В. Викторов. Прожитая жизнь как спетый романс под свой аккомпанемент (очерк)

Если можешь не творить: не петь, не рисовать, не музицировать, не сочинять – пой, рисуй, играй, пиши стихи.

Из рукописи Э. Т. Карабинцевой

Партитуру на сцене своей жизни, как романс, исполняем мы сами, но в ней стирают нотные знаки и даже вырывают страницы с нотами, искажают другие,.

В. Н. Салтыков

 К этому очерку о жизни творческой женщины, тесно связанной с Ужгородом, создавшей себя волей, большим трудом, профессионального музыканта, артистки, проявившей себя в разных искусствах, современнице богатой событиями Украины Карабинцевой Элеоноры Тимофеевны [на фото – с любимыми лилиями], подтолкнула пожелтевшая публикация «В памяти поколений и в сердце» районной газеты Харьковщины. В ней – о судьбах соотечественников, знакомая фамилия, о многолетних традициях и членах одной семьи – военных, педагогов и музыкантов. Заметка описывала  внепрограммный час в Кочетокской общеобразовательной школе.  Выяснилось – статья написана знакомой Элеоноры Тимофеевны, которая использовала факты дружеской переписки с ней, выдав историю семьи Карабинцевых за своё исследование. Изложена эта история от имени её ученика 8-А класса Воропаева Ивана.  Далее, из публикации: «С гордостью Иван рассказывал о своих родственниках, их жизни в разные периоды, начиная со 2-й половины XIX столетия». Большая часть очерка «словами ученика» касалась семьи Элеоноры, её предках. Далее – «словами школьника» о предках семьи, среди которых были Карабинцевы.

«Начал Иван Воропаев с повествования о своём прапрадеде Карабинцеве Григории Федоровиче 1879 года рождения, выходце из дворян, честном, высоко интеллигентном человеке [прадеде Э.Т.Карабинцевой – В.В.]. Тридцать пять лет он учительствовал в разных селах Херсонской губернии. Воспитал с женой шестерых детей и троих сирот. Организовал в семье домашний театр, играл на скрипке, руководил детскими хорами и хорами в церкви. Жизнь его трагически оборвалась в 1931 году.

От репрессий пострадал и его старший сын Жорж, оставшись до конца честным и несгибаемым человеком.

Жизнь Галины – дочери Г.Ф.Карабинцева (I903-1991 г.г.), тесно связана с городом Кочеток. В Николаеве она закончила учительскую семинарию, работала учителем начальных классов. В 20-е годы вместе с мужем Рыбалко Ф.Ф. переехала в Харьков. Здесь муж учился в библиотечном институте, она играла в спектаклях известных режиссёров. Её сценический талант высоко ценил народный артист СССР И.А.Марьяненко – приглашал работать в театре «Березиль», в одесский драмтеатр. Муж по окончании института направлен работать в город Чугуев зав. отделом культуры при райисполкоме. С 1934 г. он занимал должность зав. райОНО. О том, что Фома Фёдорович Рыбалко был умным и добрым человеком, свидетельствуют отзывы многих чугуевских учителей. Галина Григорьевна работала в школе и играла в школьных спектаклях. Многие фотографии сохранили её сценический образ исполнения главных женских ролей в пьесах «За двома зайцями», «Без вины виноватые», «Анна Каренина» и др. В 1937 году её мужа Рыбалко Ф.Ф. репрессировали и в 1941 г. расстреляли На Соловках. Реабилитирован посмертно в 1958 г.

Павел – младший брат Галины Григорьевны – ведущий артист Московского художественного театра им. В. Д. Немировича-Данченко, добровольцем ушёл на фронт, погиб в 1942 году под Сталинградом.

Галина Григорьевна после войны до конца жизни жила в Кочетке и работала в Кочетокской средней школе в доме, который ей после реабилитации мужа предоставило государство. Её бывшие ученики А.И.Кульшан и Н.М.Логвиненко на встрече вспоминали своё голодное и холодное послевоенное детство, в котором светлым лучом была их первая учительница [бабушка Элеоноры Тимофеевны Карабинцевой – В.В.]. Она не только учила их грамоте, но и отдавала им своё сердце, делилась последним бурячком, фасолькой, отрывала от своих детей кусочек хлеба, чтобы накормить чужих. А какие организовывала спектакли, хоры детей младших классов, хоры взрослых! В сердцах сотен детей и их родителей она оставила неизгладимый след.

Добрым словом вспоминают бывшие ученики дочь Галины Григорьевны – Валентину Фоминичну [маму Элеоноры Тимофеевны], которая работала учительницей начальных классов в этой школе, потом – в Ужгороде. Как и её мать, Валентина Фоминична представляла на областные смотры лучшие самодеятельные коллективы учеников. Её дочь Элеонора в письме в школу города Кочеток писала, что на могиле матери на ужгородском кладбище часто находит живые цветы, свечи – свидетельство любви учеников к своей учительнице. …

В заключение встречи прослушали магнитофонные записи романсов, арий в музыкальном исполнении и сопровождении Элеоноры».

Автор очерка в районной газете училась с Элеонорой Карабинцевой десять лет. Считает, что «в её лице особенно ярко раскрылся талант музыканта, артистки, певицы, учителя музыки, человека редкой души. Её характеристику дополнил одноклассник В.К.Горовенко – «человек возвышенных чувств, истинной любви к музыке». «С теплотой и гордостью вспоминала Эллу и её классная руководительница Н.А.Стреляная».

