-Ирочка,вы хотели бы побывать на родине Есенина?
– Да.
-Есть возможность съездить на следующей неделе. В понедельник в Рязани состоится совещание по межреги-ональному сотрудничеству. Вы владеете стенографией?
-Немного, но записывать суть могу. На компьютере тексты печатаю вслепую.
– Предлагаю вам съездить в командировку. Заодно посмотрим достопримечательности: Рязанский кремль, Дом-музей Есенина в Константиново. Выехать надо в воскресенье. Вы свободны?
-Павел Борисовиич, подружка взяла на воскресенье билеты в театр Эстрады.
-Ну, это не проблема. Лишний билет у нее купят.
Девушка, которую назвали Ирочкой, второй месяц работала секретарем в акционерном обществе, занима-ющемся ремонтом дорог. Сорокалетний Павел Борисович был главой этого общества и сам того не заметил,как несмотря на короткое общение с молодой помощницей, почувствовал желание вступить с ней в близкие отношения. К этому располагало его холостяцкое положение после развода с женой.
Не обладая большой проницательностью, двадцатилетняя Ирочка восприняла предложение начальника как должное, тем более, что ей было приятным нахождение в обществе стильного мужчины. Других чувств к нему она на испыты-вала и подобно пушкинской Татьяне была верна находяще-муся в армии парню , состоя с ним в переписке.
Мать Ирочки работала медсестрой в поликлинике, и узнав, что дочь посылают в командировку, проявила настороженность и попросила держаться корректно,и,боже упаси, не поддаваться никаким соблазнам, на которые спо-собны многие, особенно холостые мужики.
Собрав в дорогу все необходимое, Ирочка в назначенное время вышла из дома на Таганской площади. Во дворе ее ждала иномарка, в салоне которой находились Павел Борисович . Ирочка заняла место на заднем сиденье, и водитель Сергей Степанович, человек уже не молодой, бывалый, отец трех дочерей, средняя была сверстницей Ирочки, повел машину в потоке автомобилей, притормаживая у светофоров.
– Ирочка, вы не были в Рязани? -спросил Павел Борисович.
-Нет. Я вообще дальше Звенигорода никуда не выезжала, -ответила Ирочка.
– Не печальтесь. У вас все впереди.Тем более с эффектной внешностью фотомодели. Признайтесь, что вас потянуло в секретари? Впрочем, не подумайте, что я говорю что-то лишнее. Секретарь-это лицо офиса.
Вопрос Павла Борисовича уже выходил за рамки отношений начальника и подчиненной, но Ирочка нашлась,что ответить:
-Было время, когда секретарями были мужчины.Например, генеральный секретарь Сталин.
-О, куда вы заглянули?
-Я пошутила. Но если говорить серьезно, я еще сама не решила, кем стану. Пока после курсов секретарей мне кажется полезным овладеть делопроизводством, компьютером, оргтехникой, общением с людьми. Сегодня, чтобы получить должность секретаря, не обязательно иметь среднее специальное или высшее образование. Мужчины не способны выполнять несколько дел одновременно и удерживать в памяти целую цепочку из заданий или задач, умение планировать рабочее время . Девушки чаще опаздывают на встречи в повседневной жизни, но на работе они лучше мужчин соблюдают дисциплину и обязанности, выполнение которых мужчинам доставляет дискомфорт . Секретари иногда должны поддерживать чистоту на рабочем месте (своем и руководителя), готовить и подавать кофе, выполнять личные поручения работодателя. Мне кажется, что для дальнейшего служебного роста потребуется владение хотя бы одним иностранным языком и можно параллельно получать образование по любому профилю в интересующей области.
-Ирина,у вас замечательные учителя, – с восхищением произнес Павел Борисович и с этого мгновенья проникся новым представлением об этой девушке и к ее интеллекту-альным способностям.
Чтобы в пути не было скучно, Павел Борисович попросил включить музыку. Вскоре салон заполнили волны
радиоканала классической музыки «Орфей», транслирую-щий сочинения композиторов разных стран, эпох и стилей. Сейчас зазвучал «Турецкий марш»
-Ирина,вам нравится эта мелодия? – спросил Павел Борисович.
-Моцарт? Нравится. Только не понятно, почему он написал этот марш,ведь он в Турции не было.
-Я был в Турции год назад .Там эту мелодию используют как школьный звонок,чтобы дети не опаздывали.
– Интересно. Что касается классической музыки, мне нравятся Рахманинов и Чайковский. Но по радио я люблю слушать песни из кинофильмов , а также Высоцкого,Цоя, Толкунову.
В разговорах расстояние по трассе Москва-Рязань 199 км преодолели за два с половиной часа. Остановились в гостинице «Старый город», Павел Борисович и Ирина в отдельных номерах,а водитель сказал, что заночует у родни. Павел Борисович отпустил его до утра. После обеда Павел Борисович и Ирина пошли осматривать Кремль.
-Как красиво ! Никогда не думала, что в Рязани может быть такой чудесный Кремль,-сказала Ирина. Павлу Борисовичу пришлось блеснуть эрудицией:
-Рязань на 132 года старше Москвы. Согласно текстам псалтыри , город был построен на высоком холме при слиянии рек Трубежа и Лыбеди как сторожевой форпост Великого Рязанского княжества.До 1778 года Кремль, как и весь город назывался Переяславльским. Сегодня это образец паломничества.
