Михаил Бородин. День рождения (рассказ)

Оканчивался последний  год  обучения в школе.  Было уже начало июня. Летнее  настроение бурлило и гуляло  в душах ребят. Класс буквально гудел от возбуждения, полноты чувств, солнечной энергии. Мальчики выступали перед девочками – кто сильнее, красивее, лучше. Девочки расцвели как первые цветы. Как-то в раз стали  еще более хорошенькими. Они нарочито безразлично сбивались в кружочки спиной к  мальчикам, что-то озабоченно-безразлично обсуждали, будто их вовсе и не касались весенние игры мальчиков перед ними. А сами, тайком скашивали глаза, и спрашивали у тех, кто сидел лицом к мальчикам – ну, и что там как, а Сергей с Сашкой что?..

Только в самом углу класса сидела одна очень красивая  стройная смуглая девочка. Она как бы выпала из жизни класса.  Родители назвали  Арайгуль – утренняя заря. Родилась  она в июне в дни единства земли и воды  в бескрайних степях. Была младшей и любимой дочерью отца. К нему по наследству перешел большой табун лошадей, у него стояла большая юрта (а не джоуля – жилище из камышовых снопов, как у совсем бедных земляков). В юрте было тепло и сытно.

Вскормленная вольным простором степным, молоком матери до 2-х лет, пенящимся кумысом  только из под кобылицы,  девочка росла под защитой старших братьев и заботой старших сестер вольной и свободной, буквально купающаяся во всеобщей любви.

Говорят, что степняки рождаются сразу в седле. Так и Арайгуль. Когда ей не было еще четырех лет, к юрте из табуна пришла гордая белая красавица кобыла Арай – утренняя звезда. Она была еще достаточно юной, но к себе никого не подпускала совсем. Ждали, когда она чуть подрастет, прежде чем приручать, чтобы не сломить преждевременно ее природу. Все были  поражены, когда гордая неприступная кобыла легла перед Арайгуль, которая уцепилась за гриву и взобралась на шею лошади.  Тогда кобыла аккуратно поднялась на ноги и умчалась в просторы степи. Нельзя передать что творилось с родными девочками в тот миг – куда умчалась? Что с ребенком  станется? И так далее…  А через некоторое время Арай вернулась к юрте мерным шагом, а на шее у нее мирно спала девочка. Так они стали больше чем  друзьями. Тем более, что кроме девочки кобыла к себе никого не подпускала даже на расстояние вытянутой руки. А что может быть слаще и лучше ветра в лицо,  когда  просто мчишься через бескрайние просторы степи… Тогда, отпустившись от гривы, поёшь, ловишь ветер руками, кричишь что-то непонятное радостное и триумфальное! А потом шагом возвращаешься к юрте, наслаждаясь тишиной, запахами и красотой, сползаешь с кобылы и нежно прощаешься с ней до следующего полета по степи. И это все когда тебе всего 7 лет.

Но время шло, и отец сказал, что надо уезжать учиться. Получить как можно больше знаний, чтобы стать связующим звеном между стойбищем и внешним миром. Не было времени  познавать науки разные ни у отца, ни у братьев, не говоря уж о сестрах. А время не то уже. Нужен грамотный человек. Так оказалась Арайгуль в городе на учебные месяцы в интернате. Все ей там не нравилось – квадратные комнаты с углами, в которых девочке казалось, по вечерам собирается что- то злое и недоброе,  и это  что-то по ночам оттуда выбирается и ползает по полу, теснота между домами, душные комнаты, в которых нет  степного духа, правила и ограничения, к которым свободолюбивой Арайгуль пришлось привыкать.  Спасали каникулы, когда забирал её отец или братья обратно в степь, где её ждала белоснежная кобыла Арай.