Поля попавшей в мои руки газеты исписаны пометками самой Элеоноры Тимофеевны о своих предках, которые дополняют историю её семьи; – «Родной брат моего прадедушки Григория Федоровича был Юнаков-Карабинцев. Николая и Григория родным дедом был Юнаков Авксентий, помещик-дворянин, проживавщий в г. Новый Буг Херсонсой губернии, командовавший полком в конце XIIIXIX в. Отцом моего прадедушки Григория Федоровича Юнакова (перв. Карабинцев) был Федор Авксентьевич Юнаков, отцом Николая Леонтьевича Юнакова был Леонтий Авксентьевич Юнаков. У Федорора, Михаила и Леонтия был общий отец – Авксентий Юнаков». Помощь друзей помогла ей в интернете отыскать портрет своего предка Юнакова.

В семейном архиве рукописных и фотодокументов выпускница Ужгородского музыкального училища, ныне – музыкальный колледж им. Д.Е.Задора, Карабинцева Элеонора Тимофеевна сохранила порядка 10 тысяч семейных фотографий и документов семьи, переписку с родственниками, друзьями и знакомыми – как своими, так и членов своей семьи. В архиве записки личного дневника и семейные события, фрагменты своей биографии и истории, к которым причастна, заметки о многих ею прочитанных собственных и библиотечных книг – литературных, исторических, биографических, выписки из справочников, словарей, энциклопедий, прочитанные статьи журналов и газет.

Впечатляет большое количество тщательно собранных ею за всю жизнь нот, книг о композиторах и музыкантах, новостей музыкальной и театральной жизни, статьи об актёрах, певцах, героях книг и антигероях, сведения об авторах книг. Собрание рукописных литературных цитат можно считать письменной формулой её совести и ценностей жизни. О том свидетельствуют и песни на лентах аудиозаписи сыгранной музыки, подбор пластинок классической музыки, уникальное собрание нот в разных вариантах исполнения голоса и музыки. Магнитофонные записи с эфира и своих домашних концертов она любила слушать на карманном диктофоне. Среди записей – вокальные исполнения любимых романсов Элеоноры под собственный аккомпанемент. Там же – песни членов семьи под её наставлениям, записи пения птиц в лесу. Подписки журналов о театре, кино, телевидении, ноты и иные сведения из них дополняли домашнюю нотную библиотеку, которая сравнима с библиотекой родного муз.училища. Увы, её любимого русского композитора П.И.Чайковского из музыки Украины изгнали, ноты теперь в ужгородском музыкальном колледже требуют перевести на украинские. Другой её любимый композитор – В.А.Моцарт. Как художника, её возмущало «отлучение» от украинской культуры художника И.Е.Репина, родом, как и она сама, из города Чугуев Харьковской губернии, художника И.К.Айвазовского, родом из Керчи.

Свой архив Элеонора Тимофеевна разбила на тома с заголовками, некоторые – с описью тома. Информация в них размещена по важнейшим периодам жизни, темам искусств или истории, по авторам, историческим событиям или героям, среди которых вне сравнения – её любимые А.Пушкин, Н.Гоголь, Ю.Лермонтов. Книги о них, их книги и портреты – на самых почётных местах дома. Некоторые из томов имеют указание важности для детей и внучек, как бы завещание. На каждой книге – её имя. Над пианино – рисованные портреты –  родные лица – мама, дети, муж Юра, музыкальные инструменты. Над спальным диваном – портреты детей, А.Пушкина, на настенном ковре – её картины 2019-2023 гг. На всех фотографиях архива указаны время фотоснимка и имёна запечатлённых лиц, порядковый номер. Некоторые – с обстоятельствами фотографирования! Рукописи хранят её мнение о прочитанном, увиденном в интернете, даже о предвыборных речах кандидатов в депутаты, краткие зарисовки времени, мнения о документах, с которыми сталкивалась, даже о ценах и тарифах, проблемах, с которыми столкнулась. Каждая новая прочитанная книга, статья что-то добавляла или мотивированно уточняла, отражена в рукописи. Иногда меняла её отношение к прочитанному ранее, причём в широком временном диапазоне – от довоенной истории страны 1941 г. до послевоенной Украинской ССР и далее – независимой Украины конца 2023 года – как осколка Союза. В архиве – выпускные школьные фотоальбомы мамы Тины – педагога начальных классов школы №4 Ужгорода, школьные свои и детей, муз.училища, списки городов, где пела на гастролях Киевского театра оперетты, проездные документы поездок – почти отчет о командировках – трафик и маршрут поездок. Часть архива посвящена любимому мужу, офицеру-подводнику капитану 3 ранга в отставке флагманскому радиомеханику Камчатской Флотилии атомных подводных лодок Юрию (Юрочке) Георгиевичу Карабинцеву – предмету нескрываемой зависти подруг Элеоноры, красавцу – морскому офицеру. Документы семьи мужа сохранены ею с большим уважением.

