УГЛИЧ
Захотелось от Урала
Да в саму Москву –
Путешествие «застряло»
У меня в мозгу.
Тут мне выпал редкий случай:
На лит-фест «Проток»
Пригласил меня друг лучший
В Углич городок.
Звонок в небе русских муз клич –
Медный глас рожка.
Одногодки – славный Углич
С храмами Торжка.
Пил я в «Угле» сбитень бражный.
«Обжигал горшки».
Дали мне диплом бумажный
За мои стишки…
Вышел я, минуя скверик –
В голове задор –
На высокий волжский берег,
На речной простор.
Волги крут поток моревный*
С множеством проток.
Это русский, очень древний
Княжий городок.
Вдруг в душе – литавры Кролла,
Страшный «крик» звонка –
я увидел нож у горла
Царского сынка.
Шепчет Дева с Одигитрий:
«Сыне, сбереги»…
Но убит царевич Дмитрий
У самой реки…
Сквозь пласты времён седые
Виден дальний год –
Мощи нёс в Москву святые
Русский крёстный ход.
Мощи отрока нетленны –
Бесам окорот.
Гасли звёзды во Вселенной,
Плакал весь народ.
Мощи те для оберега –
Нас спаси, Равви!
Дремлет в Угличе у брега
Дмитрий на Крови…**
————————————————–
*моревный от «моревна» – дочь морского царя
**Храм царевича Дмитрия на Крови заложен
В начале XVII века на территории Угличского
Кремля (берег Волги)
КРОКУС
Мне душу вдруг пронзил укол –
Пылал до неба «Крокус Холл».
Смерть адово плясала.
И было, словно в казино,
Судьбой не каждому дано
В тот день уйти из зала.
Господь, прости мне мой упрёк –
Почто на горе нас обрёк?
Пожёг огнём геенны?
Не указал к спасенью троп?
Молю, покой дай душам роб1
Невинноубиенных…
———————————————
1Роб (церк.- слав.) – раб Божий
ГАДАНИЕ В СОЧЕЛЬНИК
Сколок зеркала тёмный,
Стол с оплавленной свечкой.
В темноте неуёмный –
Шебуршится за печкой –
Домовой, сон крадущий.
Рядом с сочивом сочень.
Что несёт день грядущий,
Ведать хочется очень.
В центре блюдечко праха.
Шар стеклянный мерцает.
Ожидание страха
Сладость зла отрицает.
Крайне будь осторожен,
Зря в зерцала кривые –
В них расплющены рожи
И растянуты выи.
Колыхание в сфере
Мутных образов. Кто вы?
– Злые, блудные звери.
И давно уж готовы,
Растоптав камилавки,
Тя1 призвать к встрече с бездной…
Небо тихо на главки
Сыплет манной небесной…
———————————————-
1Тя (церк.- слав.) – тебя
ХОРИК
Меня не манит дух сберкасс –
Земного цоколь.
По звёздной Тверди мой Пегас,
Взбрыкнув, зацокал.
И выбив, будто в барабан,
Тугие ритмы,
Сплёл легкокрылый мой тарпан
Лихие рифмы.
Мне Некто дружески кивал –
Пиши, мол, чаще…
Услышав за спиной кимвал,
Огнём звучащий,
Я вглубь нырнул, ища Залог
Тысячелетний,
Чтоб обрести заветный Слог
В миг предпоследний.
Штурм «сновидений» мозговой –
прорыв на «Порше».
И вот, от боли вековой –
Как если б смолот был из хвой –
Стал хлеб мой горше.
Стал хлеб, как плесень на лозе,
До боли горек…
Но пел на Млечной полосе
незримый хорик…
На гибель миру забытья
И вечной хвори
Гремели гимны Бытия
В том чудном Хоре.
***
Дух не объять,
Как ветер в поле.
Опять пишу
(Чего же боле?)
Покуда «ветер» не затих
(о, этот необъятный «ветер»!)
И я не сник, как юный Вертер –
Переношу стихию в стих.
СЕРГЕЙ ОНЕГИН
Англофилом был я раньше –
Стал под старость англофобом.
