Владимир Харламов. Счастливый случай (рассказ)

После остановки поезда, когда Сергей вышел на перрон, он не подозревал, что в ближайшее время с ним произойдут неожиданные и странные события.

Его школьного друга Бориса, которому Сергей по телефону сообщил о своем приезде и который обещал его встретить, на перроне не было. Постояв несколько минут, Сергей позвонил. Трубку никто не взял. Тогда Сергей направился к выходу в город. Подойдя к привокзальной автобусной остановке, на которой стояло несколько человек, Сергей обратился к ним:

– Как часто ходит автобус в город ?

Беседовавшие между собой люди мельком взглянули на Сергея и отвернулись. Ему никто не ответил. «Наверное, не знают. А, может, нет определенного графика движения», – подумал Сергей. – « Но почему они не отвечают ?». После нескольких минут ожидания Сергей решил идти пешком.

За час до этого Сергея разбудили голоса пассажиров, сидевших на нижних полках вагона. Толстый мужчина, с животиком, с большой круглой и лысой головой говорил:

– Подчинение большинству – это гарантия от крупных ошибок. Игнорирование мнения большинства может очень дорого стоить. Примеры очевидны.

Высокий, худощавый с впалыми щеками, в очках и редкими седыми волосами на голове многословно возражал:

– Люди – это самые подлые твари среди прочих. Человек, как вид, победил на планете благодаря умению объединяться в стаи и сообща нападать из засады на других животных, даже очень крупных. Кто не в стае – тот изгой. Если он совершает поступки вопреки так называемому общественному мнению, тогда он – враг, представитель «пятой колонны». А что такое общественное мнение – это навязанное всем мнение вожака стаи. Или, иначе говоря, общая привычка подчиняться. Поэтому большинство всегда ошибается. Ссылки на мнение большинства…

Этот разговор был прерван появлением в их купе полицейского и человека в штатском, которые попросили пассажиров предъявить документы. После проверки документов, когда человек в штатском и полицейский удалились из их купе, Сергей надел куртку и вышел в тамбур. За ним вышел его сосед – молодой человек лет двадцати с бледным лицом, который до этого все время спал на второй полке. Проехали мост. Волнуясь, Сергей начал узнавать места, знакомые ему с детства. Он вернулся в купе. Когда поезд стал приближаться к станции, на которой Сергей должен был выйти, подошла проводница и предупредила:

– Поезд останавливается только на три минуты, поэтому готовьтесь к выходу.

Сергей вспомнил: «Раньше поезд на этой станции всегда останавливался на двадцать минут».

Сергей шел по городу, в котором он родился и прожил семнадцать лет. За двадцать два года, которые он здесь не был, деревянные тротуары исчезли. Только в одном месте Сергей увидел их заросшие травой полусгнившие остатки. Он прошел мимо старых одноэтажных домов с почерневшим от времени шифером на крышах и увидел парк, в котором почти тридцать лет тому назад они гуляли с Катей. Тогда парк был ухоженным. Подметенные и покрытые песком аллеи вечерами были освещены. Сейчас все изменилось. Было безлюдно. Не было продавцов мороженного. Забор вокруг территории парка исчез. Светильники разбиты. Аллеи заросли травой и кустарником. Через парк, как увидел Сергей, проехал грузовой автомобиль.

Сергей подошел к памятному для него месту в парке, где когда – то была клумба, возле которой на следующий день после их школьного выпускного вечера Сергей договорился о встрече с Катей. Она впервые пришла со своей подругой и он впервые услышал от нее:

– Я сейчас не могу, мне нужно уйти.

Пройдя через парк, Сергей подошел к дому, в котором он когда – то жил с родителями. Территория перед домом оказалась невероятным образом замусоренной. Полиэтиленовые бутылки, пакеты, битое стекло и прочий хлам лежал среди золы, которая оставалась после сгорания угля при отоплении квартир.

«В наше время такого не было, жильцы регулярно наводили порядок во дворе дома» – подумал Сергей. Двухэтажный, многоквартирный дом, срубленный из бруса, в квартире на первом этаже которого когда – то жила семья Сергея, провалился в землю так, что окна первого этажа оказались на уровне земли. Занавески и цветы на подоконниках были видны только в окнах второго этажа. Квартиры первого этажа были не жилыми.

