Екатерина Голикова. Русское предпринимательство: из мудрого прошлого через смутное настоящее в счастливое будущее (статья)

По благословлению почившего Владыки Вениамина, Епископа Льговского и Железногорского (†26.04.2020). Владыка Вениамин, ушел в вечность, благословив меня, со словами: «Ты пиши, может быть, кому пригодится …»

Архимандрит Кирилл (Павлов):

«Пора становиться истинными христианами»

Мудрое прошлое

История русского предпринимательства хранит множество славных имен. В их числе и целые семьи. Купеческие семьи того времени (ХVII-XIX вв.) были многодетными, и главы семейств старались переродниться друг с другом путем браков своих детей.

До революции 1917 года предпринимателей в России называли купцами. Это были люди, которые занимались торговлей или производством. В зависимости от размера капитала купцы делились на гильдии (первая, вторая, третья). Звание купца приобреталось уплатой за гильдейское свидетельство, наличие которого до 1898 года было обязательным для права торговли, а позднее лишь давало некоторые преимущества, в том числе для участия в сословном управлении.

Это были люди могучие и в жизни, и в деле, чуткие к новому. Найти собственный путь в жизни и преуспеть в нем – вот что отличало купеческую прослойку общества тех времен. Купцы имели возможность получить хорошее образование. Многие из них, что отличались пытливым умом, уделяли обучению своему достаточно времени и средств, в том числе самообучению. В сердце своем они хранили заветы отцов: страх Божий, любовь к Отечеству и милосердное сердце к ближнему, к нищему и убогому. Благодетельствовать на полезное для всех было основной основ их деятельности. Русские торговцы и промышленники на свое занятие смотрели большей частью не как на источник наживы, а как на своего рода жизненную миссию: богатство Богом дано, но Ему придется отчет давать, каким путем приумножил, послужил ли чьей пользе, не навредил ли кому, не обидел ли кого, был ли благодетелем, меценатом. Русский купец всегда дорожил своим именем и бережно нес доброе имя своего рода из века в век. Русское купечество считало, что то «дело хорошо» и купец хорош, который торгует дешевле, но не за счет обиды (низкой оплаты труда) работного человека. Тех торговцев, которые экономили на работных людях, от которых народ бежал, называли «проходные дворы». В купеческой среде интересовались, каким путем сколочен капитал. Ростовщиков, откупщиков и тех, кто наживался за счет обмана, не любили. Благосостояние купец строил, как правило, на нелегком, кропотливом труде, осмотрительности, самоограничении, творчестве, служении русскому государству, простому люду и его нуждам. Именно этому учит вся история русского предпринимательства.

Вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. считается временем, когда многие представители деловой элиты покровительствовали развитию культуры, искусства и науки, строили больницы, богадельни, библиотеки, храмы, учебные учреждения. Выдающимися меценатами были Бахрушины, Бугровы, Морозовы, Прохоровы, К.Т. Солдатенков, В.А. Кокорев, С.И. Мамонтов, М.А. Сибиряков, И.Д. Асташев и многие другие. Причины меценатства были разными:

-осознание многими слоями общества уникальности культуры своего народа и отличий ее от культур других народов, а также обладающих своеобразием;

-в целях искупления греха сребролюбия (любви к деньгам и богатству и упования лишь на них);

-стремление с помощью заслуг в области культуры, чинов и наград выйти за пределы сословно-социальной обособленности, заслужить признание современников и потомков.

Меценатство выросло из благотворительности – социально полезного действия, направленного на материальную помощь нуждающимся, в первую очередь, на удовлетворение первичных потребностей человека и поддержание его жизнеспособности в обществе. Меценатство, как самостоятельное направление выполняло миссию просвещения, сохранения духовного наследия и развития культурного потенциала страны, исторического прошлого народа. Существовали и причины, связанные с преобладанием в людях положительных нравственных качеств, таких как бескорыстие, стремление помочь, искренность, доброта, жертвенность, милосердие: вера и страх Божий за содеянное. Характерными чертами для мецената были щедрость, скромность, дружелюбие, отсутствие честолюбия и личных интересов при государственном служении, свобода мышления, мудрость, эрудированность, простота в общении и красота культурной речи в публичных выступлениях, воспитанность и знание этикета. Меценат любил литературу, хорошо знал историю своего рода и своего народа, с уважением относился к памяти своих предков и боялся гнева Божьего.

