Андрей Толстоухов. КБ или совершенно секретно* Начало. (рассказ)

    Спустя тридцать  лет многие события того времени забылись, стёрлись из памяти, но остались и такие, которые навсегда остались  в воспоминаниях  о тех годах. Восемьдесят второй год, год окончания института и распределения на работу. Позади трёхмесячные  сборы в «Путиловских лагерях», для выпускников института, обязательные  тогда для всех мужчин, окончивших военную кафедру. Месяц последних  каникул в октябре и  вот оно начало работы по распределению с первого ноября.

  Конструкторское бюро по автоматике, куда я распределился, располагалось  в двухэтажном здании ещё дореволюционной постройки.  Первый день выхода на работу совершенно не запомнился ничем примечательным. Зато день 10 ноября, когда умер   Брежнев Л.И.  и день его похорон, стали своеобразными маяками того времени.  Интересных телепередач, в то время было не так  много, правильнее сказать – даже очень мало, чтобы их перечислить хватит пальцев одной руки: кинопанорама, клуб кинопутешественников, да ещё международная панорама. Раз в год тогда показывали по телевизору хороший концерт, ко дню милиции 10 ноября, его всегда заранее ждали, поэтому, когда его не показали в заявленное  в программе время, стало ясно, что случилось что-то серьёзное. И хотя здоровье у генерального  секретаря КПСС было плохое и много лет служило поводом для анекдотов, мысли о его кончине у меня не возникло. На следующий день, как это потом повелось, по радио была сплошная траурная музыка, а по телевизору балет. Здесь уже поползли слухи и догадки о смерти «самого»… И вот, наконец, по радио объявили о кончине Брежнева. В день его похорон, была прямая трансляция по телевидению траурных мероприятий и самих похорон, по этому случаю на работе по распоряжению начальника  нашего отдела из его кабинета вынесли редкий ещё в те годы цветной телевизор и установили в коридоре. Надо сказать у начальников других отделов в кабинетах телевизоров не было, но наш Антон Викторович был по всем  вопросам большим оригиналом и любил выделиться на общем фоне. Когда дюжие молодцы на верёвках опускали гроб с телом генерального секретаря в могилу у кремлёвской стены, грянул залп салюта, и как показалось – лямка верёвки  у одного из них соскользнула с плеча и гроб сорвался вниз.  Кто-то из сотрудников отдела ахнул,  кто-то изрёк: « ох не к добру это». Все заспорили – упал гроб или только показалось. Я решил, что в программе время, похороны обязательно покажут от первой до последней минуты и можно будет всё внимательно рассмотреть, но этот эпизод, в многочисленных повторах так больше и не показали. Пришло время нового лидера страны Андропова.

 Рабочий день в КБ начинался в 8 часов утра и с часовым обеденным перерывом  заканчивался ровно  в 17 -00.   Мне молодому парню, поначалу было забавно наблюдать, как  солидные люди, а к таким я относил тогда всех, кто возрастом был старше тридцати лет, бегом неслись с остановки общественного транспорта, чтобы не опоздать к 8 часам. За опоздание  могли лишить премии или объявить выговор.  Отделом кадров тогда руководил уже пожилой мужчина, годами чуть за семьдесят. В нашем отделе поговаривали, что он  не то бывший «смершевец», не то командир белорусского партизанского отряда периода ВОВ.   Его все побаивались и уважали одновременно, поэтому при его появлении в курилке перед мужским туалетом, мужики сразу переставали “травить” похабные  или  политические анекдоты.

С началом «андроповской»  борьбы за дисциплину у кадровика, как будто, выросли крылья за спиной, в восемь часов утра он уже как штык стоял в фойе с хронометром в одной руке, а в другой  держал ручку  с тетрадкой, куда  заносил фамилию опоздавшего и время его прихода. Те, кто успевал вовремя добежать, садились на своё рабочее место и в зависимости от возраста  и  тренированности,  какое – то время приходили в себя после утренней пробежки. Кто обмахивал себя газетой, кто пил лекарство, а кто и просто уходил  покурить и успокоить нервы. Те,  кто «попадал на карандаш» к кадровику,  садились  писать объяснительные причин своего опоздания.   Окончание рабочего дня проходило не менее примечательно: к  последнему  звуковому пику  по радио в 17-00, народ уже стоял одетым в коридоре, как тогда говорили, в позиции низкого старта  и в 17-01 в отделе уже никого не было, кроме уборщицы.  В первый месяц работы я имел неосторожность задержаться на работе, что чуть было, не привело к фатальным для меня последствиям: уборщица тогда заболела, а  про меня, как новенького,  просто забыли и закрыли на замок входную железную дверь в отдел. Это была пятница, телефон в отделе был только у начальника, но  его кабинет был за закрытой дверью, а до появления сотовых телефонов было ещё далеко. Пережив не лучшие минуты своей жизни, в ходе которых, я представлял себя и мучившимся от жажды три дня до понедельника и ищущих меня по больницам родителей, я увидел из окна припозднившегося сотрудника другого отдела выходящего из нашего здания.  Окна в нашем отделе, на первом этаже,  были зарешёчены и наглухо забиты, поэтому мне оставалось только отчаянно махать руками и пытаться докричаться. В тот момент я был, наверное, похож на Робинзона Крузо, в тот миг, когда он увидел корабль  после двадцати лет одиночества. В награду за изображённую мною ветряную мельницу, меня заметили и в результате  освободили от заточения. Больше такой ошибки с задержкой на работе я не делал.

   Первую неделю на работе меня самой работой особенно не донимали, дали время со всеми познакомится, сдать технику безопасности  войти в круг работ производимых отделом, прикрепили ко мне наставника.  Звали его Олег Иванович. Для начала он поинтересовался:

 – что означает слово ГОСТ?

 –  Государственный общесоюзный стандарт, – бодро ответил я.

 –  А,   ЕСКД? – Я тоже ответил правильно. Он усмехнулся.

 –  Ну, скажи тогда, этапы работы в КБ? – Я задумался.   Начал отвечать.

 – Техническое задание,  эскизный проект, – тут  меня он прервал.

 – Нет,  неверно, запомни, Андрей!

–  Первый этап  это спячка.  

–  Следующий этап – горячка,  потом отыскание виновного в срыве сроков.  

– Потом этап – наказание не виновного, а завершается всё поощрением   людей,  не принимавших  участие в  данной работе, но близких к руководству.

Последующие годы работы и не только в этом КБ подтвердили правильность установки  моего наставника.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.