26 мая 2022
Аэрокосмический и технологический фестиваль TEKHOFEST Azerbaijan начался сегодня. В его рамках турецкие и азербайджанские пилоты показали авиашоу над Баку и Бакинской бухтой.
Подобно многим и многим, я наблюдал за тем, что выделывают в небе пилоты на своих машинах, и одолевали меня смешанные чувства.
С одной стороны я, человек сугубо гуманитарный, люблю всякую технику, это проявление машинной цивилизации. Более того, человек сугубо миролюбивый, я восхищаюсь военной техникой, ибо именно в ней мысль конструкторов принимает максимально отточенную, рациональную форму… Война это война, тем более, современная, и все эти железные звери, птицы, левиафаны, нашпигованные электроникой, построены для того, чтобы в адской дуэли наземного, воздушного или морского боя успеть плюнуть огнем или ракетой на доли секунды раньше противника. И для этого всей этой феррофауне требуются, в том числе, изворотливость, высокая проходимость и дикая скорость… И еще – люди, должным образом обученные.
И, восхищаясь обводами кораблей и субмарин, очертаниями танков или вот как сейчас, силуэтами и пируэтами истребителей и геликоптеров, я всегда помню, что вся эта красота создана для убийства, и ничего тут не попишешь…
Потому-то и дивлюсь я на небо та й думку гадаю… правда, не как в той песне – почему, мол, Господь не дал мне крыльев, чтобы я мог сняться отсюда и улететь в поисках лучшей доли… но думки мои, тем не менее, столь же невеселы…
Сколько мне было полвека назад – двенадцать? Юнец, я, подобно многим тысячам таких же юнцов, верил, что в начале двадцать первого века человечество навсегда покончит с войнами, сдаст все танки и бомбардировщики в переплавку, понастроит вместо них космических кораблей и высадится на Марсе, Венере, спутниках Юпитера, Сатурна, Урана…
Одного я тогда не принял в расчет – что человек, сволочь такая, не желает жить в мире, как его туда не тяни, а все норовит повоевать. И мы и по сей день все хвастаем и хвастаем Супермашинами для Супербойни, способными разнести в пыль уже не квартал или весь город, а и целый континент. Являющимися, по сути, до предела усовершенствованными костяными дубинками питекантропа, которыми тот проламывал череп своему собрату из чужого племени.
Но, провожая взглядом боевые вертолеты и истребители, проносящиеся над Баку в майском небе, я помимо воли восхищаюсь – до чего же красивы, черти! И до чего же ловко управляются с ними пилоты! Это восхищается сидящий во мне малыш-милитарист, обожавший в детстве оловянных солдатиков и заводные танки. А юный пацифист и романтик, сидящий во мне же, тянет и тянет печальную украинскую песню…
А зрелый рационалист, сидящий все во мне же, трезво рассуждает: ну раз уж человек, мать его ети, не желает жить в мире и в ладу с другими себе подобными – то придется, трам-тарарам, выдумывать и строить все новые и новые такие вот машины для убийства, чтобы уцелеть самим, а Марсы-Сатурны подождут до лучших времен…
Но есть еще один Я, который помнит, что люди где-то строят не только боевую технику, но и несколько иную.
28 мая 2022
Второй день аэрокосмического и технологического фестиваля TEKNOFEST Azerbaijan.
Baku Crystal Hall.
В глазах рябит от множества посетителей всех возрастов и от разнообразной техники. В силу личных предпочтений некоторые из экспонатов привлекают мое внимание больше других.
Например робот-сапер Defender: манипулятор на шестиколесной тележке; способен находить и обезвреживать различные взрывные устройства, а также самостоятельно перенести подозрительный предмет на любое расстояние без участия человека; робот может сунуть этот предмет в специальный бункер и самостоятельно обезвредить его, окажись предмет действительно бомбой… А вот дрон. И дрону найдется применение, как в мирных, так и военных целях. Военных. Война…
Я гляжу на робота-сапера, на дрон, и перед моими глазами мысленно возникает совсем другая техника, похожая, но другая.
