Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Николай Фатьянов. В зеркале веков (критическая заметка)

Человек со времени появления на земле постоянно наблюдал. За явлениями, от которых зависела его жизнь, к примеру за разливами Нила или движением небесных светил. А с тех пор как Геродот, две с половиной тысячи лет назад, на сцене афинского театра первый раз прочел свою «Историю» люди всерьез занялись наблюдениями за прошлым.

Древние греки – первые, но не единственные кто пытался открыть тайны минувшего. Каждый народ, если ему удавалось создать государство, культуру, литературу однажды ставил перед собой вопросы: кто мы? Как появились? Откуда пришли? Какое наше место в мире? Да и любой начинающий сознательную жизнь человек спрашивает себя о том же.

Но история — это, не застрявшая только в ушедших временах наука. Она объясняет, происходящее сегодня, и может подсказать, что ждет нас завтра.

Вот почему к ней обращались и по сей день обращаются, ищущие решения проблем нашего времени. Одним из них был Дмитрий Михайлович Балашов.

Его романы — это не только безупречный захватывающий рассказ о былом, но и раздумье о нашем дне, попытка заглянуть в будущее. В событиях русской истории Xiv века автор, как мне думается видел главную задачу века XXl. Русским людям в те далекие столетия, как и нам предстояло сделать выбор: стать ли духовной, культурной, а там кто знает может быть и физической частью европейской цивилизации, приняв католичество, и идти за ней, «Не гадая в ад или в рай». Для некоторых князей искушение принять настойчивые предложения из Рима о новом крещении было очень велико. Возможно кому — то из них в мечтах уже виделись разноцветные знамена крестоносцев над разрушенными стенами Сарай — Бату, столицы Золотой орды.

Но это были только миражи, которыми западные миссионеры приманивали новых последователей. На деле европейские рыцари, побежденные Александром Невским в 1242 году, Михаилом Палеологом в 1261 году, и в довершение своих бед окончательно потерявшие Палестину в 1291 году совсем не горели желанием новых крестовых походов.

Так, что напрасны были надежды на папский престол, он не смог бы ничего сделать для освобождения Руси от татарского ига, если бы даже хотел.

Или можно пойти своей исторической дорогой. Сохранить веру — остаться творцами собственной судбы не зависимыми ни от папы римского ни от заграничных «учителей», рассказывающих нам как стать настоящими европейцами. А это, по их мнению, и есть счастье.

Но запад еще не кого не сделал счастливым. Тех кто доверялся ему ждали полное подчинение или гибель. Эту мысль Дмитрий Михайлович картинно показал в романе «Бремя власти», на примере Византии Xiv века.

Епископ Алексей приезжает в Константинополь, что же он видит? Печальное зрелище упадка величайшей христианской империи. Венецианцы и генуэзцы спорили за ее земли, богатства, рынки. В царь граде они чувствовали себя полными хозяевами, брали пошлины с купцов и даже послов, что было и вовсе не слыханной наглостью.

При этом ни одной монеты из своих доходов грабители из запада в стране, за счет которой жили не оставляли. В итоге ромейская держава беднела, а наживались торгаши из Европы. Все, что оставалось императору, не имевшему возможности выгнать «гостей» ни силой ни по закону, наблюдать как медленно умирает его родина.

Все описанные у Балашова Д.М. беды Византии начались лет за 300 до визита митрополита Алексея, когда царь Алексей I Комнин, находясь в отчаянном положении попросил венецианцев прислать свой флот. Корабли пришли, но Византия попала в кабалу, из которой не выбралась уже никагда.

Вот почему московские князья не стали доверять судьбу Руси папскому престолу, а решили строить настоящее и будущее страны так как видели его сами.

Давно отгремели сражения и политические страсти времен начала московской Руси. Но, кажется, мы опять вернулись почти на 600 лет назад, чтобы еще раз решить для себя — хотим ли жить в цивилизованной Европе, пусть и на положении холопов или сами быть цивилизацией? Думаю, романы Дмитрия Михайловича Балашова помогут не ошибиться в выборе.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Николай Фатьянов. В зеркале веков (критическая заметка): 2 комментария

  1. ГМ03

    Эээ… Я, конечно, не большой специалист по Балашову, но смутно припоминаю, что «Бремя власти» – это про Ивана Калиту и про Орду или я путаю?
    Еще смутила фраза, что Д.М. Балашов «ищет пути решения проблем нашего времени» (цитата). Перед лицом истории, конечно, 50 лет ничто, но Балашов основные свои романы про государей Московских он писал в 60-80-е годы и умер в 2000 (специально проверила). «Бремя власти» в 1981 (опять специально проверила). Сдается мне, в 1981 году о том, чтобы «жить в цивилизованной Европе» (цитата) и разговоров не было.
    Со всем уважением, автор, но что-то в вашей критической заметке сбоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.