И действительно, в летний солнечный день приятно пройтись по роскошной набережной, с которой открываются живописные виды на Оку и примыкающий к ней лес начинающейся Мещеры. Рязанский кремль- это заповедник. На его территории сохранилось множество светских и религиозных строений: соборы, башни, дворец, гостиницы, хозяйственные постройки XV—XIX веков , памятник Сергею Есенину, построенный тем же скульптором Кибальниковым,который сваял памятник Маяковскому в Москве.
Монументальный памятник Сергею Есенину произвел хорошее впечатление. Вот только жаль,что его опошлили вандалы. Они умудрились в протянутую ладонь поэта поставить чекушку водки.
-Заметьте, самого кремля в привычном понимании в виде высоких толстых крепостных каменных стен и смотровых башен совсем нет, -продолжил Павел Борисович.- Они никогда не были каменными и не сохранилось. Самое заметное место в Рязанском кремле-высокая многоярусная колокольня Архангельского собора. Она служит ориентиром города, его доминантой. Она красива как по общей композиции, так и по деталям, например, по скульптурам похожих на музыкантов архангелов с трубами. Эту колокольню можно сравнить по значимости для областного центра с колокольней Ивана Великого в Москве или Петропавловского собора для Петербурга.
Павел Борисович оказался опытным гидом, и Ирина спросила с непринужденной искренностью :
– Вы, наверное, часто бываете в Рязани?
-Да, приходится.
Павел Борисович не стал говорить, что уроженкой Рязани является его жена,с которой он теперь в разводе.
Посещение набережной произвело на Ирину хорошее впечатленрие, а вот то, что находится внутри территории, показалось не столь комфортным.Строений очень много на небольшой площади и расположены они хаотично, и это давит, то ли атмосфера общая не подошла.Вообще место чем-то напомнило Новодевичий монастырь в Москве, на территории которого наоборот всегда очень уютно и благостно, архитектура и состав строений очень похожи. Хорошо, что входов-выходов там много и один, с противоположной стороны, прямо на берег реки Трубеж. А там уже взгляд отдыхает – зелень, лес, река, пристань, с которой можно покататься на кораблике. В целом Рязанский кремль порадовал с неоднозначными, но яркими впечатлениями и эмоциями.
После посещения кремля отправились в центр города к памятнику Ленина и далее по улице Почтовой вышли к Николодворянская улице, на углу которой стоит дом, ,в котором в 1858-1860 годах проживал великий русского писатель Михаил Евграфович Салтыков- Щед-рин.Далее, пререйдя мост через речку Лыбедь и ,миновав кинотетатр «Родина», Павел Борисович и его спутница вышли к памятнику Ивану Петровичу Павлову,за спиной которого стоит красивое, выполненное в стиле классицизма здание Зала камерной музыки Рязанской филармонии.
– Здание филармонии построили в 1956 году. Оно знаменито тем, что здесь апробировали свои премьеры почти все лучшие музыканты и артисты Советского Союза. Тут выступали Ойстрах и Райкин, Кобзон и Лещенко. А вот примадонна Пугачева оскандалилась: вышла на сцену пьяная.
-Неужели?- воскликнула Ирина.
-Увы, это правда. К сожланению, некоторые залетные звезды воображают,что приехали в глубокую провинцию. А ведь Рязань- город авиации и космонавтики.Здесь начинал Циолковский,да и теперь это город авиаторов. Под Рязанью в Дягилево находится аэродром дальней авиации. Отсюда наши русские летчики летают почти вокруг всех континентов. Жаль,у нас мало времени.Я бы показал вам музей в Дягилево и самолеты- дальники.Но времени у нас нет.А вот что сегодня в филармонии?
Афиша извещала о концерте , который пройдет в рамках общероссийского фестиваля «Русское лето. ZаРоссию»,
Перед жителями и гостями города в Рязанской областной филармонии выступят известная певица Мара и рок-группа «Наши». Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и охватит 26 российских городов Дальневосточного, Сибирского, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.
.
-Ирина, начало в шесть часов. Может, быть сходим?-предложил Павел Борисович.
-Я -за,- сказала Ирина.
Чтобы скоротать время, они пошли в расположенный рядом городской парк. Ухоженный, зелёный, разноцветный , он был заполнен в основном молодежью, в том числе теми,кто коротали время перед концертом. Для желающих целый день работали большая яркая карусель и читальня . Манили кафешки.Вообще старейший парк Рязани поделен на зоны развлечений, детскую, спортивную, общепита.
Борис Павлович и Ирина посидели на открытой террасе кафе-мороженое. Ирина оказалась приятной собеседницей и к тому же начитанной. Оказалось, что она знала стихотворение Константина Симонова:
Тринадцать лет. Кино в Рязани,
Тапер с жестокою душой,
И на заштопанном экране
Страданья женщины чужой.
-Симонов родился в Москве, но его детство прошло в Рязани,-сказала Ирина.
-Я знаю об этом,-кивнул головой Павел Борисович.-И тоже читал это стихотворение. Особенно запомнились последние строки;
Как я хочу придумать средство,
Чтоб счастье было впереди,
Чтоб хоть на час вернуться в детство,
Догнать, спасти, прижать к груди.
