Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Валерий Анисимовский. Третий ворон Одина (басня)

С незапамятных времён
Носит множество имён,
Ходит сгорбившись чуток
Одноглазый старичок

А одет он неприметно,
Можно даже сказать бедно.
Бродит всюду в колпаке,
С крепким посохом в руке

Несмотря на неприметность
И одежды ветхой бедность,
Несмотря на скромный рост,
Старичок совсем не прост

Ведь Вальгаллы он властитель
И валькирий повелитель,
Владыка воинских побед
И талантливый поэт

Одноглаз он не случайно:
Жаждой знаний чрезвычайно
Будучи всегда объят,
Глаз свой отдал, говорят

Имя старца того – Один,
В мудрости он превосходен,
Ведь за знанием охота –
Его главная забота

Мудрости искать крупицы
Помогают ему птицы:
Пара воронов-красавцев,
Пара чернокрылых братцев

Хугин знаменит умом,
Занят умственным трудом.
Мунин памятью богат,
Хоть и череп маловат

Братья по миру летают
И за всеми наблюдают,
Чтоб ничего не упустить
И старцу бодро доложить

Много лет всё это длилось,
Много знаний накопилось,
Пока не начал свой разбег
Стремительный двадцатый век

Вот однажды прилетает
Мунин в Асгард, где внимает
Один воронам своим,
Любопытством одержим

На плечо усевшись ловко,
Докладывает обстановку:
“Вернулся я, совсем измотан,
Из мест, где звали тебя Вотан

Мудрых видел там людей:
Их к природе всех вещей
Влечёт безудержный порыв,
И ум у них весьма пытлив

Теоретиком зовётся
Тот, кому создать неймётся
Теорию для всех явлений,
Придумав кучу уравнений

Но тут они такую штуку
Измыслили, что всю науку
Заставили встряхнуться резко,
Пот утирая занавеской

Объявили, что частички,
Из которых все вещички
Состоят, как всем известно,
Точками считать не честно!

Будто каждая частица
Летает всюду, словно птица,
Или, точнее, как волна –
Присутствует везде она!

Если удача улыбнётся –
Что вероятностью зовётся –
Обнаружится охотно
След частицы где угодно!

Чтоб прояснить этот момент,
Мысленный эксперимент
Задумал знатный теоретик,
Состряпав простенький сюжетик:

Железный ящик раздобыл,
Туда кота он посадил
Прямо рядом с аппаратом,
Содержащим грозный атом

Читайте журнал «Новая Литература»

Если атом распадётся,
Колба с ядом разобьётся,
В результате кислота
Отравит бедного кота

Ну а если повезёт,
Выживет невинный кот:
Атом – тот, что с ядом связан –
Распадаться не обязан

Только ящик тот открыв,
Узнаем, мёртв кот или жив.
А пока закрыта крышка,
У кота есть передышка

Хотя звучит это и странно,
Судьба кота в нём многогранна:
Он как-бы разом мёртв и жив –
Такой вот странный нарратив!

А состояние кота,
Где смешаны и “нет” и “да”,
Суперпозицией зовут,
Если, конечно, нам не врут”

Молвит строго мудрый Один:
“Пыл научный мне угоден –
Это следует признать,
Но надо же и меру знать!

Хотя звучит она курьёзно
И даже как-то несерьёзно,
Суперпозиции идея –
Вполне знакомая затея:

Как-то раз я в одиночку
Выпил медовухи бочку,
А потом понять не мог –
Ас я или носорог?

Видимо, и теоретик,
Устав от всяких арифметик,
С размахом любит пировать
И напиток мой вкушать

А на следующее утро,
Решив, что поступает мудро,
Генерирует идеи
Раз за разом всё смешнее

Однако же один вопрос,
Словно червивый абрикос,
Покоя не даёт уму –
Всё возвращаюсь я к нему…

Получается, что норны
Фантастически проворны:
Могут лихо предсказать
Разных будущих штук пять

Или даже миллиард,
Стоит им войти в азарт.
Но кто выберет потом
Что случится с тем котом?

Неужто праздный обормот
Решает, выживет ли кот,
Тем, что осмотрит результат
Словно музейный экспонат?!”

Тут и Хугин подоспел
И на плечо второе сел.
Приосанившись солидно,
Говорит слегка ехидно:

“Теперь послушай, Всеотец,
Что упустил этот птенец:
Ведь я, слетав за океан,
Сообразил, где тут изъян!