Кроме того, одной из причин благотворительности не исключено, что было стремление воспользоваться возможностями поощрительного налогового законодательства.

Купечество России всегда активно поддерживало идеи милосердия и сострадания, было высоко религиозно, и, понимая, греховность своего богатства (мшелоимства, т.е. болезненного вещелюбия), стремилось искупить свои грехи, стремясь делиться с обществом своими деньгами.

Многие яркие страницы в историю русского предпринимательства вписало и курское купечество, которое не ограничивалось в своей деятельности только торговлей и производством. Курские купцы были журналистами, писателями, историками, книгоиздателями (род купца Полевого, Н. Полевой), хранителями редких книг и больших библиотек (род купца Баушева), меценатами (род купца Гладкова), фундаторами (род купца Голикова), учеными (из рода купца Семенова, изобретатель Анатолий Уфимцев), основателями городов и флотов (род купца Фалеева). Курское купечество ХVII-XIX веков сделало заметный вклад в развитие не только экономических связей с зарубежными странами, но и приумножило культурные, исторические, духовные ценности России и значительный естественный прирост народонаселения за счет социального служения.

Благодаря развитию ремесла и торговли непрерывно увеличивалось и население Курска. Так, в 1678 году в городе насчитывалось 1253, в 1742 — 3282, а в 1795 году — уже 5663 жителя мужского пола. Большую часть жителей в 1784 году представляли купцы и мещане. Их было 8140 душ обоего пола, или 46 процентов всего городского населения.

 

Историческая справка:

Разветвленные старинные купеческие роды Курска: Лоскутовы, Баушевы, Бесходарные, Фатеевы, Полевые, Хлопонины, Голиковы, Хлебниковы, Озеровы, Зубковы, Филимоновы, Шелеховы и другие.

Купец первой гильдии Баушев собрал прекрасную личную библиотеку, в которой находились редкие ценные книги.

Читайте журнал «Новая Литература»

Из глубин курского купечества вышел Михаил Фалеев – один из сподвижников князя Потемкина-Таврического. Его имя связано с созданием русского черноморского флота и основанием города Николаев.

Мелкий купец, торговавший мясом, Федор Семенов стал знаменитым астрономом-самоучкой, почетным гражданином Курска, прославив родной город на всю империю. Талантливым ученым оказался и его внук – изобретатель Анатолий Уфимцев.

Купец Гладков, будучи в годы Отечественной войны 1812 года в Курске городским головой, в краткие сроки организовал сбор одежды, обуви, медикаментов для отсылки русским войскам, сражавшимся против французских захватчиков. 18 октября 1812 года фельдмаршал М.И. Кутузов послал благодарственное письмо «всему курскому купечеству и мещанству». Позднее Михаил Илларионович лично ходатайствовал о награждении купца Гладкова золотой медалью на голубой Андреевской ленте с надписью «За полезное».

Семья купца Гладкова, кроме того, отличалась щедрым меценатством. Вдова купца Гладкова в 1900 году предложила построить на свои средства в дар городу больницу на 25 коек и содержать ее в течение первого года работы. В 1904 году за Московскими воротами «выросло» большое двухэтажное здание больницы. На первом этаже разместилось терапевтическое отделение, на втором – инфекционное, а в полуподвальном помещении находилась амбулатория.  С 1923 года больница стала носить имя наркома здравоохранения Николая Семашко.

