Юрий Прозоров. Оттепели русских зим (художественно-публицистическое произведение в монологах, диалогах, рассказах, стихах, афоризмах, эссе). Странные оттепели начала 20 века

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

 

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь чёрной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью !…

Александр Блок, «Скифы»

 

Это были необычные оттепели. Во – первых их было две. 1905 – 07 годов и 1917 годов. Первую называли революцией. В общем скорее всего и правильно назы-вали. Тем не менее она может считаться и оттепелью. Именно тогда появился первый парламент, была проведена аграрная реформа, правящие круги стали бо-лее внимательны к нуждам низов. Вторая была тоже связана с революцией – периодом с весны до осени, когда Россия на время стала самой демократической страной мира. Это так называемый период Керенского.

* * *

 

Керенский дожил до 1970 года и умер в Нью – Йорке.

Всем, кто решался приехать к нему из Советского Союза, он говорил: Перес-таньте там писать, что я бежал из Петрограда в женском платье ! Не было этого !

 

* * *

 

Читайте журнал «Новая Литература»

– Ведь эти оттепели впервые выбил сам народ. Вырвал с кровью.

– В общем да. Революции породили эти периоды оттепелей, кстати, очень ко-роткие. Чтобы победить революции или контрреволюцию, начался террор. Во втором случае красный.

– Больше такого не было никогда ?

– Почему ? Просто не так ярко, сильно. И оттепель 20 – х годов была вызвана восстаниями голодных крестьян, недовольством рабочих и так далее. И оттепель 60 – х формально – как считают – была связана с восстаниями заключенных в Но-рильске и Воркуте.

– Народ выбил все оттепели.

– В 20 веке скорее да. То же видимо будет и в новый век.

– Это только усиливается. Под лежачий камень… .

– Думаю, что да. Хотя без революций скорее обойдется.

 

* * *

 

Начало 20 века – жутковатое, бунтовское, трагическое время для России.

Но оно же – время революций, трёх войн, освобождения и нового закабаления, какого – то почти дикого экстремального очищения. Время чередования свободы и самой страшной военной диктатуры, гибели и бегства миллионов. Неудиви-тельно, что тогда и случились эти оттепели.

Это наверное время самых сомнительных оттепелей. Но это были именно от-тепели, пусть удивительно краткие как в 1917 году. Они не были очень замет-ными: ведь в России умеют ценить лишь крупное длительное. Возможно, это бы-ли единственные оттепели, связанные с революциями. Но ведь и все остальные не просто подарили начальники.

Оттепели тогда несомненно случились и как бы там ни было навсегда остались в истории и памяти людей.

Первая революция – оттепель случилась в 1905 – 07 годах. Она не была раз-решена властью, но постепенно правящие верхи смирились с тем, что рабочие хо-дили по улицам с оружием, захватывали фабрики и склады, не пускали поезда и убивали полицейских. Это почти не удивляло.

Кстати, настроения в начале века были даже не оттепельными, а революци-онными. Тогда в Европе включая и Россию вообще были популярны радикаль-ные чаще левые идеи и нередко соответствующие им партии. Вот собственно и прорывалось.

18 февраля 1905 года был опубликован царский манифест с призывом к ис-коренению крамолы во имя укрепления истинного самодержавия, и указ Сенату, разрешавший подавать на имя царя предложения по усовершенствованию «го-сударственного благоустройства». Николаем II был подписан рескрипт с пред-писанием о подготовке закона о законосовещательной Думе.

17 апреля 1905 года был издан Указ об укреплении начал веротерпимости, разрешавший уход от православия в другие исповедания. Были отменены зако-нодательные ограничения в отношении старообрядцев и сектантов.

Одновременно было опубликовано Положение о выборах, установившее пра-вила выборов в Госдуму. Из четырёх наиболее известных и популярных демо-кратических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России была только одна — тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни пря-мыми, ни равными, но это были выборы.

Нужно отметить, что чуть ли не тысячелетняя монархия достаточно быстро по-шла на уступки. Увы, при Сталине чаще не было и намека на уступки настро-ениям народа, а тем более оппозиции – её просто уничтожили физически. При Брежневе много мягче но в общем происходило примерно то же. А дальше – ус-тупки скорее делаются. Но ведь не сталинские времена. За что боролись ?!

Эта первая оттепель века наиболее спорная, ведь погибли тысячи людей, про-изошло много других трагических событий. Но скорее всего это была именно от-тепель, ибо только тогда свобода пусть по – народному понятая действительно ре-ализовалась хотя бы на короткий срок, это время подтолкнуло власти на заметные уступки в том числе свободе и демократии. В это время обычное для России всесилье городовых на время пусть не везде сменилось властью самостоятельно созданных рабочими органов власти, включая советы, довольно свободно рабо-тали партии, газеты выходили без цензуры, а говорить можно было что угодно.

Оттепель быстро сошла на нет и сменилась реакцией. Она породила манифест о создании конституционной монархии, позднее видимо после 1910 года дала в об-щем некоторое смягчение политического режима и наконец оставила в истории редкое для России отвоёванное народом потепление.

 

* * *

 

Кстати, есть точка зрения, что серебряный век русской культуры, который по крайней мере отчасти совпал с этими двумя оттепелями, почти никак не был с ними связан.

Скорее как раз наоборот. Лучшие поэты, философы и художники отлично улавливали настроения в обществе и в том числе оттепельные. Особенно это за-метно у таких поэтов как Маяковский и Блок, что безусловно – невзирая на лю-бые обвинения последних лет – были наиболее значительными авторами в поэзии своего времени.