Там, в земле заокеанской,
Для идеи хулиганской
Интерпретацию нашли
И ею здравый смысл спасли

Задумка, в общем-то, проста:
Считаем, что есть два кота!
И ещё две полноценные
Параллельные Вселенные

В одной Вселенной кот живой,
В другой – отравлен кислотой.
И наблюдатель-обормот
В каждой Вселенной свой живёт

И никаких суперпозиций
И прочих странных композиций!
Зато Вселенных – сколько нужно,
Чтобы с логикой жить дружно!”

Отвечает мудрый Один:
“Хоть я немного старомоден,
По нраву мне эта трактовка,
Что придумана так ловко

Только, чур, из всех Вселенных,
Сколь угодно совершенных,
Мне подайте только ту,
Где сохранили жизнь коту!

А за сословием людей,
Что жаждут дерзостных идей,
Надо бы понаблюдать:
Коварства им не занимать!

Я б в Вальгаллу не пустил
Тех, кто в ящик посадил
Безобидную зверюшку
Как ненужную игрушку!”

На том пока и порешили,
На весь Асгард раструбили:
Кто любит кошек обижать –
Тех в Вальгаллу не пускать!

А братья отправились снова
На поиски мудрого слова.
Мидгард кругом облетели,
Кое в чём поднаторели

Возвращаются домой
С концепцией очередной.
Хугин первым на сей раз
Бодро начал свой рассказ:

“О великий Один, внемли,
Какую, облетев все земли,
Историю тебе принёс!
Прелюбопытнейший курьёз!

Теоретики опять
Дурака взялись валять:
Они решили щегольнуть,
Познав взаимодействий суть

С этой благородной целью
Всей учёною артелью
Вцепились в уравнения
Свободного движения

Присмотревшись хорошенько
И подумав коротенько,
Нашли почти для всех стихий
Целые группы симметрий

Это такие трансформации,
Что не вносят аберрации
В предсказания теорий
Для всех возможных траекторий

Казалось бы, что тут такого?
Но грамотея озорного
Не удержит даже Тор,
Когда движет им задор

В пылу научного угара,
Словно отведав скипидара,
Решили сделать трансформации
Зависящими от локации!

И тут настигла их расплата:
Словно по воле супостата,
Инвариантность вдруг пропала –
Теория забуксовала!

Но теоретик – зверь матёрый,
Свирепый, на расправу скорый!
Не растерялся он и тут:
Выход нашёл за пять минут!

Он ситуацию исправил
Когда в теорию добавил
Калибровочное поле,
Сделав это поневоле

Здесь поджидает нас сюрприз:
На небе звёзды так сошлись,
Что этот изощрённый трюк
Объясняет всё вокруг!

Оказалось, что поля,
Возникшие, считай, с нуля,
Описать способны сходу
Взаимодействий всех природу!

Этот метод объяснил
Особенности слабых сил,
А также более солидных:
Сильных, электромагнитных

Вот так, начав с совсем банальной
Частицы антисоциальной,
Вписали в общую картину
Взаимодействий всех причину!”

Выслушав посланца речь
И схватившись за свой меч,
Один сдвинул брови грозно
И сказал весьма серьёзно:

“Вот уж не было печали –
Калибровку схлопотали!
Теоретик-сорванец
Распоясался вконец!

Как посмели сумасброды
Превратить в закон природы
Надуманный абстрактный трюк,
Математический кунштюк?!”

Тут и Мунин встрепенулся,
Громко каркнул, отряхнулся.
Говорит дипломатично
И немного флегматично:

“Успокойся, о Высокий,
Не ищи здесь патологий!
А я, послушав знатоков,
Готов добавить пару слов:

Вспомнил я, что было время,
Когда задумчивое племя
Достичь пыталось понимания
Методов естествознания

В результате озарения
Экономия мышления
Стала фундаментом науки,
Сковав все озорные руки

Она как лезвие меча:
Рубит козни ловкача,
Лишь то храня неутомимо,
Что жизненно необходимо

Давай рассмотрим калибровку
Как экономии уловку:
В калибровочной теории
Нет излишней бутафории!

Этот вдумчивый подход
Объясняет без хлопот
Взаимодействий механизм,
Взяв за основу аскетизм:

Из недр совсем простой модели,
Лишённой всякой канители,
Взаимодействий разных рой
Явился как бы сам собой!