Из курской купеческой среды вышел известный журналист, писатель и издатель  Николай Алексеевич Полевой, который учился языкам (латинскому и французскому) у известного книголюба, владельца замечательной библиотеки купца Баушева и дебютировал в печати в 1817 году в журнале «Русский вестник» с описанием посещения Курска императором Александром I. Н. Полевой издавал собственный журнал «Московский телеграф» и с 1825 по 1834 годы был лидером по тиражам и популярности. На страницах журнала освещались не только новые отечественные идеи, но и все выдающиеся европейские события литературы, науки, общественной жизни.

В период с 1837 по 1840 год Николай Полевой занимался драматургией. Перевел трагедию У. Шекспира «Гамлет», поставленную на сцене Александринского театра, в 1837 году написал пьесу «Уголино», а в 1838 году – пьесу патриотического характера «Дедушка русского флота», за которую «получил перстень с бриллиантом из рук самого царя». Зрительским  успехом пользовались его пьесы «Елена Глинская» (1839), «Иголкин, купец новгородский» (1839), «Костромские леса» (1841), «Параша-сибирячка» (даже в 1870 году, когда автора давно не было в живых, эта пьеса пользовалась особым сценическим успехом), «Ломоносов, или Жизнь и поэзия» (1843), «Русский моряк. Историческая быль» (1843), «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) и другие.

В 1839 году Николай Алексеевич издал две части научного литературного труда «Очерки русской литературы». В «Очерках» несколько развернутых статей о ведущих русских писателях и их творчестве, в том числе здесь были статьи о Г.Р. Державине, В.А. Жуковском и А.С. Пушкине.

Николай Полевой занимался изучением и популяризацией русской истории. Опубликовал несколько своих крупных исторических трудов, в том числе: «Русская история для первоначального чтения» в четырех томах (1835-1841), «Историю Петра Великого» в четырех томах (1842), «Жизнь князя италийского, графа Суворова-Рымникского» (1843), «Повесть о великой битве Бородинской» (1844), «Русские полководцы» (1845), «Столетие России с 1745 до 1845 года» в двух частях (1815-1846) и незаконченную «Историю Наполеона» в пяти томах (1844-1846). Все эти произведения Николая Алексеевича Полевого удостоились большого внимания, как со стороны читающей публики, так и со стороны критиков. 22 февраля 1846 года Н.А. Полевого не стало. «Свидетелем похорон Н.А. Полевого был И.В. Лохвицкий, который сообщал, что известного писателя, журналиста, издателя похоронили в обычном домашнем халате, в дрогах без верха, на совершенно исхудалых лошадях, ребра которых просвечивались сквозь дырявые покрывала. Но проститься с талантливым русским писателем пришло столько народу, что ограда церкви при отпевании покойного была переполнена» (из монографии О.А. Горощекова).

Впоследствии на могиле Н.А. Полевого был поставлен памятник, который существует до сих пор на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. По-видимому, памятник был возведен ближайшими родственниками, возможно, его братьями-купцами. Как отмечают биографы, вскоре после смерти и похорон Полевого, в 1846 году Виссарион Григорьевич Белинский опубликует статью «Николай Алексеевич Полевой», в которой «объективно и с величайшим благородством» скажет: «Заслуги Полевого так велики, что при мысли о них, нет ни охоты, ни силы распространяться о его ошибках… Три историка, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу, в три различные эпохи её исторического существования. Это были – Ломоносов, Карамзин и Полевой…» Лучшей оценки заслугам Николая Алексеевича, пожалуй, уже не дать!..

Подобно королевским родам в Европе и княжеским – в России, заключавшим через браки детей политические союзы, курские купцы заключали экономические союзы.

Роды купцов Полевых и Голиковых находились в родственных связях. Между собой дети двух этих семейств являлись двоюродными братьями и сестрами по матерям.

К сожалению, как свидетельствуют материалы архивов, генеалогия старинных курских купеческих родов изучена слабо. Только немногочисленные сведения свидетельствуют о том, что самыми известными купеческими фамилиями в Курской области можно считать Голиковых и Шелеховых (Шелиховых). Самым значительным государственным деятелем из курского купеческого сословия являлся Г.И. Шелехов.

