Приезд
Был уже вечер, когда Николай, мужчина лет сорока плотного телосложения, въехал в старый дом на окраине города. Строение представляло собой трёхэтажное здание из белого кирпича и имело широкое крыльцо с резными фигурами львов по бокам. Чуть поодаль, справа и слева от гладкой асфальтированной узкой дорожки, располагались ровные ряды кустарников. Между домом и каменной оградой росли деревья — тяжёлые дубы, пожелтевшие листья которых усеивали траву и дорожку перед зданием. Свет стоящих возле ворот чугунных фонарей причудливо отражался от жёлто-коричневого земного покрова, создавая таинственную атмосферу. Стеклянные глаза львов у крыльца недобро блестели, как будто предостерегая непрошенных гостей. В былые времена у дома сложилась нехорошая репутация – слишком много жильцов загадочно исчезло в его мрачных стенах. Слухи о демоническом доме, который забирает людей в потусторонний мир, подогревали местные старожилы красочными рассказами о жертвах, которых они якобы лично знали, однако к нынешнему моменту почти все старожилы скончались. Теперь многие старые дома снесли, на их месте построили новые, но этот дом не тронуло ни время, ни власти. Тем не менее, разговоры о потусторонних силах давно стихли, как неизбежно забываются все истории, когда уходят в лету их хранители. Ведь современному трудовому народу, утонувшему в кредитах и ипотеках, некогда судачить о привидениях – и без них хватает проблем в большом городе.
Как поведал Николаю риэлтор, дом, в который он переехал, был построен до Октябрьской революции одним меценатом и первоначально в нём располагался социальный приют. После Гражданской войны бедняков расселили по комнатам в других зданиях, а приют переоборудовали под коммунальные квартиры. Затем квартиры выкупил местный бизнесмен, бывший партийный работник, и стал сдавать в аренду тем, кто был в состоянии платить выше средней цены съёмной недвижимости. Большие окна, высокие потолки и немаленький метраж – квартиры в этом доме снимали состоятельные приезжие, не успевшие обзавестись собственным жильём. Все они остались довольны и не сообщали ни о чём сверхъестественном, поэтому Николай воспринимал нехорошую репутацию дома как местный фольклор. Безусловно, так думал не он один.
Рабочие неспеша выносили из припаркованного у ворот грузовика вещи Николая. Им торопиться было некуда – деньги платят, время идёт. Бригадир стоял на тротуаре и курил, наблюдая за разгрузочными работами. Сам Николай первым делом взял из машины ноутбук и поднялся на третий этаж, в свою новую квартиру, чтобы, не откладывая, заняться рабочими делами. Квартиру он снял угловую, под номером тринадцать. Вроде, плохая цифра, но Николай не верил в суеверия. Он был известный в городе психоаналитик, имел офис в центре города и учил людей не доверять сказкам и легендам. Сверхъестественного не существует – всегда был убеждён наш герой.
– Ну, вот и всё, Николай Петрович, все ваши вещи доставлены, – сказал бригадир грузчиков, зайдя на кухню.
Николай сидел за столом и печатал на ноутбуке доклад к ежегодной психоаналитической конференции, которая ожидалась на следующей неделе. На этой конференции он планировал выступить с материалом о тревожных состояниях современных горожан, которые вызывает, как считал Николай, мрачная архитектура городов и одинокая жизнь многих людей, запертых внутри своих маленьких мирков из работы и дома.
– Отлично. Спасибо за хорошую работу.
Николай встал из-за стола, вынул бумажник из кармана брюк и дал бригадиру пятитысячную банкноту за труды, затем подумал и добавил ещё тысячу. Их трое – проще поделить будет. Бригадир довольно улыбнулся и поспешно убрал деньги в карман. Он свистнул своим (они как раз закончили ставить в зале книжный шкаф). «Ну всё, мужики, по коням», – сказал бригадир. После этого трое рабочих ушли, оставив Николая в одиночестве в его новом жилье.