Не бывал я хоть в Оранже,1
В «транс»2 не тянет по Европам.
Не влекут меня Катанга,3
Бреги Нигера в Бамако,4
Стул, сплетённый из ротанга,5
И «зелёная бумага».
Я прошёл пешком Уралы,
Покатался по Алтаям.
С другом слушаем хуралы,6
Каждый год в Инту летаем.
Гороскопы жизни нашей –
Близнецы с Венерой в Раке.
Годы с Лариной Наташей
нахожусь я в крепком браке.
Добываю чистый гелий
На заводике в Смоленске.
От руки моей в дуэли
Не погиб, пока что, Ленский.
С ходом лет в душе «зависли»
Все пустые «обновленья».
Стал я, в некотором смысле,
Странной меткой поколенья…
Всяких Кений офигенней
Русский дух, поля и снеги.
Я Сергей – чуток Евгений.
В каждом веке свой Онегин…
———————————————————————–
1Оранж – древний город на юге Франции
2Транс (лат.) – частица, обозначающая перемещение через что-то, в направление чего-то.
Синоним понятия «путешествие»
3Катанга – южная провинция Конго (Леопольдвиль)
4Бамако – столица Мали
5Ротанг (малайск.) – обработанные (прошедшие очистку и сушку) стебли каламуса — пальмы, растущей в основном в тропической части Азии. Используется при производстве плетёной мебели
6Хурал (монгол.) – буддийское богослужебное песнопение
ТОНЬКА
Соседке А. Куропаткиной /Гнездиловой/
Если б ныне Антонине
Микрофон бы на станине,
То дуэтом клинчевым
Спела б круто с Кинчевым:1
У неё, поверьте, нонче
Тон повыше, голос звонче,
Чем пила у Саввича –
Он пилил тут давеча.
Прожигает взгляд у Тони –
ты пред ней, как на ладони –
Вспышкой ацетоновой
Иль дугой Патоновой.2
Если ты, блин, гость незваный,
То не спрячешься под ванной –
Ваша «эскападина»3
Будет тут же найдена…
Жизнь суровая соседки–
Не гламурной профурсетки! –
Вихрем лет закружена,
Гнётом бед загружена.
Здешних мест не автохтонка4 –
То ли полька, то ль бретонка.
Красотою фряжеской5
Сходна с дщерью княжеской.
И её попробуй, тронь-ка!
Вот дела: так наша Тонька –
Знаю я теперича –
«Прапрадочка» тверича.6
———————————————–
1Клинч (спорт.) – приём в боксе
Константин Кинчев – фронтмен известной российской рок-группы «Алиса» (90-е годы)
2Патон Е.О. – академик РАН СССР, исследователь основ сварки металлов, основатель института электросварки в Киеве
3 «Эскападина» от «эскапада» (фр.) – авантюра, экстравагантная выходка, дерзкая проказа
4Автохтоны – аборигены, туземцы, коренные уроженцы данных мест
5Фряжский (устар.) – заморский, иноземный, чаще южно-европейский (итальянский)
6Тверич – близкий родственник правящего в Твери князя (13-15 века) и его потомки. Одно из современных названий горожанина.
***
На судьбоносном (может быть) этапе
Я захотел издать стихи в «Китапе».*
Но, улыбаясь несколько натужно,
Сказали мне: «Милейший, нам не нужно.
В России много есть больших проектов.
А вот Уфе сейчас не до Поэтов»…
Ответил я: «Редактор, поспокойней,
Иначе мы свернём к словесной «бойне».
И не давай несбыточных советов,
Но слушай и читай своих Поэтов».
———————————————————
*«Китап» (башк.) – «Книга», государственное издательство Республики Башкортостан, Уфа
КРУЖЕВО ЖИЗНИ
Моей семье
Как-то в непогоду –
знать, Перун восстал –
Дождь наотмашь, с ходу,
Струями хлестал…
Я, свернув с дорожки,
Забежал в «Памир»,1
Чтоб согреться трошки,2
Обсудить наш мир
(Даже с первым встречным),
На дела «забив»,
«соком огуречным»3
Водочку запив.
