Дед Заря, бормоча, что ему не по годам лазить на верхотуру, забрался по приставной лестнице на крышу деревенского дома. Там он воздел руки к небу и сотворил тайную молитву. Она была обращена к солнцу. Заря молился до тех пор, пока из-за леса не показалась нежная ленточка побелевшего неба. Настоящая заря услышала деда и, приоткрыв тёмное одеяло ночи, выглянула наружу. День начался!
Дед Заря в красном широком сарафане осторожно спустился на землю. Вообще-то, деда в деревне называли Молоток, а как нарекла его мать при рождении, никто уже не помнил.
Так сложилось, что в деревне Аукино осталось всего семь целых домов с шестью старушками и одним дедом. Женщины носили имена Вера, Надя, Люба, Соня, Валя, Катя.
Аукино стояло вдали от хороших дорог и населённых мест. Здесь была чистая река, щедрый лес и свежий воздух. Бывшие жители возвращались летом на малую родину в отпуск с детьми, где постоянно проживали постаревшие жители.
Само собой получилось, что люди стали оставлять малолеток с бабками на весь год. Бабушки брали детей с двухлетнего возраста и до пяти – шести лет растили их вдали от нездоровой заполошной жизни, где родители колотились на разных работах. Деревенский сход в сложившихся обстоятельствах пришёл к решению жить сообща и распределить обязанности бабушек по их способностям.
Ту, что умела лучше всех стряпать стали называть Валя Булка. Ту, что ловко управлялась с огородом, назвали Соня Огород. Строгую любительницу лесной охоты – Вера Лесовик. Чуткой и разбирающейся в народной медицине Любе поручили смотреть за детьми и лечить их. Так она стала Любой Няней. Рыбалкой и заготовкой рыбы на зиму ведала Надя Удочка. Катя отвечала за начало нового дня, ей дали прозвище Заря.
С Зарёй Катей в деревне жилось беспокойно, жители опасались, что, по причине врождённого легкомыслия, она проспит, и день сократится или не задастся. Баба Катя с молодости была не хозяйственной и для серьёзного ежедневного труда не годилась. Заря должна была будить день с крыши самого высокого дома. Делать это следовало тайной молитвой и непременно в красном сарафане. Работа не трудная, ранняя, потом весь день женщина свободная. Днём Катя Заря бегала по хатам, разносила новости, ворожила на погоду, веселила людей историями и устраивала песенные праздники. Она была лёгкая на подъём, юркая и быстрая.
Каждая бабушка сама стравлялась с домашней живностью. Умные собаки пасли козочек, загоняли во дворы кур и несли сторожевую службу. Дед Молоток занимался посильным ремонтом домов и другими хозяйственными делами, требующими мужской силы. Руки у него были золотые, многое умел.
Бабушки жили дружно и часто называли друг друга кратко, по прозвищам. Они сообща вели деревенское хозяйство, детей спать разбирали по своим домам, днём же ребятишки были в основном с Няней.
Конечно, были и сложности. Например, Кате Заре в шестьдесят лет надоела деревенская жизнь, и она сбежала в город к дочери в надежде выйти там замуж. Пришлось просить Молотка, чтобы он по совместительству стал Зарёй. Деду не нравилось это бабье дело. К тому же, надо было одевать красный сарафан, который, правда, легко налезал на щуплого деда, но портил ему настроение. Тайная молитва, переданная Катей из уст в уста, требовала душевного спокойствия, а новая Заря всегда тревожился: получится ли вызвать рассвет? Ему обещали, что скоро в городе кто-нибудь из баб выйдет на пенсию, переберётся в Аукино и станет Зарёй.
Продукты и другие необходимые вещи в деревню привозили родители детей. Бабушки привыкли жить в тиши, где нет чужих людей и вдоволь природных богатств.