За разговорами время пролетело незаметно, и около 6 вечера они вошли в вестибюль. Здесь главной достопри-мечательностью был бюст Сергея Есенина, имя которого носит филармония. Зал был полон. Зрители тепло встретили группу «Наши», которая создала оригинальный проект, в рамках которого поднимаются важные вопросы и создаются произведения для думающих людей. Любителям современной эстрады хорошо известна и рок-звезда Мара Владимировна Кана (При рождении Марина Владимировна Нестерова( Она родилась в 1978 году. До 2000 года жила в подмосковной Ивантеевке, потом переехала в столицу. Окончила музыкальную школу по классу гитары. Первую песню написала в 1989 году. Училась в Московском университете потребительской кооперации по специальности «Финансы и кредит. Банковское дело». Известны ее слова о Рязани : ««Мы часто приезжаем с концертами в Рязань, этот древний и любимый русский город. Это всегда драйв, энергия и такое открытое состояние.»
Мощные гитарные риффы, эмоциональные тексты, глубокие голоса и потрясающая возможность спеть вместе с любимой группой и на этот раз стало ярким событием культурной жизни рязанцев. Со сцены прозвучали уже полюбившиеся россиянам хиты и новые песни, наполненные любовью к Родине. Рок-звезда певица Мара представила в основном песни из альбомов «Русская звезда» и «Война и мир». По ее словам, сказанным для рязанского телевидения, очень важно передавать ту энергию от ребят, которые там на передовой, передавать ее сюда, чтобы вы здесь все чувствовали, что они там за нас стоят щитом и мы за них здесь щитом стоим тоже. «Вся наша энергия идет туда к ним, вся наша забота о них, все наши мысли», – уверена певица Мара.
Павел Борисович к числу поклонников рока себя не относил, а вот Ирина получила большое удовольствие. Во время концерта она даже подпевала некоторые куплеты,как в караоке.В общем-то не было индульгенцией молодых,ведь исполнительнице завораживающих песен Маре шел 45-ый год, Она была старше Павла Борисовича.
Вернувшись в гостиницу, они поужинали в ресторане . Павел Борисович пил коньяк, и предложил выпить Ирине за знакомство с Рязанью. Ирина согласилась на бокал белого сухого вина. От второго бокала она вежливо отказалась, чем еще больше вызвала уважение своего начальника. Между тем, желая оставаться кавалером, Павел Борисович предложил составить ему компанию на чашку кофе в его номере, но Ирина сослалась на усталость и желание быть в рабочей форме.
После ужина разошлись по своим номерам, пожелав друг другу спокойной ночи.
Утром Павел Борисович позвонил секретарю по телефону. Ирина уже была собрана и вышла с светлой блузе и черной юбке, с хорошо прибранной прической, с сумкой из твердой кожи , которая отличается от других наличием клапана в форме конверта. Такие модели застегиваются на специальную магнитную пряжку. Они имеют каркас и удобный ремень для ношения через плечо. Эти изделия актуальны не только для работы днем: они уместны в неформальном офисном стиле для вечернего мероприятия.
Позавтракали в буфете на этаже в гостинице и в назначенное врем вышли к автомобилю.
– Сергей Степанович, нам к Росавтодору,-сказал Павел Борисович. Это за телевышкой на Куйбышевском шоссе по дороге к комбинату искусственного волокна.
-Знаю, -отозвался водитель.
У двухэтажного здания Рязанского отделения Росавто-дора припарковалось уже больше дюжины автомобилей. Совещание проводилось в кабинете генерального директора. Павел Борисович занял кресло по соседству, а Ирине предложили место за столиком у окна, где уже сидели две женщины со стенографическими блокнотами. Ирина открыла сумку и вынула из нее компьютерный планшет со встроенной клавиатурой. До этого Павел Борисович предупредил:
– Пожалуйства, постарайтесь записать все в тезизах. Особое внимание уделите не столько аргументам, сколько фактам и цифрам. Меня интересуют экономические показатели новых технологий. Не будучи готова к теме предстоящей встречи, Ирина сосредоточилась на том, чтобы понять, для чего приехали в Рязань люди из разных городов России. Ее удивило, что уже в первом докладе пошел разговор о сере.
В периодической таблице Менделеева сера значится под № 16. Это распространенный неметалл лимонно-желтого цвета , способный соединяться почти со всеми элементами. Вопрос о широком применении серы поднял «отец русской экологии» Владимир Иванович Вернадский. В 1902 году он опубликовал статью «О кристаллах альфа-серы и о русских ее месторождениях», в которой заявил, что сера – важнейший биогенный элемент, питательный для всех форм жизни. Указав на перспективность применения серы, Вернадский оказался пророчески дальновиден. Сегодня сера либо её соединения используются во многих отраслях народного хозяйства. Однако долгие годы 16-й элемент не мог найти применение в строительстве.
В 1921 г. американские химики Роберт Бэкон и Джеймс Девис нашли способ использования серы в конструкцион-ных материалах, обнаружив, что из смеси 60% песка и 40% серы получается кислотостойкий состав, способный устра-нять деформацию от температурных колебаний. Возникла идея создания новых бетонов, но потребовались десяти-летия, чтобы изобрести модифицирующие составы, благодаря которым сера , не меняя сущности, как по мановению волшебной палочки способна изменить форму и приобрести новые вяжущие свойства. Особенно актуальным это стало в середине 50- х годов, когда серу помимо природной научились получать при скважинной добыче нефти и газа из попутных кислотных элементов. Однако из- за отсутствия оборудования сероводород либо выбрасывался в атмосферу в виде диоксида углерода , либо сжигался. Во многих уголках планеты заполыхали тысячи факелов. Подобное произошло на предприятиях нефтепреработки и цветмета, нанося огромный ущерб природе и здоровью людей. В 60-х годах новаторам удалось изобрести первые установки по утилизации попутного газа и сероводорода в нем. Тогда же появились полимерные модифицирующие добавки. Патенты на применение 16-го элемента в строительстве были получены в 70-х годах в Северной Америке , где возникли термины «серобетон» и «сероцемент». Вначале США, а затем Канада освоили коммерческое производство серобетона в промышленном строительстве для фундаментов, полов, плит перекрытий, несущих балок, столбов, свай. Сероцемент стали использовать для производства тротуарных плит, бордюров и других изделий улично – дорожной сети. В 80-х годах появился термин «сероасфальтбетон» для автодорог.
