Макс Гордон. Старый подвал (рассказ)

Казалось бы – уже полгода в новом доме и нужно привыкнуть ко всему, но нет, с подвалом Андрей так и не освоился, спуск всегда напрягал его. Находясь в отличной спортивной форме, Андрей Семенов спускался без труда, нащупывая ногами лестничные ступени, а сердце гулко билось в груди, отдаваясь в легких волнами жара. Какой-то сюрреалистичный, беспричинный страх, но страх окутывал разум Андрея каждый раз, во время спуска в подвал.

Конечно, было в этом подвале что-то, отталкивающее и это ощущал не только он. Друзья, приехавшие на новоселье, в числе прочих комнат заглянули и подвал, и каждый шел, затаив дыханье, затихли шутки, пропал алкоголь.

– У меня такое ощущение, что этот подвал появился здесь за долго до дома, – попытался пошутить длинновязый Роман.

– Дружище, ты попал в самую точку, – подумал Андрюха, но в слух, конечно, ничего не сказал.

Если вдуматься, то именно это чувство он испытывал каждый раз, стоя на лестнице перед спуском вниз. Как-будто погружаешься в древнюю реликвию, а над головой всего-то два жилых этажа. Но с каждой ступенькой, с каждым шагом в нижнюю комнату появлялась навязчивая вата в ушах, в ногах застревала коварная слабость, вдобавок к этому, крутило живот. Всего каких-то двадцать корявых ступеней, а такое чувство, что находишься уже глубоко под землей. Не случайно бывший хозяин, продавший дом, практически за бесценок, не стал спускаться с ним в подвал.

– Спускайся сам, если посмотреть интересно, а у меня сегодня колени болят! – вспомнил Андрей слова прежнего хозяина и только теперь понял его… Здоровый мужик, в коридоре макушкой в потолок упирается, а при слове «подвал» – вздрогнул и онемел.

Нет, с остальными комнатами все было в порядке, но за полгода проживания в доме, к подвалу он так и не привык. Были в этом и свои сомнительные преимущества, подвал по-прежнему оставался пустым, в то время, как все прочие жилые комнаты, не упуская коридор и не исключая гараж, стояли захламленными по самое некуда, а вот подвал оставался пустым.

Но проклятые предохранители находились именно в подвале и Андрей, вооружившись фонариком, в вечер пятницы спускался вниз. В голове роились предательские мысли, – пригласить завтра Серегу и спуститься вместе с ним, совру, что слабо разбираюсь в электрике – но это завтра, а сегодня-то как? На пятничный вечер запланированы онлайн-игры и несколько фильмов после них припасены, без электричества эти планы оставались просто планами, а значит приходилось спускаться в подвал.

Проверив, что в фонаре вставлены новые аккумуляторы, Андрей пошарил глазами по кухонному шкафу. В глубине обнаружились свечи и зажигалка, но протянув к ним руку, он все-же решил, что это ни к чему. На нижнем ящике комода в коридоре он тоже нашел то, что искал – хорошая отвертка с прорезиненной рукоятью и новый предохранитель на сорок ампер, – что ж, если будет нужно, по-быстрому поменяю на новый, всего делов-то минут на пять.

– А может и не придется менять, включится старый, – глядя на уходящую вниз лестницу, успокаивал себя Андрей.

– Игхххх, – вздохнула четвертая ступенька, когда на нее наступила нога.

Бетонный пол и металлическая лестница, а спускаясь в подвал, он постоянно слышал скрип, но так и не смог понять, что может так скрипеть. На седьмой ступени воздух завибрировал, перед глазами пробежала непонятная рябь – такое ощущение тоже было привычно, но каждый раз вызывало дрожь. Возможно, все дело было в разницах температур – холодного воздуха, идущего из подвала и теплого сверху, который шел вниз, а возможно, следствие крылось в другой причине, Семенов думать об этом не хотел.

Снизу послышался металлический скрежет, как будто жестяная банка упала на пол и с неприятным скрежетом покатилась по нему, а следом послышалось быстрое цоканье мелких лапок, оканчивающихся маленькими, но острыми коготками. С одной стороны, все было просто – в подвале бегает неуклюжая мышь, задевшая пустую кофейную банку, но с другой стороны, никаких пустых кофейных банок Андрей в подвале не оставлял, там вообще ничего не было, не считая нескольких грязных кирпичей, неизвестно для каких целей, сваленных в кучу предыдущим хозяином, канализационных труб, да проклятого счетчика, который какой-то причудой поместили в подвал.

