Юрий Прокопенко. Штрихи к портрету (повесть). Глава 5. И снова Полтава. 5.

Прибыли в Москву в полдень, приехали домой и ближе к вечеру поехали к Марии Михайловне, предварительно собрав гостинец из яблок внушительного размера. На столе у тещи лежало блюдо, наполненное московскими яблоками. Они имели невзрачный вид: были мелкими и зелеными и наверняка кислыми. Иван развернул свой пакет с полтавскими яблоками и предложил теще заменить ими московские. Люся взяла первое попавшееся яблоко, пошла с ним на кухню, положила на блюдечко и поднесла его своей маме, предложив попробовать. Теща отрезала ломтик ножом, на срезе яблока выступила роса. Аромат свежего яблока распространился по комнате. Теща откусила немного от ломтика и покачала головой в знак того, что она высоко оценила вкус яблока.

– Я еще никогда тебя не видела такой загорелой. Прямо, как негр. И ты, Ваня тоже такой же черный. Видишь, дочь, какой у тебя замечательный муж, свозил тебя на юг, на отдых.

Мария Михайловна умела похвалить Ивана перед молодой женой и делала это всякий раз, когда представлялась возможность. Люся всегда соглашалась с матерью, так что, в конце концов, Иван начинал думать, что он и в самом деле такой замечательный муж. Но далее от Марии Михайловны последовали наставления:

– Можно было приехать раньше. Я едва выдержала осаду: Администрация больше не желала ждать и грозилась выселить тебя Люся из дома. А Ивана вообще не брали в расчет, ведь он здесь не прописан. Я еле уговорила их. Согласились подождать до 20-го числа. Так что надо начинать действовать. Ты, Ванечка, завтра же иди в паспортный стол и прописывайся. Я там обо всем договорилась, возражений не будет. Получишь прописку и сразу на Дорогомиловскую улицу в контору по распределению жилья. Там тебя уже ждут. Получишь смотровые и выбирай себе комнату. Но, говорят, там торопиться не надо. Жилье дают надолго, так что выбирать надо тщательно.

Иван слушал тещу и удивлялся, как у этой уже не молодой женщины сохранилось столько энергии и откуда взялись такие загадочные связи: везде и обо все договорилась. Иди, Иван и действуй, не зевай. Ай, да теща. Вот уж, действительно, подарок судьбы. Иван горячо поблагодарил Марию Михайловну за деятельную заботу и пообещал, что он все сделает так, как она велела ему.

На следующий день с утра он был в паспортном столе и отдал свой паспорт на прописку. Он попросил сделать это как можно быстрее, так как ему нужно получать смотровые, торопят с выселением из старого особняка. В паспортном столе как будто ждали его объяснения. Ему сказали, что ждать ничего не надо, прописка займет не меньше недели, но за это время он может ехать в контору по распределению жилья и хоть сейчас получать смотровые.

– Как это? – удивился Иван, – без паспорта и штампа прописки.

– Да, очень просто. Сейчас мы тебе выпишем справку о том, что твой паспорт находится на прописке по такому-то адресу и вперед. А через неделю приходи за паспортом.

Работая над обещанной справкой, инспектор паспортного стола обратилась к своей подруге:

– Наталья, посмотри какой у Марии Михайловны зять симпатичный, прямо красавец и загорел где-то так.

–  Ясно где, на югах, разве в Москве так загоришь. А красавец то он точно, писаный. Счастье бы было, – ворчливо ответила подруга инспектора.

Иван поблагодарил инспектора за любезность и оказанную помощь и помчался к жене с радостной вестью: можно идти смотреть новое жилье, хоть завтра!

На следующий день в 9 часов утра они были в конторе на Дорогомиловской улице. Их оптимистический настрой, и пыл охладила значительная очередь в кабинет.

– Здесь распределяют новое жилье? – спросил Иван мужчину, стоявшего рядом. Он стоял в очереди, потому что все стулья были уже заняты. Посмотрев на Ивана скептически, ответил:

– Так что и вам полагается квартира? Я уже третий год хожу сюда в надежде получить квартиру, а ему сразу давай.

– Третий год? – переспросил Иван, – может быть у Вас другое дело.

– Какое другое дело. Я стою в очереди на получение новой квартиры, а мне пытаются всучить старую, после ремонта. Вот я и хожу сюда уже третий год. Но, ничего, я дождусь своей очереди, или получу хорошую квартиру хоть и в старом доме.

Ивану стало не интересно слушать этого озлобленного мужика. Он понял, что сюда приходят люди с разными вопросами, но у него совершенно конкретный вопрос. Ему нужно получить приличную комнату в приличной квартире в хорошем доме и в хорошем районе. Вот таковы требования, которые Иван сформулировал сам для себя. Вскоре освободился один стул, и Иван поспешил устроить на него свою жену. Между тем мужчина захотел продолжить разговор.

– А у вас какое дело, если не секрет? – спросил он у Ивана.

– Да какой тут секрет. Наш дом расселяют, вот нам с женой, – он указал на сидящую в углу Люсю, – предложили выбрать комнату в коммунальной квартире. Причем, сделать это нужно быстро. Кому-то очень понадобился наш старый дом.