Пока все ребятишки были маленькие, все шло неплохо.  Девочка была активной, подвижной, невольно становилась лидером во всех играх. В ее характере была еще и природная необходимость  обращать на себя внимание, сохраняя при этом уважение к самолюбию окружающих. И очень плохо себя чувствовала, когда ее сначала невольно обижали и унижали. Но время шло. Ребята подрастали. Начали проявляться лидеры в классе. Новым лидерам не понравилось лидерство Арайгул, они быстро поняли, что ее достаточно больно обидеть и унизить, чтобы она отошла в сторону и не мешала, пользуясь тем же ее уважением к чужому самолюбию (если ей сделали больно, она не будет делать взаимно больно, чтобы не обидеть обидчика). Девочка стала сторониться одноклассников, стала замкнутой, перестала делать все, что делала лучше других, зная, что она может это сделать лучше всех. Мучительными для нее были уроки физкультуры в зале. В маечке и трусиках она чувствовала себя совсем голой под взглядами мальчишек. А со временем она подрастала и стала по фигуре первой из девочек. Этого уже не могли простить девочки. Девочке вместо имени дали обидное прозвище «попугай АРА». А самый красивый мальчик, который ей нравился, при всех сказал «– а что может знать, этот попугай Ара, у него даже степная грязь не смывается с лица…». И тогда замкнулась совсем и прекратила все контакты с одноклассниками.  При этом класс сделал ее практически изгоем, но на все олимпиады и важные общешкольные дела посылали именно ее. Класс сам себя загнал « в угол»  и уже на знал, как себя вести с ней, чувствуя себя  виноватым. А она уже, выбрав себе такую скрытую позицию поведения, не делала встречных шагов для примирения – она уже избрала свой путь.

Арайгуль превращалась в красивую девушку. Скромную, красивую, смуглую,  высокую и стройную, застенчивую по природе и воспитанию, уважительную к старшим по возрасту и по знаниям. И никак не замечала парнишку  из соседнего класса, который тоже приехал учиться из далеких степей, и попадался «случайно» ей на глаза всегда и везде.

Отец ее сначала успокаивал, что это все временно, при желании быть первой – гордыня и обида  это смертельный грех. Надо принимать мир как есть, находить в нем место, избегать ситуаций, которые приносят неприятности. Эти все  испытания укрепляют для взрослой жизни. Но кончилось тем, что Арайгуль переехала жить из интерната на окраину города в хижину дедушки, переехавшего в город – земляка  и бывшего старшего табунщика ее деда, который учил обхождению с лошадьми еще ее отца. И теперь она училась, училась и училась. Очень ей нравилась география.  Оказываются, есть другие бескрайние просторы, похожие на степь – моря, пустыни, тундра, полярные льды. А там лошадей нет – небольшие животные олени, на которых ездят, и говорят, тоже молоко их пьют, а в белых просторах белые медведи – вот бы посмотреть на это все.

А математику она решала просто. Давали задачу – сколько будет три плюс два. Скучное условие. А если  сделать по –другому? У меня есть две лошади, а брат еще три привел? Или задача –  было три банана, два яблока и одна груша. Грушу забрали – сколько фруктов осталось. Скучно.  А по другому – В табуне было три вороных коня, две гнедых кобылы и одна белая  кобыла. Белая кобыла убежала к юрте. Сколько лошадей осталось в табуне. Совсем другое дело – ясно и просто.

Она стала лучшей ученицей для школы, но не для класса.

И вот, последний год, последние дни в школе. Давно прошел белый месяц март с его полнолунием, когда попрощались с зимой, наступал день единства земли и воды, и день рождения  Арайгуль.  В классе обсуждали праздник прощания со школой. Все, кроме Арайгуль.  Зашла директор, и сказала, что завтра  с утра надо организовать дежурство по территории и школе на время праздника, и это поручается этому классу. Все замолчали, и самый красивый и обиженный мальчик (он имел желание погулять со степной красавицей, а она его в канаву с грязной водой столкнула) сказал –« вот она умная – пусть и организовывает. Тем более, что у нее завтра день рождения. Вот и пусть попразднует». Арайгуль,  уже привычная к такой нелюбови к себе, просто встала и сказала – «вот и сделаю – кто хочет, пусть завтра с утра к школе приходит». Надо сказать, что многие в классе к ней относились очень уважительно, но боялись это проявлять при активных лидерах класса.

