Читайте в номере журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.

Сергей Уткин. Поставить город на полку (статья)

(о посещении Ветлужского краеведческого музея Нижегородской области)

 

Дойти до желания музея мне не сложно. Добраться до него — трудней.

 

Свидания с коллекциями сокровенных предметов из прошлого, составляющих теперь  наше знание о нём, виденье предшествовавших нам в окружении тех вещей, которые составляли их быт. Они сопутствовали предкам нашего нонешнего, существующего. Возможно, ими напутствовали людей на всё, свершённое когда-то, оставшееся нам. С нами. На счастье. Или – на горе.

 

Музей — не оценщик. Не аукцион поступков  и событий. Он — их оберег. От забывчивых: времён, людей, изданий. Сберегает на полках и в витринах прошлых, чтобы они оставались с настоящим. И настоящим. Настоянным на времени, полнящимся им. И наполняющим его: стариной, историей: прожитой, не изжитой.

 

Музей — усилие памяти: хранящей, стерегущей. Дом престарелых вещей, преданий, фотографий и полотен. Всякие стены хранят, но музейные — охраняют. От тления, от утраты. От растраты.

 

Петербург приютил историю в десятках музейных помещений. Но маленький город обычно не то, что не так гостеприимен к памяти  –  он передаёт её иначе: в легендах, сплетнях, пересудах. Книги краеведов бережливы, как внимательны их обладатели. Но приюты для отжившего — музеи — немногочисленны.

 

Тем много дорог перепробовавшим  летом мне довелись три: в Шарье и Буе в Костромской области и в Ветлуге в Нижегородской. Довелись и привились. Доброй памяткой о местах уважения к истории и идущим за ней.

 

Или едущим, как я на попутном фургончике с хлебом: от деревни, где ютился с летом да идеями в родительском доме до уездного города, бывшего крупным селом  Воскресенским в доимперские  времена «нашей родины вечной». Основанием города Ветлуга считается эпоха Екатерины II, 1778 год от Р.Х. В первые дни того августа растяжки на улицах, воздушные шарики, плакаты и прочие приметы выдавали  отмеченный несколькими сутками ранее День города.

 

В чём и с чем были мои городские  встречи? С набережной, сквером, сувенирами, памятниками. С речью. В музее закрашивали раны времени — ремонт, покрасочные малярные работы. Рассказавшего свой путь к хранимому смотрительницами (лежал ночью, не спал — мечтал… как картины в музее посмотреть), меня допустили с недорогим билетом посетителя к выставке и постоянной экспозиции.

 

Я позволил вопросы, и ответы сотрудницы  об её  сыне, местных художниках, оформителях разрешили больше  увлечённости, искренности, даже понимания. В частности, того, что оказываясь в здании музея, где ты ступал дошкольником впервые, после жизни приходишь другим, с другим, к другим. Объяснять вложенное в эти слова не пришлось.

 

Читайте журнал «Новая Литература»

На выходе витрины предлагали сувениры, книги , знающие поветлужье, буклеты. Девочка с родителями, отводившая глаза от чего-то и почему-то, пытаясь  избавиться от увиденного, видимо, так детски растерянно, представляясь хранительнице, назвала родиной Шарью — так привязка к городу настигает тебя. Не то привязанностью, не то — вредной привычкой, прозвищем, псевдонимом.

 

Путешествие со скромной суммой — некий спорт. Интеллектуальный, по возможности ( и по невозможности), конечно. Ветлуга должна была остаться со мной, и  я приобрёл сувенирный стакан, чтоб поставить город на место: на  полку.

 

Год спустя тревожным летом пустырник я капал и разводил именно в этой посуде, и что  успокаивало, берегло сердце больше: лекарство или рисунок Екатерининской церкви на прозрачном, ясном, как август, стекле — сложно сказать. Сказать Ветлуге.

 

Сергей Уткин

 

 

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.