Два с небольшим года назад марсоход NASA Perseverance («Настойчивость») успешно сел в Северном полушарии Марса, в кратере Джезеро. Тоже шестиколесный ровер, и тоже с механической рукой-манипулятором, но предназначенный для совсем иных целей, нежели робот-сапер, и потому богаче оснащенный аппаратурой и приборами. С тех пор Perseverance наездил по Марсу несколько километров, проводя разнообразные исследования и посылая данные на Землю…
Но это еще не все.
Под своим днищем марсоход принес на другую планету складной вертолетик-беспилотник Ingenuity (“Изобретательность»). По виду это небольшой кубик весом в два килограмма, с собственным двигателем, с парой винтов. Специалисты NASA символически положили под солнечную панель вертолетика маленький кусочек материи, которой были обшиты крылья легендарного самолета братьев Райт – самого первого в мире.
Ingenuity совершил за все это время 28 полетов на разной высоте и на разное расстояние… пусть даже и небольшое… снимая Марс сверху. Он стал первым в истории летательным аппаратом тяжелее воздуха, совершающим управляемые полеты в атмосфере другой планеты!
…Изобилие и разнообразие техники, представленной на TEKNOFEST Azerbaijan просто поражает. И турецкие и азербайджанские пилоты вновь совершают тренировочные полеты над Баку, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, рисуя в небе разноцветные полосы.
А когда на землю опустится ночь, я найду взглядом в небе красноватый Марс. Разумеется, не разглядеть отсюда ни Perseverancе, ни Ingenuity, даже в самый сильный телескоп. Но я знаю – они там, и они работают, так работают, как люди повелевают им отсюда.
И буду я вновь дивиться на небо та й думку гадать – когда же, когда наступит то время, при котором нам более не понадобятся больше ни роботы-саперы, ни боевые вертолеты, ни истребители, ни смертоносные беспилотники, а все земные технологии перестанут работать на войну и будут работать на науку? На исследование других планет, в частности.
Когда?..
30 мая 2022
Территория Baku Crystal Hall, Баку.
Аэрокосмический и технологический фестиваль TEKNOFEST Azerbaijan, день третий.
Мирная и военная техника соседствуют друг с другом на выставочных площадках, и справа можно увидеть, например, легкий вертолет, предназначенный для нужд гражданской авиации, а слева – бронеавтомобили с задранными в зенит стволами крупнокалиберных пулеметов…
…или, скажем, легендарный «Bayraktar TB2 SIHA».
«Знаменосец», в переводе с турецкого. Ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат с двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом толкающего типа! Ффу, ну и длинное название, словно титул какого-нибудь монарха…
Кстати, TEKNOFEST посетил сам Сельджук Байрактар, технический директор компании Baykar Teknoloji, »отец» этих – и еще других – машин… Он даже полетал в небе над Баку на истребителе МИГ-29 азербайджанских ВВС.
«Bayraktar TB2 SIHA». Я видел его в деле – не в натуре, правда, а в записи, по телевизору. Вид сверху. Земля – словно карта; техника противника – будто спичечные коробки; солдаты противника – чисто муравьи; разрывы напоминают вспухающие мутные пузыри. Сверху и без звука все это выглядит не так уж и страшно, но я, как человек понимающий, не хотел бы оказаться там, внизу, в момент ракетного удара…
А вот беспилотник «Bayraktar Akinci TIHA». Он прибыл сюда совершенно самостоятельно, стартовал из Турции, пролетел 2 тысячи километров над территориями трех стран, и благополучно сел в международном аэропорту имени Гейдара Алиева; такой длительный перелет – первый в истории турецкой авиации.
