Мария Таций. Три ада (поэма)

Вокруг меня сомкнулся мрачным раем мир.
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Среди квадратных сказочных квартир
Чужой ты или настоящий?
I
Среди полей кровавых не найдя тропы,
Ты не нашел в своей кровинке смысла.
Нам показалось все вокруг слепы,
И пауза кромешная повисла.
II
Последний смерд умрет, но им не стать тебе,
Ты не достоин забытья и смерти.
О изнывающем поверженном рабе
Писали на затворках окон черти.
III
Потухший, но не догорающий костер,
Когда-то дотлевал глаголом редким,
И вновь ты шаркал, рвал, страдал и тер
Живот и дух наречьем едким.
IV
Но я тебе сопротивляюсь много лет,
И жизнь невозвратимо недожита:
Растрачена на суету сует,
И переулками расшита.
V
Не пасть ли в реку гнева из своей крови
Во имя недосозданных созданий,
Где скажут падшему «живи
В воронке из воспоминаний».
VI
Мы не начнем опять сначала: ты и я,
Отрекшись от себя и став тобой,
Я хаоса забвенное дитя
И не ищу покой.
VII
Не зря ты любишь пытки, и закон мучений
Пускай расставит нас, рассадит нас вдвоём.
Среди моих полуночных видений
Меня не взять живьём.
VIII
Когда рассеялся о детских книжках миф,
От лжи не протереть нам глаз.
Река нас привела в залив,
Оставила без фраз.
IX
Предаст тебя, быть может, суетная суть,
А может быть, ты сам, отсюда уходящий.
Из рая ада будет не вернуть,
Живой ты или настоящий?

И собирался мрачный ад мой по кругам,
Но ты не чужд заботам мира преходящим,
И чтобы уподобиться богам
Среди чертей стань настоящим.

Внутри меня преграда ты, а я плыву десятый круг,
Но вместе нам его не превозмочь.
И твой язык недальновидно близорук,
Ты недостоин ада своего, исчезни прочь.

 

***

 

Сообщение от автора
Добрый день!
Я бы хотела оставить некоторое пояснение для своего стихотворения:
«ты» и «я» – два начала в каждом человеке. «ты» – «преграда» на творческом и любом другом пути, желание ничего не делать, забвение и так далее. «я» – желание работать и трудиться. Они едины в каждом человеке.
Все стихотворение (I-IX) 9 кругов ада – каждый человек, чтобы чего-то добиться должен пройти общий ад, а еще свой, о котором говорится в последних строках «из моего изыди прочь», потому что собственного ада и прохождения через него достоин только тот, что действительно работает и старается. Часто собственный ад надо пройти не раз, чтобы чего-то добиться «а я плыву десятый круг».
На каждом кругу ада – реминисценции к известным стихотворениям, которые символизируют развитие русской поэзии, то есть вместе с двумя адами, лирический герой проходит и ад развития поэзии.
В конце «я» отказывается от «ты».
Кроме того, противостояние настоящих и чужих. Настоящие – те, кто живут в раю, который не нужен работающим и творческим людям, потому что идиллия. А чужие – типа чуждые этому миру, поэтому в своих трех адах и может быть чего-то достигнут
А еще тут есть игра силлабо-тонники: все круги ада имеют структуру: шестистопный ямб 1 строка, 2я – без последнего ударения, 3-я пятистопный ямб, 4-я пятистопный без последнего ударения. Это на уровне организации текста показывает 1)закольцованность ада, потому что каждый раз мы снова начинаем с 6сти стопного ямба, 2)увядание лирического героя, когда есть «ты» в «я». В последних двух четверостишьях наоборот увеличивается количество стоп в ямбе, показывая, что отказавшись от «ты» «я» начинает восхождение по адам.
А еще игра в названии: три ада – во первых три ада: общий, собственный и поэзии/культуры, которые нужно постоянно проходить, чтобы чего-то достичь. А еще при прочтении названия сливается в «триада» – тройное единство, показывающее, что только если проходить все эти ады вместе, можно чего-то достигнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.