Фамилия Голиковых во второй половине XVIII в. была представлена в Курске потомством Лариона Ермолаевича Голикова. Его младший сын Иван Ларионович и двое внуков от старших сыновей, Михаил Сергеевич и Иван Иванович, своей яркой, незаурядной деятельностью прославили фамилию Голиковых. Иван Иванович Голиков вошел в историю как автор многотомных «Деяний Петра Великого»; Иван Ларионович и Михаил Сергеевич преуспели на коммерческом поприще. Особо примечательной личностью был Иван Ларионович Голиков – «первый фундатор» Российско-Американской компании, положивший немало сил, энергии и средств в развитие торговли с Аляской и Северной Америкой. 12.10.1788 г. получил из Сената похвальную грамоту, подписанную Императрицей Екатериной II 1.10.1788 г.:

«…вы обще с рыльским купцом Григорием Шелиховым для открытия неизвестных островов и заведения новой торговли на благо Отечества, согласясь и построив мореходные суда собственным коштом, отправились в восточное море и к берегам Северной Америки, где, преодолев многие опасности и затруднения, наконец достигли до предпринятого намерения, и не только сыскали несколько неизвестных земель и народов и завели с ними к пользе Государственной торговые промыслы, но и привели жителей в подданство Наше, за что Мы и повелеваем в знак отличности и благоволения Нашего дать вам от Сената медали и шпаги. Но сверх сего и ее Мы не можем оставить без изъявления вам за сию о сверх сего и ее Мы не можем оставить без изъявления вам за сию Нам и Государственную услугу Нашего Монаршего благоволения и сею Нашею грамотою похваляем оное…»[1] Стоит обратить внимание на «Деяния и Дополнения к Деяниям Петра Великого» – тридцатитомное собрание сочинений Ивана Ивановича Голикова (1735-1801), племянника Ивана Ларионовича от старшего брата Ивана (1704-после 1761), изданное в типографии Николая Новикова в период с 1789 по 1796 год. Средства на издания «Деяний…» выделяли и Григорий Шелихов, и Иван Ларионович, и многие другие русские купцы. Возможно, поучаствовал в этом деле и Алексей Евсеевич Полевой…

 

Сохранившиеся архивные материалы говорят о большом значении Курска как важного транзитного пункта в русско-украинской торговле. Посредниками в русско-украинской торговле через Курок были главным образом купцы из Калуги, Тулы, Орла, Мценска и Волхова, иногда — украинцы и нежинские греки. Курские купцы вкладывали большие средства в строительство церквей.

Ценен вклад курского купечества прошлых веков в культурное, духовное, исторически-просветительское, социальное развитие нашей страны. Выполняя каждый свою миссию, купцы сохраняли самобытные черты и ценности национального самосознания, мировоззрения народа Святой Руси без оглядки на запад, часто с риском для жизни, жертвуя собой на благо процветания своего Отечества и русского народа.

Грамотный предприниматель приумножает не только свое личное богатство, но и создает рабочие места с заботой о благосостоянии своих работников и их семей (оплата труда работников такова, чтобы не существовать, а жить полноценной жизнью), строит дороги, школы, медицинские учреждения, церкви, в том числе восстанавливая ранее разрушенные, богадельни, дома трудолюбия, спортивно-оздоровительные центры. И всё это для пользования для всех без ограничений и без оплаты. Он осваивает и благоустраивает новые территории, базируясь на природно-климатических и ландшафтных условиях ведения им своей хозяйственной деятельности на полезное для всех, а не для личной наживы во вред другим. Истинный предприниматель живет по совести и со страхом Божьим, поминая после каждого своего шага о страшном Суде.

Вот, что говорит праведная жена предпринимателя из рода Прохоровых, которые имели небольшую пивоварню в Хамовниках (Московской губернии): «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через то разорялся». В конечном итоге купец Прохоров отошёл от разоряющего народ дела, закрыл пивоварню и занялся ситценабивной фабрикой.