В Советском Союзе первое промышленное применение технической серы пробудилось с введением в эксплуатацию Мубарекского (1970) и Оренбургского (1974) ГПЗ, а затем крупнейшего в мире Астраханского газоперерабатывающего комплекса. Первое промышленное применение технической серы в строительстве осуществлено в 1977 г. Оренбургской области трестом «Западстрой». Серу использовали в качестве добавки к бетону при укладке плит на аэродроме училища гражданской авиации. Это была первая ласточка, вслед за которой последовали эксперименты, проводимые во ВНИИ природных газов и газовых технологий (ныне ОАО «Газпром ВНИИГАЗ)», НИИЖБ им. А.А. Гвоздева и др. В 1986 году была выпущена разработанная в СоюздорНИИ «Инструкция по применению добавок серы в горячих асфальтобетонных смесях». Однако широкого распространения этот документ не получил в виду отсутствия качественных модификаторов. Между тем в 1988 году общий объем продуктов из серы в Советском Союзе достиг 9,75 млн тонн. И тут произошло неожидан-ное. Производство 16-го элемента во всем мире превысило потребление.
Увлекшись услышанным, Ирина с высокой скоростью нажимала на клавиши клавиатуры планшета, часто делая при этом сокращения, которые можно было потом расшифровать.По сути речь шла о революции в строительстве и ремонте автомобильных дорог. Если применять мелкозернистый заполнитель для асфальтобетона в количестве не менее 60% по массе, то при замене половины объема битума серой достигается повышение прочности битумосодержащего бетона до 26МПа, асфальтобетона – до 7,5 МПа.
К концу 80-х годов в нашей стране были разработаны технологические схемы и режимы организации безотходного производства серы. Но после распада СССР в 1991 году эти работы прекратились. Главным вопросом стало сохранение природных богатств страны – газа и нефти. Основную миссию взяло на себя Государственное акционерное общество, впоследствии ОАО «Газпром». Второе место заняло Государственное предприятие по добыче и переработке нефти «Роснефть»( ныне ОАО «НК «Роснефть»). Все предприятия ТЭК были объединены в вертикально интегрированные компании , где крупнейшей стало ОАО «Лукойл». Наращивая объемы добычи голубого топлива и черного золота , производители увидели обратную сторону медали: избыток технической серы. В нашей стране объем «лишней» серы достиг 2–3 млн тонн в год. Основные производители по переработке серы – Оренбург и Астрахань оказались в плену бархан желтого вещества. Хранилище серы в Астрахани ,объемом примерно 1,5 млн тонн, расположилось под открытым небом в 6 км от ближайшего водоема . А это «главная улица России»- река Волга! Попадание к нее серы грозило непредсказуемыми последствиями.
В 1998 году исследования по использованию серы в строительстве начал ОАО «Газпром ВНИИГАЗ». Выяснилось, что несмотря на имеющиеся более 100 мировых проектов по производству серокомпозитов полностью удовлетворяющих современным требованиям разработок и предприятий пока нет. В 2001 году институт «ВНИИГАЗ» получил статус головного научного центра в области технологии дорожного строительства. К этим работам подключились ученые МАДИ, где под руководством профессора кафедры «Дорожно- строительные материалы» Юрия Васильева начались фундамента-льные исследования возможностей серокомпозитов . К этим работам привлекли практиков из дорожных компаний ОАО «АРСП» и ЗАО «Союз-Лес».