– В храм нас «иереич»4
Как-то ввёл, Заккей.
Мы: мой сын – Сергеич,
Ну и я – Сергей.
«Жизнь дай без увечий»
Пели хором мы,
Жгли за внуков свечи
В храме Яхромы.
Нехристям наука –
Был мне Глас: «…воздам!»
Всё с рожденьем внука
Встало по местам.
Исправляю имидж
После тёмных зим.
Мой внучок Максимыч,
Значит, сын – Максим.
Вечная эгида
Рода – сыновья –
Лиза да Никита,
Старшенький Илья.
А ещё, по сроку, –
Мой портрет, точь-в-точь, –
Мне внучка Серёгу
Подарила дочь…
В ресторане жарко,
А в душе елей.
– Юная шинкарка,
В рюмочку долей…
Мне на три полушки,
Без пустых речей…
У жены хохлушки
Мать из ветврачей.
Ветер – окарина – 5
Свищет в решето…
– Дочь моя Арина
Медик, если что:
Реаниматолог –
Лекарь бедолаг,
Коих век не долог
Без лечебных благ.
Духов Неба прокси.6
Молит о Руси
И врачует в боксе,7
Господи, еси!8
—————————————————————————————-
1«Памир» – ресторан в Москве, на Рязанском проспекте
2трошки, трохи (обл.) – малость, чуток
3огуречный рассол
4«иереич» – сын иерея и сам иерей (священник)
5окарина (итал.) – «гусёнок». Народный духовой музыкальный инструмент (глина, дерево) в форме птички
6прокси (англ.) – представитель, заместитель, доверенное лицо, уполномоченный
7бокс (мед.) – обособленная стерильная медицинская палата для лечения тяжёлых больных
8 еси (устар.) – форма настоящего времени второго лица единственного числа изъявительного наклонения глагола «быть»
ИКОНА
Рождённый в недрах каменной берлоги –
Без современных биотехнологий,
Без орошенья влагой семенною –
Отцом Небес и Девою земною,
Он добрым был, но строгим по-армейски,
И с детства говорил по-арамейски.
Его Слова – без правок и коррекций –
Апостол Павел перевёл для Греций…
На доску я смотрю по-неофитски
И созерцаю Лик Его семитский.
Икона мне от прошлых поколений –
Моих дедов – досталась. И колени
Переломив, и сев на коврик хрусткий,
Я начинаю шёпотом, по-русски:
«Господь Всевышний, Боже, Вседержитель,
Бессчётных звёзд Создатель, Небожитель!
Прошу Тебя, Святых даров Податель,
Отсыпь мне полной мерой Благодати…»
«Хоть виноват я, но прошу пощады…»
Скрипит сверчками старый пол дощатый.
Про все грехи, свои и наши, зная,
Душа страдает – в ней дыра сквозная.
Через неё сквозит из преисподней.
Там служит Смерть миров несходных сводней.
И, на пороге горестных событий,
Ища в душе слова, что не избитей,
Я, прерываясь, снова начинаю –
Печальный дух надеждой начиняю.
«Позволь цвести ремёслам и наукам.
Здоровья дай, благословенья внукам.
Предотврати людское одичанье –
Пошли войне кровавой окончанье».
«Иль ожидать в сей год кончины Света?»
Но я не слышу от Него ответа
и начинаю снова. Дух болит мой.
Душа летит в Бескрайнее с молитвой,
В полёте становясь всё мягче, кротче…
Так дух свой предаю Тебе я, Отче…
МОСКОВСКАЯ САГА
В бездну сдул порыв «сирокко»
Реноме* дворов винтажных.
В мир иной ушёл до срока
Рай домов пятиэтажных.
На домах старинных – се, блин!** –
Не нашлось защиты знака.
Слишком дороги здесь земли.
Реновация, однако!
Под эгидой «бескорыстных» –
Мэр московский с кучей присных
Стыд испанский одолели…
И «хрущёвки» околели.
Из стекла, бетона, стали
Башни вместо них создали
Новых обликов «творцы»,
Превратив сии дворцы –
От фундамента до кровли –
В центры бизнеса, торговли.
