Начало
В застенках мечется бетонных,
Взвесенясь, ветер, и блестит,
Клубится леденистой сталью
Колючепроволочный дождь.
Непостижимо мелкодонно
И обессинено почти
То небо, где светло мечталось,
Когда слепой низа’лся дождь –
То мутный жемчуг – без разбору –
Ронял к ногам – перегрустив,
То – беззадумчиво-раскосый –
Сливался с солнцем, разомлев,
Кропил, благословляя споро,
Исповедимые пути –
Одноначатие всех вёсен
И расставаний на земле.
Святой осоливаясь болью,
В застенках безнадежья спит
Душа, пленённая погодой,
Забыв полётов благодать.
И, наречёная любовью,
Весна – шутя – узорешит
От опостылевшей свободы
Меня опять, опять опять…
***
Глас вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу”(Исаия 40:3)
Искусничая, дули стеклодеи
Свинцовисто огнящееся небо,
И отравляли ложью мукосеи
Не тело убивающие хлебы.
Писцы со рвеньем – набело – чернили
Начертанные кровью – святостишья,
И рассыпалось слово – блёсткой пылью,
И обжигало медленней и тише.
Горшечники ваяли спешно души
Из глины, обагрённой щедро смертью,
Имеющие слух – закройте уши,
И зрение имущих – разуверьте!
Исправьте путь Ему! – но нет преграды,
И кротостью – как прежде – осиянны
Крестов – золотокованные гарды –
Осанна – злу грядущему – осанна!
***
Припелись величания зимы,
Тягучих дней – унылые покойны*,
Одноголосость снежной белизны,
Холодных солнц – приту’шенные звоны.
Прискучилась святая тишина,
И вью’жливые – иссердца – напевы,
И вот взошла на проповедь война,
И зла на волю вырвались посевы,
Свистливость пустопëрая – синиц,
Травы – отравой пахнущее зелье,
И под грубьëм исподним власяниц –
Истлелое всчернело безметелье.
Стреножены и выдворены вон –
Сверкающие ветры ледяные,
И ложь на чистый поднялась амвон,
И растопила слёзы смоляные.
Но знает сердце – кровное своë,
Молчит, не отзываясь вешним слухам –
Лишь завладевших именем её,
Поющим звонким именем – не духом.
Не светел свет – доверившихся тьме,
Еще не срок – прийти четвертой страже*,
И глаз не подниму навстречу даже –
Позволенной случиться – лжевесне.
*покоин – название тропарей, стихарей и канонов, в которых содержится моление об усопших
*символическое время пришествия Христа во славе.
Моему городу.
Бесснежной ночи тьмолюбивый дух
Мертвит пустооконные провалы –
Забылся город в огненном бреду
Последней схватки силы небывалой.
Под вой – неутолимый – тишины,
Скосившимися тёмными крестами –
Безвинные ровесницы войны –
Сосёнки истревоженные встали…
Сметает утро тускло-звёздный лом
В небесные пробоины и ямы,
Светлеет лес, пришедший на поклон
К бессильно замирающему храму.
Ты ограждал нас каменной стеной –
Мой звонный город, витязь златошлемный,
Ты вырастал сияющей горой
На тёмных духов ночи запредельной.
Ты нас спасал – от нечисти храня,
И верю я – в пылу незримой битвы
Когда-нибудь и я спасу тебя –
Своей негромкой, огненной молитвой…
Андреев день.
Туча с долгой ночи заспала’
Нежный край на лежбище восточном,
Звон таков – что улица бела,
Свет таков – что сердце рай пророчит.
Будто ветер медисто взгудит –
Густо возглашается Апостол*,
Дух святы’й, пригретый на груди,
Мне со снегом первозванным послан.
Запоздало, на Андреев день –
На конец моей кромешной ночи,
Он сошёл – на мёрзлую меже’нь –
Испытанье должное отсрочив.
Небо – и’же под колоколы’** –
В полутьме подвешивают солнце –
Звон таков – что улицы белы,
Свет таков – что в сердце отдаётся…
*Апостол – богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов”
**Иже под колоколы – тип храма, с расположенным в нем самом ярусом звона
Елена Колесникова — большая умница. Бесспорный талант. У нее прекрасные стихи, например:
“Поила с ложечки серебрянной
Ведунья-ночь меня, недужную.
Подстылой болью, да заветренной
Полынь-тоской.
Стекало время миром нардовым*
На заживающую душу мне,
Покров струился шёлком матовым
Над тишь-рекой.
Звенела ложечка серебряно
О кромку неба злато-алую,
Тайком – со стороны подветренной
Спускался сон –
О были горькой, сладкой небыли,
Нарывы звёзд, бледнея, таяли,
И мнился мне – со взором пепельным –
Недужный – Он…”
Но здесь перебор со словообразованием. Я воспринимаю это исключительно как творческий поиск и эксперимент, причем далеко не самый удачный. Хочется сказать автору: русский язык велик, могуч и богат. В нем есть все, чтобы выразить вашу мысль. Не нужно – по Оккаму — плодить сущности без необходимости. Не самые удачные стихи автора, на мой взгляд.
Во мне чтение этих стихов вызвало неприятное напряжение несоответствием содержания и формы. Это как если бы какая-нибудь, например, инструкция по сдаче экзаменов или там прогноз погоды перемежался цитатами из Бродского и аллюзиями к трагедиям Софокла. Я не смог почувствовать переживаний, подтолкнувших руку к созданию этих строк, и это меня опечалило.