Анастасия Сергеевна Попова. Чёртов омут (рассказ)

Все знают пословицу «В тихом омуте черти водятся», но мало кто догадывается о прямом значении этих слов. Вопрос о том, что это за омут и какие, собственно, черти в нём водятся, был решён, и теперь каждый может узнать о жизни омута и его обитателей. Мы все должны быть этому очень рады, кроме самих чертей, конечно.

Омут Тихий находится… А вот этого я вам не скажу, потому как черти не очень желают, чтобы все узнали об их омуте, а любопытные читатели явно захотят посетить это поистине волшебное во всех смыслах место. Но черти радушно согласились поведать мне несколько достойных внимания историй из своей жизни.

Начнём, наверное, с раскрытия загадок пословицы. И да, вы правы, прежде всего, надо обратиться к самому омуту. Внимательный читатель уже, должно быть, догадался, что он называется «тихим» вовсе не потому, что там ничего не происходит, а это просто его название – омут Тихий. Определил его так первый чёрт, поселившийся, не по своей воле конечно, в этом самом омуте. Показался он ему очень спокойным, этаким райским чёртовым домом.

О местоположении этого самого омута могу сказать лишь одно – находится он очень глубоко в одном не очень глубоком месте. Я уже говорил о том, что черти попали сюда не по своей воле? Кажется, да. Но любопытный читатель захочет узнать, а по чьей же воле они туда попали. Вот это я вам и открою по секрету, но немного позже.

Сейчас хотелось бы сказать несколько слов о самих чертях. Честно говоря, разглядывая обитателей омута, я не нашёл явных отличий во внешности между ними. Хотя если приглядеться, то можно отыскать и индивидуальные особенности.

Один ещё совсем молоденький чёртик мне понравился больше всего. Он был маленького роста, не такого маленького, как остальные, а ещё меньше; рыженький, но не такой рыжий, как остальные, а ещё рыжее; лохматые волосы его и вовсе были ярко красного цвета, но из-за постоянного нахождения в воде все покрылись тиной. Кожа этого чёртика тоже была в тине, и один только поросячий нос был совсем розовым, как у молоденькой свинки. И такие же поросячьи глаза выглядывали маленькими бусинками из-под рыжих, нависших бровей. Тело его было полностью покрыто шерстью, которая забавно топорщилась, вылезая из коротких, обтягивающих шортиков. В общем, зрелище невероятно умилительное.

Чёртик любезно назвал мне своё имя, которое было не менее умилительным, чем весь его образ, а звали моего нового друга Квеку. Как позже оказалось, Квеку было всего пять лет,  правда, я не знаю, сколько это по чёртовским меркам. Именно от него я узнал про легенду о названии омута и ещё много чего интересного. Оказалось, что у этих самых чертей есть уйма занимательных историй, на которые нельзя не обратить внимание.

Но прежде чем рассказать вам эту самую легенду, надо несколько описать сам омут. Я попал туда совершенно случайно, это была страшная история, но сегодня я не собираюсь никого пугать, а поэтому распространяться особо не буду. Могу лишь сказать, что когда я очутился в омуте, и смог открыть глаза, и когда глаза привыкли к мутной воде и приглушённому свету, я увидел, что вокруг меня собралась целая куча чертей. Можете представить, как дурно мне стало! Но они оказались весьма приятными личностями, и я пообещал как-нибудь зайти к ним в гости ещё раз, рассказать о жизни наверху.

Эти черти живут в очень уютненьких домишках, сделанных, по-видимому, из кораллов. Всё у них цивилизовано, чистенько, в общем, любо дорого смотреть. Первым со мной познакомился уже знакомый вам Квеку, а потом я узнал, что его родители очень уважаемые люди в омуте и самые настоящие долгожители.

За чашечкой какого-то мутно-зелёного напитка он поведал мне ту самую историю, что я всё собираюсь вам рассказать. А речь пойдёт о последнем деле, за которое и был выслан в Тихий омут первый здешний чёрт Изок. Прославился он как первооткрыватель омута и как самый волосатый чёрт в мире.