Когда предприниматель работает и приумножает капиталы исключительно для личной наживы, рано или поздно Господь посылает такому предпринимателю и всей его семье тяжелые испытания. Когда производство на фабрике (ситценабивной) предпринимателя Прохорова за два года увеличилось в 10 раз, тогда случилось то, от чего его с детства старались уберечь родители. Прохоров с горечью размышлял о случившемся: «Удача мне, шестнадцатилетнему мальчику не во всех отношениях послужила пользу. Я сделался гордым, даже против братьев грубым и неблагодарным родителям, и Бог попустил меня на беззаконие».

Гордость ума и сердца, тщеславие, грубость, высокомерие, сребролюбие, чрезмерное употребление вина, чревоугодие и, как следствие всего перечисленного, блуд, свойственны тем, кто имеет большие (излишние) доходы и накапливает большие капиталы без вклада их в общественные полезные дела.

Несмотря на то, что курские купцы прошлых веков активно участвовали в общественной и в социальной жизни: строили новые объекты, реконструировали и модернизировали изношенные объекты социальной сферы, обучали и просвещали молодежь и простой люд, жертвовали, делились с бедняками, а гнев Божий все равно не обошёл город стороной. Было слишком сильное расслоение общества на очень бедных и очень богатых, были случаи и нещадной эксплуатации купцами работных людей. Вспомним, что поводом к перепланировке Курска послужил большой пожар, опустошивший значительную часть города в августе 1781 года. Сообщая об этом правительству, губернатор Прозоровский писал, что «в то время истреблены огнем во всех рядах каменные и деревянные лавки, и достойное сожаления купечество, по наглости бурного пламени, спасти всех товаров не успело». Это был гнев Божий. Задумывался ли кто из современных курских предпринимателей когда-либо об этом? В своей предпринимательской деятельности учитывал ли уроки трагического исторического прошлого своей малой Родины? Сожалел ли когда о недобрых поступках, лукавстве или воровстве? Каялся ли в прямом или косвенном содействии уничтожению своего народа продажей «горькой» и разорением народа через продажу ему товаров первой необходимости по чрезмерно высокой цене?

 

Смутное настоящее …

 

Из письма Администрации Курской области (исх.№ КО-01-20-9921-01908 от 27.11.2020 в мой адрес) за подписью первого заместителя губернатора Курской области С.Ю. Набоко: «Муниципальное образование «Льговский район» отнесено к 4-й группе муниципальных образований Курской области…Доход бюджетов указанных муниципальных образований позволяет обеспечить только первоочередные расходы».

Это вовсе неудивительный факт, случаи пустой казны русского государства, в особенности вдали от центра были обычным явлением в истории нашего Отечества.

Из письма Администрации Курской области: «Экономическое развитие характеризуется показателями развития малого и среднего предпринимательства; объемами инвестиций в основной капитал; долей прибыльных сельскохозяйственных предприятий; долей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного назначения, не отвечающих нормативным требованиям; долей населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного или железнодорожного сообщения с административным центром; уровнем заработной платы по крупным и средним организациям, учреждениям образования, культуры, физкультуры и спорта и другими показателями».

«По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Льговский район по итогам 2012 года занимал 16 место… по итогам 2018 года – 28 место, по итогам 2019 года – 17 место среди 28 районов Курской области».

«…Информация об итогах первого полугодия 2020 года:

Так, в I полугодии 2020 года по Льговскому району объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 70,4 млн. рублей – 27 место среди 28 районов области (52% к уровню I полугодия 2019 года)».

«Хозяйствами района произведена 31,0 тонна скота и птицы на убой в живом весе (22 место) со снижением к аналогичному периоду прошлого года на 73,9%, произведено 1597 тонн молока (11 место) со снижением на 15,3%».

«В развитие экономики и социальной сферы  Льговского района направлено 78,2 млн рублей инвестиций в основной капитал (24 место)…».

«Введено в действие 143 кв. м жилья – это 27 место среди районов области (5,3% к аналогичному периоду прошлого года)».

