Андрей Зоилов. Не ищи врага… (статья)

(ответ на статью Лачина «Германцы, русские и левые»)

К сожалению моему, я сравнительно редко читаю «Новую Литературу». Раз в месяц, в среднем, заглядываю на сайт – понимаю, что редко; виноват, исправлюсь.  Виноват ещё и потому, что, просматривая свежие публикации НЛ, наткнулся на статью Лачина «Германцы, русские и левые», и не остался равнодушным. Всё-таки она помещена в рубрике «Главный редактор рекомендует», – а это рубрика почтенная, содержащая, как правило, разумные, художественные, избранные материалы. Но вот статью Лачина прочитал – огорчился, рассердился и удивился. И ещё немного подождал – может, публично возразит кто? Нет, пока не возразили. Придётся мне.

Ещё августом датированная, статья эта выглядит неумной и наивной провокацией; грубой насмешкой над нынешними страданиями тысяч людей, и при этом – несвоевременной попыткой пробежаться впереди идеологического паровоза: а вдруг заметят и отблагодарят. Но бежать впереди паровоза опасно, может раздавить, даже не заметив.

Три утверждения Лачина вызвали удивление. Вот они, цитирую:

1) «…Более 90% человечества – тотально оболванены».

2) «1812 г. – Наполеон, наряду с Лениным один из крупнейших антигерманцев мировой истории, из-за стечения случайных обстоятельств терпит поражение в войне с германской династией Гольштейн-Готторпов, владеющей Россией. Его целью было принудить российское (прогерманское) правительство присоединиться к блокаде Великобритании (германского государства). Схлестнулись два правительства – французское и германское (под видом русского). Победили германцы (якобы русские). Войну с Наполеоном они объявили «Отечественной», дабы оболванить русский народ».

3) «”Товарищи, вы не стойте так, вы не смотрите на меня так, а надо помогать воевать” (Зоя Космодемьянская). Как и чем воевать – тема для отдельного разговора. А сейчас речь о другом. Одно нужно понять для начала. “…вы не смотрите на меня так, а надо помогать воевать”. Смотреть недостаточно. Надо воевать».

Вот очевидный, легко проверяемый факт: в современной России есть правительство, которое пользуется поддержкой народа (пока Лачину не удалось доказать обратное). Неужели этот великий народ – на 90% болваны?!

Вот очевидный, легко проверяемый факт: Лачин объявляет «германцами» тех исторических деятелей, которые ему не нравятся, а «антигерманцами» – тех, кто нравится. Услышал бы победитель Наполеона государь император Александр I определение себя как «повелителя германского (под видом русского)» – ох, не поздоровилось бы такому определителю. И современный орден  победителя Наполеона полководца Кутузова – разве «германский»?

Ещё один очевидный, легко проверяемый факт: нынешнее российское правительство объявило частичную мобилизацию в связи с военными действиями, происходящими в Украине (или, если Лачину так приятнее – на Украине). Значит, таково было решение правительства. Кого же призывает к военным действиям  Лачин? Украинцев? Кто, по его мнению, должен уподобить свои поступки действиям Зои Космодемьянской? Какая-нибудь симпатичная украинская девушка начнёт поджигать хаты и портить объекты гражданской инфраструктуры в занятом российскими воинами городе, чтобы русские помёрзли зимой – это она правильно поступает? Неужели, согласно мнению автора статьи, следует похвалить её за это? А девушки в Украине в большинстве своём симпатичные, лично проверял.

Воюют друг против друга две армии, сформированные государствами. Украинское государство отпало от СССР в 1990-м году. Впрочем, российское – тогда же. Так что опыт независимой жизни у обеих стран примерно одинаков. Война – это лишь печальное продолжение политики иными средствами. Она неизбежно закончится – капитуляцией противника или мирными переговорами. Никакой автор никакой статьи пока ещё не придумал третьего варианта. Но, согласно Лачину, мифические «германцы», среди которых 90% болванов, всё равно победят. Как хорошо, что мировую политику определяют люди более искушённые и компетентные, чем автор статьи!

Сами по себе утверждения Лачина в статье «Германцы, русские и левые» вызывают лишь недоумение и ироническое недоверие, но метод, которым он пытается доказать недоказуемое, уже достоин читательского гнева. Вот, например, такой пассаж: «Где люди выше ростом и светлее (глаза, волосы, кожа), там больше германского начала, и наоборот. Итак, внешность роднит германцев со славянами. Но – никакой солидарности по внешности германцы никогда ни с кем чувствовать не будут. Более того – именно славян среди прочих этносов они особенно и возненавидят, и никто не причинит славянам столько зла, сколько германцы. А внешнее сходство – с конца XX в. – будет приманкой для славян, сыром в мышеловке». Казалось бы (следуя автору этого «открытия»), что представители других рас: чёрной (коренные африканцы), краснокожей (индейцы) и жёлтой (например, китайцы)  почти полностью лишены «германского начала». Неясно, могут ли и хотят ли победить весь мир они. Гораздо  хуже то, что автор предлагает читателям, а в их лице – и представителям власти, и государству нового врага; причём этого врага можно (и нужно, согласно Лачину) идентифицировать по внешности, по фенотипу, который, как известно биологам, определяется генотипом. Короче: вот очередной страшный враг, которого в прошлом никто не замечал, но мудрый автор его опознал и разоблачил – и теперь читателю (и государству, как выразителю  совокупных гражданских интересов всех читателей) остаётся только воевать и врага уничтожить. Поторопился Лачин со своим доносом на мифических «германцев»; ведь государство само знает своих врагов. А вдруг его представители сочтут объявление о новом враге несвоевременным? Тогда они могут и самого Лачина объявить скрытым германцем или, например, тайным арийцем; и что тому останется – перед уничтожением лишь пенять на «скрытых германцев», засевших в правительстве.

Во время боевых действий неизбежно страдают окружающие мирные люди, так называемое гражданское население. Автор может объявить это население кем угодно – «германцами», «болванами»,  жертвами трагедии или даже её виновниками. Но ему не следует забывать, что он и есть человек из этого самого населения, самый что ни на есть типичный представитель его. Они болваны – и он за ними, они – собрание мудрецов, и он равноправный участник этого собрания. Всех успешно одурачивали – и почему-то его одного пропустили… А если он забудет? В таком случае ему не будет веры, не будет с ним серьёзного разговора, и подписанные его именем тексты утратят мало-мальски интеллектуальных читателей.

Удивление рассеется, гнев пройдёт быстро – в конце концов, в «Новой Литературе» огромное множество статей; читать – не перечитать, на любые темы и вкусы. И я привык, что главный редактор отбирает и рекомендует лучшее. Но если среди лучших оказалась статья «Германцы, русские и левые», то это меня огорчает: либо выбирать было не из чего (неужели популярность НЛ упала и поток рукописей иссяк?!); либо главный редактор поверил приятелю на слово и статьи практически не читал; либо были какие-то внелитературные причины, побудившие поставить этот откровенно слабый материал в рубрику «Главный редактор рекомендует». Не хочется верить ни одному из этих предположений, но их вынужденное появление само по себе огорчительно.

Впрочем, это огорчение тоже кратковременно. Оно пройдёт, как проходит тучка по осеннему небу – медленно и бесследно. Останется лишь литература… Ещё вернее сказать так: останется лишь Литература, – и я надеюсь, она будет Новой.

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.