Интервью Юрия Тубольцева Анастасии Мурзич

  1. Юрий, считается, что писатель может горы свернуть – если захочет. Что думаете об этом?

Я считаю, что писатель – властелин культуры, так как слово – первично, человек есть знак, который сам себя означивает. Нет ничего, кроме языка. Всякая культура – это хорошо обработанный язык. Не мы мыслим знаками, а знаки порождают мышление. Не создание в голове, а голова – в сознании. То есть от писателя зависит, как мыслят люди. Как говорил Витгенштейн «Границы моего языка означают границы моего мира». Писатель может легко расширить границы привычного, обычного, повседневного, само собой разумеющегося. Писатель может сделать так, что читатель, как никогда, выйдет за рамки, за рамки рамок и за рамки рамок рамок. Известно, что писатели словом способны творить любые чудеса, даже из обезьяны сделать человека, и наоборот. Как говорил Куайн «Быть – значит быть значением связанной переменной». Мы существуем в словах, мы – значение тех слов, которые заложил в матрицу нашего мира писатель. Человек – функция от слова. Писатель – это сказочник, который творит нашу жизнь – сказку.
2. Расскажите о своем главном творческом подвиге. Ну у меня море творческих подвигов, я их совершаю каждый день. Например, я три-четыре раза в течение последних двух лет, за день сочинил больше ста двадцати афоризмов. То есть повторил и переповторил свой рекорд.

Я придумал новый шуточный литературный жанр – диадатинг.

Это диалоги общения парня с девушкой, обычно из двух строчек. Первая фраза в них, как правило:
– Девушка, а можно с Вами познакомиться?
С 2019 года я сочинил более 4 тысяч диалогов диадатинга (а может быть и в два раза больше, я точно не считал). От нечего делать прикалывался, сочинял забавные ответы на один и тот же вопрос.

А еще мое достижение – создание нового философского направления – пробелология (философия пробела). На эту тему у меня тоже поставлены рекорды – 60-70 афоризмов о пробелах в день.

Еще я придумал новое направление – философия черного квадрата. Тут у меня рекорд – около сорока афоризмов о черном квадрате в день.

Когда я учился в школе, у меня был рекорд – пять часов в день кататься на коньках. Весь день играть в настольный теннис. За день прочитать 400 страниц книги, весь день читать. Потом, когда я учился в институте, у меня был рекорд – просмотр в кинотеатре трех фильмов в день. Еще я ставил рекорд по количеству просмотренных классических фильмов.
3. Вообще, насколько это для вас серьезно – творчество? Уместна ли самоирония, когда рассуждаешь о деле своей жизни?

Творчество для меня – это образ жизни. Я постоянно сочиняю, придумываю диалоги, афоризмы, стихи, фразы, каламбуры, тавтологии, парадоксы, абсурды, алогизмы, шутки и даже оговорки и случайный набор слов. Это мой стиль бытия. Еще я творчеством считаю фотографироваться. Выбирать интересный фон для фотографии – занятие тоже очень интеллектуальное.

А самоирония – основа самосознания. Важно быть критичным, корректировать свои планы, стратегии и тактики. А если анализировать жизнь с юмором, лучше понимаешь нюансы. Мир состоит из атомов и смешинок.
4. Вы лирик или циник – если делить на черное и белое? Я лирик, живу в этом мире поэтически, отношусь к миру как к запутанному клубку ниток, который надо распутать так, чтобы еще больше запутать. Я не придерживаюсь бинарных оппозиций, четко не делю все на хорошо или плохо, верх – низ, право – лево и так далее. Мир многомерен, все не однозначно и обобщать по какому-то одному критерию смешно и не адекватно. Я нашел много интересных сверх-символов. Это и черный квадрат, и пробелы, и дарвинизм, и тема марсиан, и тема зазеркалья, тема Раскольникова, тема многочисленных забавных зверюшек, тема человека и тема истины. Все это в моем творчестве гипер-символы, за которыми стоит глубокий, многомерный смысл.
5. Всегда ли по-вашему сахар сладкий? Или жизнь состоит из исключений из правил?