«Среднемесячная зарплата по крупным и средним организациям составила 27,2 тыс. рублей (26 место) с ростом на 4% к соответствующему периоду 2019 года (наименьшая динамика среди районов Курской области)».

«По информации, представленной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области (Курскстат), размер среднемесячной заработной платы за январь – август 2020 года по крупным и средним организациям в Льговском районе составил 25380,3 рублей…».

Число умерших с 2013 по 2017 год включительно: 90 179 человек. Естественная убыль населения с 2013 по 2017 год включительно: 27 913 человек[2].

Результаты таких статистических данных, комплексной оценки эффективности деятельности местного самоуправления и предпринимательской деятельности показывают, что, к сожалению, современные предприниматели Курской области в большинстве своем совсем не похожи на старых русских (курских) купцов-меценатов. Они не щедры на дела милосердия, доброты, меценатства, жертвенности для общего и на полезное. Ярко проявляются в богатых курских предпринимателях пристрастие к мамоне и роскоши, к демонстративным излишествам и накопительству, вещелюбию и расточительству. Они все глядят на Запад и берут пример с иностранцев, стремясь к комфорту и цивилизации.

Проезжаешь по селу Кудинцево и видишь одновременно заброшенную полуразрушенную Христо-Рождественскую каменную церковь 1812 года и единичные роскошные дома (дворцы) золотого тельца, где царит мамона (аналогичная ситуация и в городе Льгове). Видишь недействующий полуразрушенный ФАП, недействующий полуразрушенный детский сад, школу с менее, чем десятью первоклассниками, которая отапливается углём, клуб с протекающей крышей, библиотеку со старым библиотечным фондом, разбитые дороги, где асфальтированные, где ещё проселочные, улицы без освещения, магазины без шаговой доступности для стариков, которые шагают за хлебом, кто два-три километра, кто километр, кто половину того. Селяне (взрослые и дети) набиваются в маршрутку так, что она того и гляди перевернётся, для перевозки детей в школу и из школы отдельный автобус не выделяют. Народ стареет, число заброшенных домов год от года растает, село постепенно вымирает. И таких сёл и деревень по Льговскому району Курской области много. Такова действительность настоящего XXI века. Русские предприниматели процветающей России бездействуют и не бросают свои взгляды на представителей убывающей России, на убывающее русское сообщество. Утрачена когда-то процветающая русская соборность, исчезла когда-то существующая русская община. Потому и жизнь такая для большинства селян безрадостная.

В качестве причин недостаточной активности современных русских предпринимателей в общественной и социальной жизни следует отметить недостаток их нравственной и духовной развитости, преобладание социального эгоизма и индивидуализма, т.е. греховная жизнедеятельность без покаяния (изменения сознания). Кроме того, утрата веры в Бога и, как следствие, недоверие к мотивам филантропической деятельности, благотворительности, отсутствие духовного просвещения и исторических примеров меценатства, т.е. историческая безграмотность. Но самое главное безбоязненность суда Божия. А между, тем слово «кризис» и есть суд Божий (в переводе с греческого языка). И наступивший в 2019-2020 гг. мор от неизвестной доселе болезни есть гнев Божий. И мор будет продолжаться до тех пор, пока жизнь свою русский предприниматель не переосмыслит и не исправит, беря пример с мудрого  русского купечества прошлых веков. «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам время. А если так, как сейчас – на гнев Божий, то ждите войн и бедствий»[3]. Бедствия в виде мора уже начались.

Моровая язва – это тоже знак. Однажды возгордился царь Давид и, побуждаемый сатаной, решил провести перепись народа своего. Однако это было неугодно Богу, ибо Господу Богу нашему неугодно все, что делается из гордости, и решил Он наказать израильтян. Тогда велел Господь царю Давиду через пророка избрать из трех зол одно наказание: или голод, или войну, или эпидемию. Раскаиваясь и печалясь, царь Давид выбрал моровую язву – и поразили народ его тяжкие болезни. И послал Господь язву на Израиля, чтобы истреблять его. «И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! Теперь опусти руку свою» (1Пар.21:15). Значит, и эпидемии начинаются не «случайно», но вызываются вескими причинами, в основном, моральными. Насылая моровую язву, Всевышний дает людям сигнал, что они свернули с верного пути и заблудились. Тот, Который все видит и над всеми бдит, предупреждает путников земных, что они должны идти по Его пути.