Читайте журнал «Новая Литература»

– Я вижу, ты, парень, пришел сюда первый раз. Так вот, что я тебе скажу. Тут сидит сплошное жулье. Для них главное дело – это всучить старое, никому не нужное жилье. Видать в Москве такого жилья много скопилось, девать некуда. Так ты не будь простачком. Тебе сегодня дадут смотровую, ты бери и поезжать смотреть, а завтра приезжай и возмущайся, как они могли тебе дать такую смотровую. Тебе дадут другую, ты посмотри и опять откажись. Тебе должны предложить третью. Эта будет гораздо лучше первых, так ты от нее не отказывайся, а то может быть еще хуже. Больше трех обычно не предлагают.

– А откуда вам все это известно? Ведь у вас другое дело.

– Известно. Не знал бы, не говорил. Я тебе подсказываю как младшему по возрасту. Вижу, опыта у тебя совсем еще мало. Обдурить могут запросто.

– Ну, тогда спасибо. Буду иметь в виду.

Все было так, как сказал мужчина из очереди. Рассмотрели бумаги, принесенные Иваном, покачали головой и предложили адрес, сказав, что семья Ивана не может претендовать на лучшую или большую площадь, так как их случай рассматривается не как улучшение жилищных условий, а как расселение. Так что все будет, как и было, особенно рассчитывать не на что.

Тем ни менее, Иван и Люся поехали по указанному адресу. Первая комната была в коммунальной квартире в районе Шмитовского проезда. Под окном трамвайные пути, до метро больше километра, пруд с мутной водой. Словом, ни Ивану, ни Люсе не понравился этот вариант. Следующее предложение было на Серпуховке. Квартира с тремя соседями, причем одна соседка периодически лежит в сумасшедшем доме, шумно, множество машин во дворе, хотя и было сравнительно недалеко от станции метро. Как в первом, так и во втором случае комнаты были небольшие и довольно темные. Отказались и от второго варианта. На третий день вновь приехали в контору. Выстояли длинную очередь и получили третий адрес. При этом женщина, ведшая их дело, сказала, что на этот раз молодым понравится. И она оказалась права. Квартира была на шестом этаже восьмиэтажного кирпичного дома с большими окнами и с подъездом, выходившем на придомовой сквер. Рядом – метро Багратионовская и кинотеатр «Украина», район просторный с множеством магазинов. Комната находилась в просторной квартире, где проживали еще две семьи. Кухня была также просторной. Одним словом, этот вариант понравился и Ивану и Люсе. Они сказали хозяевам комнаты, что будут переезжать сюда и те обрадовались: наконец, они смогут сделать ремонт и переехать на новую квартиру. В этот же день они вернулись в контору и сообщили, что принимают последний вариант. Когда выписывали ордер на квартиру, спросили, кто будет ответственным квартиросъемщиком? «Конечно муж» – ответила Люся. «Ты хорошо подумала, девочка. Ведь это серьезное дело. Ты доверяешь квартиру этому парню». «Да, я полностью ему доверяю. Он очень порядочный человек». Вопрос об ответственном квартиросъемщике был решен, а Иван и Люся еще долгое время недоумевали, что плохого в том, что ответственным квартиросъемщиком будет Иван. В конце концов, он глава семьи и следующую, уже отдельную, квартиру будет получать, скорее всего, он, а не она.

Ждали окончания ремонта в квартире. А между тем у Ивана начались занятия в институте – шел четвертый курс обучения. Основные теоретические дисциплины остались позади, впереди изучение конкретных врачебных навыков, которые уже совсем скоро могут пригодиться в предстоящей следующим летом врачебной практике. А пока нужно было серьезно подумать о материальном обеспечении семьи. У Ивана был один вариант. В конце медсестринской практики он получил предложение от заведующей терапевтическим отделением поработать дежурным медбратом. Дежурства должны были  происходить в ночное время, свободное от занятий, и тогда Иван пообещал подумать, а сейчас решил съездить в больницу, поинтересоваться, сохранилась ли такая возможность.  На следующий день после занятий он приехал на улицу Дурова, где располагалась больница.  Оказалось, что такая возможность еще сохранилась и более того, Ивана ждут в терапевтическом отделении с нетерпением, так как медицинских сестер не хватает. Через несколько дней он приступил к ночным дежурствам.

Люся с первого сентября начала работать в детском саду, хотя у нее не было специального образования. В этом детском саду работала музыкальным работником жена Олега, Алла и она ходатайствовала о зачислении Люси на должность воспитателя. Семейный бюджет постепенно налаживался. А в середине сентября состоялся переезд Ивана и Люси в новую комнату. Им помогали Миша Шустов и брат Люси, да и вещей было немного. Из мебели со старой комнаты взяли только диван, платяной шкаф, круглый обеденный стол и пару стульев. Остальное была посуда, одежда и всякая мелочь. Переезжали на грузовике. Люся сидела в кабине, а парни в кузове. Всем было весело от предпринятого путешествия и предчувствия первого ужина в новом жилище. Так началась настоящая семейная жизнь у Ивана и Люси Котовых. Они были довольны тем, что у них есть, и понимали: со временем они будут иметь все, что захотят. А сегодня главным их достоянием была любовь и молодость.

 

(продолжение следует)

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.