
Иллюстрация. Автор: KuperFild (Давид Викторович Левашенко). Название: «Шуба, или Психи – мои друзья». Источник: kuperfild.ru
Произведение опубликовано в журнале “Новая Литература” 12.04.2025.
Читать: Даниил Альтерман. Шуба, или Психи – мои друзья (повесть)
Крайне сумбурное изложение. Требуется работа литературного редактора, особенно в первой трети текста. Общее впечатление: поток сознания в мемуарном стиле, формирующийся по принципу “вспомнил — написал”, мало и слабо связанные между собой обрывки сюжетов. Это не повесть, конечно. Содержание мрачное, гнетущее, давящее. Постоянные сюжетные “перещелкивания” как в старом черно-белом телевизоре, с канала на канал только добавляют мрачности и размытости картинке. В тексте сюжетов на два десятка неплохих рассказов, но автор почему-то решил все свалить в один текст. Создается впечатление, что автор не очень понимает, что такое рассказ или повесть, ни сюжетно, ни композиционно. Я бы использовал эту фактуру для написания отдельных произведений. Возможно, коротких рассказов в рамках одной серии о душевнобольных и пребывании в сумасшедшем доме. Материала много, он хорош, он впечатляет, можно, повторюсь, переработать в серию отличных рассказов. Пока сыро.
Написано хорошо, а читать тяжело. Парадокс? Да нет, просто у этого произведения есть зрелая форма изложения, которая позволяет звучать каждому эпизоду по отдельности, но нет общего посыла, структуры, и где-то даже идеи. Понятно, что было задумано исполнить реквием, но получился рассказ обо всём на свете. Нет центрального звена, ради которого всё рассказывается. Есть отдельно: дружба, поэзия, взросление, лечение, больничные порядки, симптомы, случаи из жизни, мысли по поводу, перечисление событий, портреты персонажей, и в сумме всё это выглядит не как цельное художественное высказывание, а как череда отступлений, уточнений, вводных, оговорок, замечаний, ассоциаций. Вероятно, эти материалы стоит использовать для создания нового, но совсем другого произведения.