Жил этот Изок раньше в подвалах да в подворотнях и питался одной капустой.  Другие черти его не любили, а потому что был он неправильный, в смысле правильный, но не по чёртовым меркам. В отличие от других, сделки с людьми не совершал и в лицемерных, двуличных, жадных не вселялся. Черти его презирали и соблазняли тёмными душами колдунов и ведьм, а также грешными человеческими душонками. Изок наотрез отказывался пакостить людям, подстрекать их к пьянству и другим греховным поступкам. И никогда он Люциферу тёмных душ не носил.

Но как-то раз Изок услышал об очень интересном человечке, на сделку с которым никто из чертей идти не хотел, а всё потому что просил человек в обмен на свою душу даже не власть и не миллион, а нечто большее, намного большее, но что именно никто так и не осмелился сказать. Тогда Изоку стало интересно, что же такое захотел этот человек и решил чёрт разузнать всё сам.

Явился Изок к человеку и ужаснулся. Был тот огромным, толстым и совсем-совсем лысым. Глаза у него были маленькие-маленькие и судорожно бегали туда-сюда, рассматривая чёрта.

-Хочу править, – грозно сказал он, – всеми вами.

Изок только посмеялся про себя и, для приличия подумав чуток, согласился на сделку. Хотя, конечно, выполнять ничего не собирался. Душа у этого человека была очень мерзкая. Чёрт,  видел много душ на своём веку, но понял, что эта была самая отвратительная из всех, что когда-либо встречалась чертям. Очень маленькая, просто крошечная, но при этом чёрная и вонючая. Такая бы понравилась другим, но не Изоку. Чёрт просто спрятал её в топкое, не менее вонючее болото и предпочёл забыть обо всём этом.

Не тут-то было. Кто? Как? Когда? – Неизвестно. Но известно лишь то, что сам Люцифер разузнал о сделке. Испугался он, думаете вы? Заволновался, что обещано место его другому? Чёрта с два! Обрадовался Люцифер! Самому ему в отставку уйти нельзя. А тут замена нашлась.

Надо сказать и о Люцифере несколько слов: он всё-таки был достаточно значимой личностью. И в самой большой толпе его можно было узнать ещё издалека. Всё потому что был он очень высокий, выше человеческого; шерсть на нём росла густая и лохматая, как новый ковёр; глаза и вовсе были огромными и ярко зелёными. Смотришь в них и жалко бедного Люцифера становится. Уж неизвестно, сколько лет, да верно, много проработал он на одном месте, вот и хотел поскорее найти себе замену. И так он желал отдохнуть, что даже человека готов был вместо себя поставить.

Плохо только, что кроме самого Люцифера никто и не догадывался о том, сколько счастья ему принесла эта новость. Все боялись гнева Великого. Особенно черти, те так совсем дрожали до кончика хвоста. Изок только не дрожал, но и Люцифера престижной должности лишать не собирался. Он  решил просто обмануть человечишку, спрятав его душу.

Для бедного Изока всё повернулось как нельзя хуже. Люцифер ждал-ждал свою душу, но так и не дождался. Тогда понял он, что не собирается Изок ему ничего приносить, а значит придётся ещё неизвестно сколько бедному Люциферу на прежнем месте работать. И черти узнали о сделке. Кричат, с ума сходят, боятся Люцифера. Всей правды не знают. А человек так совсем изгаляется. Душу у него украли, а просьбу не выполнили. Кричит, с ума сходит. О мести думает.

И только Изок ни о чём не подозревал. Жил себе дальше спокойно и даже не вспоминал о человеке. Ел свою капусту и смотрел со стороны на жизнь людей. Изок был к тому времени уже старый и, так сказать, мудрый, насколько, конечно, может быть чёрт. Рога у него побаливали от старости, нос потерял былую свежесть, стал сухим-сухим. Шерсть и та росла не так густо. Изок не обращал внимания на эти незначительные изменения, ведь у него было о чём подумать. Опыт сказывался. Примерно каждый час он ругал себя за то, что всё-таки пошёл на эту сделку. Ведь ему совсем не хотелось связываться с этим человечишкой. Проклятое любопытство!

