…В этом году буевлянка Людмила Серёгина порадовала родной город ещё одной книгой своих стихов – «Разрешите себе помечтать». Напомним, что первая – «По земному переулку» отпечатана в 2021 году. Оба издания – одинакового формата – выпустил Издательский Дом «Линия График. Кострома» и содержит каждое ровно по 113 страниц. Так сказать, сборники-близнецы! Это же, без натяжек, можно сказать и о содержательной стороне книг. Однако, если в первой, согласно предисловию, поэтесса только пытается определить своё место в огромном мире: «Поземному переулку» …Земной – это значит какой? Переулок из земли, то есть земляной? Деревенский, не прикрытый асфальтом? А, может, «по земному переулку» – это краткосрочный земной путь человека от прошлого к будущему?», то во второй её задачи куда конкретней и глубже: «…под пером Людмилы Серёгиной жизнь вечная и жизнь земная связаны примерно так же, как Москва связана с Буем: многомиллионный полис и маленький русский городок, который ровно так же, как столица, устремлён в бесконечное будущее».
То есть здесь в поэтический процесс следом за пространством вступает и его величество Время: «… жизнь вечная и жизнь земная связаны примерно так же, как Москва связана с Буем: многомиллионный полис и маленький русский городок…». И там, и там поэт остаётся, прежде всего, потенциальным другом каждого из живущих в этих столь разных как по размеру, так и по духу образованиях. Недаром, в одном из стихотворений, отвечая на извечный вопрос «Зачем ты пишешь?», Людмила Серёгина, не мудрствуя лукаво, признаётся:
Потому, что пишется,
А на сердце вьюжно.
Может, станет книжица
Для кого-то нужной?
Готовя эту статью, я ещё раз внимательно перечитал все представленные в книге вещи и пришёл к убеждению, что эта, вторая книга буйской поэтессы станет «нужной», прежде всего, тем, у кого «на сердце вьюжно» от любви к нашей русской действительности, русской природе, и кто любит её просто за то, что она такая есть. Например, одолела тебя на безлюдье осенняя тоска, выйди в свой палисадник или огород и почитай вслух своим яблоням и самому себе пейзажную зарисовку «Остров позитива». Она про твой садик весной, когда он вот-вот проснётся и вдохновит на новый виток бодрой летней деятельности. Или стихотворение «Лебедь», которое передаёт чудо прилёта на поросшую ивняком речку величественной белой птицы, которая озаряет своей райской белизной и прозрачностью всю сельскую округу и уносит увидевших её людей куда-то очень далеко-далеко, может быть, даже в рай.
Поэтический мир Людмилы Серёгиной буквально соткан из, вроде бы, привычных нам природных явлений и постоянных обитателей наших провинциальных просторов. Это – то коты, то птицы, то черемуха с сиренью и вербой, то грибы с травами под «рыжим солнцем», то одинокий, оторвавшийся от ветки тополиный лист, то немного ни в себе дед, то сама поэтесса, бегущая по небу… с облаками. Нет, её пространственный мир не ограничивается только русской глубинкой! В нём существенное место занимает и Москва с её почти полукилометровыми высотками, и город Буй, который активно строится уже не первую сотню лет, и «королевство льна», то есть льняное производство, которое оскудело в наши дни. Но от первой до последней книжной строки в собранных стихах упрямо, не переставая, звучит «вечный зов» родного края, без которого лирическому герою « одиноко и неуютно.
Но, в конечном итоге, самой, пожалуй, важной темой сборника является тема людской памяти, памяти о прошлой молодости, своей семье и малой родине, маме и обескровившей край войне. Впрочем, память порой подводит: «Жаль, уже всё помню смутно…», а «вечный зов» звучит в душе только где-нибудь в горах Кавказа или на морском берегу. Так в стихах появляется некий «Остров позитива». Это весенний сад под окнами родного дома, который на глазах оживает к Вербному дню, и мы наверняка «дождёмся весточки благой». Времена года автор буквально листает, придавая каждому некое мифологическое уподобление: «осень – знатная купчиха, у которой полон дом жита», а «расцвеченное цветами лето» ждёт нас на страницах случайно открытой книги, и даже зимой преобладает природная весёлость:
На вольнице воздух колючий,
И вьюга буравит лицо,
А в доме тепло и не скучно
Смотреть и смотреть на крыльцо.
Впечатляет и умение обходиться с бытовыми предметами – например, с потерявшейся перчаткой, у которой теперь началась совсем иная жизнь… вместе с осенними листьями. А в стихотворении «Сыпьте корм» утверждается, что птичек надо подкармливать уже хотя бы потому, что с ними пел сам Орфей. В «Декабрьских снах» звучит оптимистичное утверждение, что грядущий новый год будет обязательно счастливее всех минувших. В стихотворении «Храм» звучит уверенность, что он спасает нас от хулы, вражды и беспамятства. И даже на высоте 354 метров в московской высотке лирический герой счастлив оттого, что
Стираются мелочи жизни,
Обиды, размолвки и гнев,
Сияет лишь в капельках-брызгах
Чарующий пропасти зев.
Кроме того, по ходу книги не оставляет ощущение, что лирическая героиня всегда состоит в активном общении со своей «второй половиной». Так, в стихотворении «Двое» автор сообщает, что «Знакомы мы с Рождения Христова, лет сорок пять, а, может, пятьдесят».
Несмотря на то, что сегодня весьма часто пишут о патриотизме, патриотизм «В родовой горсти» дан не как некая избранная автором позиция, философема, а через многочисленные образы и детали окружающего нас мира. В стихотворении «О белой берёзе» читаем:
Достаётся весною берёзе
И зимою – в кострах на морозе,
И на Троицу ветки ломают
Да и песни о ней же слагают.
О берёзоньке, белой и грустной,
О берёзе, красавице русской!
Тема памяти и любви пронизывает стихотворение «Жизнь… за спиной», в котором молодые спрашивают старого деда: «А зачем на свете жить?». И он, подумав, отвечает: «А чтоб любить, ибо жизнь земная лишь предтеча жизни вечной. Оглянись!». Кстати, под пером Людмилы Серёгиной жизнь вечная и жизнь земная связаны примерно так же, как Москва связана с Буем: многомиллионный полис (вечность!) и маленький русский городок, который ровно так же, как столица, устремлён в бесконечное будущее.
Завершается сборник стихотворением «Подснежники»:
А весна уже бродила,
Колокольчики развесив,
И звонила, и звонила
На пригорке возле леса.
На зов этих только что проклюнувшихся колокольчиков отправимся и мы, чтобы в очередной раз отсыпать для себя из «родовой горсти» новую толику тепла и уюта и преодолеть короткий, но своеобразный и по-своему уникальный поэтический путь.
Виктор СБИТНЕВ, главный редактор литературного альманаха «Костромской собеседник», член Союза российских писателей.
Автор добросовестно рассказал нам, о чём пишет буйская поэтесса. Но ни словом не обмолвился ни о том, КАК она пишет, и ЧЕМ её творчество выделяется в современной поэзии, да и ПОЧЕМУ именно её стихи должны согреть сердце читателю. По прочтении статьи остаётся неприятное ощущение формального подхода, заказного материала, школьного сочинения. Ни одно слово в этом тексте меня не тронуло, всё сказанное по поводу стихов показалось дежурным, если не фальшивым. В общем, хороши ли стихи Людмилы Серёгиной, я так и не понял, но в том, что не стоит ей популяризировать своё творчество такими статьями, убедился.