Развитие жанра романа в европейской цивилизации никогда не было гладким без критических событий. Среди литературных видов, в отличие от поэзии и драматургии, профессиональная проза сформировалась сравнительно поздно. Здесь мы имеем в виду такие жанры, как роман, повесть, рассказ, эссе, которые появились сравнительно поздно как профессиональный жанр, в отличие от любых других прозаических произведений. Поэтому, если мы посмотрим на постепенное развитие критических взглядов на жанр романа, то сможем заметить, что его эволюция была непростой. С нашей точки зрения, если объединить критические позиции против романа в целом, то можно увидеть, что такие творческие взгляды концентрируются в трёх больших коалициях. Первая коалиция в авангарде антиромантических позиций сложилась в рамках европейской традиционной поэзии. Еще в XVI веке теоретик Антонио Минтурно использовал термин «изобретение варваров» применительно к роману в своем произведении «Искусство поэзии». По его мнению, роман в прозе никогда не может претендовать на эпическое совершенство. Наоборот, поэзия может приобрести такой размах, исходя из традиций и возможностей своего жанра. По мнению Антонио Минтурно, эпического совершенства достигли древнегреческий поэт Гомер и древнеримский поэт Вергилий. О таком эпическом совершенстве писатели могут только мечтать. Минтурно, вероятно, был прав для своего времени. В его время роман еще не достиг своей совершенной стадии, и писались рыцарские романы. Тем не менее, были все основания злиться на роман для стихов. Потому что роман с его понятным языком и интересным сюжетом формировался веками, ставя под угрозу существование былин и былин, которые являются залогом величия поэтов. Потому что было очевидно, что рядовые читатели предпочитают романы, рассказанные простой прозой, а не истории, рассказанные в поэтическом стиле. Это была одна из конструктивных причин, почему враги романа собрались вокруг поэзии. Появление поэтического романа позднее, по мере эпоса и поэма, есть на самом деле претензия на вступление в некоторый смысл с романом.
Помимо поэзии, против романа сформировалась еще одна коалиция, основанная на этике. В 1733 году философ-моралист Вольтер, говоря о новых романах, сказал, что такие романы — «легкомысленная забава молодежи, которую моральные читатели и литераторы должны ненавидеть». Вольтер твердо отстаивал эту позицию по отношению к романам 17 века в нескольких произведениях, посвященных Людовику XIV. Противодействие моралистов роману не ограничивается Вольтером. В 1736 году священник Шарль Поре в своей публичной речи, написанной на латыни и озаглавленной «De libris qui vulgo dicuntur Romanses» («О книгах, называемых романами»), душил своим величием другие литературные жанры, сознательно нарушал нравственность, внушал абсурд. пороки, по сравнению с добродетелью, произнес очень резкую речь о романе-антиподе. В речи содержалось обращение к властям с призывом принять самые строгие меры против этого злого зла во имя спасения человеческой души. После того, как речь Шарля Пора была опубликована отдельным выпуском иезуитского журнала, она была переведена на французский язык и опубликована в виде брошюры, получив положительные отзывы. Власти это учли. В 1737 году по королевскому указу романы с особым разрешением издавались во Франции. В контексте враждебной позиции моралистов по отношению к роману прозвучало обвинение в том, что роман пропагандирует безнравственность. Потому что романисты не были философами и определенными зрелыми людьми, это были разного рода неэтичные люди, которых сознательное общество не могло молча принять. Позднее такие авторы, как Маркиз де Сад, Захер-Мазох, открыто пропагандирующие безнравственность, доказали справедливость критики. Классическая эстетика оказалась во главе третьей коалиции против романа. Философ-просветитель Луи де Жокур (1704-1779), участвовавший в появлении французских энциклопедий, насчитывавших от десяти до семнадцати тысяч статей, в одной из своих статей, написанных в «Энциклопедии», обвинил роман в антиэстетизме. По его мнению, в романах часто нарушаются эстетические стандарты. Писатели романов воплощают в своих образах возвышенность против величия, уродство против красоты, презренность против привлекательности в своих образах, выдвигая свои тщательно продуманные взгляды против человеческих эстетических идеалов и представлений. В этом смысле высокие идеальные поэтические образы поэзии больше подходят для классической эстетики, чем так себе образы прозаического поведения. Поскольку поэтические образы выбраны с высоким вкусом, он не выбирает своим героем всякие примитивные образы вроде прозы. Для эстетики в этом смысле создание романа и изложенные в нем идеи не удовлетворяли эстетическим идеалам эстетов, как не соответствовали идеалам специалистов по этике.
В общем, конструктивными причинами являются три коалиции против романа: поэзия, этика и классическая эстетика. Эти критические позиции и сегодня имеют некоторые свои, и критические взгляды на роман в той или иной степени сохраняются до сих пор. В свою очередь, роман продолжает развиваться в своем направлении и контексте.
2023.
Москва-Переделкино.
Любопытная заметка. Я не со всем написанным соглашусь, но в целом, прочла с интересом.
“…душил своим величием…” – кто душил? Поре? Несогласование в предложении, оно непонятно. 2) “против этого злого зла” – это сам Поре так неуклюже выразился, “злого зла” (тогда надо закавычить), или автор статьи?
3) “романы с особым разрешением продавались во Франции” – согласно контексту, надо поменять порядок слов: “романы продавались во Франции с особым разрешением”.
1) «Развитие жанра романа в европейской цивилизации никогда не было гладким без критических событий.» – Какая грамматическая связь между фразами «никогда не было гладким» и «без критических событий»? Это уточнение? Тогда запятую надо поставить. Это условие? Тогда бред получается.
2) «появились сравнительно поздно как профессиональный жанр» – эти же слова повторяются в предыдущем предложении.
3) «Потому что роман с его понятным языком и интересным сюжетом формировался веками, ставя под угрозу существование былин и былин, которые являются залогом величия поэтов.» – былин, которые не являются, и былин, которые являются, разве это хотел сказать автор?
Прошу прощения, но дальше я читать не стал. Этого достаточно.