Половину вечера Николай потратил на то, чтобы распаковать коробки и расставить лежащие в них вещи по местам. Работа нудная, но неизбежная. Особенно много времени заняли книги и хрусталь, который подарила ему мать на годовщину брака, но наш герой всё-таки управился к девяти часам. Только он собирался отдохнуть, почитать роман «Чёрный дом» в уютном кресле, который намедни купил в книжном магазине, как в дверь постучали. Николай встал из кресла и прошёл к двери.
– Кто там?
– Управляющий, – последовал ответ.
Щёлкнул замок, дверь распахнулась. Николай отошёл в сторону, пропуская управляющего в квартиру. Это был высокий человек средних лет с цепким взглядом. Психотип людей, которые привыкли всё контролировать, как предположил Николай. Во всяком случае, таково было его первое впечатление.
– Я ненадолго, – сказал управляющий, но всё-таки вошёл внутрь. – Хотел вам ключи отдать от вашего сарая в подвале. – Управляющий порыскал в кармане серого клетчатого пиджака, вытащил связку ключей и, сняв один ключ, протянул его Николаю. – Ваш сарай тоже под номером 13. У нас на каждую квартиру свой сарай. Число нехорошее, согласен. Ну да кто сегодня верит в приметы! Кстати, не хотите ли посмотреть подвал? Хотя там и самостоятельно не заблудишься. Там всего один коридор, идущий через всё здание. Тем не менее, я всегда показываю новым жильцам все закоулки. Несмотря на всякие слухи, у нас нет никаких тайн.
– Неужто подвал действительно представляет собой коридор? – Николай недоверчиво посмотрел на управляющего, но тот явно не шутил. – Интересная планировка здания.
– Это старый дом, – принялся объяснять управляющий, – а в них свои порядки. Например, у нас не принято шуметь, особенно по вечерам, поэтому последнее слово в вопросе сдачи квартир всегда за мной. А я всегда отказываю всяким начинающим рокерам, которые валом прут сюда из провинции в надежде прославиться. И архитектура особенная. Не сталинский ампир, а что-то изысканное, я бы даже сказал, готическое. В советское время дом был в городе, посреди одинаковых бетонных коробок, как белая ворона. Вы, наверно, видели тех резных львов возле входа? Как стражи стоят, наш покой охраняют. Кстати, моя квартира под первым номером. Если что нужно, так сразу приходите. Или по селектору вызывайте. – Управляющий указал на селектор в квартире Николая, располагавшийся на специальной тумбе возле двери. – Снимаете трубку, набираете номер моей квартиры – и мы на связи.
– Кажется, вы хотели показать мне подвал? – напомнил Николай. Он порядком устал от многословия управляющего, но в то же время был рад, что персонал здания вежливый, как в дорогом отеле.
– Точно. Если у вас есть свободные полчаса, пойдёмте со мной. Вот сюда, к лестнице.
Подвал
Подвальное помещение, как и сказал управляющий, представляло собой длинный коридор. Никаких поворотов или тоннелей. Просто один коридор со стенами из бурого кирпича, тянущийся от одного конца здания до другого. По обеим сторонам располагались выкрашенные белой краской двери с номерами. Окно было всего одно, маленькое и закрытое решёткой, под самым потолком. Управляющий решительно шагал вперёд, на ходу рассказывая Николаю архитектурные особенности дома.
– В здании тринадцать квартир. Ваша – угловая. Соответственно, ваш сарай в самом конце, возле дальней стены.
– А это что? – Николай обратил внимание на дверь напротив его сарая. Краска на ней уже потрескалась и кое-где осыпалась. Кроме того, низ двери, как показалось Николаю, был испачкан землёй.