Впервые в Москве сероасфальт в экспериментальном порядке был уложен в 2002 году при дорожном покрытии моста в Крылатском. Опытным путем было подтверждено качественное превосходство серобетона, который как композиционный материал отличается от обычного бетона тем, что вместо портландцемента и воды для его производ-ства используют модифицированную серу – серный цемент. В самом начале экспериментальных работ в поле зрения исследователей попали разработки ООО НПП «Пром-СпецМаш», которое было зарегистрировано в Москве, потом перебазировалась в Рязань. Гендиректор компании – выпускник Рязанского радиотехнического института, по специальности инженер-радиотехник Александр Шубин с 1986 г. по 1998г. работал в «Газпроме», а в 2002 году основал малое предприятие, которое стало заниматься вопросами переработки серы для её применения в строительстве . Результатом стал выпуск эксперимента-льных образцов композиционных изделий . Это тротуарные плиты, бортовые камни, ограждения, сливные лотки и др. Стало ясно, что применение материалов на основе модифицированной серы может расширить сферу изделий для промышленного и гражданского строительства, для ЖКХ, а также в составе асфальтобетонного покрытия. Однако, по мнению Шубина, слепое применение западных технологий, в том числе при укладке сероасфальтобетона может привести к выделению сероводорода и довольно печальным последствиям. Шубин и его коллеги при консультациях ученых из Института элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН разработали технологию преобразования серы в полимерный продукт, который безопасен и существенно повышает качество дорожного покрытия, а его стоимость становится ниже, так как техническая сера намного дешевле битума.Для того, чтобы новая технология получила путевку в жизнь, потребовались разрешительные документы в соответствии с требованиями ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулиро-вании», ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций». Работу по разработке внутреннего стандарта НПП «ПромСпецМаш» выполнило в партнерстве с ООО «МАДИ – Дорожные Технологиии» и ЗАО «Союз-Лес». Так был разработан стандарт под названием «Смеси серобетонные на основе вяжущего «Суль-фотекс-СБ». В этом стандарте использованы изобретения, защищенные патентами РФ и Евразийским патентом, со-ставлены технические условия. После этого ООО « НПП «ПромСпецМаш» получило возможность приступить к практическому применению нового дорожного покрытия. В процессе тестовых испытаний рязанцам удалось разработать самую мощную в России и СНГ стационарную технологическую установку производительностью 14 тонн серного бетона в час. Деятельность рязанских новаторов отмечена как перспективная Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, созданном в 2011 г. во исполнение поручений занимавшего тогда пост главы Правительства РФ Владимира Путина . Идею создания подотрасли серокомпозитов поддержали ученые и практики. В октябре 2013 года в Москве в зале Ученого Совета СОПС на улице Вавилова прошла научно-практическая конференция «Перспективы и проблемы внедрения в гражданское, промышленное и дорожное строительство серосодержащих композитов». Собрались представители ведущих институтов и строители. С обстоятельным сообщением выступил представитель ООО «ГазпромВНИИГАЗ», начальник лаборатории газовой серы, кандидат технических наук Николай Мотин. По его словам, производство серы продолжает превышать потребление . Чтобы решить эту проблему, надо расширять сферы применения серы в строительстве. По оптимисти-ческому сценарию емкость рынка стройматериалов материалов на основе серы к 2030 году оценивается в районе 1,5 млн. тонн. Задача на ближайшую перспективу – довести данные материалы до определенного качественного уровня. Для этого необходимо совершенствование нормативной базы.
Примечательно, что кроме рязанцев патенты на отечественные технологии серокомпозитов получили новаторы Москвы, Санкт-Петербурга, Норильска, Астра-хани, Уфы , Казани. К этому времени технологии и установки для производства серокомпозитов стали рекламировать фирмы Канады, Южной Кореи, Китая, Польши, Швеции и др. Стационарные и мобильные установки немецких компаний использовались в Сочи на строительстве гоночной трассы «Формула 1 » и сейчас применяются на объектах космодрома «Восточный» . Их производительность 14 тонн асфальтсеробетона в час , т.е. такая же как у нынешних установок рязанцев, но меньше, чем у производителей мобильных установок из Казани .
В России с применением сероасфальтобетона построены уже десятки километров дорог Примечательно, что только по технологии ООО «НПП «ПромСпецМаш» положено уже более 20 тыс. кв. м сероасфальтобетонного покрытия на Москвы, Рязани, Волгограда, Оренбурга, Нового Уренгоя,в Калужской области . Производителями сероасфальтбетонных смесей стали асфальтовые заводы и дорожно- эксплуатационные предприятия. Знаменательное событие произошло в Нижнекамске. Там на нефтеперерабатывающем комплексе ОАО «ТАНЕКО» при участии ОАО «Гипрогазоочистка» был пущен блок по переработке жидкой серы в гранулированную производительностью 10 тонн в час. Новая технология позволила снизить содержание серы во всем объеме нефтепродуктов и расширила возможности применения 16- го элемента в строительстве. Примечательно , что в 2014 году гранулированная техническая сера производства «ТАНЕКО» вошла в число 100 лучших товаров России в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
Разработка долгосрочной целевой программы создания, развития и размещения подотрасли промышленности строительных и дорожно- строительных материалов на основе серного вяжущего на период до 2030 г.ведется под эгидой Министерства экономического развития РФ. К участию в программе привлечены госкорпорации «Росатом», «Русгидро», ОАО «РЖД», «Росавтодор» и ВЭБ. Головной организацией по внедрению серокомпозитов в строительстве выбрано ООО «Газпром ВНИИГАЗ» . В эту работу включился основной оператор реализации серы на внутреннем рынке ООО «Газпром сера». На него возложена разработка опытно- промышленного предприятия .По-лучив госзаказ, специалисты ООО «Газпром сера» привлекли специалистов института «ЛЕННИИГипрохим», в содружестве с которыми приступили к разработке технической документации на строительство функционального комплекса, где после окончания НИОКР может быть создано опытно-промышленное производство образцов изделий из серокомпозитов. Этот комплекс предполагается оснастить новейшим оборудованием на основе экологически безвредных и безлюдных технологий. Местом его дислокации названа Астрахань.
Таковы перспективы. Но есть и результаты. 9 февраля 2015 года в Республике Коми на Баяндыском месторождении «Лукойл-Коми», нефть которого отличается высоким содержанием сероводорода. Там пущена в эксплуатацию установка по производству гранулированной серы. Это изделие изготовлено в старейшем институте нашей страны- ОАО «Гипрогазоочистка», который располагает одной из лучших материально- технических баз в отрасли. На новой установке ежегодно будет производиться 50 тысяч тонн полезного продукта. Новое оборудование позволит полностью исключить вредные выбросы.Теперь весь объем сероводорода пойдет не в атмосферу, а на пользу людям, в том числе на покрытие дорог.