Отмечу кроме большого трудолюбия и трудоспособности, волю, тщательность выполнения профессиональной и домашней работы, сохранение истории семьи словно профессиональным архивариусом: из дня в день пополнялась летопись жизни записями в личном дневнике и тетрадью семейных задач – о главных событиях жизни, планах, успехах, обидах, комических наблюдаемых и грустных внутрисемейных ситуациях. При этом – работа, нетворческие потери времени в поездках на работу, обиход семьи, самообразование, хобби, на пенсии – сад.

В дневнике – о встречах с замечательными людьми, расписание музыкальных занятий детей, список домашних заданий и инструкций сыновьям, рецепты как быть здоровым, домашних блюд и консерваций, самолечения травами, соками и процедурами, тарифы, цены купленных продуктов. Среди страниц вложены этикетки понравившихся товаров «Без ГМО». Лечиться у врачей считала мерой исключительной, для себя – недопустимой. Не один год черпала знания из газеты «Здоровый образ жизни». Прочитанные газеты добавляли ей знание об известных и не известных ей персонах, событиях, влияли на её жизнь. В последние годы жизни литературный архив пополнили законы и мнение о политиках, сокращающие или омрачающие жизнь украинского пенсионера, проекты и нормативы роста цен и тарифов, ухудшение качества продуктов, счета на оплату ненаданых услуг, бюрократическая переписка по льготам и субсидиям и т.п.  Технику как средство общения и источник информации она не любила, но терпела как неизбежное, сохраняя на «флешках» фотоаппарата и файлах подаренного детьми компьютера важные массивы информации, фото картин, событий, оцифрованную музыку, переписку с детьми. Предпочитала перечитывать книги, рукописи,

Свой архив она использовала как справочное пособие по ценам и качеству, рассчитывала, что он поможет в здоровой жизни детям, узнать и сохранить историю семьи. Внучкам напомнит о детстве их родителей, корнях семьи, познакомит с главными навыками и опасениями, которые приобрела сама. А по окончании жизни – узнать о её принципах и видением жизни.

Читайте журнал «Новая Литература»

Среди записей – методика обучения техники итальянского пения – меццо-сопрано, приобретённая уроками пения в Киеве у Петраш-Барилотти, умение надолго сохранить своё лицо и тело здоровым и привлекательным, чтобы не стыдиться зрителей при выходе на сцену. Среди собранных нот и музлитературы – коллекция романсов и украинских песен, которые любила петь, биографии ведущих композиторов мира и истории создания их произведений. Кроме нотных сборников Элеонора хранила ксерокопии нот любимых аранжировок известных музыкальных произведений, авторов и исполнителей в наиболее удобном для исполнения на концерте виде. Часто пела с мамой Тиной и бабушкой – её мамой – в школьные годы. Любимая песня – «Прощание славянки», историю создания которой хранила на почётном месте. Рядом – книга отзывов на её пение и картины на выставках её картин. В её домашней библиотеке – книги по истории, истории флота, кораблей, походов, сражений, детские книги с приключениями и фантастика, описанием жизни замечательных людей, стран и народностей, десятки лингвистических справочников и энциклопедий, словарей. Элеонора Тимофеевна прекрасно знала как родные литературные украинский и русский языки. Пыталась изучать латынь, английский и венгерский. Последняя треть её жизни кроме музыки и пения была наполнена рисованием. Её библиотека наполнена собранием подписных репродукций и портретами художников – мировых, русских, украинских земляков, книгами с их творческими биографиями, историями создания знаменитых полотен, пособиями по рисованию, живописи, рисунку, цвету, анатомии для художников и пр., которые приобретала по подписке, вырезала из журналов. Среди рукописей запись – «живопись, это застывшая музыка».

О себе в резюме в личном профиле соцсетей, размещённом по её просьбе для поиска и общения со школьными друзьями и музыкальными воспитанниками, коллегами, писала: – «Я, Элеонора Карабинцева, урождённая Мартыненко, родилась перед войной 6 апреля в 1941 году в городе Чугуев  Харьковской области. С отцом, спортинструктором эвакуированного из Чугуева в войну военного авиаучилища, жила в Казахстане. Отец Тимофей окончил Московский институт физкультуры и спорта (военную кафедру) в 1939 году. У него тренировался курсант училища, будущий трижды Герой Советского Союза лётчик-истребитель Кожедуб. После эвакуации семья жила в г. Кочеток на Харьковщине. Здесь окончила среднюю школу.

Первая большая обида в жизни Элеоноры – на выпускном, на нерешительного одноклассника, оставившего её без внимания. Были и маленькие послевоенные обиды, когда подруги с яблоневыми садами не угощали яблоками-паданками, косточками абрикос, избыток которых утилизировали, о которых тогда мечтала.

Элла считала себя воспитанной преимущественно строгой бабушкой, т.к. маму-педагога сельских школ (маму-Тину) Элеонора видела редко. Много обид получила от бабушки, но хранила глубокую любовь и благодарность её. Получила гены прародителей – педагогов и артистов южных профессиональных и самодеятельных театров царской монархии – по женской линии, упорство и целеустремлённость в достижении цели династии воинских начальников Южного Буга царской России – по мужской.

В семье говорили одинаково правильно, равно часто на украинском и русском как на родных языках, даже ставили домашние литературные постановки украинской и русской классики. Сказывались педагогическое добротное образование и профессии в семье.