Во дворе дома разговаривали две пожилые женщины. Сергей подошел к ним.

– Скажите, вы знаете кого-нибудь, кто жил здесь двадцать лет тому назад? – спросил он. Посмотрев на Сергея, одна из женщин пожала плечами и они продолжили свой разговор.

«Странно, отчего они все какие – то замороженные и не отвечают. Как в каком – то дурном сне» – подумал Сергей.

В окне его бывшей квартиры было выбито стекло. Он заглянул в эту дыру. Темно, запах нежилого помещения. Были видны битые кирпичи на месте, где когда – то стояла кухонная плита, на которой его мать готовила обеды.

Читайте журнал «Новая Литература»

Сергей вышел со двора. Пройдя мимо таких же двухэтажных деревянных домов, он оказался возле стадиона. Его забор исчез. Поле стадиона оказалось пустырем, заросшим бурьяном и кустарником. Кое – где виднелись выросшие березки. Деревянные трибуны стадиона представляли собой сгнившие развалины. Взгляд Сергея остановился на остатках скамейки в верхнем углу трибуны, на которой, повернувшись лицом к входу на стадион, много лет тому назад он поджидал Катю, с которой договорился об очередном свидании.

Сергей вышел из ворот бывшего стадиона. В это время оказавшийся за

его спиной какой-то человек вдруг вырвал у него куртку, которую нес Сергей, перекинув ее через плечо, и быстро побежал. Сергей, вначале опешив, кинулся за ним.

– Стой – закричал он.

Пробежав мимо забора, вор вбежал в школьные ворота. Сергей, догоняя похитителя, через несколько секунд пробежал эти ворота и оказался перед школой, в которой он когда – то учился. Во дворе школы вора не было. Взглянув на здание школы, Сергей оторопел. Некогда красивое двухэтажное каменное здание, по вечерам светившееся большими окнами, имело жуткий вид. Каменные шары, украшавшие крыльцо школы, были сброшены вниз и полуразрушены. Все стекла в окнах были выбиты. Вдоль стен лежали кучи битого стекла и обломки шифера с крыши. На обшарпанных стенах были видны многочисленные дефекты штукатурки. Над черным проемом на месте входа в школу висел выгоревший, продырявленный во многих местах транспарант с надписью: «Россия – вперед».

«Наверное, школу методично обстреливали из рогаток разного калибра»- подумал Сергей.

Полагая, что похититель его куртки уже далеко, Сергей повернулся и вышел из ворот школы. Вот здесь, возле этих ворот он впервые обратил внимание на Катю, пятнадцатилетнюю смешливую девушку, которая заразительно смеялась в компании нескольких школьных подруг, подпрыгивая в своих валенках от избытка молодой энергии. Сергей собрался направиться к дому, в котором раньше жил его друг Борис.

Внезапно он остановился, пораженный тем, что увидел: в десяти шагах от него, ему на встречу шла … Катя. В его голове короткими вспышками замелькало: «Не может быть…Неужели я сплю и снова вижу Катю во сне…Нет, здесь что-то не так…Изображение Кати поразительно реалистичное…Не зыбкое, как во сне… Катя совсем не изменилась…А, понял, я тоже умер…Поэтому Катя выглядит точно также, как и двадцать лет тому назад во время нашей последней встречи… Но когда я успел умереть ?…Почему я об этом ничего не помню?… Если я умер, – можно рассуждать логически…У мертвого мышцы расслаблены…Подо мной должна быть лужа….Так, лужи нет, что это значит ?…Не умер…Значит Катя жива ?… Я это всегда подозревал. Это все ее немотивированные, странные, нелогичные поступки…То она мне рада, то не рада… То она не жива, то она жива».

Катя подняла на него глаза и… не узнала Сергея, прошла мимо. Потрясенный Сергей не мог понять, как поступить. «…Светлые слегка вьющиеся волосы до плеч, карие глаза, черные брови и ресницы, небольшой приплюснутый нос туземки с полотен Гогена, коричневый берет на голове…Да, это Катя…Лицо спокойное и бесстрастное, без эмоций – это, конечно, ее лицо…Глазки вниз, независимость, покрыта броней. Этот неприступный бронепоезд всегда внушает почтение…Бежать за ней ? Кричать, звать ?…».