Андрей замер, занеся ногу в воздух и не решаясь сделать следующий шаг. Разыгравшееся воображение живо нарисовало ему хитрую мышь, только нарисовало ее размером с обезьяну. Желание повернуть обратно наверх было велико и теперь усиливалось с каждой секундой, ударяясь о ребра, сердце пыталось выпрыгнуть из груди, – ни дать, ни взять, перепуганный мальчик, – попытался Семенов пристыдить свое слишком бурное воображение, – двадцать семь лет, а какой-то крысы испугался.

Такой ход мыслей помог ему справиться и сделать ногой следующий шаг, но рука, несущая отвертку, перехватила ее помимо воли, взявшись теперь на манер ножа. Иду на Мыша, – подумал Семенов и нервный, сдавленный смех вырвался из его рта.

Он успел преодолеть еще две ступени и уже видел впереди поворот, ведущий в подвал, когда уши уловили хриплый шепот, он не сразу понял, что слышит собственный смех. Смех, который отзвучал и должен затихнуть, но по-прежнему отражается эхом от стен. И тут мужчина двадцати семи лет в холке, что есть мочи побежал назад…

Коридор встретил его тишиной и спокойствием, быстро развеяв пережитый страх, но сердце гулко ударялось о ребра, во рту пересохло, хотелось пить. Уже стыдясь своей прежней трусости, молодой мужчина прошел на кухню и взяв в руки бокал для пива, наполнил его до половины вином. Одним махом осушив бокал, Андрей почувствовал, что страх покинул его окончательно и на смену ему пришел стыдливый гнев, но все же убирая в шкаф початую бутылку, он прихватил восковую свечу и засаленный коробок спичек.

На этот раз лестница не заскрипела, и он уверенно спускался вниз, ощущая кожей лица, как манятся воздух с тепло и сухого на холодный и сырой. На последней ступени он все же помедлил, но быстро выдохнув, повернул в подвал.

Никаких жестяных банок по полу не каталось, как не было видно там и крыс, лишь шорох воды в канализационных трубах нарушал тишину, темноту и покой. Коробка с автоматическими выключателями находилась на дальне стене, и он решительно пересек подвал. Комната – как комната, ничего необычного, пустая и квадратная, с одинаковыми стенами, в длину каждая метров по пять, на дальней стене, рядом с электрооборудованием, под потолком врезано прямоугольное окно. Вино придавало Андрею храбрости, он уже не понимал, что раньше пугало и отталкивало его.

Остановившись возле щитка с автоматическими выключателями, Семенов стал по очереди щелкать их. Но самый правый не подавал признаков жизни, черный рычажок двигался без усилий, свободно переходя вверх и вниз. Конечно, в таком состоянии не дело ковыряться в электрике, но он спустился сюда именно за этим, разве не так? Приняв решение действовать осторожно, Андрей ухватил поудобней отвертку и установил фонарик на пол.

Читайте журнал «Новая Литература»

Самый верхний тройной переключатель в выкаченном положении обесточивал весь дом, – но в таком случае погаснет электричество и в прихожей, – Семенов с тоской обернулся назад. Позади него на противоположной стене подвала виднелась дверь, ведущая наверх, из-под двери пробивался узкий луч света, горящего в прихожей и мужчина, вздохнув, надавил на рычажок.

Теперь подвал освещал лишь яркий столб света, идущий от фонарика, оставленного в ногах. Стараясь работать быстро и осторожно, Андрей нащупал винт отверткой и принялся выкручивать его. Освободив без труда верхний провод, он прицелился к нижнему винту, но сделав ногой неосторожное движение, задел фонарик и опрокинул его. Луч света запрыгал по стенам, покатился по полу, а затем погас…

– Да твою же мать! – обругал Семенов свою неосторожность и опустившись на четвереньки, принялся шарить руками по полу, нащупывая в темноте откатившийся фонарь.

Руки натыкались на неровности пола, изучала трещины, но фонарик пропал. Положив рядом с собой отвертку, Андрей принялся обследовать пол двумя руками, стараясь не нервничать и контролировать свой страх. Он ощупал каждый миллиметр пола, обдирая ладони и изваляв их в пыли, но проклятый фонарь как сквозь землю провалился, хотя по звуку откатился не далеко. Наконец, признав всю тщетность попыток, он поднялся на ноги и выставив руки перед собой, медленно и осторожно заковылял в сторону двери.