Читайте журнал «Новая Литература»

Изок сидел в своём подвале, подкручивал трубы, чтобы не текли и по ночам указывал дорогу заблудившимся путникам. Но это продлилось не долго. А именно три дня. Изок как раз отдыхал, дёргая во сне пяточком. Очень забавно. В этот самый момент случилось невероятное. Не успел чёрт, как следует раскрыть глаза, как видит: вокруг черти, черти и ещё черти. Все кричат наперебой. Тыкают в него своими рогами. Но сильнее чертей кричал сам Люцифер. Изок даже перепугался не на шутку. А, нет, простите! Не его он так испугался, а человечишку. Того самого. Кричал, визжал, как настоящая свинья, и никакого пятака ему не надо было. Так орал, что всех чертей перекрикивал вместе с Люцифером. Тут не только чёрт, но и человек перепугается. И главное все несут Изока на своих руках волосатых, даже щекотно. А куда несут?  Неизвестно. Но быстро несут, черти. И кричат притом. А что кричат? Не разобрать.

И вот чувствует Изок, что его отпустили. Падает, падает. Красота. Упал. Уже не красота. Больно. Огляделся чёрт: вокруг лес жуткий; деревья высоченные, голые, как призраки колышутся и смотрят на него; земля под Изоком твёрдая, безжизненная; сверху черти летят с человечишкой во главе. В общем, загляденье! Не считая, конечно, разъярённой толпы чертей, несущейся на него.

Решили они, оказывается, таким образом наказать Изока. Оставить его в этом лесу навсегда. Так Люцифер ему и сказал. Чёрт обрадовался: очень ему лес понравился. Человечишка первый это заметил и говорит писклявым своим голосом:

-Ему нрааавится здесь. Другооое место подыскать нааадо.

Тогда уже все заметили, что лес Изоку приглянулся. Подхватили его черти и понесли. Так быстро летели, что Изоку ничего не было видно. И вот опять. Падает, падает. Упал. Смотрит: самый настоящий кошмар! Подвал тюремный. «Нет», – думает чёрт, – «С этими ужасными я жить не буду». Хотел уже чёрт бежать, да не успел. Черти на него опять свалились. Стали его разглядывать внимательно так. И когда уже все решили, что место это Изоку не нравится, человечишка заявил, что, мол, притворяется чёрт, специально, чтобы его здесь оставили. Сказал ещё, что он «наглый, хитрый подлец», чем очень обидел бедного Изока.

Полетели дальше. Долго в этот раз летели. Изок чуть не уснул. Но прохладная вода, в которой он вдруг очутился, его хорошенько взбодрила. Лежал чёрт в тине, ждал, когда на него остальные свалятся, да так и не дождался.  Пошёл тогда Изок свои владения осматривать. Как ему всё понравилось! А главное тихо, спокойно. Не жизнь, а сказка. Назвал тогда Изок свой омут «Тихим». Так и прижилось.

Откуда здесь появились остальные черти, история умалчивает. Вот такую местную легенду мне Квеку поведал. У них на Изокской площади даже памятник стоит Изоку, как первооткрывателю и прародителю всех чертей на свете. «Почему всех?», – спросите вы. Да потому что в скором времени все черти во всём мире вымерли, остались одни тихочане: жители «Тихого». Почему они вымерли, никто точно вам не скажет, кроме Квеку конечно. Квеку тот всё знал. Он там самый умный. Так вот, он-то знает, что в мире важен баланс. И этот самый баланс, по мнению Квеку, был нарушен. «Кем?» – спросите вы. «Людьми!» – ответит Квеку. Что правда, то правда: люди совсем с ума посходили, все стали жадные, злые, эгоистичные, такие зверства друг над другом учиняют, что чертям в голову не приходит.  А как могут быть в мире одни черти? Никак, правильно. Потому и вымерли все настоящие. Кроме тихочан, конечно. Они-то лучше с каждым днём становились. Вот только почему вымерли черти, а не люди – неизвестно. Зато в мире воцарилась гармония. Во многом этому и тихочане поспособствовали. Ведь чем больше плохих людей, тем больше хороших чертей.

Здесь, в омуте Тихом, все черти дружелюбные, добродушные и как никто честные. «Мы», – говорит Квеку, – «помним, почему выжили. А потому мы стараемся про душу не забыть, не забыть про доброту и чистоту. И помнить главное – мы не люди».

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.