Цель Эллы – петь на столичной Киевской сцене – привела её в музучилище для получения профессии в Ужгород, где жили неблизкие родственники. Мама Тина устроилась в городскую школу №4 дошкольным педагогом. С родственниками отношения не сложились, потому ютились на съёмных квартирах, снимая «угол», иногда ночуя на столах редакции, где мама подрабатывала корректором газеты. Было трудно, зато мама была рядом, без утомительных рабочих поездок по районам Харьковщины вдали от дочери. Музыкального инструмента Элеонора за всю отличную учёбу в училище никогда не имела. С обидой вспоминала, что даже ненужную клавиатуру пианино ей пользоваться знакомые не дали, – пришлось учиться играть на рисованной, тренироваться на пианино училища, спеша к пианино за несколько часов до утренних уроков. Стипендию не дали, как считала, несправедливо, вопреки отличной учёбе. Её педагогом по специальности был Панцо (Василий Степанович, если не ошибаюсь). Именно он оценил её дипломное дирижирование на «4», а у остальных по смежным дисциплинам только «5». Как объяснил сын Элеоноры, сославшись на слова полжизни носившей в себе обиду мамы, незадолго до того он сделал ей предложение руки, а сердце мамы к нему не располагало, – отказала. Обиженный Василий Степанович стал распускать нехорошие слухи об ученице, и она его назвала «сплетником»! На гос. экзамене ей отомстил. С годами всё забылось и с ним у Элеоноры и у её детей установились прекрасные отношения. Во время учёбы занималась фехтованием, получила 2 разряд, участвовала в соревнованиях в Венгрии. К этому занятию отнеслась серьёзно, как ко всем своим занятиям, работе, увлечениям: среди книг её библиотеки есть и учебник по фехтованию, и фото с рапирой – на почётном месте архива.

После училища Элеонора Тимофеевна работала воспитателем в закарпатском пионерском лагере. Её знали в Ужгороде как сестру-хозяйку и рентген-техника в медицинском батальоне Ужгородского мотопехотного полка 128 дивизии. Больные лазарета мед. батальона любили слушать красивое пение «для себя» 18-летней медицинской сестрички в белом халате.

В свои 18 лет Элеоноре хотелось счастливо жить в своей обустроенной семье, иметь и учить своих детей музыке, работать по профессии, общаться и уважать родных мужа как часть своей новой большой семьи. Один из больных лазарета, военнослужащий срочной службы, своей игрой на баяне, вниманием к Элеоноре показался творческой музыкальной натурой, достойным её выбора вместе создать семью, помочь в реализации её планов жить и работать по профессии, петь и играть на столичной сцене в Киеве, куда пообещал привести невесту женой распределённый после своей профучёбы жених. Устоять от такого напора было трудно. Так оказалась замужем далеко от столичной сцены, в Борисполе – неспокойном райцентре Киевской области. Там родились два сына – будущие музыканты. Старший Евгений и младший сын Александр с детства успешно осваивали музыку. Учились музыкальной грамоте до музыкальной школы, играли на трубе, каждый владел игрой на пианино. Элеонора пела дома, преподавала школьникам музыкальную грамоту, работала концертмейстером в кружках танца, вела и солировала в хоре построенного в г. Борисполь православном Храме при его открытии, при том сама училась пению – принимала уроки итальянского вокала у Петраш-Барилотти. Понимала цену своего труда, вознаграждение или иные результаты которого зачастую присваивали «коллеги» и руководители. От обид уходила из обидевшего её коллектива в иной творческий коллектив.

Её долго помнили многие ученики по непростой работе аккомпаниатором танцевальной детской группы РДК, по урокам музыкальной грамоты и игры на фортепиано в Доме культуры г. Борисполь Киевской области. Работала концертмейстером, хормейстером и солировала в Православном храме. Детей-воспитанников возила в Киев на детские оперы и музыкальные спектакли-сказки, ставила с ними свои оперные музыкальные постановки, для которых сама готовила раскрашенные маски из папье-маше, подбирала музыку. Домашнее пианино позволило хорошо подготовить своих детей к высшему музыкальному образованию, т.к. давала им в теории и практике игры многое сверх музыкальной школы, педагоги которой сами отдавали ей своих детей для обучения.

Элла, как себя называла при знакомствах Элеонора Тимофеевна, в Борисполе по-прежнему мечтала петь на столичной сцене, дать высшее музыкальное образование детям, готовить к которому начала их ещё дошкольниками. Работа музыкальным педагогом в райцентре Киевской области была далека от её цели – столичной сцены. Старший Евгений начал учиться в Высшей музыкальной школе-интернате. Сын Александр продолжил учиться музыке позднее в Ужгороде.

Обиды на руководство ДК, стремление к столичной сцене подтолкнули Эллу к смене работы. Она стала артисткой Киевского театра оперетты, певицей. Длинные поездки, распевки дома перед работой, репетиции и концерты не освобождали от семейных забот и воспитания детей. Сложна, специфична, трудна психологически работа в творческом, преимущественно женском театральном коллективе. Там нередка зависть, женская месть, неосторожность руководства театра в кадровых вопросах и в том, что с ними связано. Не избежала нанесенной ей обиды в театре оперетты и Элеонора Тимофеевна. Пережила предвзятость, оскорбление, необоснованное претензии, психологическое давление, наговор, давление через детей. Нашла более удобную во всех отношениях для себя работу, ещё ближе к своей мечте – стала артисткой Оперной студии Киевской государственной консерватории. Поездки до работы тяготили, но достигнутая цель компенсировала трудности. Однако, зависть и предвзятость коллег вызвали большие проблемы, созданные семье, её детям, расстроили налаженную жизнь Эллы. Опорой для Эллы стал её муж Юрочка, как его называла Элеонора, – офицер-подводник в отставке. Семье пришлось менять города проживания.