– Тут инвентарь. – Управляющий открыл дверь, показывая новому жильцу различный инструмент, сложенный на широких полках. В углу стояли грабли и лопаты, а также резиновые сапоги. – У нас есть садовник. Мы тщательно следим за растительностью возле дома, чтобы всё было красиво. Вы, я думаю, и сами уже заметили. Садовника, кстати, зовут Фёдор Петрович. Он опытный специалист. Возможно, вскоре вы его увидите.
– А тут тоже инвентарь? – Николай указал управляющему на дверь в конце коридора, располагавшуюся в нескольких метрах от его сарая. Дверь резко отличалась от остальных. Она была сделана из дуба и покрыта густой чёрной краской.
– Нет. – Управляющий заметно заволновался. – Честно сказать, я не знаю, что там находится. Её при мне никто не открывал. Как вы видите, у двери нет ручки.
Николай приблизился к двери, дотронулся рукой до чёрной поверхности дерева и тут же отдёрнул. Ему показалось, что дерево непривычно холодное и как-то странно пульсирует. Управляющий заметил резкий жест Николая и сам приложил ладонь к дереву.
– Что такое? Вы как будто привидение увидели. Я уж подумал, дверь током бьёт. – Управляющий улыбнулся, но Николаю было не смешно. Впервые его рационализм столкнулся с необъяснимым ощущением, которое Николай пока не мог отрефлексировать.
Когда Николай и управляющий уже уходили, жилец квартиры №13 зачем-то (он сам не понял зачем) обернулся, чтобы взглянуть на дверь, как будто опасался, что она вдруг исчезнет. Однако дверь не исчезла, а по-прежнему находилась на своём месте, по центру дальней стены. Более того, Николаю вновь показалось, что дверь пульсирует, как будто сделана не из дерева, а из пластмассы, на которую давят скрытые за дверью силы. Жилец остановился, тряхнул головой, закрыл глаза, открыл.
– Вам нехорошо? – забеспокоился управляющий.
– Видимо. Мне показалось, что дверь пульсирует.
– Это объяснимо. Не вы первый такой. Дерево покрыто густой чёрной краской, а мы уже отошли на метр. Зрительные галлюцинации.
– А кто ещё замечал? Вы сказали, что я не первый.
– Да был тут писатель один, – припомнил управляющий. – Кстати, в вашей квартире жил. Тоже жаловался на видения пульсирующей двери. А потом исчез куда-то. Должно быть, съехал, но как-то внезапно и вещи свои оставил. Мы потом их отдали в приют для бедных. Вы, кстати, знаете, что в этом здании тоже лет восемьдесят назад был социальный приют? У меня там прадед жил, а мой отец в 1990-е выкупил дом у мэрии. Вот такие зигзаги судьбы. Так вот, после исчезновения писателя ваша квартира долго пустовала – народец суеверный попадался и никак заселяться не хотел. И так она простояла бесхозной, пока вы её не сняли. Сказать честно, за восемь лет я уже отчаялся хоть кому-то её сдать.
Николая прошибла мелкая дрожь, но он всё же смог унять её. Думай здраво, – говорил он себе. – Ты всего лишь устал, вот и привиделась жуть. Денёк был тяжёлый – переезд. Усталому разуму проще всего объяснить видения знаками и проклятиями. Но на деле ничего сверхъестественного нет.
Постояв пару секунд и убедив себя в этом, Николай проследовал за управляющим к лестнице из подвала. На дверь он больше не смотрел.
Сон
Поднявшись на первый этаж по подвальной лестнице, управляющий простился и покинул Николая, зайдя в свою квартиру под номером 1. Жилец квартиры №13 преодолел ещё два лестничных пролёта и зашагал к двери в свою «нехорошую» обитель. Его беспокоило видение пульсирующей двери, которое его посетило в подвале. Раньше с ним такого никогда не случалось, как бы он ни уставал. Да и аура у этого места какая-то нехорошая, тяжёлая. Хоть Николай не верил в парапсихологию, но сейчас припомнил всё, что читал на эту тему. Наивно предполагать, что человечество открыло все законы мироздания. Наверняка иногда происходят явления, природу которых человек пока не может понять.