В это время из переулка показался плотный, среднего роста кареглазый мужчина с усами, аккуратной, небольшой черной бородой и черными пышными волосами на голове.

– Наконец – то я тебя догнал – сказал мужчина, подходя к Сергею. Это был Борис, его школьный друг.- Понимаешь, не доехал до вокзала, проткнул колесо. Наши дороги достали, будь они не ладны. Пришлось идти пешком, но опоздал, разминулись. И телефон дома забыл.

Сергей очнулся. Они обнялись. Постепенно приходя в себя после встречи с Катей, Сергей хотел сказать «Я видел Катю», но почему – то промолчал.

– Что- же ты исчез на целых двадцать лет. Внезапно перестал приезжать. Виски уже седые… Ну, пойдем – сказал Борис.

Они пошли по улице в сторону дома Борис. Рассматривая старые, знакомые ему деревянные дома Сергей думал: «Что же это было: явь, минутное помутнение сознания ?».

– Как твоя наука, ты уже академик ? – спросил Борис.

– Нет, я просто профессор, преподаватель университета – ответил Сергей. – Ну, а ты как. Как твоя работа, охота. Выглядишь ты здорово. К тебе, поди, все еще женский пол липнет ?

– Бывает, что и липнут. А я к ним. Жизнь, ты понимаешь, идет … Я все надеялся, что ты приедешь, сводил бы тебя на охоту – говорил Борис.

– Да, друзей забывать нехорошо – согласился Сергей… – Объясни, что у вас здесь за разруха ? И люди какие – то странные, на вопросы не отвечают.

– Работы в городе нет. Поэтому молодежь уезжает. Детей нет, детский сад и школу закрыли, остались одни старики. Помогать им некому. Дети в больших городах без жилья сами кое – как перебиваются – рассказывал Борис.

Когда они подходили к дому Бориса, возле них остановился автомобиль, из которого вышел полицейский. Он подошел к приятелям и спросил, обращаясь к Сергею:

– Это вы Варников ?

– Да это я. Как вы узнали ?

– В вашей куртке лежал ваш паспорт.

– Вы поймали вора ? Так быстро нашли меня ? – удивленно спросил Сергей.

– Вам придется проехать с нами, нужно оформить протокол – сказал полицейский.

– Слушай, сержант. Мы двадцать лет не виделись. Давай, я тебе его завтра привезу – попросил Борис.

– Нет, это нужно сделать срочно, у меня приказ – ответил полицейский. Сергей вынужден был сесть в автомобиль, предварительно коротко рассказав Борису историю похищения его куртки.

– Ничего, скоро вернусь – сказал он.

Автомобиль остановился возле небольшого деревянного здания, на окнах которого были решетки. После того, как они вошли в здание, полицейский показал на дверь.

– Подожди здесь – сказал он. Сергей вошел в комнату, в которой находились небольшой деревянный стол и две скамьи. На единственном окне была металлическая решетка.

Через несколько минут в комнату вошел пожилой, полный мужчина с большими залысинами на голове в коричневом костюме.

– Я следователь Полтавченко. Мне нужно задать вам несколько вопросов – сказал он.

– Ваши фамилия, имя, отчество. Сергей ответил.

– Это ваша куртка ? – он указал на принесенную им куртку.

– Да.

– При каких обстоятельствах вы ее потеряли ?

– Я шел по улице, нес куртку на плече. Какой – то мужчина вырвал ее у меня и убежал.

– Вы можете описать его внешность ?

– Нет, я видел его только со спины.

– Вы гнались за ним ?

– А какое это имеет значение ? Вор пойман. Давайте протокол, я его подпишу.

– Гражданка Мирзоева опознала вас по вашей фотографии в паспорте и показала, что видела, как вы гнались за мужчиной и кричали: «стой, убью».

– Странно. Ничего не понимаю. Какое значение имеет то, что я кричал.

– Что произошло, когда вы догнали вора ?

– Я не смог его догнать. Больше я ничем не могу вам помочь. Давайте куртку, я пойду.