Обосновалась в Ужгороде, где работала мама Тина. Здесь, в Ужгороде, в муз. училище, которое окончила Элеонора, у тех же педагогов учился и закончил учёбу её сын Александр по классу «хоровое дирижирование», у педагога по специальности Й.Й.Гончара. Потом закончил Киевскую консерваторию в 1995 году за 3 года! Сказались домашние уроки мамы. Учился в классе профессора Лысенко Виталия Романовича, правнука композитора, был правой рукой профессора во всех коллективах с его участием и начинаниях. Учился на одном курсе с сыном профессора Николаем Витальевичем Лысенко, который сейчас регент в храме и дирижёр большого симфонического гос. оркестра Украины, полный тёзка великого композитора. Семья Элеоноры тесно дружила с ним и его семьёй. О своих ужгородских педагогах музучилища Александр вспоминал с теплотой и признательностью в своей статье: Собко И.М., Гончар Й.Й., Панцо В.С. «Легенды закарпатского хорового искусства».

Старший сын Элеоноры, Евгений, учился по специальности духовые инструменты в специальном Высшем музыкальном училище-интернате, окончил Минскую консерваторию. Электронный музыкальный инструмент и труба в его квартире пылью не покрываются! Довелось слышать в его великолепном исполнении джазовые произведения. Почти как в аудиостудии – качественная акустика в его квартире. На его жизненном пути – создание, музыкальное руководство и гастроли по Америке детского джазового музыкального ансамбля. А мама-Элла сохранила афиши выступлений, награду о памятном «чернобыльском» марафоне, грамоты и тетради сына. Среди семейных фото архива есть фото Евгения в военной форме Белорусского оркестра на международном конкурсе-концерте военных оркестров «Спасские ворота» в Москве.

В переписке с одноклассниками писала: – «Состою в обществе самодеятельных художников города «Барвы Карпат». Участвовала во многих городских ужгородских выставках художников». Была рада встретиться на сайте одноклассников со своей малой Родиной – Харьковщиной». В детстве  дружила с художником Сергеем Пастуховым. Он учился в школе им. Репина, потом – в Харьковском художественном институте, жил в Москве. Очень хотела бы узнать его судьбу.

Фактом, что Репин из Харьковщины родом, гордилась Элеонора, позднее ставшая сама почти профессиональным художником. Почти – потому, что картины свои не продавала, к тому же – училась без наставников – по книгам и репродукциям. Немало раздарила друзьям и подругам, организаторам выставок своих картин. В Ужгороде Элеонора написала десятки полотен маслом, акрилом на холстах, на ДВП. Значительно больше – сотни её акварелей, рисунков пастелью, карандашом, мелками. Ужгородцы знают её по персональной выставке в горисполкоме, неоднократным продолжительным экспозициям её картин в любимой ею Центральной детской библиотеке (ЦДБ) Ужгорода, что на пл. Б.Хмельницкого, которая хранит её картины-подарки. Творческую биографию и цветные репродукции её картин представлены в нескольких выпусках литературных альманахов Закарпатья, в персональном подарке ей каталоге её картин «Элеонора Тимофеевна. Живопись, графика», изданном к 75-летию художницы. Из литературных сборников многие с удивлением узнали о ещё одном таланте Э.Т.Карабинцевой – литературном – по её стихам, часть которых «в прозе».

Дома хранила семейную стенгазету с фотомгновениями отдыха с детьми на Северском Донце и на море своих детей. И девичьи подборки фотографий любимых советских актёров, вырезки космических одиссей и космонавтов Союза. В «Барвах Карпат» глубоко удивились, впервые увидев её полотна на своей корпоративной выставке. Её нескрываемой гордостью был единственный холст маслом – её портрет, написанный с натуры известным закарпатским художником, на котором она с камертоном позировала у окна. Репродукция портрета украсила обложку каталога её картин. На стенах и балконе её квартиры – следы иных её творческих занятий и навыков: картина из соломки подводного атомного крейсера и головы собаки, сумка в стиле макроме, вязаные кофты, куклы для детского домашнего спектакля, набор сделанных ею рисованных и слепленных способом папье-маше масок зверей, бумажные рисованные заготовки для вышивания «крестиком».

По предкам Элеоноры Тимофеевны и родственникам мужа, Георгия Георгиевича, история страны прокатилась тяжёлым катком. Как трагические аккорды романса видятся военные и предвоенные страницы истории страны и семьи в её рукописях. Её дед Жорж, брат бабушки, врач-ветеринар военного ветеринарного лазарета был арестован по доносу. Подвергнут допросам и пыткам. Вины не признал. Освобождён с выбитыми зубами. Ему вернули звание. Был назначен начальником военного ветлазарета – кони в армии были в почёте. После реабилитации по путёвке на курорт в Сочи, вступил в должность, в которой служил всю войну. Выбирал и лечил коней для годности в армии. Элеонора сохранила даже печать веет. лазарета.