Войны, голод и эпидемии всегда были бичами человечества. Эти три бедствия чаще всего можно рассматривать как знамения, ибо при этом внешними событиями выражается внутреннее состояние душ людских и духа человеческого. Апостол Иаков вопрошал: «откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4:1). Внутреннее богоборчество свершается внешним человекоборчеством; внутренняя брань – внешней войной. Это тайная и вечная символика всех войн. Однако война как временное событие некоторой эпохи и некоторого поколения является знамением Божьим тому времени и тому поколению.

Господь гневается на упрямых и непокорных, на морально испорченных безнравственными мыслями и развратными желаниями, уподобляя таких людей корзине гнилых смокв, непригодных в пищу. Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, за то, что они не слушали слов Моих, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, говорил Господь устами пророка Иеремии. «Вот яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего» (Иер.30:23–24). Это будет знаком Божьим, чтобы люди поняли, наконец, что Бог – это Всемогущий Господь[4].

Первым богоборцем был гордец и честолюбец Денница, а вместе с ним и другие падшие ангелы: по его навету первыми богоборцами среди людей стали Адам и Ева, пожелавшие стать богами без помощи Самого Бога. Богоборчество проходит через всю историю человеческого общества. Все описанное выше очень соответствует состоянию современного российского общества и положению, в котором оказалась современная Россия. Сможет ли новое духовное течение возрождающейся России преодолеть старое, но влиятельное и все еще воинствующее атеистическое мировоззрение? И так ли просто освободиться от него? Еще в XIX, благополучном для истории России, веке Ф.И. Тютчев описал феномен неверия так:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…

Не скажет ввек с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Почти вековое политическое господство неверия в России, повсеместно внедрявшегося государственной властью в содержание художественной, научной, лично-семейной, профессиональной, общественной жизни, привело людей в состояние неведения, забвения, окамененного нечувствия, в состояние некой духовной комы. Сможет ли наше общество выйти из этого коматозного состояния?

Многие полагают, что причина распространения неверия в России в XX веке была в основном связана с характером господствующей власти и ее идеологией. Но вот рухнула в одночасье безбожная власть, а безверие продолжает владеть умами многих людей.

К сожалению, атеизм и связанные с ним представления о науке, морали, образе жизни до сих пор продолжают оставаться идеологией действующих в России образовательных программ, средств массовой информации и других важных составляющих общества, призванных воспитывать человека и формировать культуру общества. А потому самое время как можно скорее необходимо российскому обществу обратиться к Всемогущему Господу, к Православию, к Вероучению Церкви. К ветхозаветным и новозаветным основам, к нравственному ветхозаветному Закону Моисея и мудрым, глубоким евангельским высказываниям. И «…по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29).

 

Счастливое будущее

 

В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить.[5] Как только русский предприниматель поймёт эту простую истину, бедствия в виде мора отступят от России, война закончится, зло отступит и начнется духовное преображение и возрождение нашего Отечества.

Смогу ли я, когда метёт и вьюжит, дать хлеб и кров хотя бы одному? Кто, может быть, уж никому не нужен, и холодно, и голодно ему. Смогу ли я, когда меня обидят, неважно кто, зачем и почему, хоть каплю Божьего в обидчике увидеть и пожелать лишь доброго ему? Смогу ли я, когда вдруг буду предан, неважно кем: страной или женой, не возроптать в тот чёрный день на небо, а всё принять израненной душой? Смогу ли я, когда меняют флаги и всё и вся, не прячась, продают, остаться с сердцем искренним бродяги, идущего в небесный свой приют? Смогу ли я? Вот мой вопрос насущный, оставив лоск земного бытия, стать хоть на миг, хоть на мгновенье лучше, помилуй, Господи, куда мне без Тебя?[6] 

