Николай Козырев. Компаньоны – единомышленники (рассказ)

Главный судья района Матвеев Александр Степанович свой рабочим день начал как всегда с приема посетителей. Ближе к обеду в кабинет тихо вошел мужчина средних лет, судя по выражению лица явно чем-то озабоченный. Повел он себя, в отличие от дру-гих посетителей, необычно. Не поздоровавшись и не представившись, он молча сел на стул, что стоял напротив рабочего стола судьи. Сняв с головы меховую шапку и комкая ее в больших натруженных руках, насупив брови, принялся напряженно о чем-то размыш-лять.
Александр Степанович не торопил посетителя, но молчаливая пауза явно затягива-лась и, желая поторопить клиента, судья негромко в кулак кашлянул. Мужчина очнулся от задумчивости и, осмысленно посмотрев на судью, прямо в лоб выпалил:
– А что мне будет, если я свою тещу убью? – с этими словами, вместе со стулом подавшись вперед, он замер, выжидательно уставившись на судью.
Александр Степанович прямо опешил от такого начала беседы, и ему потребова-лось некоторое время, чтобы несколько прийти в себя, с этой целью он налил из графина в стакан водички, сделал несколько глотков и, промокнув белоснежным платком губы, с хрипотцой в голосе произнес:
– Этого не надо делать по той простой причине, что за умышленное убийство при-говаривают к смертной казни.
Мужчина откинулся на спинку стула. По его глазам было видно, что он обдумыва-ет сказанное судьей. После нескольких минут размышления на его лице появилась непри-миримая решимость.
С металлом в голосе он, как об окончательно решенном деле, твердо произнес:
– А это тоже не жизнь, – и, поднявшись со стула, на ходу надевая на голову мехо-вую шапку, целеустремленным, решительным шагом направился к двери.
Сообразить, что теще данного посетителя жить осталось совсем немного, судье хватило нескольких секунд, и еще через несколько секунд он уже изо всех сил бежал за странным мужиком.
Догнал он его у самого выхода.
– Гражданин, одну минуточку, подождите, – начал Александр Степанович, – ну за-чем же так горячиться?
Но гражданин, решивший прикончить свою тещу, ничего не хотел слушать.
– Да погоди, ты, чудак-человек, – заводя незнакомца под лестницу, подальше от посторонних глаз, продолжал увещевать мужика судья, – послушай, что я тебе скажу! – осмотревшись по сторонам и убедившись, что их никто не слышит, Александр Степано-вич продолжил. – Смотрю я, что свою тещу ты в любом случае решил прикончить. Слу-шай, – еще больше понизив голос и с опаской озираясь по сторонам, зашептал главный судья района, – может заодно и мою тещу вместе со своей грохнешь, так сказать, за ком-панию. Все равно тебе вышка, так сделай напоследок доброе дело. А?
Мужик внимательно посмотрел на Александра Степановича и произнес:
– Выходит из тебя тоже кровь выпивают.
– Ну, видишь ли… – замялся судья.
– Понятно, – сказал новый знакомый и, яростно кому-то погрозив сжатым до бе-лизны здоровенным кулаком, твердо пообещал помочь хорошему человеку.
Так в этот солнечный морозный день в нашем районе на две тещи стало меньше. Судебное разбирательство проходило при большом скоплении народа. Районный судья А. С. Матвеев вел заседание суда без всякого снисхождения к подсудимому. Его гневный взор часто останавливался на обвиняемом, и в этот момент, казалось, он готов испепелить взглядом обидчика своей тещи.
Несколько удивил присутствующих своей речью прокурор района Совков Игорь Петрович. В отличие от прежних пламенных обвинительных речей, в которых он бук-вально громил преступников любых мастей и рангов. В этот раз Игорь Петрович в своей обвинительной речи долго, невнятно говорил что-то о преступности вообще и невинных душах, попадающих в силу обстоятельств в сложные, жизненные ситуации, из которых трудно выпутаться.
Одним словом, речь прокурора в данном судебном разбирательстве успеха не име-ла. Впрочем, все присутствующие посчитали, что Игорь Петрович не совсем здоров и плохо себя чувствует. Приговор прозвучал однозначно:
– Приговорить… к лишению свободы сроком на один год…условно.
Когда здание суда опустело, Александр Степанович затащил недавнего подсудимо-го в свой кабинет, достал из шкафа заранее приготовленную поллитровку и соленые огур-цы, завернутые в белую плотную бумагу. Довольно потирая руки, радостно улыбаясь и заговорщески перемигиваясь, компаньоны принялись разливать из бутылки бесцветную живительную жидкость по небольшим стопкам.
– Извини, друг, – мимоходом оправдывался судья, – меньше срок тебе дать я ну никак не мог. Ты уж не взыщи.
– Ну, что ты, Степаныч, – возражал мужик, – я доволен – дальше некуда. Главное кровопийцы моей больше нет.
Единомышленники подняли стопки, и Александр Степанович на правах хозяина произнес тост:
– За нужное и успешно проведенное дело.
Только друзья собрались опрокинуть содержимое стопок в рот, как в этот ответст-венный момент оба одновременно заметили стоящего в дверях прокурора. Холодный уко-ризненный взгляд Игоря Петровича не позволял им выпить, но и поставить наполненные доверху стопки на стол тоже было как-то неудобно. Так и стояли в неловком положении два единомышленника, не зная, как с достоинством выйти из данной ситуации. Игорь Петрович подошел поближе и, пристально гладя в глаза судьи, произнес:
– А я-то думал, ты мне друг.
– Так оно и есть, – растерянно произнес Александр Степанович.
Выдержав небольшую паузу, на протяжении которой прокурор, слегка откинув-шись назад корпусом, как бы заново изучал лицо своего друга, после чего в упор спросил:
– Так почему же в таком случае, ты мой друг, не позаботился и о моей теще? А?
Судья окончательно растерялся.
– А ты тоже хорош, – обратился прокурор к безмолвно стоящему радом мужику, – не мог заодно и мою тещу навсегда успокоить? Вообще бы тебе ничего не присудили.
– Послушай, Игорь Петрович, – смущенно покашливая, нерешительно начал Алек-сандр Степанович.
Но прокурор, не желая слушать, подавленно, как-то обреченно махнув рукой, и с потухшим взором, еще более обычного сутулясь на ходу, вышел из комнаты, в раздраже-нии громко хлопнув дверью.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.