Отец мужа был репрессирован, а сам муж Георгий (Юрий), офицер-подводник в отставке, сохранил в своей памяти 6-тилетнего ребёнка, жившего с матерью возле лагеря отца, могилах погибших и память о лагерном режиме. Военно-морское училище окончил, лишь исказив свои данные при поступлении. Дед Элеоноры, работник образования, осужден по доносу. Позднее был реабилитирован. Бабушке в порядке компенсации за несправедливо осужденного мужа власти предоставили дом, в котором с бабушкой провела школьные годы Элла.

Не каждый, кто не пережил войну, блокаду, эвакуацию, голодные годы, безденежье, углы съёмных квартир, сможет понять «странность» Элеоноры Тимофеевны – она не выбрасывала – сушила и хранила каждый кусок хлеба. Стеклянная посуда не выбрасывалась – в бутылках хранила соки фруктов своего сада, сушила яблоки и сливы; запасов варений, добротно консервированных овощей могло хватить на 3 года, и они пополнялись ежегодно.

Слово – её детям.

Мама, Карабинцева Элеонора Тимофеевна (в девичестве Мартыненко) родилась в городе Чугуев  Харьковской области! Родилась перед Великой Отечественной Войной, 6 апреля 1941 года в семье педагога не в одном поколении! Её мама, наша бабушка, Мартыненко Валентина Фоминична, всю жизнь проработала учителем младших классов в Ужгородской средней школе №4. Педагог от Бога! Чтобы попасть к ней в класс родители записывались за несколько лет вперед! Такую любовь к детям ей передала её мама, которая тоже всю жизнь посвятила этой профессии.

Детство и школьные годы мамы прошли в послевоенное время, когда страна поднималась из руин, в поселке Кочеток под городом Чугуев, на берегу важнейшего источника пресной воды на востоке Украины и наибольшего притока Дуная Северского Донца.

Мама вырастила и правильно воспитала меня, Александра и брата Евгения, и мы нашли верную дорогу в жизни. Оба получили высшее музыкально образование в консерватории. Старший Евгений по классу трубы. Я, Александр, по классу хорового дирижирования.  Мама — тот человек, который научил нас ходить, дышать, любить этот мир! Сколько бессонных ночей было у мамы, когда мы болели?! Мама помнила каждую мелочь, связанную с нами. Волновалась за нас, когда мы были маленькими и болели, когда приходили с разбитыми коленками после футбола или хоккея, переживала за нас, когда мы пошли в первый раз в садик и в школу!

Мама получила серьезное музыкальное образование, вокалу обучалась у выдающихся преподавателей, в том числе из Италии. С отличием закончила Ужгородское музыкальное училище им Д.Е Задора. Её преподавателями были легенды закарпатского хорового искусства: Собко И.М., Гончар Й.Й., Панцо В.С. и др. Основная творческая деятельность мамы пришлась на период работы в Киеве и области. Растив двух сыновей она занималась концертмейстерством, преподаванием вокала и фортепианного мастерства. Принимала активное участие в общественной жизни города, выездных концертах, где исполняла романсы и арии из произведений отечественной и мировой классики! При этом сама себе аккомпанировала, владея всеми техниками фортепианного искусства!

Подготовив и определив нас, двоих сыновей в специализированную музыкальную десятилетку при Киевской государственной консерватории, мама продолжала свою творческую деятельность в театральной жизни столицы Украины. Её до сих пор помнят и любят в Киевском театре оперетты и оперной студии при консерватории. Маму лично знали и высоко ценили Лев Николаевич Венедиктов, главный хормейстер Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко и Виталий Романович Лысенко, профессор кафедры хорового дирижирования Киевской государственной консерватории, правнук основателя украинской классической музыки Николая Лысенко. Многие известные вокалисты  Украины начинали своё обучение музыкальному мастерству на её уроках. Очень тепло всегда о маме отзывалась Татьяна Николаевна Копылова, главный хормейстер оперной студии при консерватории, также основатель Центрального Детского Хора телевидения и радио Украины. В этот хор меня мама привела на прослушивание, и я несколько лет пел в нём со дня его создания в 1980 году. Даже на пенсии, проживая в Ужгороде, мама без дела не сидела. Много читала книг по истории, писала картины, стихи, участвовала в творческих вечерах!

Очень сильно во всем в это время и до конца жизни её поддерживало общение с творческими людьми в коллективах русской культуры. Сегодня её творческий вклад в культуру Ужгорода общество пытается сохранить в памяти ужгородцев, за что мы с братом благодарны, ведь мама всегда хотела оставить после себя добрую память, а не только памятник.

Мама всегда рядом, и именно она по-настоящему и искренне мечтала о счастье своих детей, именно она принимала и всем сердцем любила нас такими, какие мы есть. Она переживала вместе с нами наши взлёты и падения, именно ей мы доверяли самые сокровенные мысли и мечты…

Спасибо тебе, мама, за подаренные нам жизни!

От имени любящих тебя детей – от себя и брата Евгения, Александр.