Зайдя в свою квартиру, Николай вернулся к распаковыванию вещей. Он открыл последнюю коробку и стал доставать оттуда свои рабочие тетради. С докомпьютерной юности он привык делать заметки от руки, а после перепечатывать на ноутбуке. Его жена вечно ему говорила, что пора бы, наконец, держать всё в памяти компьютера, ибо меньше места занимает. Она даже грозилась выбросить его рукописный архив, чтобы пыль не собирал. Но в итоге его старую квартиру покинула жена, а вот архив переехал в новую жизнь.
Открыв ящики стола из красного дерева (он достался Николаю вместе с квартирой), герой принялся вынимать всякое барахло, чтобы сложить туда папки, блокноты и тетради. На дне нижнего ящика, под кипой листов A4, большей частью нетронутых машинописью, он обнаружил чёрную папку. Поначалу он просто выложил её из ящика, но затем любопытство взыграло в нём. Он осознал, что хочет узнать, пуста она или нет, и не увидел никаких рациональных причин не удовлетворить своё желание.
Открыв чёрную папку, Николай стал перебирать имевшиеся в ней газетные заметки. Все они касались истории этого дома. В основном это были вырезки из всяких «жёлтых» рубрик, типа «сенсационные происшествия». Живший здесь до Николая писатель проделал немалую работу, чтобы собрать такой архив. Может, изучал «тёмное прошлое» дома для очередного романа?
Николай погуглил в интернете и быстро нашёл информацию о предыдущем жильце. Писателя звали Антон Сиверс (должно быть, псевдоним, как подумал Николай), он специализировался на хоррорах и имел лестный контракт с издательством АСТ. Николая с детства привлекало всё мрачное и таинственное, поэтому в его библиотеке немало было готических книг. В свободное время он любил почитывать хорроры, особенно Стивена Кинга и Дина Кунца. Однако, будучи специалистом по неврозам, он, конечно, не верил в «нехорошие» дома. Это лишь литературная традиция – воображать, что здания, в которых произошли какие-либо странные события, полны «злой энергии». Как психолог Николай знал, что злые помыслы не в домах обитают, а в сердцах людей. Поэтому он лишь иронически усмехнулся, перебирая вырезки из старых газет, рассказывающих о таинственных исчезновениях в том доме, в который он только что заселился. Николая даже посетила мысль – а почему бы не написать статью на эту тему, развенчать миф очередного «нехорошего» строения? Конечно, тем самым он может нанести материальный урон «жёлтым» журналистам, охочим до всяких выдумок, но зато сколько людей перестанут бояться мрачного прошлого каменных жилищ! Дом – это просто здание, машина для жилья, как говорил великий французский архитектор Ле Корбюзье.
Николай собрал вырезки обратно в папку и положил на письменный стол. С утра решит, что с ней делать. Скорее всего, отдаст управляющему. Вдруг писатель отыщется и захочет забрать свои материалы. Родившись в семье библиотекаря, Николай не привык выбрасывать ни книги, ни газеты. Ненужное относил в подвал или отдавал в библиотеки.
Позже, лёжа в кровати и наблюдая причудливую игру теней на потолке, Николай думал о чёрной двери в мрачном каменном подвале. По виду она не представляла собой ничего необычного. Мало ли в старину делали дубовых дверей! Даже в доме его бабушки такая была. Дверь в погреб. Он вспомнил, что ребёнком боялся этой двери, так как думал, что за ней живут чудовища. Бабушка на это лишь улыбалась и говорила, что в погребе из живности только крысы, а все монстры обитают в воображении людей.
Николай заметил, что внутри него родилось и стало медленно созревать желание. Он хотел узнать, что скрывается за этой дверью. Может, с утра попробовать её открыть? В чулане с инвентарём наверняка есть необходимые инструменты. А после он спокойно поедет в свой офис принимать пациентов. И будет, как и прежде, слушать о страхах и неврозах.