А ещё в этой истории
Калибровочной теории
Присутствует и доброта:
Ведь в ней не мучают кота!”

Узнав, что кот не пострадал,
Один в ножны меч убрал.
Посидел, поразмышлял,
С облегчением сказал:

“Раз котяра невредим,
С казнью мы повременим.
А умеренность мышления
Всем полезна без сомнения

Посмотрим, смогут ли ребята,
Чьё творчество чудаковато,
Законы Мидгарда осмыслить,
При этом экономя мысли…

Главное, чтобы в пылу возни
Помнили, что нет брони,
Которая толпу жулья
Спасёт от моего копья!”

Так кошачий аргумент
Исчерпал тот инцидент,
А вороны летят опять
Крупицы мудрости искать

Долго по миру кружили,
Возвращаться не спешили.
А когда им вышел срок,
Вернулись к Одину в чертог

Отдохнув и отогревшись,
На плечи Одину усевшись,
Вороны наперебой галдят,
Остановиться не хотят:

“О мудрейший из всех асов!
Забавнейший из всех рассказов
Из Мидгарда мы принесли!
Время своё нам удели!

Словно белены вкусив,
Физики пошли в отрыв:
Жаждут все до одного
Создать теорию всего!

Ради такой серьёзной цели
Они все дружно песню спели
Под бодрый аккомпанемент,
Что выдал струнный инструмент

Но столь свирепого угара
Не выдержала их гитара,
И остались от бедняжки
Пара струн да деревяшки

Теоретик, как известно,
Предприимчив повсеместно:
Чтоб вникнуть в суть природных сил,
Он даже струны в ход пустил!

В результате получилась
Теория, что отличилась
Тем, что способна описать
Явлений всевозможных рать!

Вот как устроена она:
Частица каждая – струна,
Что вибрирует ритмично,
Местами даже мелодично

И для каждой ситуации
Можно подобрать вибрации,
Которые без промедления
Объяснят нам все явления

Чего ещё желать для счастья?
Но нет, коварное ненастье
Физиков врасплох застало,
Попортив нервы им немало:

Оказалось, что струне,
Чтоб довольной быть вполне,
Трёх измерений маловато,
Зато девять – то, что надо!

Теперь лихие бедолаги,
Запасшись тоннами бумаги,
Пытаются хоть как-нибудь
В трёхмерный мир струну впихнуть

И так и этак её крутят:
Сгибают, вертят, баламутят.
Но бесполезна кутерьма:
Ведь вариантов всяких – тьма!”

Выслушав этот рассказ,
Ас прикрыл ладонью глаз.
Возмущённый до предела,
Говорит он обалдело:

“С калибровкой – так и быть! –
Как-то научились жить.
Теперь же в новую напасть
Нас угораздило попасть!

Это что ж там за угар,
Что даже струны от гитар
В ход пошли для объяснений
Всех физических явлений?!

Мир, составленный из струн,
Соорудил лихой шалун –
Это же фантасмагория,
А не строгая теория!

Хоть звучит и поэтично,
Но как-то слишком экзотично.
Похоже, что идею струн
Подкинул людям ловкий врун!

Когда я Мидгард создавал,
Я на гитаре не играл!
Откуда могли взяться струны?
Зачем они, когда есть руны?!

Магическая сила рун
Куда полезней всяких струн!
Девять дней ради неё
Я был нанизан на копьё!

Если сила вся не в рунах,
А в каких-то глупых струнах,
Зачем же был тот подвиг мой,
Где я висел вниз головой?!”

На сей раз вороны, увы,
Недостаточно резвы,
Чтобы объяснить лихие
Теории перипетии

Видя, что от чёрных птиц
Толку как от двух синиц,
Один, поборов смятение,
Объявил своё решение:

“Раз пошла такая пьянка,
Не поможет валерьянка!
Видно, звать пришла пора
Того, чья мысль всегда остра

Младший брат двух ротозеев
Превосходит грамотеев
Не памятью и не умом,
Силён он кое в чём другом…

Сюнином зовут бродягу
И теоретиков ватагу
Понять способен только он,
Раз проницательным рождён”

Сюнин, лёгок на помине,
Влетает, верный дисциплине,
Прямо в Одинов чертог
Словно свежий ветерок

Поскольку у бородача
Нет свободного плеча,
На спинке стула примостился
И прямо к асу обратился:

“Ты послушай, Всеотец,
Мою повесть наконец:
Как вывел я на чисту воду
Всю учёную породу!