Ирине удалось записать в тезизах основные доклады на совещании. Пилотные проекты позволяют выявить не только плюсы , но и минусы . Экспериментальная практика показала , что свойства серобетона в основном зависят от того, какой происходил технологический процесс и контроль качества сырья. Говорилось и о проблемах, где основные связаны с местными администрациями, не знающими чем занять свои дорожно-строительные организации в случае продления качества дорог с помощью новых технологий. Им выгоднее использовать свои отделения Автодора на круглогодичном латании ям и провалов дорожного полотна.
Между тем из-за постоянного ремонта улично- дорож-ной сети даже в больших городах Россия ежегодно теряет порядка 1,8 трлн рублей ,или 3 процента ВВП. Асфальт на основе модифицированной серы не требуется безжалостно укатывать, как это делается с асфальтобетоном. Достаточно просто разровнять. При этом он не подвержен трещинам и в 3-5 раз дольше служит, чем традиционный асфальтобетон. Также он лучше выдерживает воздействие шипованной резины, меньше подвержен пластическим и температурным деформациям.
Участники совещания с большим интересом выслушали сообщение о введении Госстандартом новых нормативов характеристик, которые показывают, как тепловая энергия из окружающей среды влияет на качества асфальтобетон-ного покрытия. Они особенно актуальны для регионов с жарким или, наоборот, холодным климатом. К этой группе свойств относятся теплопроводность, теплоемкость, тепловое (температурное) расширение . Новый государ-ственный стандарт ГОСТ Р 59613-2021 на а серобетонные смеси и серобетон разработал МАДИ.
Если стройматериалы из серы закроют хотя бы 10% рынка, то в производство будет вовлечено свыше 5 млн т этого элемента, что позволит полностью справиться с проблемой имеющегося на сегодняшний день переизбытка серы. Ирине особенно интересно было услышать о том, что в Рязанской области первый в регионе километр принципиально нового дорожного покрытия – сероасфа-льтобетона был заложен на участке автодороги на родину Сергея Есенина в Константиново. Это один из пилотных проектов, которые реализуются в рамках долгосрочной федеральной целевой программы создания, развития и размещения предприятий серокомпозитных материалов для нужд промышленно- гражданского и дорожного строительства на период до 2030 года. Кроме этого, в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланирован ремонт автодорог на 47 объектах Рязанской области.
В заключении совещания были подведены итоги. Участники совещания обменялись мнениями и сделали однозначный вывод о высокой перспективности приме-нения серобетона в строительстве, в особенности в арктических регионах. Совещание закончилось позже полудня, и его участникам была предложена экскурсия в музей-заповедник Сергея Есенина и там же обед в ресторане «Русская быль».Для этого для желающих вернуться в Рязань был предложен комфортабельный автобус.
-Мы из Константинова поедем прямо в Москву,- сказал Павел Борисович,и Ирина восприняла это как должное, так как других путей она не знала. Вереница разноликих автомобилей в сопровождении машины ГАИ с мигалкой отправилась в путь на окружжную дорогу и затем на магистраль М-5.
-До Константиново – 42 километра,- сказал водитель Сергей Степанович.-Поедем через Рыбное. Вообще в Константиново народу едет немного. В основном дачники и туристы.После приватизации в Константиново появилось много коттедже новых русских. Они считают модным пусть недельку, но пожить в комфорте на родине Есенина. Места тут действительно красивые. Поклонники Есенина называют дорогу в Константиново серебристой, а лес пьяным.Это потому, что дороге приходится петлять вдоль Оки и ее холмов. Высота некоторых из них превышает 60 метров и кажутся близкими облака.
Колонна машин повернула у Рыбного и далее путь проходил по основной дороге. В Константиново приехали около двух часов дня. Покинув машины, прибывшие разделились на две группы. Одна из них- водители пошли в кафе, а другая- их пассажиры отправились знакомиться с музеем- заповедником. Центром музейного села является дом родителей Есенина , в котором он родился. Простая деревянная изба в 3 окна была построена в 1909 году. Ранее на этом месте стоял ветхий дом, построенный дедом поэта. Воссоздана старинная обстановка крестьянского дома: деревянная кровать с лоскутным одеялом, сундук с любимой букинистикой, на стенах висят фотографии и похваль-ный листок из школы. Мемориальный дом был открыт в октябре 1965 года. Сначала он был филиалом краеведческого музея регионального центра. Но с годами музей преобразовался в заповедник и стал самостоятельным учреждением. В 1969 году, в дополнение к экспозиции в семейном доме поэта, была открыта постоянная выставка в усадьбе дочери хозяина имения в Константиново Лидии Кашиной. Первая любовь поэта стала прототипом героини поэмы «Анна Снегина» В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам,а сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в. Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Создателям музея-заповедника Есенина удалось воспроизвести лирическую атмосферу Константиново,а также показать суть Есенина, который не только «и жить торопится и чувствовать спешит»,но и глубоко мыс-лил,утверждая в написанном в предпоследний год своей жизни стихотворении «Русь советская»:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Поэзия уроженца Оки Есенина слилась с волнами великой как Волга поэзии Пушкина. Эта мысль пробуждается у тех посетителей Константинова, кто ощущает себя не случайно оказавшимся здесь экскурсантом, а хоть капельку ответственным за будущее Родины. Музей- заповедник Есенина учит гражданственности, особенно в период испытаний, которое проходит наш народ на полях боевых сражений в Донбассе.