И плохо стало Арайгуль.  Ну что она одна сделает? Вдруг никто не придет.

Грустная и печальная села она на крыльцо хибарки, где жила с дедушкой и заплакала (пока никто не видит).

Вечер накрыл землю. Рядом с хибаркой был небольшой  пруд, большая зеленая лужайка, за спиной шумели большие уже зеленые тополя. Бездонное небо накрыло землю своим куполом, освещая траву, хибарку, девочку и все остальное звездами разной величины. Огромная новая луна ярко-желтым светом добавила в этот сине-зеленый вечерний мир желтого оттенка. В  пруду заорали лягушки, в траве что-то чирикало, трещало. Совсем другой мир был перед девочкой, будто и не было школы,  города и много еще чего…

Сзади подошел   дедушка и спросил – « что-то не так?».

«Нет – все так» – ответила Арайгуль.

«Хорошо – сказал дедушка – давай тогда так сделаем».

Он взмахнул своей суковатой палкой, на которую опирался, как посохом, и вдруг все изменилось.

«Сегодня отсюда караван через степь уходит. Проводить надо»- сказал дедушка.  Поляна разом наполнилась верблюдами, лошадьми, людьми, повозками. Стало весело и шумно. Проводы каравана – это большой праздник.  На кострах жарилось мясо, взрослые мужчины потягивали вино (молодым нельзя еще), над всем этим плыл громкий говор женщин – и не понять, то ли что обсуждали, то ли спорили они, то ли ссорились.  И это все слилось в единый гомон. Гомон жизни.  Несколько старейшин этого всего, вдруг подошли к Арайгуль, и сказали – « праздник у нас, хозяйка, большой караван отправляем. Не побрезгуй – прими участие».  Вся в смущении волнении, девушка уважительно поклонилась старейшинам и вошла в этот праздничный  мир. Темно-синее небо, усеянное звездами, костры, запахи свежезабитого и жареного мяса, каких-то приправ, ощущение простора, свободы и вольности, песни, смех, танцы, смех детей, толкающихся под ногами, невольная тревога женщин, провожающих  мужчин, постепенно нарастающая сосредоточенность  мужчин перед  скорой дальней и нелегкой дорогой  и еще что-то что невозможно передать словами – все слилось  воедино.

Казалось, что все это будет длиться бесконечно. Но вот, кто-то сказал –        «Пора. Небо ясное. Ночное. Звезды хорошо видно. Надо идти, чтобы определить куда идти. Днем будет труднее определиться» (караванщики – это особые люди, которые на открытом пространстве чувствуют правильный путь). И зашевелился разом этот весь «табор». Убрали котлы, подогнали грузы  на животных. Провожающие стали в сторону, и караван двинулся в ночную степь.

Читайте журнал «Новая Литература»

Вот и посыпана соль в костры, чтобы путь был удачным и безопасным, между двух самых больших костров ушел скот, затем следом двинулись повозки, за ними сопровождающие верхом на лошадях мужчины, все разом стихло.

Стихло, но не все закончилось. Ворвались на поляну молодые парни на конях и устроили карусель- джигитовку. Кто ловчее и быстрее. Так и кажется, что посшибают друг друга. Но нет. Все целы. А дедушка  подначивает их  – «Кто перед королевой вечера – Арайгуль с клинками лучшее мастерство покажет?»

