываем одного, что эта тайна может нас и погубить. И надо помнить, и согласиться с Греками, и с выводами Герцена, что как природа создана не для себя самой, так и мы должны жить не для себя самих. Нам необходимо понять, что не жизнь для нас, а мы для жизни, и притом, для жизни будущей. Надо понять, что смысл жизни не в поисках этого “смысла”, а в самом процессе жизни. И находить этот пресловутый “смысл” нам не надо. Найдём и тогда точно потеряем всякий смысл существования. – “В этой жизни – говорил Герцен, – заодно с природой была увлекательная прелесть и лёгкость существования. Люди были довольны жизнью. Ни в какое время не были так художественно уравновешенны элементы души человеческой”. – Мы утяжелили свою жизнь. Утратили лёгкость, гармонию с природой и равновесии души. Привязали себя к вещам, к деньгам, к успеху. Все наши беды от спёртого духа – зловония гниющего Века. Нам нужен не “эликсир молодости” за которым мы так усердно гоняемся, а лекарство от глупости и других нравственных и психических болезней. А главное нам надо выздоравливать социально.

 

Глава3

 

Герцен: – ” На единении умов зиждется всё здание человечества; только в низших, мелких и чисто животных желаниях люди распадаются”.

Страна, остановившись в своём развитии начинает разваливаться на отдельные элементы. Общество распадается на мелких собственников и индивидуалистов. Общественно-полезный труд становится рабским трудом. Свободный гражданин становиться “наёмником”, то есть продаёт свою свободу, свой талант, чтобы порой просто выжить. Общее распалось на мелкое. Выросли мелкие интересы жизни.

Связей у всех этих новых явлений никакой. Каждое явление может жить и существовать отдельно. Но объединяет их все абстрактная стоимость товара, выраженная в денежной единице. Товар сам по себе, личность сама по себе, доллар гуляет по миру и прельщает и притягивает к себе всех. Никто ни от кого и ни от чего не зависит, но все принадлежат одному – доллару. И это называется высшим проявлением свободы?! Зависимость от денег, амбиций, желаний, может привести только к деградации личности и полному распаду общества. В таком мире для человека нет опоры, нет поддержки, вот и шатается наш “столб свободы”, того гляди рухнет под силой демократических ветров. Где нет развития, там нет и будущего. Там нет нормальных условий для нормальной жизни. Там нет закона и порядка. Там хаос и беспредел.

Герцен: – “Пока человек готов принять всякое звание, но к званию человека не привык, «дух», стремящий человека к истине не исключает никого”.

 

         Глава4

 

Мы говорим: – “Мир рушится”, и с превеликим удовольствием и любопытством наблюдаем за этим. Ждём “Конца Света”.

Мы в плену собственного сознания, которое запуталось, устроило нам одни тупики, и мы всё время упираемся в какую-либо стену. А чтобы разрушить всё это, вырваться на Свет. у нас уже не хватает ни сил, ни духа, ни желания. Нам становиться уютно в этом мрачном, пошлом, запутанном и неуютном мире. Это СТРАШНО!!!

Для чего и для кого мы делаем прогресс? Зачем говорим о развитии, о передовой науке, о передовых технологиях? Зачем вообще говорим о всяком росте вообще? Зачем нам всё это, если нам хорошо там, где нормальный человек с нормальной психикой и нормальными желаниями просто не сможет выжить?

Мы спускаемся по наклонной. А ведь были великие времена подъема! Хотелось бы ещё много сказать в защиту здравого смысла, но на это ни у меня, ни у Вас уже нет попросту времени – обычного реального времени текущей жизни. Приходиться только сетовать и разбирать завалы. Сегодня актуальна критика. Но что в ней толку! Только галдят на этих “ток-шоу”, и никакой от этого пользы. Все наши беды должны разбираться на самом высоком Правительственном уровне, а не в среде обывателей. Дело народа делать дело, на которое указывает Партия, избранная народом. А галдят пусть галки на дворе по Весне.

Признаться, я понимаю. что ничего не понимаю в своём понимании. В России столько непонятного и загадочного, что за сто веков ни разобрать, ни разгадать. Но я понимаю одно – надо браться за ум! И желательно Всем сразу! Герцен: – “Не сердце, а разум – судья истины. А разуму кто судья? – Он сам…”. – Пока нас будут больше привлекать разного рода сенсации, чужое горе, трагедии и сплетни, а не добрые дела и трудовые процессы жизни, мы никогда не станём добрее. Мы никогда ни вернём себе человеческое лицо.

Все мы вместе и каждый по отдельности живём только одной главной надеждой – надеждой будущего! Но для этого надо думать о будущем, работать на будущее, закладывать фундамент для будущего. А пока мы живём по принципу; – всё сейчас и сразу. Так чего же нам ждать?

 

                  Глава 5

                            и последняя в этой книге, но не в жизни.

 

Русская слава на международном Олимпе всегда добывалась дорогой ценой для русского народа и самого государства. Всякая война истощает внутренние ресурсы страны. Повинность народа – крестьян, была несопоставима ни с теми победами, ни с выживанием этого народа. Как он терпел, как он выжил, то неведомо уж нам, неведомо истории, неведомо и Богу…

Вся эта экзекуция, насилие над собственным народом вела к уничтожению нации как таковой. Самодостаточна была лишь власть на Руси. Она имела всё, потому, что народ не имел ничего. Каждая новая власть, всходившая на престол Всея Руси, несла ответственность за деяния прежней власти и совершала свои деяния. И эта “эстафета” передачи власти и проблем, а также, неумение управлять такой огромной Страной, продолжается по сей день.

