У меня, в памяти трехлетнего пацана, четко отпечатались и сохранились картинки давнего 1948-го года. Большая, светлая, длинная комната с огромным окном. Чьи-то сильные руки подняли, пронесли меня через всю комнату и поставили на высоченный стол. Я побоялся упасть и, как мог, полусидя-полулежа устроился на столешнице. Увидел в огромном окне внушительных размеров желтый блин, летне-осеннее северное солнце. На улице от легкого ветерка лениво шевелились деревья-великаны.
– Теперь у тебя есть и папа, и мама. – Стройный, симпатичный мужчина в военной форме показал на стоящую рядом женщину.
Сильные руки, которые поставили меня на стол, наверное, папины руки, решил я.
– Ну как, нравится тебе здесь? – Тепло улыбаясь, спросила мама и сняла меня с этой страшной высоты.
Из детей в комнате, кроме меня, никого не было. Никто не канючил, не плакал, не бегал. Я внимательно рассматривал стоящих рядом двух взрослых людей. Они держались за руки и улыбались. Наверное, от счастья. От тепла, света, тишины. Счастье уюта передалось и мне. Помню, что меня покормили. Сытый и довольный, я скоро уснул в удобной кроватке. Но сон был тот же, что и раньше: дети, беготня, шум, строгие тети…
*
Так я оказался в приемной семье, но долгое время этого не знал и не понимал. На семейных фотографиях тех лет видны счастливые лица родителей вместе с сыном. Он то в костюмчике с белым воротничком, то в матросской форме: удивленные глаза, пухленькое личико без шеи, маленькие ушки. Через несколько лет сынок подрос: голова на длинной, узкой шее, огромные оттопыренные уши, в глазах прячется хитреца. На одной из фотографий у мамы орден и две медали, у отца наград побольше. Как не уважать, не почитать таких родителей, победивших немцев?
Отец вставал раньше всех. Сквозь сон я слышал сопение, ритмическое дыхание. Каждое утро отец делал зарядку, чтобы набраться сил, собирался и уходил на службу. Приходил поздно, я уже спал. В редкие выходные помогал мне собрать пирамидку. Показал, как из кубиков сделать картинки. Прочитал мне, что такое хорошо и что такое плохо. Как себя вести, чтобы из свина не вырос свин. Но свободных дней, часов и минут у отца для меня оставалось мало. И все равно он приучал меня к порядку: не оставлять недоеденным кусок хлеба, не терять кубики и части от конструктора, не ломать игрушки. Это были полезные и нужные уроки, но выполнять наставления было непросто.
После школы или садика дома я был с мамой. Окончив вечернюю школу, она поступила в институт и, мне уже девять лет было, стала учителем. Мама много знала, читала, рассказывала, но была строга, в меру требовательна и приучала меня к самостоятельности. Когда я что-то спрашивал у нее, она отправляла школьника к книжным полкам:
– Ты же умеешь читать, попробуй сам найти ответы.
Рядом с томами классиков марксизма-ленинизма на полках стояли географические атласы, энциклопедический и толковый словарь русского языка, разные познавательные, много художественных книг. Читал, искал, иногда сам или все-таки с маминой помощью ответы на свои вопросы находил.
Прибегая из школы, просил:
– Мам, дай покушать.
– Там на кухне борщ, согрей и поешь сам.
Редко, но иногда мама была заботлива, сентиментальна, чмокала в щечку и ласково называла меня «сына». Отец таких нежностей никогда себе не позволял и звал меня только по имени, а чаще безымянным «ты».
*
Не обходилось в семье и без конфликтов. В детском саду обозвал девочку курицей, без спроса ходил на речку… В школе наполучал двоек, катался на трамвайной колбасе… За эти или другие провинности мать требовала мужского воспитания:
– Ты, отец, давай, делай что-нибудь.
Видимо, через силу, медленно размышляя, отец сказал мне:
– Снимай штаны.
В это время он, не спеша и обдумывая дальнейшие действия, вынул из своих офицерских галифе ремень и, рассерженный моим непослушанием, приказал по-военному кратко и теперь уже строго:
– Я что тебе сказал? Снимай штаны!