В грибную и ягодную пору жители Аукино под предводительством Лесовика вместе собирали дары леса. Удочка обычно справлялась со своими делами одна, хорошо себя чувствовала в тишине. Соне Огороду требовалась помощь летом. У неё всё сказочно буйно росло. Успевай пропалывать, поливать и собирать урожай! Бабушки говорили ей, чтобы не распалялась. К чему такая страсть к растениеводству, если сил не хватает, переработать урожай?! Булку тоже приходилось тормозить. Её хлебом не корми, дать устроить пир горой! Бабушки прятали от неё продукты, которые Булка могла бесконтрольно пустить в ход, нанеся урон запасам.
Молоток-Заря гордился, что у него подрастает помощник, Булкин внук. Малыша прозвали в Аукино Гвоздиком за настырный характер и любопытство. Маленьким лез во все дела, ко всем цеплялся. Теперь это был подросток, который приезжал на лето в деревню и не отходил от деда. Мальчик становился мастером по плотницкой части, вырос надёжным, хозяйственным. Обижался на «Гвоздика», откликался на имя Гвоздь или Большой Гвоздь. Заметно было по интересам, что Гвоздь пойдёт дальше Молотка. Мечта у Гвоздя была стать архитектором и заново отстроить Аукино.
Подрастали и другие дети. Внучкой у Лесовика была Веточка. Ещё маленькой девочкой она подкармливала домашних мышей, приносила в дом ужей и строила города для жуков, улиток и гусениц. Каждому живому существу непременной делала шалашик, домик, укрытие из листочков и веточек. Школьница Веточка стала приносить домой из леса попавших в беду зверей. В сарае она сделала лечебницу для диких животных, а Молоток построил для птиц высокую клетку с человеческий рост. Вета много читала о животных. Няня научила девочку, как надо перевязывать сломанную лапку, как делать уколы, какие отвары следует использовать при болезнях и другим премудростям.
Дети охотно помогали Веточке. В лечебнице побывали ласточка со сломанным крылом, одноглазый воронёнок, раненая белка, заяц на трёх лапах из-за капкана и потерявшийся оленёнок, которого выкормили и выпустили в лес. Он стал ручным и часто, когда зимой было голодно в лесу, приходил в Аукино. Большой чёрный одноглазый ворон всегда кружил над Аукино, каркал в тревожных случаях или от радости, когда приезжала Вета. Она звала ворона: «Ворка! Ворка!» Он прилетал на её голос и спускался вниз, чтобы склевать угощение и приласкаться. Ворка, как собака, ходил по деревне за девочкой, спешил вприпрыжку, и не давал её в обиду. Он злобно каркал и больно клевал, если кто-нибудь вздумает ударить девочку. Среди деревенских ребят таких не было, но приезжие гости могли нарваться на Воркин отпор.
Жили-поживали и беды не знали, но однажды в осенью Удочка, которая вставала на рыбалку рано, заметила в деревне незнакомого человека. Это был сильный молодой мужчина, он быстро скрылся за деревьями и больше не появлялся. Днём его никто не видел, но ночью, когда Булка встала, чтобы поставить тесто, она обнаружила свет в гостевом доме. Этот дом пустовал после отъезда Кати Зари.
За обедом Удочка и Булка рассказали о новости остальным жительницам. Послали деда Зарю проверить пустой дом. Он там никого не обнаружил, кроме залетевшей летучей мыши. Сроду здесь этих тварей не водилось. Заря выпустил летучую мышь на волю.
На следующий день Огород увидела на яблоне чужого мальчишку, который срывал самые вкусные яблоки с верхушки. Она прикрикнула на него:
− А ну, спустись! Не ломай дерево!
Мальчишка сиганул вниз и исчез. Долго стояла бабушка, открыв рот под яблоней, потому что никогда не видела раньше, чтобы мальчишка мог превратиться в чёрного пуделя. Соня Огород была умелой и опытной хозяйкой, много повидала в жизни.