Если висящее ружьё заряжено солью, оно когда-нибудь выстрелит сахаром.  Жизнь – это плохо зарифмованное стихотворение, которое надо переписать, добавив туда правильную пропорцию соли и сахара. На самом деле, действительность никогда не соответствует действительности. А исключение подтверждает правило, если правило не кривило. Часто возникают обманутые ожидания, потому что у нас не правильные установки, ложный настрой, не адекватная мотивация. Все мы немного недоразвитые, не правильно планируем, не так реагируем на вещи, поэтому ожидаемое и действительность никогда не совпадают. Жизнь дает обратную связь, корректирует, но часто что-то изменить бывает уже поздно. Знал бы, где упаду, соломку бы подложил. Человек видит мир в рамках своих ограничений и никогда не уложится ни в один алгоритм. Когда дело касается интерпретации жизни – все работает и все не работает. Информация ценностно пронизана, но нет четкого эталона – что соль, а что – сахар, образцы меняются, трансформируется, что вчера было сахаром, сегодня может быть солью и наоборот. У современного человека нет жесткого ценностного ядра. Сахар не редуцируется к понятию «сладкого», мир не описывается с помощью рациональных схем, так как мир непрерывен, а понятия дискретны.

 

  1. Как накапливать и правильно расходовать творческую энергию?

Лучший отдых – это смена деятельности. Прежде надо немного почитать, потом послушать аудиокнигу, прогуливаясь с плеером, потом посмотреть Ютубе, ходя взад-вперед по комнате, потом полистать ленту инстаграма (стоя) и т.д. Таким образом, мы активно отдыхаем. Смена одного интересного занятия другим интересным занятием – это и есть активный отдых. Важно, чтобы было много интересных впечатлений, для этого надо уметь фильтровать информацию, расставлять приоритеты, выбирать самое важное.
7. Можете ли писать «по заказу», «для конкурса» и пр? В чем состоит основное отличие «заказа» от «чистого вдохновения – именно в создании произведения?

Я по заказу если и пишу, то только как экспромт, импровизации. Иногда участвую в конкурсах и выполняю конкурсные задания, но с одним условием: я сочиняю свои работы на конкурс за 5-8 минут быстро, не редактируя и сразу отправляю их, так, чтобы это было естественно, не по указке, само собой чтобы все получалось, случайно, как напишется.

Я считаю, что в творчестве самый важный, базисный принцип – естественность, честность, правдивость.  Нельзя писать искусственно, долго редактировать, матрица отношения к миру – это то, что сразу приходит на ум, первые фразы и слова, которые не надо потом заменять на правильные шаблоны. Надо соизмерять информацию, но не вся информация поддается логическому анализу.

Кто знает, что такое факт, понимает, почему он относителен. Любое приближение к истине с течением времени не более точно, а даже наоборот. Поэтому творить надо на чистом вдохновении, создавать надо от души, правдиво, как перо ляжет.

Идеология и мировоззрение писателя проектируются на слово, но нельзя рационально и логически реконструировать мысль, поэтому делать много правок и переписывать свои работы «на чисто» не надо. Работа всегда должна быть немного недописанной, живой, естественной, не законченной.

В творчестве не надо следовать нормам, нормативность исторически изменчива, границы между словом и методологией письма условны, слово – вероятностно, приблизительно и не точно, есть лишь промежуточные состояния слова, но править текст все-таки можно, потому что ни одно предложение не обладает иммунитетом от переоценки и переосмысления, перетолкования.

Не стоит слепо верить в литературность литературы, надо писать неправильно. Четких критериев нет, именно в ошибках часто кроется истина.

  1. Что делаете, если совсем не пишется? Мне всегда пишется. В крайнем случае – что вижу, то пою. Первые попавшиеся ассоциации превращаются в шедевры.
    9. Что может заставить вас замолчать? Молчание – золото. Но у меня другие ценности. Вселенная звучит, даже движение планет сопровождается музыкой, поэтому молчания в природе не бывает. Ничто не молчит.

Молчать надо, только когда слишком бурно играют эмоции. Если замечаешь, что эмоции опережают логику, стоит замолчать.
10. Девиз (если бы он был) вашей творческой жизни?

Мой девиз – симпатичность спасет мир. Именно не красота, как у Достоевского, а симпатичность, так забавнее и интереснее.

(с) Юрий Тубольцев

Читайте журнал «Новая Литература»
Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.