От предчувствия серьезных неприятностей стало страшно. Из моего нутра раздались сначала кхыканья, потом легкие, почти искусственные рыдания. Знакомые сильные руки отца согнули меня в пояснице, шея оказалась зажата между его колен, голова сзади. Теперь под его руками оказалась моя задница, и после каждого хлесткого удара ремнем ей все больней, а мне еще страшней. Воспитание закончилось истеричным ревом и долгими инстинктивными всхлипываниями. Страх и боль сменились обидой, и тоже до слез. В завершение от меня потребовали набраться сил, перестать реветь и пообещать исправиться.
Стоял, зареванный, и, размазывая слезы по щекам, думал: может быть, так и должно быть? Если виноват, получи. Или нет? Ладно, сейчас я маленький, меньше папы и ростом, и силой. А когда стану большим? Пока трудно представить, мысли запутались. Поэтому плакать перестал и пообещал исправиться.
Как-то в гостях у родителей были знакомые, и один из них, я слышал, посоветовал отцу:
– Он же мужчина, должен все испытать, знать, уметь. Лучше спокойно объясни, поговори с ним.
Что ответил отец, я не слышал, а мать сказала:
– Какой он мужчина? Все сопли да нюни, и штаны маленькие носит.
Неприятно слышать такое про себя, но обиду проглотил и сделал вывод: надо скорее повзрослеть. Тогда штаны будут, как у папы. Точно знаю, что после этого случая воспитание ремнем закончилось.
*
Каждый год летом мы ездили к родственникам. На Полтавщине двоюродная сестра-одногодка показала мне свои фотокарточки с мамой, с подружками, в школе, на речке. В том числе, я удивился, фото совсем малюсенькой, лежащей в колыбельке, голышки-сестрички с соской во рту. Были и другие снимки сестры в три, пять месяцев, год, два. Я подумал тогда, а почему у меня нет фотографий такого, совсем маленького возраста? С родителями говорить на эту тему, понимал, говорить не стоит. Набравшись смелости, спросил у бабуни:
– А почему у меня нет фотографий самого маленького возраста?
Бабуня оказалось простой и до ужаса прямолинейной:
– Та видкиля ж я знаю? Тэбэ прывэзлы, колы вжэ рокив тры, а то й чотыры було. Казалы, шо ты болив дуже, в ликарни лэжав.
Потом мы гостили у маминых родственников. Еще не успевали дойти до знакомой хаты, как со двора бежала навстречу нам со вздохами, охами неприбранная и запачканная хозяйством, но не смущавшаяся этими мелочами женщина-бабушка.
– Ах, сиротинушка ты мой! Сиротинушка! – Баба Лена причитала и хватала маленького меня на руки, пачкала и вытирала, обнимала и целовала, плакала настоящими слезами жалости, которые капали на меня.
Так продолжалось до полного моего непонимания и отупения.
– Баба Лена, успокойтесь, ну, баба Лена, – в свою очередь причитала мать.
Вообще-то баба Лена по-родственному ей не бабушка, а тетя, то есть сестра маминого отца. Так что сиротинушкой, я выяснил, была моя мать. Ее родители, один за другим, умерли от туберкулеза еще во время войны. А я, какой же я сиротинушка? У меня и мама, и папа есть.
*
В школе, в первом классе у меня вдруг изменилась фамилия.
– Почему? – Спросил я у мамы.
– Понимаешь, у нас с папой разные фамилии. До этого ты ходил в садик военного округа, где папа служит. Там ты был записан на его фамилию. А на самом деле у тебя не папина, а моя фамилия.
Все равно, эта несуразица меня снова смутила. Не сразу, не вмиг семейная тайна все же постепенно раскрывалась моими стараниями, но, как говорится, не по правилам классического детективного жанра. Не было ни погони, ни засад, ни, тем более, жертв и убийств. Результатами расследований я иногда делился с друзьями. Одноклассница-отличница Оля, можно сказать, стала мне главным помощником не только в расследовании, а и в учебе:
– Конечно, любой человек имеет право знать свою родословную. Но важно не только то, что было, а еще и то, что будет. Давай, садись за уроки.
Еще один сосед по дому Коля, годом старше нас, предлагал разные версии, идеи и рассуждал примерно так:
– Ну, допустим, они тебе не родные. И что, ты сбежишь, откажешься от тех, кого называешь мамой и папой?
Я испугался такого хода событий:
– Нет, конечно.