Ирине было интересно увидеть экспонаты в здании научно-культурного центра музея, раскрывающие этапы творческого пути Есенина: поэтические сборники, выходившие при его жизни; автографы; личные письма. Одушевить экспозицию помогают личные вещи Сергея Есенина — от детской люльки до цилиндра и посмертной маски… К сожалению, до сих пор нет ясности причины кончины поэта. После распада СССР в окололитературной среде нашлось немало моральных уродов, ставших лауреатами премий разных изданий за то, что они оболгали кончину поэта, обвинив в этом чуть ли не Феликса Дзержинского. Достойный отпор этим отщепенцам дал Захар Прилепин, чей приговор оказался сильнее пощечина. Вообще экскурсию в Константиново нельзя было назвать полноценной. Это был скорее кавалерийский наскок.Экс-курсанты даже не посетили здание храма Казанской иконы, который известен тем, что здесь принял крещение Есенин. В комплекс входят часовня в честь Святого Духа и дом священника Иоанна Смирнова, который крестил поэта и венчал его родителей.
Экскурсия закончилась посещением аллеи , где у дома родителей поэта 4 октября 2007 года установлен бронзовый памятник Сергею Есенину . Это работа уроженца Донбас-са , вице-президента Российской академии художеств, ,скульптора А.А. Бичукова,который создал не один памятник Есенина. Бичукову удалось передать образ именно Поэта с большой буквы. Сразу перед глазами встает памятник ему в бронзе и граните на Тверском бульваре в Москве, в мраморе – над могилой на Ваганьково. Так сложилось, что значительная часть творчества Бичукова посвящена военной теме. Те, кто бывал на Поклонной горе столицы, помнят его знаменитый памятник «Защитникам земли Российской», монумент Г.К. Жукову в Одинцово, памятники «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» на Трубной площади в Москве, «Медикам – героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в центре Кисловодска. И вот Есенин Бичукова в Константиново. Это произве-дение достойно того, чтобы войти в золотой фонд искусства. Это очень удачный памятник поэту, который изображен во весь рост с непокрытой кудрявой головой, столичным парнем в расстегнутом пальто, где левая рука в кармане, а правая застыла в размашистом шаге . У посетителей стало традицией потереть за указательный палец- на счастье. От этого не удержались и приехавшие инженеры- автодорожники. А Павел Борисович предложил Ирине сделать селфи. Так он опять превратился из начальника в кавалера. Он также предложил Ирине сфото-графироваться отдельно на фоне Есенина.
-Ирина, как вам памя? -спросил Павел Борисович .
-Мне он понравился больше,чем в Рязани. Там он официален, а здесь живой. Будто идет на свидание. В такого можно влюбиться. Павел Борисович хотел спросить: «А у вас есть любимый?», но по-джентльменски воздержался, так как это выглядело слишком неуместно. После непродолжительной экскурсии всех пригласили на обед в ресторан «Русская быль». Это непривычно большое строение сооружено сплошь из дерева и помимо большого зала на 100 с лишним мест имеет банкетные залы и просторную веранду. Все блюда здесь готовятся по старинному методу в дровяной печи. Фирменный напиток- медовуха «по-Константиновски». Гостей разместили на открытой летней веранде с видом на Есенинские просторы и Оку, где в это время проплывал беленький теплоход. Когда подали меню, Ирина растепрялась от широкого ассоримента блюд руской кухни. Павел Борисович посоветовал попробовать салат, настоящей русской похлебки и отведать блинчиков с красной икрой. На десерт -мороженое и кофе капучино.
Обед занял немного времени. После него начались прощания,обмен визитками и дополнительными сведениями.Машины стали выстраиваться в колонну. -Я предлагаю короткий путь,- сказал Сергей Степанович Андреевич.- Через Дивово.
-Давай. Тебе виднее,- согласился Павел Борисович .
-От Константиново до Дивово-19 км До своего дома Есенин добирался через станцию Дивово на попутных телегах,но чаще пешком. Теперь станции Дивово открыли бронзовый бюст поэта ,-сказал Сергей Степанович и добавил: И еще мы можем увидеть достопримечательности. Когда вчера мы выезжали из Москвы, по радио передавали Турецкий марш. А я вспомнил историю, которую услышал, однажды случайно побывав в Дивово по пути из Москвы.
– Сергей Степанович , что же это за история? – спросила Ирина.
-Я расскажу то, что слышал,-продолжая вести машину, ответил водитель. Свой рассказ он начал с того, что на исконно-русских просторах Рыбновского района есть одно удивительное место. Смотришь – и не веришь своим глазам: над зелёными зарослями возвышается минарет из красного кирпича с мусульманским полумесяцем. Обычно минареты принято строить у татар и в исламских странах. В Дивово оказался турецкий след.
Усадьбу в Дивово (нынешнее название – село Городище) на высоком берегу реки Пилис построили по проекту рязанского губернского архитектора Николая Воронихина., который приложил руку к созданию третьего и четвёртого яруса колокольни Рязанского кремля. В строительстве некоторых зданий на территории усадьбы принимал участие французский архитектор Дюкро. Каменный дом стоял на не очень высокой горе, был двухэтажный с мезонином и представлял собой «смесь древнерусского стиля с швейцарским шале». К одному углу дома как раз и примыкал высокий минарет.