Сон, посетивший Николая глубокой ночью, был странен. Обычно он не запоминал сны, но этот помнил после пробуждения во всех подробностях. Ему снилось, что он спустился в подвал и идёт по направлению к чёрной двери. Он хочет остановиться, но не может, словно ноги сами несут его. Когда он преодолел половину расстояния, разделявшего вход в подвал и таинственную дверь, раздался лёгкий скрежет, и Николай увидел, как дверь начала медленно открываться, словно пасть чудовища, готовая проглотить очередную добычу. Но прежде чем Николай заметил, что находится за дверью, сон растаял, как утренний туман.
Он проснулся ранним утром, ещё до рассвета, включил электричество, разогнав предрассветную мглу, и как психоаналитик, знаток Фрейда и Юнга, поставил себе диагноз – его просто терзает любопытство, вот и снятся такие сны. Сейчас на часах четверть седьмого, до первого пациента больше четырёх часов. Почему бы не попробовать открыть дверь и перестать мучиться неизвестностью? Николаю представлялся этот выход из положения наилучшим, и он без промедления решил его реализовать.
Чёрная дверь
Николай спустился в подвал около семи. Коридор до двери был ярко освещён тремя мощными лампами на потолке. Дверь напротив его сарая была открыта, почти скрывая так беспокоившую его чёрную дверь. Может, управляющий вчера неплотно закрыл ее, и она распахнулась? – подумал жилец квартиры №13. – Тогда нужно закрыть посильнее.
Будучи по натуре педантом, Николай не любил беспорядок. Всё должно лежать на своих местах, а все двери должны быть заперты. Но не успел он дойти до двери чулана, как из него вышел неказистый старичок. От неожиданности Николай вздрогнул, а старичок рассмеялся.
– Что, напугал вас? Я Фёдор, садовник. – Старичок снял перчатку и протянул руку. Николай пожал мозолистую руку садовника. Несмотря на то, что старичку на вид было за шестьдесят, его рукопожатие было сильным. Сразу видно, что человек привык к физическому труду. – Вы, должно быть, новый жилец? Мне говорили о вас.
– Вы давно здесь работаете? – полюбопытствовал Николай.
– Да примерно с 1994-го, как квартиры выкупил у мэрии отец управляющего. Переманил меня из Хамовников. Ему требовался опытный садовник, а я всю жизнь этой работой занимаюсь. Да, всю жизнь в домах работаю. Такого навидался, что если рассказать – не поверят. Как на пенсию выйду, за мемуары примусь. Глядишь, писателем стану. Люди ведь любят всё необычное, да только не все знают, что для этого необязательно читать Стивена Кинга. Достаточно ознакомиться с историей окружающих их зданий. Порой за их крепкими стенами и запертыми дверями такое скрывается, что никакой фантаст никогда не выдумает.
– Вы не знаете, что находится за этой дверью, которая у вас за спиной?
Старик обернулся и бросил беглый взгляд на чёрную дверь. Его лицо переменилось. Исчезло благодушное расположение, черты лица сделались строгими, даже суровыми. Николая обеспокоила такая неожиданная перемена в настроении его нового знакомого. Садовник же захлопнул чулан и, взяв грабли, собрался уходить.
– Эта дверь всегда закрыта, – бросил он на ходу. – Некоторые двери лучше не открывать. – Затем остановился на полпути и, строго посмотрев на Николая, обронил: – Я знаю, о чём вы думаете, но вы не первый такой. Предыдущий жилец вашей квартиры тоже был одержим этой дверью. Однажды он пропал. Видимо, нашёл то, к чему стремился.
Какой суеверный народец тут! – подумал Николай, когда садовник Фёдор Петрович скрылся за поворотом на лестницу. – Все этой двери боятся, как будто за ней чудовища живут. Но наверняка там лишь барахло лежит. Тем интереснее открыть её и перестать бояться неизвестного.