*
Время от времени расследование продолжалось. В тумбочках под книжными полками хранились старые газетные выписки, бумаги, фотографии, орденские книжки, красочные грамоты. Интересно стало рыться в папках. Делал это потихоньку, зная, что мать на работе и не явится домой неожиданно.
Нашел благодарственную телеграмму от Сталина папе за то, что он во время войны дал деньги на покупку танков. Отыскал мамины медицинские документы, рукописную автобиографию отца. Почти одновременно нашлись документы и оказалось, что поженились родители только через за два года после моего рождения.
Через некоторое время еще одна, очень важная находка: «Свидетельство об усыновлении». В нем по установленной форме приводятся сведения о родителях. Слева, до усыновления, написано: «Мать – неизвестно», «Отец – неизвестно»; справа, после усыновления, названы мои нынешние мама и папа. Слева и справа указано одно и то же мое имя, а фамилия и отчество справа мои, слева совсем другие. Местом рождения справа указан город, где мы живем, а слева – незнакомый мне город, в скобках написано: «(неточно)».
Открытие переживал тяжело, долго, один. Тогда вспомнил и сообразил, что это за сон, который часто преследовал меня? Голод, холод, барак, строгие тети, плачущие дети… – это скудные впечатления до усыновления. И вдруг яркая картина с огромным столом, окном, громадным деревом, солнцем. До семьи холод и барак, в семье окно, солнце и родители.
Поделился открытием с друзьями. Николай наверное, хотел успокоить меня:
– Так это хорошо, что о твоих настоящих родителях ничего неизвестно. Разве лучше, если было бы написано, например, что отец расстрелян или в тюрьме, а мать без вести пропала или повесилась? Таких тогда, после войны было много.
Хорошо, что Ольга включилась в разговор, теперь друзья, мне кажется, нашли нужные слова:
– Лучше думай о тех, кто у тебя есть, чем о тех, кого у тебя нет.
– Это не значит, что ты должен кричать, плакать, истерить.
– Время дано тебе, чтобы жить, а не печалиться.
– Тебе только кажется, что все безнадежно.
– У тебя так много хорошего есть и будет, что плохое нужно забыть.
Спасибо им. Мне стало ясно, что я – счастливый человек, потому что у меня есть друзья и близкие люди, что у меня есть семья.
*
Оригиналу «Свидетельства об усыновлении» не удалось сохраниться. Дело было так.
Зима, выходной, вечер. Мы с мамой греемся у печки. Отец в спальне обложился газетами «Правда», «Красная звезда» готовится к политинформации. Мы с мамой изредка перебрасываемся малозначительными фразами. Чем-то, какими-то словами или претензиями мать «зацепила» меня. А взрослым полезно знать, что приставать к детям в переходном возрасте по пустякам, да и по-серьезному не следует, им же и аукнется. Последовала истеричная реакция подростка:
– Я знаю, почему вы ко мне так плохо относитесь!
Как «так», как «плохо»? Тишина, пауза, и опять:
– Я знаю, вы мне не родные!
Снова пауза, тишина. Откуда такое самообладание у этой женщины, которая, если спокойно разобраться, ничего плохого мне не сделала? Я не должен был ни в чем упрекать ее, не должен был говорить такие слова, но истерика продолжалась:
– Вот, я нашел бумагу!
Из моих рук документ перекочевал к матери. Она даже не посмотрела на него.
– Сынок, – ласково обратилась она ко мне, как будто рано или поздно ожидала подобную сцену и подготовила свои объяснения. – Это все ерунда. Понимаешь, в роддоме тебя перепутали с еще одним малышом, и когда настало время забирать тебя, нам с папой поставили условие: «Отдадим вам ребенка, если оформите усыновление». А я-то точно знала, что ты мой сын. Так что грош – цена этой бумаге.
Пожелтевший от времени документ полетел в печку и мгновенно превратился в пепел. От неожиданности маминого рассказа и действий у меня хватило ума не продолжать разговор на эту тему, приводить другие доказательства: нестыковки с датами, медицинские документы, автобиографию отца, где его рукой написано: «Имеется сын, усыновленный нами в 1948-м году»…
*
Удивительно, но во время скандала отец даже не вышел из комнаты. Я не стал ждать развития событий, а схватил шапку, накинул пальто и выскочил на улицу. Ноги не спрашивали сознание, зачем и куда идти? Они направили меня к нашей школе и центру города, где побольше людей. Глаза увидели одноклассника Витьку, он тоже взбудоражен, рад встрече:
– Привет, ты куда?