Владельцем имения был Николай Дивов. Старинный род Дивовых, если верить преданиям, происходил от французского воина Гавриила Дивоша, который в начале ХV века поступил на службу к великому князю московскому и владимирскому Василию Дмитриевичу. Спустя время французскую фамилию переделали на русский манер. Многие представители этого рода отличились на государевой службе и были награждены высокими чинами и поместьями. Во второй половине XVIII века усадьбой владел Андриан Иванович Дивов (1749 – 1814) – тайный советник, сенатор и камергер. Он участвовал в русско-турецкой войне, проявил себя как храбрый воин и талантливый командир, а после войны успешно служил при дворе. В 1784 году он женился на графине Елизавете Петровне Бутурлиной), фрейлине Екатерины II. В 1798 году чета Дивовых уезжает в Париж, по одной из версий – из-за проблем со здоровьем у Елизаветы Петровны. Поселившись на Елисейских полях, супруги жили широко, заводя знакомства с французской знатью, в том числе, к примеру, с Жозефиной Бона-парт.Сохранилась даже история о том, как однажды Елизавете Петровне и её сыну Николаю довелось завтракать с самим Наполеоном. Великий полководец спросил у мальчика, понравился ли ему недавний смотр войск и не желает ли он вступить в ряды французской армии. На что юный Николай Дивов с достоинством ответил: «Смотр очень мне понравился, но я русский и желаю служить только моему отечеству». Наполеону ничего не оставалось, как похвалить мальчика за патриотический настрой.
Перед началом Отечественной войны супруги Дивовы вернулись в Москву. В 1812 году здоровье Елизаветы Петровны вновь начинает стремительно ухудшиться. В 1813-м она умерла, а спустя год ушел из жизни и безутешный вдовец. Имение перешло по наследству к Николаю Дивову. Еще молодым человеком в 1823 году он вступил в должность петербургского вице-губернатора, а в 1830-м — вышел в отставку, и с той поры занимался обустройством своих имений, любимейшим из которых было для него сельцо Городище на тракте Москва- Рязань.
Николай Андрианович был из разряда тех людей, которые, заинтересовавшись чем-то, со всей страстью отдаются новому увлечению. В 1850 году, когда усадьба, созданная Воронихиным и Дюкро, уже была практически готова, Дивов заинтересовался коннозаводством. В итоге барин загорелся строить новый дом с примыкающими к нему конюшнями Сам граф поселился в старом домушке. Небольшом. Но зато из него можно было пройти прямо в стойла пройти.
В 1853 году началась война за проливы,которую называют Крымской. Легенда гласит, что будучи человеком военным, граф Дивов отправился на Кавказский фронт и из одного похода привез пленную турчанку. Уж как это ему удалось – бог весть. Да только, согласно легенде, любил он турчанку сильно и выполнял любые ее прихоти. Кроме одной: на просьбы вернуть домой не реагировал.
Понимая, что девушка скучает по своей стране, которая кардинально отличается от России, Дивов решил построить для нее эту башню. Чтоб хоть частично чувствовала себя, как дома. Согнал всех крепостных, которые насыпали пригорок и обтесывали камни. Многие, говорят, полегли на этих работах. Умерших оставляли там же, под землей вала…
Но вот графа снова призвали в поход, и пришлось ему уехать, расстаться с пленницей. Отсутствовал он недолго: сказался больным, чтоб поскорей увидеть свою турчанку. Узнав, что Дивов возвращается, девушка поднялась на самый верх свой башни, в которой, по сути, была заточена, и бросилась вниз…
Когда граф примчался к минарету, бедняга была еще жива. Тогда он запряг своего лучшего орловского рысака Ворона и погнал его за доктором в Рязань. По прямой это около 30 километров. Дивов гнал коня с максимальной скоростью при беге галопом 60-61 км/час.
Когда врача привезли к подножью минарета, все уже было кончено. А через мгновенье рядом с прекрасной мертвой турчанкой рухнул и Ворон – граф загнал до смерти одного из лучших своих жеребцов ,которого купил у князя Алексея Федоровича Орлова. Похоронив турецкую красавицу,которая предпочла смерть желанию престарелого графа сделать ее любовницей, Дивов так сильно любил этого коня, что увековечил его имя.
-Вот ,собственно, и вся история,- закончил рассказ Сергей Степанович,и когда въехали в небольшой поселок,ос-тановился на пристанционной площади, которую украшает бюст Есенина, и пошел показывать свидетельства легенды: минарет и огромный огороженный цепями, с выбитой надписью камень с надписью: «Ворон. С 1853 по 1861 г.»
-Интересно, почему об этом не написал Есенин,- удивленно сказала Ирина.-Ведь это тоже могло бы стать поэмой о любви.
Павел Борисович не нашел слов для ответа. Почти весь путь до Москвы он сидел молча на переднем сиденье и только когда подъехали к дому на Таганке, где жила секретарша, поинтересовался:
-Ирина, вам понравилась командировка?
-Да, спасибо вам. Я непременно напишу об этом Саше.
-Простите, кто это?
-Это мой жених. Он доброволец ,воюет на Донбассе.
«Вот тебе и Турецкий марш»,- подумал Павел Борисович и сказал шоферу:
– Заедем в офис. Мне надо посмотреть кое-какие бумаги.
Это были заявки на укладку серобетона в столичном мегаполисе.
Автор ничего не смыслить в художественности.
Да и рассказом (даже плохим) это назвать нельзя. Какой-то словесный понос.
Большая часть рассказа – не худ. лит., а рекламный проспект Рязани. А фрагменты худ. лит. весьма напоминают Раздолгину. Я уже начинаю подозревать, что это она пишет под псевдонимом…
Из художественного в этом тексте можно выделить три фразы (они периодически повторяются: 1) «Это произвело на неё хорошее впечатление», 2) «Чтобы скоротать время, они пошли туда-то», 3) «За разговорами время пролетело незаметно». Всё остальное в тексте – справочная информация из учебников и путеводителей. В общем, кошмар.