Шаг, еще шаг – маленький и осторожный, за ним еще шаг и следом другой, – там до стены всего-то пять метров, нащупаю выход и поднимусь на верх. За этой мыслью пришла другая идея – не проще ли вернуться к выключателю и рубильником вернуть свет, тогда появится дверь, ведущая наверх из подвала, и он прямиком направится к ней.

Повернувшись обратно, он зашагал в сторону выключателя, на ходу несколько раз шаркнув ногой об пол. В подвале раздались неприятные, скрежещущие звуки и в этот момент Андрей вспомнил, что прихватил с собой еще и свечу. Прежде чем послышалось приятное шипенье и маленький огонек проявил свой свет, на пол упало несколько спичек – бесполезных и поломанных в трясущихся руках. Огонек пересел на фитиль старой свечки, пальцы обжег горячий воск, но даже эта боль показалась приятной, по сравнению с давящей темнотой.

Он медленно двинулся в сторону щита с электричеством, держа горящую свечу перед собой. Потолок показался неестественно высоким, по правую руку раздавался шум капающей воды. Отгоняя от себя ненужные мысли, Андрей осторожно шагал вперед – еще через несколько шагов он окажется у выключателя, плавно и осторожно включит свет, за тусклую лампочку, горящую наверху в прихожей, сейчас он был готов полжизни отдать.

Паника появилась уже спустя минуту, когда он сделала не менее десяти шагов и по-прежнему не видел ничего похожего на стену, перед ним простиралась темная пустота. Я заблудился, – мелькнула мысль, но скорее удивила, чем напугала, – да где же тут заблудиться, кругом же подвал?! Но и еще через десять шагов ничего не поменялось, крутя головой он не видел вокруг себя никаких стен. Он снова двинулся вперед, но уже быстрее, стараясь считать в уме каждый шаг и снова шарканье разнеслось по подвалу, хотя Андрей был уверен, что на этот раз его вызвали не его шаги.

Не в силах больше сдерживать панику, он метнулся по направлению к левой стене, стараясь, чтобы на ходу свеча не погасла и ощупывая рукой пространство впереди себя. Остановился он на цифре пятьдесят – полсотни маленьких, но все же шагов, а по бокам все то же пустое пространство, без малейших признаков на наличие стен. Несколько раз он уловил периферийным зрением, как под ногами снуют мелкие существа, похожих на крыс, но гораздо шустрее, – а может и крысы, черт бы их побрал!

Очередной грызун прошмыгнул под ногами, носком тапка Андрей откинул его в сторону от себя, но успел рассмотреть, прежде чем зверь скрылся за неровным светом, что это вовсе не похоже на мышь – скорее уж еж, мохнатый и круглый, но с длинными лапами, как ножки паука. Издав непристойный для мужчины визг, двадцатисемилетний мужчина опрометью бросился назад, он уже не понимал, где должна быть дверь, ведущая на поверхность, он убегал от огромного паука, и лишь спустя время понял, что совершил ошибку – не удивительно, что на бегу погасла свеча. В коробке оставалось еще несколько спичек, но ни одна из них не зажглась…

В кромешной темноте, прислушиваясь к каждому шороху, Андрей осторожно шел вперед, надеясь хоть куда-то, да дойти. Паника нападала на него постоянно, такая сильная, что было трудно дышать. Казалось, что сам окружающий его воздух, пропитавшись темнотой, стал твердым и не попадал в рот. Звуки раздавались теперь постоянно – от тихого шороха, до льющейся воды, вдобавок уши улавливали приглушенное бормотание, но к счастью не рядом, а в стороне от него. Он больше не шарил в пространстве руками и именно неосторожность спасла ему жизнь.

Кто знает, чем бы кончилось для него скитание в темноте, но через несколько шагов Андрей больно ударился головой, от удара из глаз брызнули слезы, а перед глазами поплыли круги. Почувствовав, что вот-вот потеряет сознание, Семенов сел на каменный пол. Предчувствие не обмануло, он действительно отключился, а когда пришел в сознание, то обнаружил, что его тело лежит на заднем сиденье собственного автомобиля.

Прошло много лет, Андрей давно продал старый дом и переехал жить в другой город, но до сих пор – до глубокого ужаса боится темноты…

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Один комментарий к “Макс Гордон. Старый подвал (рассказ)

  1. admin Автор записи

    Страшилка не удалась из-за речевых и фактических ошибок, например:
    «попытался пошутить длинновязый Роман»
    «холодного воздуха, идущего из подвала и теплого сверху, который шел вниз»
    «сделать ногой следующий шаг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.