Уж откуда парни что из грузинской, чеченской и  похожей джигитовки взяли, но  подхватили они  в обе руки кинжалы, сабли, и засверкала сталь в бликах горящих костров… Друг перед другом бахвалятся,  сбиваются друг с другом, от ударов клинка о клинок искры летят… А самый молодой ,  у одного клинки выбил, отбросил к ногам девушки,  у другого, туда же бросил… Вот потеха мужчин началась. Потом сам с коня сбросился к ней – самый лучший из всех оказался. Смотрит, Арайгуль, а это парнишка из соседнего класса, которого она в школе и не замечала. В школе самый забитый считается, а тут самый лучший –  воин-джигит.   Взяла девушка розу  и отдала ее победителю. Взял он розу, как когда-то брали рыцари на турнирах у дам перчатки, засмеялся, взвился на коня и бросился  в ночное небо, навстречу новой луне.

И разом все стихло. Только костры горят – нельзя их тушить. Огонь сам должен потухнуть – иначе  обидится Бог Солнца, да путникам будет легче идти. Недаром говорят, что через огонь проходит проводник между двумя мирами, который помогает  на земле живущим.

И сидит, Арайгуль – утренняя звезда, на крылечке, и знает. Что  где-то вдалеке дрожит степь под копытами лошадей. Это к ней мчатся всадники – отец и братья. Выехали он так, чтобы завтра рано утром предстать перед своей любимицей. И будет праздник, будет костер, будут песни, будет радость. И самому молодому брату разрешат впервые выпить вина. А впереди всех несется к ней белоснежная кобыла Арай – утренняя звезда, не знающая повода и удила, но знающая нежные руки своей подруги. И бездонное темно-сине-звездное  небо безмолвно смотрит, чтобы все было в гармонии и покое, чтобы всем было хорошо и спокойно.

А парнишка из соседнего класса  летел через звездное небо на своем вороном коне  –  «Иее-ха-хаа!» и пел от радости, что самая лучшая в мире девушка подарила ему розу…

 

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Михаил Бородин. День рождения (рассказ): 2 комментария

  1. admin Автор записи

    В этом тексте остро ощущается удручающая несочетаемость слов друг с другом, несоразмерная корявость предложений, перескакивание мысли рассказчика на второстепенные предметы, отсутствует ритмика, в общем, царит полная стилистическая разруха. Увы.

  2. ГМ03

    Сзади подошел дедушка и спросил – «что-то не так?» (с)
    Вступаю в противоречие с героиней и говорю, что тут всё не так.
    Уже не в первый раз вижу, что автор совершенно нечувствителен к интонации текста, или к тому, что умные люди называют стилевыми доминантами. Понятно, что определения понятий писателю знать не обязательно. Писатель должен эти понятия чувствовать нутром, ибо если не чувствует, то какой он нафиг писатель?
    Со всем уважением к нашему автору, но писательская чуйка у него не развита. Ну нельзя, нельзя соединять слова в предложения, подобные этому: «Новым лидерам не понравилось лидерство Арайгул, они быстро поняли, что ее достаточно больно обидеть и унизить, чтобы она отошла в сторону и не мешала, пользуясь тем же ее уважением к чужому самолюбию (если ей сделали больно, она не будет делать взаимно больно, чтобы не обидеть обидчика)» или «Вскормленная вольным простором степным, молоком матери до 2-х лет, пенящимся кумысом только из под кобылицы, девочка росла под защитой старших братьев и заботой старших сестер вольной и свободной, буквально купающаяся во всеобщей любви».
    В целях экономии места я привела только два примера, но, на самом деле, практически весь текст состоит из таких вот предложений – попирающих и смысл, и правила русского языка, и прости господи, интенциональную модальность.
    Даже в простейших предложениях автор умудряется косячить: «Он взмахнул своей суковатой палкой, на которую опирался, как посохом, и вдруг все изменилось». Он взмахнул палкой, как посохом? Или он взмахнул палкой, на которую опирался, как на посох? И оба варианта плохи.
    Так же, как плох вариант: «Они нарочито безразлично сбивались в кружочки спиной к мальчикам, что-то озабоченно-безразлично обсуждали, будто их вовсе и не касались весенние игры мальчиков перед ними».
    Всё, заканчиваю цитаты, мое резюме: если автор хочет писать, ему надо учиться это делать. Пока минус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.