Виталий анКо. Мусор. Поляна чудес

Пивные банки висели на ветках и напоминали… чёрт те что. Также повсюду было разбросано в немалом колчиестве бумажки, обёртки, кульки; окурки и бутылки, целые и битые; пользованные презервативы, упаковки от них…  Справа был зелёный островок с подорожником и полевой кашкой, куда чудом почти не попало ничего (только какая-то прозрачная лента и пару обёрток от сигаретных пачек). Полянка эта всё время привлекала взор..  И, к тому времени, как мне совсем надоело думать о том, о чём, конечно, стоило бы поразмыслить., я взглянул на неё мимолётом, наверное уже раз двести – и наконец сам заметив странный интерес, решил разобраться. Повернулся и стал смотреть на зелёный островок, где колыхались травяные стебли и перемещались пятна теней, от нависающей в нескольких метрах сверху листвы.

Ничего особенного: пчёлы, травы, цветы – и подумать не о чем. Вот сместить взгляд хотя бы немного в сторону (в любую), и сразу появляются и чувства, и мысли. Чувства возмущения, иногда злости, иногда грусти.., а мысли примерно такие:  «Ну до чего же свиньи!.. Не люди, нет, не люди», и в этом духе.  Но возмущаться устаёшь и думать тоже – и что ты можешь сделать? самое большее – убрать этот бардак., но завтра же (выходной, суббота) придут и обновят, а через месяц будет точно так же.

Странное чувство снова отвлекало меня от тяжёлых раздумий – уже личных проблем, на которые перескочили мысли о мусоре (среди которого я находился). Я поднял глаза – жестяная банка подмигнула мне с ветки дерева, и почти одновременно с этим справа послышался необычный звук.

Я повернул голову и замер от удивления..  На зелёной полянке танцевали и резвились маленькие человечки, похожие на фей из сказок, только, кажется, обоего пола… Они прыгали и танцевали, и бегали по кругу, и смеялись тоненькими и звонкими голосами. Я опять вспомнил про себя, ощутил свой открытый рот, подумал,что надо бы испугаться… – но страха не было; глубокое сердечное чувство умиления, совершенная влюблённость в это неведомое, волшебное действо заполнили меня…

..Феи остановили свой танец и все посмотрели на меня. Теперь я уже немного испугался – может, того, что потревожил их, сам напугал?. Одна из них, в лёгком эфемерном платьице, подошла ближе, за ней в нескольких шагах (феевских) следовал тоненький в рубашке из той же, иль другого цвета ткани, фей.. Я сидел на бревне, у которого остановился во время прогулки часа два назад, чтобы в спокойствии обдумать все свои дела, – и смотрел на них большими глазами…

-Здравствуй, – промолвила фея. – Что ты невесел?

«Хороший вопрос, – подумал я. – Самому интересно..» Но разговор был начат, и я уже хотел (естественно) начать распрашивать их, кто они, откуда, как тут живут, и почему их раньше никто тут не видел… но получилось так, что феи, кажется услышали мои первые мысли – и на них был ответ:  «Смотри в спокойствии – и узнаешь». Кстати, сами говорили они, сколько я ни смотрел, будто бы не открывая рта – а значит… мысленно?

Я напрягся, чтобы не подумать чего лишнего.. – но это уже была мысль, и я попытался выкинуть её, ругался на неё… и это были новые и новые мысли.

-Не беспокойся, – обращались ко мне феи, – не прячь свои мысли. В них нет ничего плохого. Если хочешь знать, то у тебя даже одни из самых приятных среди тех, кто тут бывает.

-Значит, вы давно здесь?. Вы тут живёте? – спросил я вслух, сразу подумав, что можно было не утруждаться.

-Да, мы тут живём, – ответили феи. – Это наша поляна, это наш дом.

Я вспомнил их танец и улыбнулся. Феи, хотя я и не мог видеть их улыбок, отвечали мне тем же – я ощущал исходящую от них радость…

И вдруг я оглянулся и мне стало больно.

-Но как же вы тут живёте? Среди этого.. мусора!??

-Му-сОра?  Что это?.  – Человечки непонятливо смотрели на меня, ожидая разъяснения.

Я смутился. Что такое мусор?  не так просто и объяснить…

-Ну это.. – подбирая слова, я невольно смотрел по сторонам и представлял другие проявления мусора – хотя тут они были, почти все, какие возможно. – Это то, что ненужно, и то, что лежит не там, где следует, – наконец родил я самое простое и исчерпывающее определение.

Феи молчали, кажется, не совсем понимая…

-Ну, вот! – Я взял двумя пальцами пластиковую буылку, другой рукой взял какую-то бумажку.. – Вот он, мусор! А те, кто оставляют его тут,  называются свиньями. Хотя будто бы они и люди…

Феи, улыбаясь, переглядывались и, видимо, о чём-то неслышно мне переговаривались (откуда-то я понял это).

-Ты говоришь очень мудрёно, – обратился ко мне погодя фей. – Свиньи, люди… мы знаем, что такое свиньи, и что такое люди. Мы знаем, что вот это бумага, а вот этот материал у вас называется пластик. Но мы не понимаем, что такое мусор и почему ты свиньями называешь людей.