Эти люди, словно дети,
Понять желают всё на свете.
Однако же, их арсенал,
Как у детей, довольно мал

Основной их инструмент –
Математический контент:
Гора абстрактных категорий –
Сырьё для будущих теорий

Словно детские игрушки –
Куклы, мячики, хлопушки –
Крутят взрослые субъекты
Совсем абстрактные объекты

Случается удачный год,
Когда кому-нибудь везёт
Наткнуться на такой концепт,
Что дарит действенный рецепт

И умозрительный конструкт
Рождает вдруг съедобный фрукт:
Предсказания модели
В экспериментах все узрели!

А после на весь круг земной
Закатывают пир горой!
Увы, теория-конфетка
Встречается довольно редко…

Так, пресловутая струна,
Словно по воле колдуна,
Математически прекрасна
И в то же время несуразна:

Вопреки всем обещаниям,
Даже простейшим испытаниям
Не удалось её подвергнуть –
Ни подтвердить ни опровергнуть…

И вот это затруднение
Вызывает возмущение
Многих толковых знатоков,
Чей вердикт весьма суров:

Нельзя научной называть
Модель, что не даёт понять,
Насколько она справедлива
И в предсказаниях правдива

Но нет и худа без добра:
Всяких теорий мастера
Дружно решили прекратить
Кошек ядами травить!

Напоследок я добавлю,
И поверь – я не лукавлю:
Зачем тебе их нарратив,
Раз ты для них – всего лишь миф?”

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Валерий Анисимовский. Третий ворон Одина (басня): 4 комментария

  1. Глафира Крокодилова

    Забавное изложение физических теорий и экспериментов: кота Шрёдингера, теории струн и т.п.
    На какой-нибудь вечеринке молодых физиков,наделённых чувством юмора, очень порадовало бы собравшихся. Прочитав данную басню, вспомнила свои студенческие годы и факультетские Дни математика и механика. Сколько там всего сочинялось-представлялось! И стихов, и песен, радующих причастных и посвящённых.
    “N-мерное пространство, ох, заело.
    Мы иногда находим чей-то труп,
    ка, йотами растерзанное тело”
    И причастные прощали/не замечали огрехов. Ведь это “для своих”.
    Но широкую публику, увы, физические-математические термины-понятия-теории не очень интересуют, и эта публика, будьте уверены, в первую очередь как раз-таки заметит хромающие рифмы и прочие недостатки. А они есть.
    Да, мне басня, скорее, нравится. Но всё же понимаю, что публиковать её не стоит.

  2. Е. А.

    Задумка интересная, необычная, как по форме, так и по содержанию.

  3. Сергей Изуграфов

    Молодецкий трехстопный ямб, который то и дело сбивается в четырехстопный, как при перемежающейся хромоте, выбран тут совершенно напрасно. Басня? Автор не силен в жанрах. Налицо явное противоречие между заявленным жанром и результатом. Хотелось бы напомнить автору, что “басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл”. Хочется спросить: и где? Это не басня явно. Качество стиха, увы, низкое. Размер регулярно нарушается, ударения блуждают, рифма небрежна. Удивляет выбранный стихотворный размер для столь масштабного произведения. Да, басни писались и вольным ямбом, но ведь это не басня… Сплошные противоречия. Импонируют фантазия автора и его разносторонние знания как в области древнескандинавской мифологии, так и в физике элементарных частиц с теорией струн, но данному произведению это не очень помогает. Общее впечатление: небрежность. Может быть, автору стоит повторить сюжет в иронической прозе?

  4. admin Автор записи

    Мне кажется, что это не стихи, а рифмованные байки-присказки, написанные по случаю. Стихи (в т.ч. и басни) от нестихов чем отличатся? Рифмой, ритмом и метафорой. А тут лишь рифмой всё ограничено. Стихотворный ритм тут не соблюдается практически ни в одной строфе: то удаление не на месте, то слоги лишние. Метафора отсутствует: автор сказывает задуманное без обиняков, прямолинейно. Такие произведения отлично подходят для декапирования на мероприятиях, для которых они написаны, но не годятся для того, чтобы воспринимать их поэтически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.