– Уж в своём ли я уме? – подумала рассудительная бабушка.
Она побежала в дом к Няне и рассказала ей об этом странном случае. Предусмотрительно они собрали и закрыли детей в хате. Затем созвали жителей на совет.
Когда остальные люди пришли, Огород поведала им о мальчике-собаке. Лесовик с подозрением спросила рассказчицу:
− Ты часом не пила горькую настойку из лесных ягод?
– Упаси, Бог! Ни в одном глазу!
Тогда бабушки вспомнили чужого мужика, летучую мышь в пустом доме, переглянулись и прошептали одновременно:
− Оборотень! Нечистая сила!
− Так, − сказал дед командным голосом, − детей одних не выпускать! Чтобы по деревне не бегали! Бабам ходить по двое!
− Я думаю, что детям надо надеть крестики. У кого нет, сделаем из палочек и повесим на шеи, – сказала Няня.
− Этого мало, − откликнулась встревоженная Булка, − Научи их краткой молитве Честному Кресту, пусть говорят, как заметят, что-то странное.
− Бабы, надо решить, как справится с оборотнем? – повернул разговор Заря.
− Может, его отравить? Я приготовлю пирожок с ядом, − придумала кулинарка Булка.
− Нужен ему твой пирожок!? − пробурчал любитель острой закуски дед Заря.
− Заря прав. Яд оборотень учует. Мы, вообще, не знаем, чем он питается? – рассуждала начитанная Няня.
− Давайте, когда оборотень заснёт в гостевом доме, я со всей силой оплету хату растениями. Он не сможет оттуда выбраться и умрёт с голода! – сказала соскучившаяся по рассаде Огород.
− Размечталась! – скептически промолвил Заря – На дворе осень, какие растения? Где ты силы возьмёшь для зарослей? Ещё про баобабы вспомни! Да, и как ты его заманишь в дом в нужное время, если он меняет обличья? Ты же не фокусник!
− Думаю, что его можно убить серебряной пулей против нечистой силы. Ружьё у меня есть. Несите серебряные вещи, – предложила сообразительная Лесовик.
Скромная Удочка молчала, как рыба.
Решили, что самое разумное – это лить серебряную пулю и разошлись по домам. Каждый в эту ночь вспоминал забытые молитвы.
На следующий день бабушки наблюдали в деревне незнакомого обросшего седыми волосами по пояс старика с клюкой, волка, пробегавшего посереди улицы, чёрную кошку с красными глазами, сидящую на крыше и молча разевавшую рот. Няня боялась, что кошка сверху спрыгнет на детей, и увела их прочь. Гостевой дом обходили стороной.
Вечером все собрались опять в доме Няни. Принесли серебряные вещи для пуль. Кто ложечку, кто колечка, кто серёжку, кто брошку, кто мормышку, а дед Заря тёмную от времени медаль «За храбрость». Он уверял, что медаль серебряная. Бабы сомневались. Мормышка Удочки тоже не вызвала доверие. Оборотень не рыба, что бы клевать на свинцовую или оловянную мормышку! Тихой Удочке поручили выследить Оборотня. Ходит Удочка бесшумно, сама – худая незаметная. Дед Заря должен быть из серебра отлить несколько пуль, с запасом.
Когда пули были готовы, опять собрались жители деревни, чтобы решить, как охотится на нечистую силу? За прошедшие дни оборотень обнаглел.
Сгорел приготовленный обед у Булки. Детей кормили хлебом с молоком.
В лодке Удочке образовалась ровная большая дыра, как будто кто-то просверлил. Засохло ни с того ни с сего дерево молодой вишни.
Няня подвернула ногу и ходила с забинтованной ногой, опираясь на палку.