– Вам знаком Куприянов Василий Алексеевич ?

– Нет. Кто это ?

Следователь показал Сергею фотографию в открытом паспорте и спросил:

– Вы знаете этого человека ?

– Нет – ответил Сергей.

Следователь открыл свою папку и положил на стол обмотанный скотчем пакет.

– Что находится в этом пакете ? – спросил он.

– Почему вы спрашиваете ? Я вижу этот пакет в первый раз, откуда я могу знать, что в нем ?

– В присутствии понятых этот пакет извлечен из кармана вашей куртки.

– Этого не может быть.

– В пакете находится белый порошок. Объясните, что это за порошок.

– Я ничего не понимаю, ничего объяснить не могу.

– Я вынужден вас задержать.

– На каком основании ?

– Вы подозреваетесь в убийстве человека.

– Ну, вы даете. Это что, шутка ?

– Гражданин, за которым вы гнались, найден мертвым с проломленной головой. А пакет – это мотив.

– Отчего же тогда я не забрал куртку и этот «мотив» ? – спросил Сергей после долгой паузы.

– Вероятно, испугались содеянного или вас кто – то спугнул. Следствие установит это.

Сергей отвели в камеру предварительного заключения.

Ночью Сергей долго не мог уснуть. «Что все это значит. Странные люди. Невероятные события… Катя… Реальность ? Бред ?» – думал он. Ощущение жестких деревянных нар, на которых лежал Сергей, было реалистичным и внушало умеренный оптимизм. «Неужели я еще увижу Катю ?». Наконец, после долгих раздумий, Сергей понял, что ему нужно делать. Встав на нары, Сергей легко открыл небольшое окно. Решетки на нем не оказалось. Взмахнув руками, Сергей полетел. Проскочив через открытое окно, взмахивая руками, Сергей быстро набрал высоту. Он в очередной раз летел в город Н – ск, в котором жила Катя. Внизу были видны огоньки небольших поселков. Вот, наконец, огни большого города. Пролетев над рекой, Сергей плавно опустился во дворе дома, в котором жила Катя. Сердце бешено стучало в груди от волнения: сейчас он увидит Катю.

В это время раздался шум и открылась дверь камеры.

– Вставай – сказал чей – то голос.

Сергея за плечо тряс полицейский. Он вывел Сергея из камеры, провел по коридору и приказал ему войти в комнату, в которой его допрашивал следователь. Сергей вошел в комнату и обомлел… За столом сидела Катя. …«Черт. Черт. Я сошел с ума. Мне постоянно мерещиться Катя» – с ужасом подумал Сергей.

– Присаживайтесь. Я адвокат Мезенцева – сказало прекрасное видение.

«Черт. Мне уже голос ее мерещится». Сергей продолжал стоять. «Да это же продолжение бреда бессонной ночи» – подумал он.

– Садитесь. Ваш друг поручил мне вас защищать. Подпишите – это ваше согласие, – сказала Катя. – У меня к вам есть вопросы.

Сергей, приходя в себя, сел на скамью. «Похоже – это не сон…Голос изменился…Адвокат, деловой костюм» – думал он. – «А, впрочем, инженеры стали стране не нужны, кругом разруха, поэтому получила второе образование… Внешний вид ?… Это результат макияжа и, может быть, гимнастики и диеты… фрукты… Фамилия другая…Вот она – причина ее, якобы, смерти. Второй раз вышла замуж… Не хотела мне ничего объяснять».

Сергей вспомнил, как он после долгого перерыва позвонил по междугороднему на работу Кати и попросил ее к телефону. Молодой незнакомый женский голос ответил:

– Катя погибла. – затем возмущенно:

– Почему вы исчезли, как вы могли. – Раздались короткие гудки, после которых потрясенный Сергей медленно сполз со стула, на котором сидел…

– Скажите, вы знали, что в пакете, который обнаружен в кармане вашей куртки, были наркотики ? – спросила Катя. Сергей хотел взмолиться: «Катя, почему ты меня не хочешь узнать ?». Он сделал непроизвольное движение, коснувшись своей рукой руки Кати. Она удивленно отстранилась. «Нет, похоже, глупо это спрашивать» – подумал Сергей.

