Богдан Скаленко. Похмельная лодка (сборник стихотворений)

Turris eburnea

Воздвигнув башню из кости слоновой,
Он свет назвал угрозой декадансу:
«Изломан клюв — пусть плачет соловей!
Талидомида узница, живей предайся танцу!»

Вдоль круглых стен кружили маски;
Кривили рожи языки огня,
А вдовы, плача, дёргали сосочки,
Кормившие вчера умершее дитя.

Ему Печаль постель соткала,
Белесым глазом мигая Господину:
«Нет савана нежнее покрывала!» —
С могил землёй наполнила перину.

И не придёт конец страданий,
Пока стоит его обитель!
Он гибнет от свечных огней,
Забыв, что свет его спаситель.

28.08.2018

*Анализ стихотворения от автора

Turris eburnea

Латинское название данного стихотворения исходит из наиболее позднего значения метафоры “Башня из слоновой кости”, что означает творческое уединение; погружение в себя, о чём становится ясно с первых строк. Помимо декадентской стилистики и череды мрачных образов, основной темой стихотворения является вдохновение уходом в отчаяние, следовательно “Башня из слоновой кости” превращается в образ добровольного заточение и уныния, которое развеется с момента разрушения “башни”.

__________________________________________________________

Бутылочке водочки

Я тебя полюбил, как родную —
Почему ж ты сегодня пуста?!
Приобняв, возьму я другую,
Увлажнив поцелуем уста.

На ветру завоешь печально —
Я оставил тебя у подъезда…
Распрощаться с тобой было больно —
Не согреешь вновь душу и сердце!

На тебя трачу деньги; здоровье,
Может, скоро лишусь я рассудка!
И в награду за праздность застолья
На осколки побьёт нас разлука.

26.01.2020

*Анализ стихотворения от автора

Стихотворение является своеобразной пародией над “Сжала руки под тёмной вуалью” Анны Ахматовой. Его основная тема — антропоморфизация бутылки водки (пустой и полной), как бурные и зависимые отношения обречённые на расставание. Ранее подобную антропоморфизацию можно было наблюдать в творчестве “Звуки Му” в песне “Бутылка водки” (стихотворение Петра Мамонова) Пустая бытылка водки — образ исчерпавших себя отношений.В последнем четверостишье главный герой понимает губительность подобных “отношений” (что представляются, как метафора алкоголизма) и сам отождествляется уже не с пустой, а с разбитой бутылкой водки.
__________________________________________________________

Ангел-лицедей

Вновь свет сменяет мертвенная мгла —
Ко мне явился ангел-лицедей;
Шептал на ухо страшные слова,
Веля мне стать заложником страстей:

«Пусти по вене четверть метадона!
Отдавшись сладким грёзам, тихонько задохнись…
Нет! Вырежи сердечко из картона,
А после на него молись!

Читайте журнал «Новая Литература»

В петле, повисший вздутый труп
Парит меж небом и землёй —
Примкни к усладе чёрных губ!
Целуй с кроваво-розовой слюной!

Не плачь, а улыбнись луне —
Она поможет вырваться из терний,
Воруя солнца свет во тьме,
Озлатит путь от праздных наслаждений.

Стань торжеством на празднике чумы:
Прижми к себе усопшую невесту
И над могилой братскою кружи,
Со смехом предаваясь злому жесту»

Шагами муравьиными проходит чреда дней —
На сердце камень кровь источит!
Прошу, убей себя несчастный лицедей —
Ты порождение моей кошмарной ночи.


21.01.2020

*Анализ стихотворения от автора

Ангел-лицедей — это образ отчаяния, депрессии и цинизма, который следует понимать, как демона в ангельском обличии. На протяжении четырёх четверостишей “Ангел” прямой речью велит совершить страшные, аморальные действия, которые чередуются с нежными и ободряющими (см. вторая часть второго четверостишья и четвёртое четверостишье). Подобной игрой с регистрами восприятия Автор хотел передать крайности и пограничность состояния человека находящегося в депрессии. Первые две строчки последнего четверостишья означают длительность восприятие времени, но в конечном счёте его исцеляющее свойство и эфемерность гнетущих состояний (“На сердце камень кровь источит”), что в буквальном смысле означает поговорку “Время лечит”. Стихотворение также написано под влиянием знаменитого офорта “Сон разума” Франциско Гойи из цикла “Капричос. В заключительных строчках Ангел-лицедей превращается в образ кошмарного сноведения.