Akinci назван так в честь средневековой турецкой маневренной кавалерии. У этого дрона титул покороче – штурмовой беспилотный летательный аппарат – зато он обладает более высокой огневой мощью и может нести с собой крылатые ракеты…
Малыш-милитарист, сидящий во мне, полон восторга и не прочь сфоткаться на фоне «Akinci»… но тут его одолевает юноша-романтик, увлеченный Космосом. Ну что ты, бубнит романтик, делать тебе нечего, «Bayraktar» – все ж-таки техника боевая, а ты в душе пацифист; помечтал бы лучше сняться на фоне беспилотника, который NASA построил для исследования Титана, одного из естественных спутников планеты Сатурн…
…Да, я писал об этом еще десять лет назад, о дроне AVIATR, летательном аппарате для воздушно-десантной разведки Титана, разработанном в Университете Айдахо (США)… Титан давно привлекает пристальное внимание ученых разных специальностей, от астрономов до химиков и биологов. Питаясь от радиоизотопной батареи, самолет весом с центнер смог бы летать в небе Титана целый год, составляя карту поверхности, анализируя состав атмосферы, измеряя силу и направления ветров…
Увы, сфоткаться на фоне космического беспилотника вряд ли мне удастся – его так и не построили и не запустили, дело уперлось в нехватку финансирования. А вот рядом с другим беспилотным летательным аппаратом, предназначенным для исследования того же Титана, я, при благоприятном стечении обстоятельств, сфотографироваться вполне мог бы.
Я имею в виду Dragonfly, «Стрекозу», роботизированный вертолет-лабораторию, созданный NASA. Несмотря на устрашающий вид, это абсолютно мирная машина. «Стрекозу» планируют запустить в 2027 году, в 2036-ом аппарат должен достигнуть поверхности Титана и проработать там в течение трех лет, пока позволит радиоизотопная батарея. Взлетать – и садиться, взлетать – и садиться, взлетать – и садиться… всякий раз на новом месте… и собирать, собирать, собирать данные! Интерес к Титану, повторяю, весьма велик. Хотя это очень негостеприимный и некомфортный (с нашей точки зрения) мир – мороз минус сто сорок, равнины и горы из водяного льда, дюны из бензола, озера из жидкого метана, облака из азота, снег из замерзшего аммиака… Цель миссии? Поиск жизни. У биологов все более крепнет уверенность, что на Титане имеется жизнь, предположительно – простейшие организмы, приспособившиеся к нелегким условиям…
Чего это я постоянно сбиваюсь на Космос, спросит кто досадливо. Так ведь, отвечу, в названии фестиваля присутствует слово «космический», а оно вызывает у меня вполне определенные ассоциации.
…Над головами низко проносится истребитель, рождая сильный гром. Уж не сам ли Сельджук-эфенди пилотирует эту машину?
Стемнело. Ушел еще один день, жаркий, суетливый, насыщенный впечатлениями.
Взглядом ищу в небе Сатурн – в созвездии Весов, ха. Где-то с ним рядышком – пресловутый Титан.
И вновь – дивлюсь я на небо та й думку гадаю… Уже как пожилой рационалист, сменивший маленького милитариста и юного романтика.
Ну как совместить все это в сознании и как все это уживается в реальности – броневики с пулеметами и марсоходы? Истребители и беспилотники для других планет? «Bayraktar»-ы и вертолетики для изучения Титана?
Как могут соседствовать на одном шарике упорный труд ради уничтожения жизни на своей планете и не менее упорный труд ради поиска жизни внеземной?
Ответ напрашивается неутешительный. Диалектический. Так устроен мир, что одни умы обязаны творить танки и истребители, чтобы другие умы в то же самое время могли строить космические корабли и межпланетные автоматические зонды. И наоборот – романтики и пацифисты, разрабатывающие миссии для изучения Космоса, параллельно «кормят» своими идеями военно-промышленные комплексы.
Такая уж мы дурная цивилизация.
Такая уж мы прекрасная цивилизация.
Такие уж мы…
Прошу прощения у Хакимова, к коему в целом хорошо очень отношусь, но мысль «Так устроен мир, что одни умы обязаны творить танки и истребители, чтобы другие умы в то же самое время могли строить космические корабли и межпланетные автоматические зонды.» считаю неверной и очень опасной, вредоносной в случае, если она укоренится в умах большинства. Готов к публичной дискуссии. За проголосовать никак не смог.
Не осилила. Видимо, это история для мальчиков, а не для девочек.
Автору не приходило в голову, с какой целью реализуются космические программы, для чего разные страны вступают в космическую гонку? Ходят слухи, что финансируют значительную часть этих исследований министерства обороны этих стран. А если это действительно так, что рассуждения, представленные в данном тексте, выглядят до горечи наивными.