Ещё во времена Екатерины I верховный тайный совет замечал многие неудобства в управлении и администрировании из-за многочисленности чиновников и от неопределённости их служебных отношений. Всё это было невыгодно и для правительства, и для народа. Сейчас дела обстоят не лучше. В прошлые Советские времена бюрократический аппарат насчитывал 18 миллионов человек на 240 миллионов граждан. И мы считали, что это много. Но они хотя бы работали, и работали на “благо” общества. Изъяны и недоработки были, но придраться особо не к чему. Сегодня на 140 миллионов граждан чуть не треть составляет бюрократический аппарат, и он фактически бездействует, учитывая ежегодное нарастание проблем во всех сферах жизни. Я не судья и не прокурор. и не работаю в “Счётной палате”. Я свободный гражданин своей Страны. И говорю, что вижу своими очами и понимаю своим умом. Я ничего не могу исправить или изменить. Но я могу говорить, и это уже не мало.

Административное устройство всегда хромало на Руси. Хромает и шатается и сейчас. Современному руководителю такой огромной страны необходимо владеть тремя главными качествами; – быть хорошим политиком, хорошим администратором и хорошим хозяйственником. Иностранцы, регулярно посещавшие Россию, кто по делам, кто из праздности, кто по зову сердца, всегда отмечали внешнее могущество России, её морские и сухопутные силы, быстрый рост Петербурга, внешнюю торговлю; видели развитие Сибирского края и сношения с Китаем, о чём мечтали многие Европейские страны, ибо это сулило большую и выгодную торговлю; И в то же время замечали о плохом порядке русской администрации, о бюрократии, плохих тюрьмах, суеверии и невежестве, о бедственном положении народа в городах и сёлах, о корыстолюбии и злоупотреблениях самой власти.

На виду огромное, мощное, с большими материальными силами, утопающее в архитектуре и роскоши государство, а внутри – разлагающаяся жизнь, грязь, нищета, поборы, раздоры, воровство, тюрьмы и каторги, допотопные строения – дома. Памфлеты, речи академиков, петербургские ведомости тех времён в один голос говорили: – “Промысел спал, искусство дремало, вся Российская империя была театр, на котором дикая злоба, честолюбие, ярость и свирепство. Сребролюбие и корысть дела. Коронами играли как мячами; сего ради восстаньте сыны отечества, верные Россы! Спешите оборонять свою Родину от честолюбивых хищников!”

Герцен: – “Уважение к истине – начало премудрости… Не одно сладкое должно высказываться, но и горькое”

Сегодня этот тон и эти вскрики как нельзя кстати. Всё это печально. Хотелось бы и говорить, и писать о другом, о добром и хорошем.

Историзму всегда присуща революционная идея. Это те революции, которые необходимы человечеству. Можно тоже самое сказать и про социальные, экономические, политические, культурные революции. Но часть из них приносят разрушения и хаос, часть вообще не нужны обществу, – всё разрешилось бы само собой, и лишь небольшая часть необходима и полезна обществу и общественному развитию. И такие революции всегда приходят в своё время, когда в обществе уже созревают нарывы, социальные, сексуальные, культурные…, и приносят только положительные результаты. Особенно нужна обществу революция мысли – философской мысли. Общество готово к переменам в сознании. Надо только подтолкнуть, направить и революция свершится.

Прогрессивная форма существования исторических формаций провоцирует идеологов на борьбу, пусть и мирную. Но если на передний план выйдет мысль, то борьбы можно избежать. Ни одна философия в мире ещё не развязала войны и не устроила кровавой революции. В данном аспекте борьба как таковая происходит с предрассудками. Новое противопоставляется старому. Меняется мировоззрение. Общественно-экономическая формация. Меняются отношения в обществе. Человеческий разум время от времени нуждается в новом вливании новых идей. Истина, как говориться – дочь времени, а не авторитета. А прошлое – детство человеческого интеллекта. И как говорил Ф.Бэкон: – “Было бы постыдно для людей, если бы границы умственного мира оставались в тесных пределах того, что было открыто древними”.

Общество испокон веков стояло на догмате о непреложной истине частной собственности, как о незыблемой и вечной основы. Но мы же видим, что вытворяет в мире частная собственность. Видим, что капитализм разрушается и в воздухе, в пространстве и в умах человеческих назревают серьёзные перемены. Всё началось не сейчас. Ещё до 17 века. Но проявляется именно сегодня. Люди начинают понимать, что всё в этом Мире принадлежит всем. И что если кто присваивает себе что-то, то это противоречит здравому смыслу и самой природе существования людей на Земле.

По сути дела, всю политику можно втиснуть в рамки одной страницы текста. А вот для социологии понадобятся миллионы страниц. Мы ещё только открыли эту область и находимся у берега этого Океана человеческих отношений и страстей.

Надо приучить себя говорить о том, о чём раньше всегда умалчивали. И надо приучить себя молчать о том, о чём говорить не следует. Это трудно понять. Но попробуйте.

         Конец.

 

         Но это ещё не “Конец Света”. Жизнь продолжается, пока продолжается          мысль!

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.