На дороге обнаружили разорванного зайца. Лесовик не могла понять, кто мог из зверей это сделать? Дикие звери в деревню осенью не приходят. Собаки зайчатиной лакомиться не стали, начали скулить. Похоже, зайца умертвил оборотень. Слава Богу, дети были целы! Пока целы…
Зачем появилась нечистая сила в Аукино? Какую беду она ещё принесла? Бабушки с дедом понимали, что оборотня надо остановить.
Как-то раз Удочка пришла взволнованная и рассказала, что встретила у реки девушку. Пока Удочка таилась в кустах, красивая девушка с длинными волосами разделась и вошла в воду. Рыбачка поняла, что раз такой девушки нет в деревне, то это – оборотень. Да, и холодно уже для человека плавать! Видя, что девушка далеко заплыла, Удочка поверх оставленной на берегу одежды оборотня раскинула тонкую, но крепкую, сеть. Она решила в одиночку поймать нечистую силу.
Когда девушка вышла из воды и наступила одной ногой на сеть, Удочка дёрнула сеть, но неудачно: поспешила! Девушка рванулась и превратилась в рыбу. Рыба высоко подпрыгнула и упала в реку. Удочка увидела в воде уплывающую огромную зубастую щуку и чуть не заплакала с досады.
Собравшиеся вновь жительницы огорчились, что засада раскрыта. Больше оборотень на это место не придёт. Где же его можно застрелить? Причём, выследить надо незаметно и метко выстрелить с первого раза! Потому что, оборотень мог после первого промаха превратиться, например, в бабочку. Не попадёшь тогда! Думали, думали и ничего не придумали. Разошлись по домам. Утро вечера мудрёнее.
На следующий день к радости Веры Лесовика в деревню привезли её внучку Веточку. Её родители уезжали отдыхать и решили на неделю оставить дочь у бабушки, тем более, что девушка очень просилась в Аукино. Веточка уже училась в одиннадцатом классе и собиралась стать ветеринаром.
Ворка прилетел на знакомый голос Веты и сел ей на плечо. В это время никто не мог подойти к девушке, ворон беспощадно клевал крепким клювом другого человека.
Бабушка Лесовик, посмотрев на трогательную встречу внучки и Ворки, поняла, как победить Оборотня. Изложила свои мысли подругам:
− Надо днём заранее, пока оборотень где-то бродит, закрыть все окна в гостевой избе. А дверь не закрывать. Дождаться ночи с яркой луной и времени, когда нечистая сила, как обычно, придёт на ночлег в избу. Вета с Воркой войдёт к ней в дом. Закроет дверь. Откроет одно окно. Я буду с ружьём прятаться снаружи под этим окном. Ворка почувствует нечистую силу, прогонит её через окно, тут я её и застрелю серебряными пулями.
− Нельзя пускать девочку в дом к оборотню, − сказала заботливая Няня.
− Пустите меня, я с Воркой не боюсь никого! – взмолилась храбрая девушка.
− А если оборотень превратится в огромное чудовище и проглотит ворона?! – встревожилась Булка.
− Не успеет! В большего зверя попасть легче, выстрелю из окна прямо в голову или в глаз несколько раз, – успокоила её Лесовик.
− Я пойду с Веточкой и встану за дверью с косой для травы, она острая! Пусть Вета крикнет, если что-то пойдёт не так, как задумано. Я оборотня убью! – вызвался на помощь девушке Молоток-Заря.
− Мы все пойдём и окружим дом! – компанейская бабушка Огород поддержала деда.
− Ишь, что надумали! Всем обществом спугнёте Оборотня! Он нас учует, − предупредила впечатлительная Булка. – Может, он и сейчас нас подслушивает?
− Нет, я читала, что Оборотни не понимают человеческую речь, но и мы не можем стать невидимыми, потому что люди. – рассудила Няня. Удочка грустно молчала.
− Да, сил у нас по старости немного. Без помощи не обойтись, − подвела итог собранию Огород, − Я знаю старинное, ещё от прабабушки, заклинание. Оно поможет найти героя. Собираемся ночью у моего дома.
