Сергей Клюев. Западный вариант (эссе)

Размышления о миграции с восточной территории на западную, её плюсах и минусах.

Сентябрь, 1991 год. Желтая листва неохотно падает, не удержавшись на ветру, затем уносится с шелестом. Начинает накрапывать дождь. Так наступает осень в центральной части России. Всё зазывает на философскую грусть. Это не для меня. Сопротивляюсь как могу.

Заканчивается обучение в нецелевой аспирантуре. Значит самому нужно искать место работы. Звоню по телефону. Пересылаю резюме по факсу. «Да, приезжайте, будет только койко-место в комнате общежития», – слышу в трубку. Это Калининград, Атлантический НИИ рыбного хозяйства и океанографии.

Здание организации находилось рядом со зданием администрации области, руководил которой Ю. С. Маточкин. Большой человек. Имелись ввиду не только габариты. Большой – во всём. В области была у одних  эйфория, вызванная снятием железного занавеса, другие были озабочены геополитическими изменениями и обособленностью региона от большей части российской территории. Пытались приспособиться к сложившейся обстановке.

Почти поголовное занятие бизнесом среди молодых, иногда и невольное (больше нечем, государственные предприятия закрывались). Брокеры курсировали, выравнивая цены. Частые поездки в Польшу по туристическим ваучерам (виза не нужна). Я не стремился приобщиться к бизнесу. Это была не моя стезя. Торговые палатки устанавливали другие.

Стартовый капитал могли добывать и таким способом. «Говорят, что ты накопил деньги под подушкой. Храни их в моём сейфе», – один коллега говорит другому и открывает дверцу сейфа. После того, как сумма простаком положена, закрывает сейф. Деньги не отдает, а использует их как стартовый капитал. Главное – развитие бизнеса. Несколько утрировано. Примерно такие нравы.   Массовое околпачивание народа построением  финансовых пирамид. Достаточно вспомнить Мавроди. Многие несли сбережения. Некоторые удачно забирали.

Хлынула продукция из стран Западной Европы в ярких упаковках через Калининград. В некоторых лабораториях проверялось её качество. Река не превращалась в ручей, но поток мог и уменьшаться. Отдельные лаборатории НИИ были задействованы в этом. Думаю, что Калининград (в целом) был проводником  западного (если не всего, то многого).

Развернула деятельность актриса Александра Яковлева, являясь и вице-мэром по культуре. Её энергия была направлена на проведение кинофестивалей, что не всеми одобрялось. Сняла юморной (прикольный) фильм и в нём же сыграла главную роль. Иногда о ней появлялась критическая статья в газете «Калининградская правда» для острастки.

Я чувствовал себя молодым. Всё мне было морем по колено. Не думал создавать семью. Некоторый авантюризм был присущ мне. Идти на рискованное мероприятие, чувствуя силы. Что плохого? Спорно. Может лучше делать всё по расчёту.

Проходя мимо гостиницы «Калининград», я не мог не заметить панель для путан. Так я встретил Бэлу. Как это важно, найти знакомую в незнакомом городе. Она была сексуальна и красива. Черты лица – волевые и утончённые. Приходила и без съёма. Прекрасность. Меньше стал пользоваться услугами многочисленных эскорт-фирм.

О быте. В комнате соседом был моряк из Беларуси, собирающийся в очередной рейс. Говорили о качестве жизни в России и Беларуси. Я одно время жил в Минске. Сравнивали зарплаты в различных социальных группах. Наши зарплаты были несопоставимыми. Конечно, моряк получал больше. Иногда приходила Бэла. У неё было хорошее филологическое образование. Тематика разговора – разнообразная. Она любила пить кофе с шоколадом. Уже тогда говорила: «Держись за жильё». Ответил: «Давай построим дом». Это стало основным в данном варианте капитализма.

Часто шёл дождь. Он стучал по крышам, лился в плохо прикрытые окна,  образовывал лужи. Здесь непринято обращать на него внимание. Ритм городской жизни не нарушается. Дождь мог быть даже в праздник Нового года, заменяя снег, а пришедшее тепло – мороз. Лучше быть под крышей дома.

Работал в лаборатории, в которой изучались гидробионты. Составы многих лабораторий уменьшились после сокращения. Я устроился позже, не попав под него. Руководила лабораторией Л. И. Перова. Типичная москвичка. Жена моряка, годами пропадавшего в рейсах. Зашел сотрудник соседней лаборатории и спросил: «Как ты сюда попал? Сюда и муха не пролезет». «Обычно», – ответил я и приступил к работе. В лаборатории были неплохие приборы, приобретённые у японских моряков. Время летело быстро.

Перевёлся в университет, получив комнату, но не в общежитии для преподавателей (жильё оставалось бы после увольнения), а в общежитии для студентов на ул. А. Невского. Так делается невольный турист. Тогда об этом не думал. Обставил комнату, купив кровать и столик. Позже приобрел переносной телевизор «Шилялис» (Литва).

Было ещё всеобщее стремление к дальнему зарубежью, в том числе и у меня. Хотя В. Познер уже написал книгу «Прощание с иллюзиями». Через несколько лет (какое-то эхо) Г. Лепс исполнил песню «Я уеду жить в Лондон». В массовом количестве  мигранты (трудовые) в странах Западной Европы не нужны. Единицы приспосабливались. Кто-то навсегда, кто-то на определённый период. Иначе получилось бы большое переселение в обратную сторону.

Калининградский регион интересен ещё  и тем, что расположен западнее, чем Литва, но он входит в состав  России, большая часть которой – на восточной территории континента (с его морозами). Запад России  часто кажется восточным (субъективно)  для западных стран (не  таким уж центральным). Ещё для определенных социальных слоёв региона характерен западный стиль. В Литве западного стиля больше, хотя она восточнее (географически). Парадокс. Кто-то ограничился миграцией в Калининградский регион, который продвинут в западном направлении, имеет благоприятный климат (западный ветер тёплый).  Может я без заграницы обойдусь. Отвлекаюсь.

Тем не менее, я стал читать журнал  «Monthly Nature», находясь в Калининградской области. В этом журнале приводилась информация о грантах на проведение исследований. После нескольких попыток получилось. Грант от Королевского общества, Лондон, для проведения исследований в Оксфорде (час езды от Лондона) по выбранной тематике на 1 год (виза на указанный срок, не для трудовой миграции, другого типа). Подробности не описываю. Этический момент. За всё платили англичане. Искренне верили, что я не являлся каким-нибудь шпионом. Безусловно, это было так. Зарубежья получил в избытке. В Оксфорде, кроме англичан, были французы, немцы, индийцы, мексиканцы, голландцы, корейцы и так далее. Можно перечислять дальше.  Словно побывал в нескольких странах, но я не искал заброшенный рай. Может быть, он есть где-то и  для кого-то.

За год Калининград изменился. Магазины и рынки были переполнены товарами. Качество предлагалось разное. Город наполнили иномарки. Появились витрины магазинов с манекенами, почти такими же как в Лондоне. Кафедральный собор (достопримечательность города) отреставрировали. Я решил приостановить поездки. Захотелось осесть. Что не всегда просто. Могут оттеснить восточнее. Старо как мир.

 

 

Читайте журнал «Новая Литература»
Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.