Получив невнятный ответ, он рассказал:
– Я тоже сбежал из дома. Отец опять поддатый пришел. Он, когда выпьет, страшный становится, матерится. Сестер моих, маленьких, не трогает, они все равно его боятся, прячутся. А меня всегда цепляет, и вдарить может. А мать с ним справляется. Даст ему еще выпить и укладывает спать. Правда, и ей тоже часто достается. А у тебя что, отец не пьет?
– Вообще-то я никогда не видел его пьяным. Да он и не курит, и мата от него я никогда не слышал.
– Повезло тебе. – Витька разошелся, – а давай пойдем, выпьем.
Нам по пятнадцать лет было. Как раз реформа хрущевская денежная прошла, водка «сучок» с пробкой, залитой сургучом, стоила теперь два-двенадцать, мы набрали их старыми медными монетами. Бутылку не допили, но уже похорошело. Витек харахорится:
– Слушай, сегодня у Люськи день рождения. Пойдем, поздравим, и водку у нее допьем.
Я знал, что Витька давно подбивается к симпатичной однокласснице, решил поддержать друга. Пошли, уже немного навеселе. По дороге бутылку допили. Короче, пришли «надрамшися», а там веселье в разгаре, имениннице и приглашенным гостям не до нас. Путь нам был только один – вдоль заборов, обратно. Еще что-то пили. Вернулся я домой между совсем поздно и очень рано, но точно «хороший», каким ни мать, ни отец меня никогда не видели.
– Что с тобой? Ты где был? – Подозрительно грозно встретила меня мать.
Известно, что лучшая защита – это нападение, ответ прозвучал грубо:
– Сами… вы… во всем вино…ваты.
Что я имел в виду, не знаю, в голове осталась только пьяная часть мыслей, и то вразброд. На мою удачу, из спальни вышел отец:
– Не трогай его, пусть проспится.
Это было мудрое решение.
*
На другой день я поднялся к обеду, тяжело, дома никого. Трезвые мысли вернулись не сразу. Завтра контрольная по математике, сел за стол и понял, что от формул лучше не станет. На столе лежит давно прочитанная мною книга Гектора Мало «Без семьи». Ее первые строчки знаю наизусть: «Я – найденыш. Но я этого не знал и был уверен, что у меня, как у других детей, есть мать…». В этой книге мальчик Реми, пройдя через испытания, нашел-таки свою маму. Я за него рад. Автор книги оказался хорошим писателем, и книга оказалась хорошей.
Пришла с работы мать, молчит. Значит, ждет отца, предстоят разборки. И что будет дальше, неизвестно. Отец, может, специально пришел пораньше. Посапывая, молча переоделся. Подошел, слегка прикоснулся к моему плечу своей рукой. Это была не та рука, которая меня, трехлетнего пацана, поднимала на стол. Не та, которая сгибала меня в пояснице для сурового воспитания.
– Как ты? – Спокойно спросил отец.
И первый раз назвал меня:
– Как ты, сынок?
Я повернуся и увидел его усталые, добрые, родные глаза. Ответил отцу так же коротко:
– Спасибо. Папа.
Мудрость отец проявил и позже, когда ни разу не вернулся к минувшему событию, и мать последовала его примеру.
*
К моей чести и к чести моих родителей больше никогда, ни одним словом или пол-словом, никто из нас не возвращался к теме нашего родства. Святое свято! Родители не те, которые родили, а те, которые вырастили, воспитали, выучили и выпустили сына в эту нелегкую, самостоятельную взрослую жизнь.
А давние картинки, когда комната, стол, окно, солнце, деревья казались мне, трехлетнему пацану, огромными, большими, и рядом родители, до сих пор вспоминаются мне.
Рассказ с идеей, и написан от души, но как-то небрежно, что ли. Взять, к примеру, первые три предложения, которые задают весь настрой: «В памяти трехлетнего пацана четко отпечаталась картинка давнего 1948-го года. В большой, светлой, длинной комнате у огромного окна стоял высоченный письменный стол. Сильные руки подняли и поставили меня на него.» В первом предложении – про пацана. Во втором – про стол, который, надо полагать, и отпечатался в памяти у пацана из первого предложения. Но в третьем – про какого-то вдруг «меня», хотя ни на какого «меня» в первых двух предложениях не было и намёка. Из-за чего получается, что «на него», можно понять не только как «на стол», но и «на отца», и даже «на пацана». Понятно, что никто так не поймёт, но споткнётся обязательно. И подобные синтаксические пробуксовки портят весь рассказ.