____________________________________________________________

Похмельная лодка

Очи его потеряли тепло,
Будто мало будет всегда.
От поребрика вдруг занесло —
Не спасла от похмелья вода.

Он минует хрущёвки и лужи,
Проходя сквозь простывший бульвар,
Голова не знает, что нужно —
Ноги сами ведут его в бар…

Там работала Любашка за стойкой,
У которой устала душа,
А мужчины сидели за водкой,
Обсуждая госдолг США.

Глаза Любашки, как два циферблата,
А в зрачках отражается стрелка;
Хмурый взгляд вопрошает: «Чо надо?
Полтора и пивная тарелка?»

Она знает что ему нужно —
Ни к чему пустые слова —
Он кивнул, как школьник послушно,
Ожидая заказ, как звонка.

Мужики п***ят о политике —
Громко спорят и мнут кулаки,
Но, а сердце всё плачет о лирике…
Жаждет сердце поэта любви!

Не бывает чистой любви
В грязном мире, где все решено! —
Потрясёт п***ой из дали
И уляжется, словно бревно.

Будь мужчиной — пыхти и ругайся, —
Час не время для светлой любви!
Папа Карло, как ни старался, —
Из бревна не создал жены…

Не излечит дешёвая водка, —
Какой месяц сохнет душа?..
И ни пиво, ни даже Любашка
Не спасут его никогда.

«Ох, как просто люди живут
Без сонетов и лишних рефлексий!» —
Пустой взгляд стегает, как кнут;
Вокруг сердца изгибается терний.

Пусть терновник стал ему ближе,
Вместо звёзд и лживых огней:
«Знай всегда свою с***ую нишу —
Не ищи злато***дых б***ей!»

А Любашка стояла за стойкой
И так мило прятала глазки,
Став из бабы девицею робкой,
Как Царевна-лягушка из сказки.

Не коснулся её белой ручки —
Вдруг увидел на пальце кольцо!
Ясный взгляд затмился, как тучки
И поблекло девы лицо…

«Как же так, дорогая Любашка?..
Даже ты, и то занята?!»
В руке сжал пустую рюмашку —
Вот она, поэта жена!

Ему грустно — везде он чужой!
В этом мире нет ему места…
Он побрёл, шатаясь, домой
И тоска давила на сердце…

По дороге столбы обнимал —
В горле комом тщета бытия!
Столбы кружат, будто бы бал —
Провода, как платьев края!

Ему грустно — он одинок…
Пляшут вальс вокруг фонари!
Где найти хотя бы предлог,
Для ареста в узы любви?..

Ну и пусть немного пропащий,
Зато видит природу вещей;
Вместо нимф влюбляется в гарпий,
Похищающих души людей.

Не увидит берега лодка —
От раздумий болит голова! —
Но согреет душу строка
По дороге домой с похмела.

22.05.2018
__________________________________________________________

Анализ стихотворений от автора

Turris eburnea

Латинское название данного стихотворения исходит из наиболее позднего значения метафоры “Башня из слоновой кости”, что означает творческое уединение; погружение в себя, о чём становится ясно с первых строк. Помимо декадентской стилистики и череды мрачных образов, основной темой стихотворения является вдохновение уходом в отчаяние, следовательно “Башня из слоновой кости” превращается в образ добровольного заточение и уныния, которое развеется с момента разрушения “башни”.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Один комментарий к “Богдан Скаленко. Похмельная лодка (сборник стихотворений)

  1. Федор

    Богдан, у Вас потрясающее название подборки стихов!
    Ожидал, что и сами стихи пойдут в этом направлении.

    Вижу, что Вы ещё мало с ними поработали.
    И у Вас есть большие шансы писать гораздо лучше, точнее, соразмерно метра.
    У Вас нет проблем с идеями или осмыслением. Только проблема техническая: ритм.
    Но и немного добавьте еще глубины, если у Вас уже есть что-то за жизненными плечами.
    Тогда-то и останется всего лишь ничего – просто полносуточно упорно работать, как это и бывало всегда с нашим Пушкиным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.