Читайте журнал «Новая Литература»

-Ну посмотрите! – протянул я к ним то, что было у меня в руках, потом отбросил в сторону  и развёл руками, указывая на остальное:  – Разве это вам нравится, разве… это тут не лишнее?.. Ведь это же ваш дом, а они, эти.. лю-ди, забрасывают его всякой гадостью.

Я опустил руки и даже ком подступил к горлу. Через минуту, справившись с собой, я опять посмотрел на фей – они подошли ещё ближе, их отношение теперь было сочувственным, успокаивающим.

-Не горюй, – говорили феи. – Для нас это не так страшно, как ты думаешь. Вот видишь, эта полянка не так забросана, как всё вокруг. Мы убираем её…

-Но почему вы должны убирать, а эти гады, пьяные морды!..

-Хватит, хватит! – сказал мне даже с какой-то мужественной настойчивосью фей. – Теперь ты нам меньше нравишься, чем в начале. Настоящий мусор, то есть то, что может быть мусором, – это мысли человеческие.  И те, кто оставили здесь все эти бумажки и бутылки, больше навредили как раз мыслями и чувствами, а это… – Фей поднял лежавшую перед ним крышку от пивной бутылки – она была ему, как коробка от большого торта или колеса, – это не так и ужасно. Хотя ты прав – это тут лишнее.

Через какое-то время заговорила фея:

-Лес живёт сам по себе – ему не нужно ничего от вас. Но вам он нужен зачем-то, и вы используете его как хотите. И лес всегда готов принять вас!.. – вы оставили его давным-давно, но он всегда рад вам, как старым друзям, – он даст вам тень листвы, он даст вам свежесть и аромат, которые вы никогда не встретите в своём городе, как бы ни пытались сделать то же с помощью своих механизмов и машин. Он вам даст свой покой – чтобы вы могли в отдалении от тех мест, где рождаются ваши проблемы, подумать о них отвлечённо, посмотреть со стороны.. Лес легко покажет вам: никаких проблем нет – вы забываете об этом в устроенной самими для себя жизни, или вы зачем-то сами сотворяете проблемы, новые и новые, играете в них. И иногда вы приходите в лес именно за этим: за покоем, прохладой, тишиной;  за советом от здешней безмятежности.  Даже и худшие ваши эмоции лес готов принять – это немного повредит ему, но он большой, он, наверное, справиться. …Но всё же это мусор. Почему бы вам не поделиться своими сокровищами с лесом, своими лучшими мыслями и чувствами – это был бы взаимообмен!  Ведь вы ушли зачем-то отсюда – многие-многие времена назад! – но зачем?  Вы начали жить по-своему – но чего же вы добились там?? Если вы нашли настоящие сокровища в своей самостоятельной жизни – почему бы не вернуться к тому, что когда-то было вашим домом и не показать это?..

Я был сбит с толку – столько всего свалилось на меня в этих словах… Это было именно мысли и образы, понимания, а не просто словами – которые можно понимать по-всякому. Я сидел долгое время, смотря в неопределённом направлении,  – потом мне захотелось о чём-то спросить фей… но их уже не было. Я подумал, не галлюцинация ли это? И разум мне сказал: даже если маленькие человечки – галлюцинация, видѐние, от нервов или от жары… ну всякое бывает, ты знаешь, у тебя  отец – доктор; так вот даже если это так – разве нет истины в этих слова., в этом подходе к миру, о котором феи говорили?..»

Я, должно быть, ещё час сидел – то опустив голову и всё вспоминая слова фей, то взглядывая, видя снова мусор, снова чувствуя прежнее возмущение… но тут же вспоминая: «мусор плохих чувств, мусор ваших мыслей»… и именно с этим я думал о своих проблемах, с которыми пришёл сюда, – а они казались уже не столь значительными. И я поднимал голову и смотрел на лес, тихо шумящий кронами надо мной.., я вспоминал волшебный танец фей, танец благодарности и радости.., и я снова чувствовал радость и умиление, слёзы были готовы выступить у меня на глазах – и в конце концов я посмотрел на это в самом большом масштабе: чего же мы, люди (и вот я, именно я!) должны были научиться, уйдя когда-то давно., сделавшись ″выше″ – чего?  Чего мы достигли? – мы живём в больших каменных домах, ездим на почти бесшумных и таких быстроходных машинах, у нас есть самые разные красивые и удобные вещи, хорошая одежда… всё, что угодно!, и когда нам всё это надоедает, кажется бессмысленным –  мы ищем покоя среди того же самого, надеясь вопреки всякому рассудку, что новый круг как-то всё исправит. Иногда мы приходим «отдохнуть» в лес – тут мы тоже оставляем результаты своих достижений: бутылки, банки, стекло и резину. Вот они, наши дары!. наше достояние… А главное, мы загрязняем здешнюю чистую атмосферу своим диким гоготом, своей похотью или злобой. Оставив этот след здесь, мы уходим, не думая ни о чём, только о своих проблемах, к которым надо возвращаться, об обязанностях и удовольствиях – о состоящих из того, другого и третьего, и часто не больше, жизнях.  ..А лес должен как-то переварить принесённое вами, очиститься, ничего ему не остаётся – ведь он тоже хочет жить. Он не знает другого – он идёт, может, к тому же, что и вы. Кто-то сказал: «Однажды всякая букашка станет человеком!» И так грустно думать об этом. Но, наверно, по-другому нельзя. И всё же – что в тебе особенного, по-настоящему драгоценного, человек.. ?!

 

 

DSCF1065

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.