Патриотом необходимо быть не только в душе и на словах, но и на деле, потому как вера без дел мертва есть. «Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия – это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, – вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову Апостола, мертва есть без добрых дел».[7]

Василий Александрович Кокорев (1817-1889)– крупнейший предприниматель России, экономист, банкир, меценат, коллекционер, общественный деятель и публицист XIX века. Современники называли его «русским чудом». На протяжении всей жизни он вкладывал деньги в строительство железных дорог, добычу нефти на Каспии, развитие пароходства и другие столь же грандиозные проекты. При этом интересы России В.А. Кокорев ставил превыше всего. В своём труде-завещании потомкам под названием «Экономические провалы» предприниматель призывает отказаться от слепого подражательства Западу и искать свои внутренние, национальные начала для экономического возрождения России: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, – пишет он, – пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

О том же Святитель Феофан Затворник написал еще в 1894 году: «Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня». Пора, господа предприниматели, возвращаться домой, в свою обитель, обитель под Покровом Божией Матери хранящуюся, обитель Святой Руси.

«Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей, … десятки миллионов человек в России остаются за чертой бедности … Опасно и греховно не только стяжание, но и бедность. Т.к. она может «озлобить. Ввергнуть в отчаяние и даже толкнуть на преступный путь …».[8]

Жизнь не только ради экономической выгоды, не только ради обогащения личного и семейного, а жизнь для общего и полезного, для спасения и счастливого будущего наших детей есть жизнь настоящая, жизнь истинная, жизнь вечная для процветания своего Отечества из рода в род. Друг друга тяготы носите, да тако исполните закон Христов.

«Русская экономическая мысль не сводила хозяйственную деятельность только к деньгам, к подсчету прибылей и убытков, не отделяла финансовые итоги от духовно-нравственных ценностей, всегда имела перед собой высокий идеал…

экономика – это наука не о том, почём кубометр бетона или как снизить его себестоимость, и не о том, какими способами современному Дерунову-Колупаеву-Разуваеву увеличить прибыль его частного предприятия. Экономика – это наука о том, как нам вести хозяйство, чтобы государство богатело, земля хорошела, а люди становились чище, человечнее, благороднее и жили дольше и радостнее…

И вообще наша цель – не общество потребления, а более достойная, духовно богатая жизнь российских граждан. Поэтому для нашей экономики должен стать характерным не цикл «деньги-товар-больше денег», а цикл совсем другого рода: «человек-производство-более совершенный человек». Новый критерий прогресса экономики должен включать показатели продолжительности жизни людей, уровня экологической безопасности и др.»[9] И тогда нас ждет действительно счастливое будущее.

 

 

[1] «Курские купцы Голиковы: От монастырских бобылей до потомственных дворян». Материалы к истории и генеалогии рода/Сост. А.В. Зорин, М.Д. Карпачев, В.А. Могильников, М.А. Филиппова, А.А. Шумков. СПб.: Издательство ВИРД, 2003.104 с., ил..

 

[2] По данным Курскстата. Курская область в цифрах. С. 17

[3] Из проповеди Духовника всея Руси, архимандрита Кирилла Павлова

[4] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Символы и сигналы. [Электронный ресурс] URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/simvoly-i-signaly/2_8 (дата обращения 10.12.2022)

 

[5] Николай Сербский. Епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.

[6] Андрей Блинов.2004 год.

[7]Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Интернет-сайт отдела по церковной благотворительности и соц. служению РПЦ «Диакония. Ру».

[8] Святейший Патриарх Алексий II. Дела милосердия побеждают зло. Газета «Десятина» №3, 2007г.

[9] М.Ф.Антонов. Капитализму в России не бывать. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/politika/kapitalizmu_v_rossii_ne_byvat/index.php  (дата обращения 10.12.2020)

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.