На просторах киберпанка
В век сумбурный, сумасбродный,
В твердь уткнулся пик Сбербанка,
Словно фаллос детородный.
Вот так жизни направленье!
Как назвать сие явленье:
«Renovo» или «Renovo»?
Всё равно звучит хреново…
———————————————————————————-
*реноме (фр.) – положительная репутация чего-либо, кого-либо
**се (устар.) – вот
ДИМОН
Кто в Москве Пиит? Вестимо
Это некто Быков Дима.
Дима Быков – Зильбертруд.
Если бабушки не врут –
С ними ложь не совместима –
Не Катон он нам, а Брут.
Бонвиван эпикурейства,
Статус истого еврейства
Всё никак недооформит.
Руки тех, его кто кормит,
Он «кусает» (по привычке?).
Но, сей тезис взят в кавычки.
Бог дал в Дар ему свирели.
Он из них сварганил дрели.
Ими души наши дрелит,
В дырки дует – «менестрелит».
Наш пиит совсем не хоббит –
Не по-детски русофобит.
Зря, Димон, полез ты в тину.
Лучше б двинул в Палестину –
Укрепив в душе подпорки –
На семитские разборки.
Там – свечением реликта –
Тленье братского конфликта:
Глупый спор и несусветный.
Древний спор, ветхозаветный:
«Ну, кому ж, давным-давно,
Слово Божие дано?»
Ты ж не вымышленный Петька* –
Рассуди и нам ответь-ка
Без досужих, блин, затей:
«У кого идей банкротство,
Чьих сегодня Первородство?
Кто в Святой земле святей?»
————————————————
*Петька, ординарец киношного Чапаева. Всегда задавал вопросы, но не давал ответов
***
По Бордо и по-софийски,
По Москве и по-бельгийски,
Время мчит, земли не чуя,
Предъявляя нищим иски.
У себя в гостях ночую –
Снова снятся одалиски.
В нише старая кроватка
С холостяцкою постелью.
В доме хлебушка нехватка –
Жить до пенсии неделю.
И познав, чего хочу я,
Строю к Небу обелиски:
«Пегокрылого» бичуя,
Пью первач, строчу записки
С рифмой высшего ограна…
Плачет Лёвушка* с экрана:
«Кто не пьёт в России виски?»**
————————————————–
*Лёвушка – солист группы «Би-2»
**Аллюзия на известную песню группы «Би-2»
БУДДА
Р. Мавлиханову (Будде) к сорокапятилетию
Ты пишешь, «убогий»,*
Про полис Византий,
Чей пурпур глубокий –
Знак цезарства мантий,
Где варваров орды
Из Фракий и Венгрий;
И звонкие оды
Сверхмудрости Тенгри…
Пройдёт век беспутиц,
Склоненья к дрянному.
И скоро всё будет-с
Совсем по-иному.
Уж вздыбилась шёрстка –
Смотри парень в оба!
Пришло время жёстко
Клеймить русофоба!
Напомни эллинам
И прочим ребятам,
Что с ихним Берлином
Стряслось в сорок пятом.
Играться уж буде
С историей в прятки.
Забыли что ль в Буде
Про сорокапятки?
Живёшь на агоре,
Судьбою распятый.
Закончится вскоре
Твой срок сорок пятый.
Ты посох и лиру
Обрящешь, татарин.
Аллахом ты Русскому миру
Подарен.
И вазы этрусской
Ценней твой верлибр –
Поэзии русской
Ты славный калибр.
——————————————————————
*убогий – не богатый, бедный, нищий материально
Уважаемый автор!
Ваши стихи впечатляют размахом тем и свидетельствуют о глубоком знакомстве с традицией. Но жанровый синтез (частушка + баллада в «ХОРИК») иногда нарушает гармонию.
Спасибо за смелость говорить о вечном !
Лексически спорно, стилистически неоднородно, в конце концов, художественно просто слабо.
Соглашусь про жанровый хаос, совмещение разных элементов не кажется мне уместным, некоторых тем лучше избегать, отдельные сравнения (словно ***детородный) не уровня журнала, думаю.