Николай открыл чулан в поисках лома или монтировки, чем можно поддеть дверь, но ничего не увидел. Разочарованный, он уже хотел смириться с мыслью, что дверь навеки останется закрытой, как вдруг вспомнил, что видел маленький ломик на первом этаже, возле входной двери. Управляющий тогда сказал, что это на случай, если замок заклинит. Старый дом – всякое может быть.
Николай захлопнул чулан и направился к выходу из подвала, одержимый желанием раз и навсегда прояснить, что находится за этой чёрной дубовой дверью. Ведь он тут теперь живёт, а значит должен знать, где и что лежит. Но тут, внезапно, он услышал за своей спиной скрежет, словно деревом проводили по каменному полу. Жилец остановился и пару секунд соображал, что этот звук может означать. Затем, так ничего не припомнив, что может издавать такой странный звук, обернулся. Его взору предстало нечто неожиданное. Чёрная дверь была открыта. Вот чудеса! Сама что ли открылась, как будто приглашая его внутрь.
Жилец квартиры №13 подошёл ближе, стараясь разглядеть во мгле за дверью очертания каких-либо предметов. Но ничего не увидел. Только сплошной чёрный фон. Николай вынул из кармана куртки телефон, включил фонарик и посветил внутрь. Луч света терялся в темноте, словно за дверью находилось объёмное помещение или же длинный тоннель. Или дом стоял над пропастью, – подумалось Николаю, но он тут же отогнал эту мысль, решив, что это впечатления от романа ужасов, который он сейчас читал.
В этот момент лампы над его головой пару раз мигнули. Не хотелось бы остаться в темноте перед неизвестностью – промелькнула нехорошая мысль. Тут он вспомнил то, что часто говорил своим пациентам – мы боимся того, что не знаем. Как древние люди, которых пугала темнота позади круга света от костра. Это лишь психический атавизм. Как правильно говорила бабушка, монстры живут в воображении людей.
– Вот только проблем со светом сейчас не хватало! – вслух сказал Николай, но прежде чем он договорил, свет погас.
Экран его телефона неуверенно замигал, а затем тоже сдался. Электрический свет растворился в безжалостной тьме. Николай старался не поддаться панике, ведь он рациональный человек и не боится темноты. Николай сам объяснял пациентам, страдавшим таким недугом, что в темноте нет ничего, чего не было бы при свете. Он хотел позвать садовника – наверняка недалеко ушёл – но не сумел издать ни звука. Голосовые связки как будто онемели. Неожиданно его ноги сами понесли его во тьму за чёрной дверью, как будто уже не принадлежали ему, а существовали сами по себе. Туда, где живут чудовища из детских страхов и таинственных легенд.
Пропажа
Первый неуверенный рассветный луч пробился сквозь высокое окно в подвале ровно в семь часов утра. В этот момент Фёдор Петрович закончил убирать опавшие с деревьев листья и спустился в подвал. Его встретила недружелюбная тьма, которую немного разгоняли первые рассветные лучи, вторгшиеся в подвал через решётчатое окно. Фёдор Петрович уверенно протянул руку и щёлкнул переключателем на стене. В ту же секунду лампы ярко загорелись. Всё как обычно, все двери закрыты. Видимо, жилец, уходя, зачем-то выключил свет. Фёдор Петрович проследовал к чулану и, открыв дверь, собирался поставить внутрь грабли, как вдруг что-то поддал ногой. Старик наклонился и поднял с пола сотовый телефон. Экран треснул, должно быть, от удара о каменный пол, но телефон работал. Старик выпрямился и в упор посмотрел на чёрную дубовую дверь.
– Вот и ещё один удовлетворил своё любопытство, – сказал он немой чёрной двери.