Жаль, если рассказ, написанный от души и с идеей, как отметил admin, не будет опубликован из-за “синтаксических пробуксовок”. Несмотря на это, admin признает, что первые три предложения он понял правильно и никто не поймет их по-другому, кроме как хотел сказать автор.
Это новая авторская редакция рассказа с учётом замечаний по предыдущей версии и переписки на форуме https://newlit.ru/forum/index.php?topic=8465.0;topicseen
Не читала предыдущую редакцию и сейчас, только начав читать, споткнулась на первом же предложении.
“У меня, в памяти трехлетнего пацана, четко отпечатались и сохранились картинки давнего 1948-го года.”
Получается, что для трёхлетнего пацана 1948 год был давним. Но нонсенс же. Надо править.
Например, такой вариант навскидку:
У меня в памяти чётко отпечатались и сохранились картинки 1948 года, когда я был трёхлетним пацаном.
Или
В 1948 году мне было три года. Помню большую светлую комнату и то, как чьи-то сильные руки подняли меня, пронесли через всю комнату и поставили на высоченный стол.
—
И далее в тексте есть огрехи.
“Отец вставал раньше всех. Сквозь сон я слышал сопение, ритмическое дыхание. Каждое утро отец делал зарядку, чтобы набраться сил, собирался и уходил на службу.”
Можно подумать, что сопение и ритмическое дыхание относятся к кому-то спящему. Вообще, это предложение лучше убрать, особой смысловой нагрузки оно не несёт, а лишь затуманивает текст.
“Чтобы набраться сил” тоже ни к чему. Как бы все и так знают, для чего нужна утренняя зарядка.
“Показал, как из кубиков сделать картинки.”
Ну, тоже так себе предложение…Лучше сказать: “Показал, как складывать кубики, чтобы получались картинки”.
Потом
“Как себя вести, чтобы из свина не вырос свин.”
Из свина свин? Точно? :))
“Но свободных дней, часов и минут у отца для меня оставалось мало.”
Зачем здесь и дни, и часы, и минуты? Нельзя всё это объединить понятием “время”?
“Окончив вечернюю школу, она поступила в институт и, мне уже девять лет было, стала учителем”. Эта вставка “мне уже девять лет было” делает предложение корявым и неуклюжим. Надо переписать как-то иначе.
“Редко, но иногда мама была заботлива, сентиментальна, чмокала в щечку и ласково называла меня «сына».”
Как это “редко, но иногда”?
И так далее.
По содержанию рассказ хороший, добрый, но изложение очень сильно хромает.
Требуется основательная правка.
Знаете, мне будет очень жаль, если в данном случае форма окажется важнее содержания, и рассказ не будет опубликован. Знаете, не многие родители способны вот так спросить:
– Как ты, сынок? Не потому, что они “хорошие”, мудрые, продвинутые, а потому, что они ЛЮБЯТ. Спасибо автору за рассказ!
Спасибо, fleur, за поддержку автора этого “хорошего, доброго” рассказа “с идеей, написанного от души”, как отмечают admin и Глафира Крокодилова. У меня создается впечатление, что редакторы ищут, к чему бы придраться?
В Украине или на Украине? Сын или свин? Понятно, что во многих отмеченных курьезах достаточно пройтись по тексту корректорским пером.
Нет, они требуют от авторов писательского профессионализма! А его у многих авторов, проживших жизнь и имеющих многолетний опыт в других сферах, к сожалению, нет. Зато есть что рассказать.
Если бы в редакциях научных изданий к авторам относились так же предвзято, науки не было бы вообще.
Екатерина, содержание мне тоже очень нравится. Но всё-таки, ИМХО, в таком виде публиковать рассказ нельзя. Было бы здорово, если бы кто-нибудь помог автору с редактированием.
Понятно, что от редколлегии бескорыстной помощи вряд ли стоит ожидать.
Может, Вы возьмётесь и поможете автору с правкой?
Да, Глафира, вы прочитали мои мысли, это было бы здорово, если бы кто-то помог автору. Но я не профессионал, к сожалению ( но это это факт). А вы готовы, помочь автору, например, выделить те участки текста, которые по вашему мнению, нуждаются в правке? А так, конечно, я готова помочь. Если смогу. И если автор пожелает. Было бы интересно.