 

Большая часть творческой жизни Элеоноры Тимофеевны в закарпатском Ужгороде связана преимущественно с живописью. Здесь написаны десятки холстов Писала маслом, акрилом, пастелью, восковыми и художественными карандашами, акварелью. Большинство картин – цветы, натюрморты, портреты детей, А.Пушкина, исторических персонажей, реже – пейзажи. Писала с натуры и с репродукций и по памяти. В одной из книг её библиотеки картины названы застывшей песней. Живопись дополняла её песни под собственное музыкальное сопровождение. Фотографирование дополняло занятия живописью. Тысячи фотографий зафиксировали её наброски и темы её невыполненных работ, как эскизы будущих полотен. Неразрывность живописи и музыки отражены десятками её фото с букетами нарисованных натюрмортов, её картин на фоне букетов живых цветов, её самой на фоне её картин или партитуры романсов на пианино. Вероятно, музыка и определила её занятие живописью. Фотографии Элеонора Тимофеевна никогда не копировала – меняла ракурс лица на портрете, дополняя собранный букет или цветок в натюрморте вазой, упавшим на стол цветком из букета или лепестком, фруктами своего сада, иной деталью.

На персональных выставках в ЦДБ Элла пела для детей и взрослых любимые песни, романсы под свой аккомпанемент на пианино библиотеки. Пела на выставках своих картин, на презентациях литературных сборников в городской и областной библиотеках. Десяток ужгородских литературных альманахов содержат цветные вкладыши с репродукциями её картин – натюрмортов, портретов сыновей, а в одном из выпусках приложен даже компакт-диск её песен. К 75-летию она в подарок получила изданный в одном экземпляре каталог её картин, а накануне  юбилея получила благодарность Генконсула РФ во Львове за её вклад в культуру. Два десятка экземпляров его переиздания попали в архивы, музеи, ведущие книжные хранилища Украины и соседней страны. Музыку не оставляла ни на день. Ей «заказывали» исполнить любимый роман соседи, подруги, друзья. Не отказывая, пела, играла.

А как же музыка, в которой Элеонора воспитывала с малолетства детей?! Мне довелось слышать магнитофонные аудиозаписи домашних и её сольных концертов с «вкусным» пением детей и мужа Эллы – под её аккомпанемент, видеть репродукции и оригиналы многих её картин, заготовок, эскизов, слышать и читать её литературные произведения, рассказы её мужа офицера-подводника.

Награды членов семьи – особая гордость Эллы – наградные жетоны мужа, грамоты детей и свои, т.п. Квартиру её украшал набор музыкальных инструментов – свирели, труба сына, гитара мужа, с которой добавлял к музыке Эллы аккорды для семейного пения хором, духовой клавикорд, тамбурин, маракан (перкуссия), барабан, бронзовый триангл (треугольник) и др. Рабочими инструментами в доме были камертоны, механический генератор звуков октавы, ключ мужа для настройки пианино, растительные средства для укрепления волос и оздоровления, чайные наборы из своего сада.

За свою жизнь Элеонора Тимофеевна собрала личный гардероб из многих вещей для концертной деятельности: предметы одежды, бижутерия, украшения, женские сумочки, косметички, принадлежности для выразительности образа артистки на сцене десятками каждого вида, что обеспечили ей неимоверное количество сочетаний-вариантов своего сценического образа. А тщательный подбор их и хороший вкус художницы – гармоничное использование женских нарядов – в повседневной жизни, на зависть подругам. Могла поделиться всем, кроме секрета своей оригинальной причёски из нескольких колец волос, что обеспечивали её длинные натуральные волосы, которую подруги с короткими стрижками безуспешно пытались повторить.

Её последние часы жизни состоялись при открытой клавиатуре рояля, в окружении любимых книг, цветов, фотографий своих детей и мужа, рядом со столиком загруженным кистями недалеко от мольберта и наборов красок. Последние её небольшие картины акрилом изображали карпатские эдельвейсы – «для детей и подруги Нади». Несколько больших полотен маслом Элеонора дорисовывала уже несколько лет, буквально отдельными штрихами кисти.

Я пытался осмыслить линию её одежды, чтобы коротко донести до читателя. Думаю это – шляпа на голове. В её гардеробе их нескольких десятков – дорогих фетровых и соломенных, с лентами и без них, меховых, для дождя – дешёвых из искусственной кожи, на все сезоны. Складывалось впечатление, что украшения, длинные её юбки в сочетании с высокими каблуками обуви классического вида лишь дополняли созданный для себя художницей образ – «начиная с прически и шляпы».

По поручению детей её концертную одежду, профессиональную косметику, сценические предметы и украшения, концертная обувь передана в дар от имени их матери одной из ведущих артисток Закарпатского академического областного музыкально-драматического театра. Полотна и грунтовые заготовки, листовые материалы для рисования, кисти, краски, методические пособия, мольберт, этюдник получили от её имени ужгородские, тячевский, мукачевских художники, несколько творческих детских коллективов Ужгородского «Падиюна», за что благодарили письмом детей Эллы. Подруги, любители читать мировую классику получили из её библиотеки в подарок собрания сочинений, отдельные тома и книги отсутствующих в их библиотеках авторов, ученица музыкальной школы – журналы «Музыкальная жизнь» с нотами, ксероксы нот романсов и песен, биографии композиторов и музыкантов, художники – многотомную подписку «Великие художники. Их жизнь вдохновение и творчество» и отдельные репродукции из неё получили художник из Тячева и детские кружки рисования. Они же получили трёхтомную подборку для обучения рисованию, цвету – в живописи. Детские книги читают переселенцы с восточных областей Украины.