Так и сделали. Бабушки уложили на ночь маленьких детей спать, оставили приглядывать за ними Веточку. Сами вместе с дедом встретились и собрали на поляне большой костёр из сухих веток, мусора. Заодно навели порядок на участке Сони Огород. Когда костёр разгорелся высотой с дом, аукинцы начали ходить вокруг него хороводом и петь:
Птица ночная, лети!
Звезда, лучезарно свети!
Дорога, надёжно веди!
Герой, к нам на помощь иди!
Они ходили и пели до тех пор, пока не пошёл дождь.
− Пойдём спать, − сказала Огород, − Небо нас услышало.
В полдень в деревне появился вместе с отцом Гвоздик. Он учился уже в восьмом классе, занимался спортом, стал высоким и крепким. Бабушки переглянулись и довольно заулыбались: герой!
Чтобы не беспокоить родителей, отцу Гвоздика бабушки не стали ничего рассказывать об оборотне.
– Сами справимся! – решили жители Аукино.
Отец не заметил перемен в деревне и поспешил назад, а мальчика оставил на три дня в Аукино.
Оказалось, что Гвоздику приснился сон, что бабушки все заболели, и он уговорил отца съездить в деревню, проведать старушек. Аукинцы сообщили подростку о своём несчастье. Гвоздик воодушевился и стал советовать людям, как лучше провести охоту на нечистую силу.
Так, бабушек и деда он определил в разведчики. Они должны были заметить, когда оборотень проникнет на ночь в дом, где поселился. Веточке как репортёру следует передавать днём новости от дома к дому. Над ней постоянно летал защитник Ворка. Сам Гвоздик закладывал петарды под окна дома, чтобы испугать ночью оборотня, при этом оставил свободным одно окно. Лесовик готовилась к засаде.
Следующая ночь была полнолунная, с сильным ветром, но без дождя. Все были готовы к сватке. Разведка доложила Гвоздику, что в дом вошёл малый чёрный пудель с головой птицы. На охоту отправились трое − Гвоздь, Вета и Вера Лесовик. Они заранее помазали себе крестообразно лбы церковным маслом и помолились. Ворка шагал рядом с людьми.
Лесовик залегла в кустах под окном. Вета с вороном вошли в дом. Гвоздик быстро закрыл за ними дверь на засов и побежал зажигать петарды под окнами. На всякий случай для Оборотня он захватил с собой острую лопату.
Веточка отважно вошла в дом и открыла нужное окно. Ворка прочувствовал оборотня, рассердился и стал гоняться за непонятным существом. Веточка стояла посреди комнаты, ни жива, ни мертва. Вокруг неё летал ворон, бил крыльями и клевал то змею, то кота, то летучую мышь… Оборотень менял обличья, но не мог ускользнуть от Ворки. Под окнами устрашающе взрывались петарды Гвоздика. Стоял шум, карканье, визг. Вдруг нечистая сила превратилась в чёрного пса, который выпрыгнул в окно, там в него несколько раз выстрелила серебряными пулями Лесовик. Пёс упал на землю и обернулся гадюкой. Гвоздик разрубил змею лопатой на куски, чтобы оборотень не ожил. Останки сожги и закопали.
В Аукино стало тихо. Звёзды в небе стали цветными: голубыми, жёлтыми, розовыми и белыми на тёмно-синем небе. Луна плавно раскачивалась, как будто танцевала. Ветер прекратился. Бабушки и дед поняли, что можно не бояться, и поспешили навстречу свои героям. Все смеялись от радости, хвалили отважную троицу и верного Ворку.
Люди в Аукино жили долго и счастливо. Тем, кто приезжал в деревню, непременно рассказывали историю избавления от оборотня. Приезжие находили, что, действительно, место это волшебное: воздух живительный, речка чистая, лес богатый… А бабушки такие фантазёрки!
2019 г.