Владимир, да, редакторы ищут к чему придраться. Это нормально. Работа редактора заключается в поиске и устранении ошибок в тексте.
Что касается научных статей, то это всё-таки не художественные тексты и те критерии, по которым их оценивают, более чёткие.
То, что есть что сказать – это здорово. Потому, как, если сказать нечего, то и писать не стоит.
Я автор рассказа, написал его про себя. С удовольствием приму помощь профессионала, оплачу труд в разумных пределах. Но ведь автор вправе не обязательно соглашаться с мнением редактора. Например, взрослый человек не скажет ребенку: “Я покажу тебе, как складывать кубики, чтобы получились картинки”.
Кстати, в одном из рассказов уважаемая Глафира не заметила “ляпы”. Например: “в городе без фонарей и непролазной грязи…”. Выходит, город без грязи? Где это такой? Или: “её, отторгнувшей…”. Падежи не согласованы: её – родительный, отторгнувшей – дательный. И так далее.
Рассказ этот Глафира назвала лучшим и, скорее всего, будет опубликован. Я искренне рад за автора.
Екатерина, я тоже не профессионал. Я дилетант. Впрочем, и в местной редколлегии профессионалов едва ли полтора человека наберётся. Здесь преобладают написатели платных рецензий. 🙂
Ну да ладно. Профессионалами не рождаются.
И при наличии времени и желания, думаю, Вы справитесь.
А в правке нуждается практически весь текст, целиком. Просто читайте медленно и методично, каждое предложение. Переписывайте его, убирая ляпы. И так далее. Потом читайте абзац или какой-то связный кусок получившегося текста. Снова критично на него смотрите…
Потом перчитайте то, что получится в итоге.
Наверняка там тоже что-то не понравится…
Я примерно так действую. Но, к сожалению, у меня сейчас почти нет свободного времени.
Я могу просматривать то, что у Вас получится.
Ну, конечно, на все эти правки надо получить согласие автора.
О, Глафира, вы мне польстили сейчас, конечно. Но я готова попробовать. Ждём, что скажет Владимир. Или, может, кто-то из профи хочет поучаствовать?
Владимир, внесу ясность. Я к редколлегии никакого отношения не имею.
Как и к литературной деятельности.
Я просто зашла сюда, прочла Ваш рассказ и ещё несколько произведений из тех, что сейчас рассматриваются редакцией. Написала своё субъективное дилетантское мнение, полагая, что, возможно Вам как автору оно пригодится. Поскольку обычно авторов мнение читателей интересует. Но Вам, видимо, важен лишь просто факт опубликования, а мнение мимопроходящих неинтересно. Что ж, извините за вмешательство.
Но я все равно считаю, что публиковать рассказ в имеющемся виде категорически (!) нельзя.
Могу объяснить, почему. Причин несколько. Но подозреваю, Вам это тоже неинтересно, и мнение всех, кто видит в тексте недостатки, Вы автоматически считаете предвзятым. Что ж, Ваше право.
Также я обратила внимание на следующую фразу в Вашем комментарии.
“Если бы в редакциях научных изданий к авторам относились так же предвзято, науки не было бы вообще”.
Подозреваю, что Вам никогда не приходилось иметь дело с редакциями научных изданий.
А раз так, то лучше не говорить о том, чего не знаете, ибо такие заявления — не в Вашу пользу, свидетельствуют лишь о некомпетентности и поверхностности.
Например, бабушки на лавочке, всю жизнь занимавшиеся тяжёлым физическим трудом, подчас считают программистов бездельниками, которые получают деньги ни за что, просто “за нажимание кнопок”. Ну, и от учёных, по мнению бабушек, тоже никакой пользы — они за прилавком с утра до вечера не стоят, коров не пасут и не доят, хлеб не пекут. Только штаны протирают.
Вы, судя по Вашим высказываниям, мыслите примерно так же. Относительно корректоров.
“Понятно, что во многих отмеченных курьезах достаточно пройтись по тексту корректорским пером, ” — пишете Вы. То есть полагаете, что корректорская правка — дело нехитрое и особого времени не требующее. Вот автор — молодец, имеет жизненный опыт, ему есть что рассказать.
