Николай Егоров. Слово, Словесность, Смысл (цикл стихотворений)

***

Слова и выраженья,

я сам  ̶  одно из вас,

коль смыслом наделен.

 

Озвучен я сейчас,

но кто вложил значенье,

кем я произнесен?

 

Под впечатлением от «Искусства поэзии» Верлена

 

  Звучание важнее смысла.   

Весь смысл в звучании. Лишь часть

его в значеньях слов зависла

и утвердить стремится власть

над музыкой стихотворенья.

Смысл слов и фраз в стихах – лишь русло.

Созвучья, ритмы, их биенье –

ток вод – то таинство искусства.

 

 

Читайте журнал «Новая Литература»

Учителя

 

Учителей я множество видал.

Они меня поступками и словом

учили жить. Ничтожным, бестолковым

я видеть мир под их влияньем стал.

 

Но, к счастью, жизнь – не прозябанье средь

отвалов шлака и пустой породы.

Строка́ми книг, как ноги о дороги,

мне образ мыслей в кровь пришлось стереть.

 

Страницы, шелестя, шептали мне:

жизнь – рукопись: с пробелами, вчерне,

в ряду отредактированных книг –

 

творенье не пера, а колуна.

Но людям жизнь на то ведь и дана,

чтоб превратить в поэму черновик.

 

 

***

А в наши бизнес-времена

нахрап – в природе,  хам – в законе.

Интеллигентность же – она

«как эта глупая луна

на этом глупом небосклоне».

 

 

***

Язвил, роптал, артачился порой,

Стишки прекраснодушные читая,

Где мир представлен филиалом рая,

А жизнь – не выживаньем, а игрой.

 

Меж тем наш мир, блистая и дичая,–

альянс, где тот – вразнос, а те – вразброд.

Но прав ли я, в лукавстве уличая

Творцов элегий и трескучих од?

 

Поэты всех народов, всех эпох,

Вы жизнь свою сожгли любви огнем,

Но в том, что мир, который и поныне –

 

Сплав неурядиц с бедами врасплох,

Сдавивший не объятьем – хомутом, –

В том уж не вы, но мы, но я повинен.

 

 

Мысли навеянные снежинками в предновогоднюю ночь

 

И покуда

пушистые хлопья снега падали сверху

на всё под-лежащее,

будто падали в душу слова

чьей-то мудро-бесхитростной речи

(при каких обстоятельствах времени, места и образа действия –

оставим в скобках), –

убежденностью вкупе с сомненьем

в голове замаячил вопрос:

суть посланья не в том ли Слове,

что сказуемым* было в Начале?

 

Ну а буде всё так, тогда

обросшие дополнениями главные члены

не напомнят ли нам – Царям

Природы – как должно жить

(не как повелось – как пристало,

согласно каким

грамматическим правилам)?

 

Последние, впрочем, давно известны

и в наш нахватавшихся век

не вызывают ни в ком

ни уверенности, ни сомнений.

————

*сказуемым –  здесь: сказанным, произнесенным (в то же время сохраняя связь со значением  слова, как главного члена предложения).

 

 

Подражание Великим Мастерам

 

Пока дышу – лишь ею рад дышать,

Пока хожу – ступать  её стопами,

И вслушиваться в жизнь её ушами,

И тишиною общею молчать,

 

И видеть мир таким, каков он есть,

Но говорить о нем её словами,

И твердо знать: всё, что случится с нами,

Нам предстоит совместно перенесть.

 

Как без неё неполон я! Как странно

Мир смотрит на меня: как на пустое!

Калека-время с костяной ногой

 

Плетется, спотыкаясь постоянно,

Совсем остановилось. Что ж такое!

В разлуке час, что вечность. Боже мой!

 

Книга и книгочеи

 

Ну надо же! Втемяшилось в башку,

что книга – это дойная корова.

Даруемое нам искусство слова

подобно молоку, наш ум — горшку.

 

Доить корову надобно уменья

поболе, чем наполнить чан водой,

но даже если вы магистр доенья,

доили ль вы роман, стихотворенье, —

всё попусту, коль ваш горшок худой.*

——–

* Другие варианты концовки:

для эстетов :     Всё втуне, коли ваш горшок худой

вульгарный:     Всё пофигу, коль ваш горшок худой.

фигуральный:  Всё псу под хвост, коль ваш горшок худой.

 

 

 

Обиходные языки

Книга запахов – доступ и код

к лексикону болтушки-природы.

Мир-лингвист вводит в курс языком

ароматов, амбре и зловоний,

привечая, предостерегая, ввергая

в телячий восторг иль брезгливость.

 

Если надо вдолбить устои,

прибегает к словам-занудам.

А чтоб вывернуть душу – к щемящей –

рек разливом – тоске русских песен

(нам завещанных, нами забытых…)

 

 

 

( Попытка завершения )

Однажды, бродяжничая в интернете, я случайно наткнулся на сообщение о поэтическом конкурсе,

одним из заданий которого было завершить неоконченное стихотворение Тютчева.

Поскольку Тютчев один из моих самых любимых поэтов – вершина, Эверест – я, хоть и ощущал себя неподготовленным альпинистом-любителем, все же решил (не для конкурса – сам для себя)

испытать свои способности и приступил к восхождению. Многократно, сизифовым камнем, скатывался к подножью, и вновь карабкался по другим склонам, пока постепенно не определился ведущий маршрут, ключевая мысль. Было довольно много вариантов и их модификаций. 

И вот один из них. 

 

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

 

Изгиб бровей – вопрос, недоуменье:

Ведь замысел бесспорно был хорош!

Дерзанье! Радость творчества! И что ж? –

Мир стал осадком в колбе вдохновенья.

В какой-то миг сместилось где-то что-то…

 

Наверно так, избыв самообман,

Жжёт автор неудавшийся роман,

Писавшийся с любовью и заботой.

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Один комментарий к “Николай Егоров. Слово, Словесность, Смысл (цикл стихотворений)

  1. admin Автор записи

    «Лишь часть/его в значеньях слов зависла» – не понятно, часть звучания или часть смысла имеется в виду.
    «ароматов, амбре и зловоний» – неудачное использование синонимов в перечислении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.