Читайте в номере журнала «Новая Литература» за февраль 2025 г.

Мария Таций. Три ада (поэма)

Вокруг меня сомкнулся мрачным раем мир.
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Среди квадратных сказочных квартир
Чужой ты или настоящий?
I
Среди полей кровавых не найдя тропы,
Ты не нашел в своей кровинке смысла.
Нам показалось все вокруг слепы,
И пауза кромешная повисла.
II
Последний смерд умрет, но им не стать тебе,
Ты не достоин забытья и смерти.
О изнывающем поверженном рабе
Писали на затворках окон черти.
III
Потухший, но не догорающий костер,
Когда-то дотлевал глаголом редким,
И вновь ты шаркал, рвал, страдал и тер
Живот и дух наречьем едким.
IV
Но я тебе сопротивляюсь много лет,
И жизнь невозвратимо недожита:
Растрачена на суету сует,
И переулками расшита.
V
Не пасть ли в реку гнева из своей крови
Во имя недосозданных созданий,
Где скажут падшему «живи
В воронке из воспоминаний».
VI
Мы не начнем опять сначала: ты и я,
Отрекшись от себя и став тобой,
Я хаоса забвенное дитя
И не ищу покой.
VII
Не зря ты любишь пытки, и закон мучений
Пускай расставит нас, рассадит нас вдвоём.
Среди моих полуночных видений
Меня не взять живьём.
VIII
Когда рассеялся о детских книжках миф,
От лжи не протереть нам глаз.
Река нас привела в залив,
Оставила без фраз.
IX
Предаст тебя, быть может, суетная суть,
А может быть, ты сам, отсюда уходящий.
Из рая ада будет не вернуть,
Живой ты или настоящий?

И собирался мрачный ад мой по кругам,
Но ты не чужд заботам мира преходящим,
И чтобы уподобиться богам
Среди чертей стань настоящим.

Внутри меня преграда ты, а я плыву десятый круг,
Но вместе нам его не превозмочь.
И твой язык недальновидно близорук,
Ты недостоин ада своего, исчезни прочь.

 

***

 

Сообщение от автора
Добрый день!
Я бы хотела оставить некоторое пояснение для своего стихотворения:
«ты» и «я» – два начала в каждом человеке. «ты» – «преграда» на творческом и любом другом пути, желание ничего не делать, забвение и так далее. «я» – желание работать и трудиться. Они едины в каждом человеке.
Все стихотворение (I-IX) 9 кругов ада – каждый человек, чтобы чего-то добиться должен пройти общий ад, а еще свой, о котором говорится в последних строках «из моего изыди прочь», потому что собственного ада и прохождения через него достоин только тот, что действительно работает и старается. Часто собственный ад надо пройти не раз, чтобы чего-то добиться «а я плыву десятый круг».
На каждом кругу ада – реминисценции к известным стихотворениям, которые символизируют развитие русской поэзии, то есть вместе с двумя адами, лирический герой проходит и ад развития поэзии.
В конце «я» отказывается от «ты».
Кроме того, противостояние настоящих и чужих. Настоящие – те, кто живут в раю, который не нужен работающим и творческим людям, потому что идиллия. А чужие – типа чуждые этому миру, поэтому в своих трех адах и может быть чего-то достигнут
А еще тут есть игра силлабо-тонники: все круги ада имеют структуру: шестистопный ямб 1 строка, 2я – без последнего ударения, 3-я пятистопный ямб, 4-я пятистопный без последнего ударения. Это на уровне организации текста показывает 1)закольцованность ада, потому что каждый раз мы снова начинаем с 6сти стопного ямба, 2)увядание лирического героя, когда есть «ты» в «я». В последних двух четверостишьях наоборот увеличивается количество стоп в ямбе, показывая, что отказавшись от «ты» «я» начинает восхождение по адам.
А еще игра в названии: три ада – во первых три ада: общий, собственный и поэзии/культуры, которые нужно постоянно проходить, чтобы чего-то достичь. А еще при прочтении названия сливается в «триада» – тройное единство, показывающее, что только если проходить все эти ады вместе, можно чего-то достигнуть.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.