Оттепели и связанные с ними революции оставили свой след в творчестве всех серьезных авторов того времени как Горького, Брюсова, Бальмонта, Короленко, Репина, Серова, Касаткина, Кустодиева, Есенина. Кстати, все они тяжело вос-приняли то, что революции с оттепелями неизбежно выливались в царский или красный террор.

 

* * *

 

Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.

Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь – висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, — час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.

Константин Бальмонт

 

* * *

 

– В общем это время доказало, что оттепели «можно взять самим», что это – яв-ление не только закономерное, но и явно зависящее от того, чего хотят простые люди.

– Это как бы поставило оттепели «на поток». С тех пор они достаточно регу-лярны. И это не может не радовать. Оттепели не могут закончиться. Наверное лишь «полной победой» оттепелей.

– И как бы не спорили об этих оттепелях, во многом это было светлое время. Русские революции показали народу его силу и слабость власти, они дали России пусть ненадолго вздох свободы.

– Да, они несмотря на кровавые события того времени поселили во многих пусть иллюзорную надежду на действительно светлое будущее. И это было время Блока и Маяковского, Есенина и Волошина, Кустодиева и Станиславского, великих архитекторов и актеров.

 

* * *

 

Сама судьба ему дала

Долготерпение вола.

Его стегают чем попало,

А он мычит, что очень мало.

Эмиль Кроткий, март 1917

 

* * *

 

– Оттепель 1917 года стала продолжением первой оттепели века ?

– Они явно связаны, привели к свержению монархии и установлению довольно сильной демократии.

– Быстро сменившейся жёстокой диктатурой.

– Но в общем так в России бывало и раньше. Просто тут срок диктатуры стал ко-ротким.

– Но это была именно оттепель.

– И тоже завоёванная самим народом. В том скорее и величие этих двух не очень заметных и даже спорных оттепельных периодов. Они как бы прорвались сами собой явно против желания руководства страны, мнения обычно покорного боль-шинства.

 

* * *

 

В 1917 году весна и лето стали настоящим взрывом свободы и народной воли. Но как всегда поначалу это по большей части вело лишь к проблемам.

Все политические силы стали действовать довольно свободно. Резко усилились сепаратистские настроения – даже Сибирь заговорила об отделении. Отменили смертную казнь. Выходило множество новых газет и журналов в том числе са-тирических.

Да, и может быть главное – всё это нравилось народу возможно как никогда.

Страх перед военной диктатурой заставил Керенского поспешить закрепить за-воевания Февральской революции и, не дожидаясь Учредительного собрания, объявить Россию республикой. Левые партии стали действовать свободнее, на-чалась большевизация Советов, в результате которой социалиста Чхеидзе на посту председателя Петросовета сменил радикал Лев Троцкий. Стремясь за-крепить успех, большевики накануне выборов в Учредительное собрание пред-приняли октябрьский вооружённый переворот, в результате которого Временное правительство было свергнуто. Пришло кровавое время, которое всё равно за-кончилось новой более слабой оттепелью.

Всё было просто. Закрепить демократию не успели. Оттепель прошла очень быстро. Но всё равно это была оттепель.

 

* * *

 

Кстати, вот такими анекдотами уже позднее народ наградил Ленина, что ко-нечно, устроил пир реакции после оттепели 1917 года и просто вынужден был пойти на оттепель 20 – х годов.

 

При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.

При Сталине — как в автобусе: один ведет, половина сидит, остальные трясут-ся.

При Хрущеве — как в цирке: один говорит, все смеются.

При Брежневе — как в кино: все ждут конца сеанса.

 

*

 

Конкурс на лучший политический анекдот в честь ленинского юбилея.

3 – я премия — 3 года общего режима.

2 – я премия — 7 лет строгого режима плюс пять лет по ленинским местам.

1 – я премия — встреча с юбиляром.

 

* * *

 

В общем элементы революционного были и в другие оттепели. Так, в 1991 году подавление путча прошло довольно революционно. В 2011 году тоже были ощу-щения народного движения, ведущего к революции. Так что тенденция «народ сам завоевывает оттепели» существует и скорее усиливается только уже к сча-стью чаще в невоенной форме.

Кстати, выйти на улицы с оружием после 1993 года уже никто не призывает. Это – явно тоже в пользу оттепелей. Иначе их так легко было бы прекращать.

Оттепели нового века скорее всего будут именно завоёвываться, но опять же с помощью выступлений на улицах, в печати, в интернете и прочих СМИ, в дис-куссиях. Власть всё больше считается с мнением народа, боится упрёков в неде-мократичности и следовательно может объявить оттепель, но безусловно под дав-лением общественного мнения. Скорее всего так и будет при нынешнем правле-нии или после него. Видимо, второй вариант куда более вероятен. Год начала от-тепели непредсказуем. Можно лишь указать временные рамки.

 

* * *

 

Николай любил калину,

а Распутин – виноград.

Николай пропил Россию,

а Распутин – Петроград.

Частушка.

 

* * *

 

Третья и четвертая русская оттепели завершились государственным террором. Но и этот террор померк перед следующей русской зимой, когда число погибших и умерших от болезней и голода едва не достигло числа живущих, а мрак, опус-тившийся над страной, заволок всё и не мог рассеяться годами. Но всё же перед ним была ещё одна оттепель в общем наверно даже редкая по своему очарованию.

 

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.