А корректоры и редакторы — фигуры почти никчемные, их дело публиковать то, что обладающие богатым опытом в других сферах и прожившие жизнь начинающие писатели прислали.
А читали ли Вы, Владимир, рассказ “Случай в магазине Альшванга” Константина Паустовского?
Если нет, рекомендую прочесть. Например, здесь
http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/zolotaya-roza/roza_15.htm
Паустовский пишет о том, как корректор исправил небрежно написанный рассказ, который не хотели публиковать. При этом корректор не изменил и не убрал ни одного слова. Только правильно расставил абзацы и знаки препинания. И рассказ преобразился: корявый опус стал чудесным произведением.
Но обратите внимание, что корректор Благов трудился над рассказом всю ночь. “Всего лишь” расставляя абзацы, точки и запятые. Ничего не меняя в тексте. Трудился усердно, потому что содержание ему понравилось. Целую ночь потратил на, казалось бы, совсем ерунду — знаки препинания.
А над Вашим, Владимир, текстом, корректорам нужно поработать намного серьёзнее, там не обойтись лишь перестановкой знаков препинания. И работа эта потребует много времени.
Кстати, голосующие редакторы здесь, в НЛ, насколько я знаю, зарплату не получают. Поэтому особого резона “проходиться корректорским пером” по Вашему тексту у них нет.
А ведь авторов “с многолетним опытом в других сферах”, но не имеющих “писательского профессионализма” много. И кто будет во всех их текстах “проходиться корректорским пером”, тратя на это немало личного времени?
Подумайте…
А мнения о текстах здесь высказываются, конечно, субъективные — каждый в оценке руководствуется личным опытом, своими знаниями, своими критериями. Иначе и быть не может. Но все публикуемые тексты должны быть грамотными, соответствовать нормам языка. Потому что это всё-таки литературный журнал, а не форум или некое собрание текстов.
А у Вас, Владимир, в тексте, увы, слишком много огрехов и “ляпов”.
Очень неудобно следить за темой, когда комментарии участников обсуждения появляются из-за премодерации с длительным запаздыванием. Сейчас заметила комментарий Владимира, написанный им в 19.15, но одобренный админом позже…А могла ведь и совсем не заметить, поскольку после него написано несколько других комментариев, которые отразились сразу после написания, без премодерации. Нельзя ли премодерацию отключить для всех?
Ну ладно, теперь ответ на комментарий.
Владимир, а почему Вы решили, что я должна здесь указывать на все имеющиеся огрехи во всех текстах? Думаете, у меня хобби такое? :)) Не-а, на досуге у меня есть занятия поинтереснее.
Несколько Ваших ляпов я показала с целью обратить Ваше внимание на то, что надо ещё поработать над текстом. И поработать серьёзно и основательно, ибо список указанных недостатков далеко не полный, я привела лишь некоторые из нескольких первых абзацев.
Ну, и ещё раз повторю, что я не имею к редколлегии никакого отношения, моё мнение никак на решение о публикации не влияет.
И Вы можете не поверить, но, как ни странно, фразу “в городе без фонарей и непролазной грязи…” я тоже заметила. И ещё несколько описок-огрехов. Но не стала об этом писать, поскольку их наверняка исправят, если текст будет принят к публикации. Потому что ляпов в тексте Марины Глазачёвой во много раз меньше, чем у Вас. И исправить их довольно легко, тут не нужны мучительные раздумья и размышления о том, как и что заменить, всё можно сделать быстро, редакторская правка будет минимальной. Если, конечно, текст примут.
А вот тут Вы неправы:
“Или: “её, отторгнувшей…”. Падежи не согласованы: её – родительный, отторгнувшей – дательный.”
Всё здесь в порядке, всё согласовано. И местоимение, и относящееся к нему причастие — оба стоят в родительном падеже. Повторите соответствующую тему.
Например, взгляните здесь на таблицу склонения причастий женского рода
https://repetitor.1c.ru/russian/sklonenie-prichastiy/
Выпускающий редактор нашего журнала проведёт литературное редактирование этого рассказа перед его публикацией в НЛ.
Спасибо, admin, за поддержку автора и заранее спасибо выпускающему редактору за обещанную помощь в профессиональном редактировании рассказа
Да, Глафира, нас, похоже, услышали! Я, кстати, тоже комментарий Владимира не видела (от 19:15). Можно расходиться 😉