Затем Фёдор Петрович поставил грабли за дверь чулана и зашагал к выходу из подвала, намереваясь передать телефон управляющему. Чужие вещи ему ни к чему. Дойдя до дверного проёма, за которым была лестница наверх, старик обернулся и посмотрел на чёрную дверь, совсем как Николай когда-то. Она была по-прежнему закрыта. На миг Фёдору Петровичу привиделось что-то длинное и чёрное, просунувшееся в проём между дверью и каменным полом, но затем он закрыл глаза, перекрестился и открыл вновь. Всё было как обычно – дверь закрыта, щупальца нет.
– Привидится всякое! – вслух сказал садовник и, ещё раз бросив взгляд на дверь, удостоверившись, что всё в порядке, стал подниматься по лестнице из подвала.
Поиски
Николая хватились на следующий день, когда он вновь не пришёл на работу, а на настойчивые звонки его секретарши, которую атаковали столпившиеся в офисе доктора недовольные пациенты, ответил растерянный управляющий. Он и не ведал, где может быть его жилец, ведь знать такие вещи не входило в его обязанности. Он лишь был осведомлён, что телефон нашёл в подвале садовник и передал ему. Управляющий резонно подумал – не дежавю ли. Ведь так же, помнится, пропал и предыдущий жилец «нехорошей» квартиры.
Обеспокоившись, управляющий открыл квартиру Николая запасным ключом и не обнаружил там жильца. В квартире всё было как обычно. Чёрный кожаный дипломат, с которым Николай ходил на работу, стоял возле тумбы с селектором, полный непонятных психологических бумаг, очевидно, приготовленных с вечера, а кровать аккуратно заправлена. Видимо, Николай куда-то ушёл ранним утром, но назад уже не вернулся.
Двое полицейских, приехавших в старый дом разузнать, что случилось с психоаналитиком, спустились в подвал, так как именно здесь Николая видели последний раз. Управляющий и садовник были с ними. Обыскав все сараи, стражи порядка остановились перед чёрной дубовой дверью в конце подвала.
– Надобно открыть её, – сказал усатый полицейский, погладив свой округлый пивной живот. – Вдруг наш пропавший там прячется. Ломик есть у кого?
– Фёдор Петрович, принеси лом. Возле входной двери стоит, – услужливо сказал управляющий.
Старик удивительно быстро для его почтенного возраста, исполнил это поручение. Двое полицейских вставили конец лома между дверным проёмом и дверью и налегли на него. Дерево хрустнуло и поддалось. Полицейские открыли дверь и в удивлении замерли. За дверью находилась выкрашенная той же густой чёрной краской стена.
– Вот те на! – почесал голову страж порядка. – Никогда не видел стены за дверью. Каких только чудес не увидишь в старых домах!
– Что теперь? – спросил управляющий. – Стену будем ломать?
– Да зачем? Это лишнее. Уж через стену наш пропавший точно не мог просочиться.
– Думаю, мы тут закончили, – вступил в диалог второй страж порядка, постарше первого, с суровым, как бы высеченным из камня лицом. – Проверим его телефон, звонки. Может, задолжал кому и сбежал. Мало ли. Эти психиатры все немного того.
– Это точно, – улыбнулся управляющий. – Ведь ещё Фрейд, кажется, писал, что отличить ненормального человека от нормального может только ненормальный.
Полицейские загоготали, оценив шутку услужливого управляющего. Затем закрыли чёрную дверь и направились к выходу из подвала. У них дел ещё много — нужно патрулировать квартал, за порядком следить. Пусть родственники психоаналитика заявление о пропаже пишут, а следователь думает, что делать. А скорее всего он сам отыщется через какое-то время. Обычно так и бывает.
– Фёдор Петрович, закрой дверь, – сказал управляющий и, поставив лом у стены возле двери в сарай с инвентарём, засеменил за стражами порядка.
Старик перекрестился, взял из чулана молоток и длинные гвозди и стал забивать дубовую дверь.
- 09 – 3. 10. 2023