– Я не знаю, что в этом пакете. Я не знаю, как попал пакет в мой пиджак – сказал он.

– Может быть у вас есть какие – нибудь предположения о том, как мог попасть пакет к вам ? – спросила Катя.

«Могли подложить полицейские для того, чтобы обосновать мотив убийства ? Вряд –ли. Для них и без наркотиков все ясно». – Сергей ответил:

– Никаких предположений у меня нет.

– В поезде, в котором вы ехали не заметили что – нибудь подозрительное ?

– Нет.

– После того, как вы упустили человека, укравшего ваш пиджак, вы видели кого – нибудь, кто мог стать свидетелем его…смерти ?

– Нет.

– Если что – нибудь вспомните, сообщите мне.

– Хорошо.

Катя ушла.

Ольга Мезенцева (так звали адвоката) жила в большом городе Н-ске. Она родилась и росла в семье двух идеологических противников. Ее отец был внуком директора крупного завода и разделял его уважительное отношение к «Хозяину».

– У нас «при нем» всегда все было, даже в войну, – вспоминала его бабушка.

Мать Ольги была из семьи, многие члены которой пострадали от репрессий. Для нее прошлое страны не было радужным. Идеологические споры между ее родителями часто завершались семейными ссорами. Отец и мать часто не разговаривали друг с другом. Отец, гидролог по профессии, с апреля по октябрь был в экспедиции. Пока мать была на работе, после школьных занятий Ольга находилась дома одна. Она привыкла к этому, научилась придумывать себе занятия: много читала, рисовала, делала эскизы платьев для кукол.

Когда Ольга училась в восьмом классе, ее мать погибла в автомобильной катастрофе. На период летних каникул отец стал отвозить Ольгу в город М., к родителям ее матери, которые были ей очень рады.

После окончания школы Ольга выбрала юридический факультет университета. На четвертом курсе стала встречаться со студентом другого факультета.

– Ты знаешь, он на меня ТАК смотрит – говорила она подруге, – он будет моим. Вышла за него замуж.

Со временем пришло разочарование. Пылких взглядов мужа не стало. Его карьера не сложилась. Он часто и надолго уезжал в командировки. На вопросы подруг:

-Как ты ? – отвечала: – как все.

В город М. Ольга приехала на похороны бабушки. Заниматься делом Сергея она не хотела, это не входило в ее планы. Ее с трудом уговорил Борис. После встречи с Сергеем Ольга, постучав в дверь, вновь вошла в кабинет следователя Полтавченко:

– Могу я вам задать еще несколько вопросов ?

– Да, слушаю вас.

– Удалось установить род занятий погибшего ?

– Это некто Куприянов Василий Алексеевич, зарегистрирован в городе С. Это пока все.

– К кому и когда он приехал, удалось выяснить ?

– Пока нет.

– По мнению экспертов, смерть этого человека могла быть несчастным случаем ?… Споткнулся, упал, ударился головой…

– Все может быть. Но это нужно доказать. Свидетели пока не найдены.

– Но в суде нужно будет доказать противное – вину Варникова.

– Где вы у нас видели такой суд ? Для обвинения Варникова улик достаточно. Не мне вам объяснять, что в этих обстоятельствах подсудимый должен доказывать свою невиновность.

– Все улики косвенные, – возразила Ольга.

– В своей совокупности они вполне могут быть приняты судом, – ответил следователь.

– Вы можете дать мне ксерокопии фотографий Варникова и Куприянова ? – попросила Ольга.

– Это я сделаю, – ответил следователь.

Утром следующего дня Ольга встретила возвращающийся в Москву поезд, на котором в город приехал Сергей. Она показала проводнице его вагона две фотографии. Женщина покачала головой:

– Этот, – она показала на фотографию Сергея, кажется, был, а этого – не помню.

Днем Ольге позвонил следователь:

– Вашего клиента забирают в Н – ск… Видите – ли, все дело в наркотиках, – добавил он.

Вечером этого же дня Сергей, в сопровождении полицейского в штатском, ехал в плацкартном вагоне. Вспоминая последнюю, короткую встречу с Катей, Сергей был совершенно счастлив. «Она сказала, что завтра приедет в Н – ск. И мы еще увидимся» – думал он.

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.