Саша Тэмлейн. Мой друг Арчибальд (рассказ)

 

Может быть, вы никогда не дружили с попугаем, и Вам кажется, что подобная дружба – немыслимое дело. Тогда я вас удивлю. У меня был попугай, которого иначе, чем «друг», назвать язык не поворачивается. Звали его Арчибальд.

Да, имечко конечно, то ещё: не Петя, не Попка, не Кеша и даже не Гоша. Он был именно Арчибальдом. Маленький зелёный волнистый попугайчик. Своё имя он выговаривал на ура: Арррчи, Арррчи!

Наверно, кто-то скажет: как можно дружить с попугаем, если даже не понятно, что именно он думает? Эмоции собак понятны: виляет хвостом – рада видеть, рычит – недолюбливает. У кошек тоже свои хитрости: подёргивает хвостом – недовольна, мурлычет – счастлива. А как быть с попугаями?

На самом деле, у них тоже есть свой «тайный язык»: распушился, прикрыл глаза (засунул голову под крыло, поджимает одну ногу) – спит; перья на голове встали дыбом («хохолок») – чем-то возбуждён, восторжён, радостен; распушил перья по бокам головы («надул щёчки») – доволен, счастлив; распушился и разговаривает сам с собой – умиротворён; сипло кричит, «каркает», кусается – недоволен; поглядывает одним глазом – заинтересован; потягивается, вытягивает крылья – скучает, сонный; щиплет пёрышки возле шеи, грудки – настолько возбуждён и озадачен, что не знает, что делать (в этой ситуации люди вертят в руках ручки, мнутся с ноги на ногу, грызут ногти).

Вот такой вот нехитрый спектр эмоций, и всё-таки, куда больше, чем у ящериц, рыб или жаб. На самом деле, крупные попугаи (жако, какаду) интеллектом не уступают обезьянам. У волнистых попугайчиков соображения, конечно, поменьше, но и совсем уж глупыми нельзя их назвать.

Попугай не кошка и не собака; его не погладишь – птицы очень не любят, когда касаются их спины – должно быть, припоминают, как сверху на них охотились хищники. И, даже если хищников никогда не видели и всю жизнь провели в клетке, генетическая память предков не дремлет. Но попугаев можно приласкать по-другому: аккуратно почесать им щёчки и под подбородком. Конечно, такая ласка требует доверия, однако очень нравится пернатым питомцам.  Когда попугаям щекочут животик, они относятся к этому настороженно; касаться же спинки, крылышек попугай может доверить только очень любимому хозяину, да и то с неохотой.

Попугаи с удовольствием слушают россказни хозяев, если те подаются мягким, ласковым тоном: повторять же предпочитают слова, содержащие шипящие звуки и звук «р». Чем больше «шипящих» и «рычащих», тем лучше: голосовой аппарат у попугаев устроен не совсем так, как у нас с вами. Поэтому вашему любимцу куда проще выговорить внушительное слово «Пётрррр», нежели фамильярное «Петя».

Общаться с попугаями можно и свистом.

Если включить телевизор, когда показывают птиц, их щебет и пение, попугай может возбудиться, озадачиться, начать отчаянно чирикать в ответ. Один из моих питомцев у саживался на телевизор сверху и внимательно изучал: так где же там запрятаны эти птички? Посвистывать и щебетать по-птичьему обучиться несложно; подобные звуки попугаи явно слушают с заинтересованностью.

Мне кажется, когда Арчи исполнилось примерно шесть лет, он понял, что Арчибальд – это именно его им, его личный позывной. Это не так уж и невероятно; Конрад Лоренц рассказывал о таком феномене. Стоило позвать «Арчибальд!» – и он тут же поворачивал голову.

Нужно также понимать, что человек для попугая – довольно крупное существо. У меня сложилось общее впечатление, что далеко не сразу попугаи начинают осознавать, что руки и ноги человека, голова и туловище – всё это принадлежит одной особи.

Помимо этого, с попугаями можно играть в игры. Один мой попугай (Петр Первый) обожал садиться на шахматную доску и расшвыривать все шахматы прямо во время партии. Кроме того, во времена моей молодости был распространён «морской бой»,  где фишки крепились в небольших пазах внутри доски. Петр с наслаждением выдёргивал все фигурки, искренне возмущаясь, если какая-нибудь застревала.

Арчибальду же по какой-то странной причине нравилось расхаживать по клавишам клавиатуры. Стоило согнать его оттуда, как он с веселым «гиком» устремлялся обратно, тормозил прямиком на Enter и проказливо поднимал голову: «а вот он и я!».  Нравится попугаям и звонить в колокольчики, которые нередко подвешивают в их клетки, болтать с зеркалом или исследовать новые, неизученные углы квартиры.

Подружились мы с Арчи благодаря одному, очень грустному инциденту. То есть, дружили мы, конечно, и раньше, но именно в этот момент дружба стала крепкой. Попугай беспечно ходил по полу, и на него наступили. Бедняга не мог ничего есть, даже на жёрдочке сидел с трудом; я подносил ему питьё, воду, чистил просо до размеров пшена…

Когда попугаю скучно, он может садиться вам на плечо, рассказывать что-то на ушко, или пощипывать за него; а также перебирать ваши волосы – примерно так, как они чистят свои перья. Помимо этого, попугаи любят щипать за ресницы: немного страшновато, конечно, но делают они это очень аккуратно.

Однажды, как-то был период, когда мы с Арчи почти не общались; потом он прилетел, уселся на плечо, и попытался пощипать меня на ресницы; но, уже отвыкнув от подобного, я отдёрнул голову. Впервые видел, как попугай обиделся: он отошёл на самый край плеча, подальше от меня. Бедняга…

К счастью, мы вскоре помирились.

Потом он состарился и немного одряхлел; и я рад, что незадолго до его кончины мне удалось выбрать время, и вспомнить те времена, когда мы почти всё делали вместе.

Покойся с миром, мой дорогой друг.

Читайте журнал «Новая Литература»

И прости меня, если было за что.

Прости.

Надеюсь, есть Царство Небесное для маленьких попугайчиков, а может, ты в следующей жизни родишься домашней кошкой – и тогда жизнь у тебя будет определённо легче.

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.