Из письма Александра, сына Элеоноры, ныне иностранца, автору статьи: – «Успел прочитать вашу статью по дороге домой! Очень стильно и грамотно написано и построено сюжетно! У меня замечаний и дополнений по поводу ошибок в биографии мамы нет. Узнал очень много новых подробностей о фактах, которые мама рассказывала очень поверхностно. Спасибо большое за статью! Спасибо Вам!».

Элеонора Тимофеевна считала, что жизнь каждого должна оставлять заметный след, не только надгробием. За её след в искусстве пения, музыки, живописи, литературы, думаю, ей не было стыдно. Верю, – дети, её внучки, сохранят этот след, добавив свой в историю семьи.

Никогда не публиковавшееся стихотворение Элеоноры Карабинцевой:

 

 

Элеонора Карабинцева

Вдохновение

А для меня, поэт, ты жив

Всегда – источник свежий

Для напоения моей души и воли.

Любой твой томик беру, как в юности

далёкой с интересом.

Бывало, в средней школе …

И, забывая обо всём сейчас,

Стихи твои читаю и читаю … .

Клавир «Е.О.» – настольным стал.

И с ним не расстаюсь.

За фортепьяно часто раскрываю,

Пою друзьям знакомое до слёз,

В забвеньи пребывая… .

Стихи твои там, Пушкин,

С музыкой Чайковского переплелись

В одно, друг друга дополняя,

Двух гениев творение слились!

И не случайно … .

Душою Вашей завладел тогда Создатель,

видно тайно своим перстом с любовью осенил –

Тем с высоты своей, священный

ВАШ творческий союз благословил.

 

Ужгород, 2012

 

 

 

 

На пороге взрослой жизни. Элеонора – выпускница Ужгородского музучилища. Второй разряд по фехтованию.

 

 

Со своими учениками музыки. ДК, Борисполь. Среди масок для детских музыкальных постановок в «исполнении» Элеоноры. Борисполь.

 

 

 

В сценическом образе.  О выставке картин Э.Т.Карабинцевой информирует российский сайт.

 

 

       

В ролях Киевского театра оперетты, 1976 г.

 

 

 

Элеонора за своими «рабочими» инструментами – пианино и мольберт. Борисполь. Ужгород

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художница Э.Т.Карабинцева на пленэре. Ужгородский «карьер»

 

 

 

Украсила собой и исполнением сцену фестиваля.

 

 

 

 

 

 

   

Э.Т.Карабинцева читает свои стихи на выставке своих картин (на заднем плане) для своих друзей в Закарпатской областной библиотеке.24.11.2013 г.

 

Элеонора поёт и играет любимые песни на выставке своих картин в любимой ЦДБ. Среди детей и взрослых.Ужгород, пл. Б.Хмельницкого. Май 2015 г.

 

 

Застывшая музыка в домашней выставке 2019-2023 гг. последних картин жизни Э.Т.Карабинцевой. Масло, акрил.

 

 

 

 

Карабинцева Элеонора Тимофеевна

живопись, графика

Ужгород

2016

 

 

 

 

 

 

 

КарабинцеваЭлеонора Тимофеевна

живопись, графика

Ужгород

2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая и последняя страницы обложки Каталога картин Элеоноры Тимофеевны Карабинцевой. Подарок друзей на 75-летний юбилей. Её портрет на обложке – закарпатского художника Гавриила Мартыновича Глюка, друга семьи художницы.

 

 

      На правах завещания героини очерка:

Моим любимым потомкам

Когда поёшь, то ощущаешь себя в каком-то невероятном полёте, и это не значит, что эта лёгкость от невесомости и ты, как медуза расслаблен. Нет, наоборот, при этом включается в работу весь твой организм. И это, как у спортсмена – весь в прыжке. Только у спортсмена-прыгуна это состояние проходит быстро, а у певца это длится – пока поёшь. К тому же добавляется эмоциональная окраска, тембровая и определённое раскрепощение.

Такое пение – бельканто – достигается напряжённой ежедневной работой и не один год, а, наверное, всю жизнь.

Главное – не утратить желания петь и стремления сегодня петь лучше, чем вчера. Никогда не останавливаться на достигнутом. В любом возрасте, а в молодости тем более, стремиться к поставленной цели – мечте.

Как сказал Сальвадор Дали: – «Не бойтесь Совершенства. – Вам его не достичь!».

Но зато есть жизнь, а жизнь это движение и рост всего живого.

 

Элеонора Карабинцева (своим детям и внучатам), Ужгород, 2000 г.

P.S. Очень люблю вас.

P.P.S.

Твоё рождение в гортани.

Грудной ты или головной.

Тебя ошибочно ТАК звали –

петь нужно ТОЛЬКО головой.

Вместо эпиграфа, Э.К.

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Один комментарий к “В. Викторов. Прожитая жизнь как спетый романс под свой аккомпанемент (очерк)

  1. Лачин

    Исторический очерк, познавательно… Наверно, рассчитано на определённый круг читателей, известных автору – ну так пусть приходят к нам, заходят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.