Игорь Литвиненко. Мамочка, роди меня обратно (эссе)

Многие с удовольствием каждый год отмечают «День смеха». А я его не люблю. Потому что у него есть еще одно наименование – «День дурака». Ну не нравится мне в дураках оставаться, даже для смеха. Все эти розыгрыши и приколы под дружное ржание присутствующих… Видно, очень уж я самолюбив или какой-то другой ущерб имею в себе – не знаю. Умом понимаю, что смех дело полезное, а душевно предпочитаю к жизни относиться обдуманно и сознательно, без обмана и самообмана. Иначе недолго попасть в положение – хорошо если только смешное, а то ведь бывает и так, что все мы с большим удовольствием посмеёмся, а потом посидим, подумаем, да и заплачем.

Недавно исполнилось 150 лет с того момента, как было подписано российско-американское соглашение о купле-продаже Аляски и Алеутских островов. То-то веселились и потирали руки наши хитроумные предки! Пустую, холодную, совершенно ненужную землю сбыли с рук за хорошие деньги – аж семь миллионов долларов, как с куста! Но прошло время, американцы нашли на Аляске золото, нефть – и многократно окупили свои затраты.

Обидно? Ещё бы… Смешно? Да как-то не очень. Хотя у нас и по этому поводу находятся любители повеселиться. Одна популярная музыкальная группа исполняет песню на эту историческую тему. Дескать, не валяй дурака, Америка!  Отдавай землицу Алясочку! Отдавай ее, родимую, взад! Смешная такая песня… Но вроде как патриотическая, с гординкой: мы помним, что Аляска наша была, мы про это никогда не забудем, и ежели что…

А что «ежели»? Обратно купим? Так нынче поди цены уж не те, хватит ли наличности? И вообще американцы могут сказать: «Не, ребята, землица не продаётся. У нас тут хозяйство, ракетные базы всякие, аэродромы, трубопроводы…» Конечно, это мы понимаем и людям в душу не лезем. Но всё равно будем петь веселые песни про Америку, которая когда-то сваляла дурака и продолжает его валять…

Или с китайцами тоже. Ну ошиблись наши предки, когда подписывали договор о границе, не учли перспективу, и теперь получается, что с Хабаровского утёса над Амуром мы должны наблюдать невооружённым глазом чужой государственный красный флаг с пятью звёздами – одна большая и четыре поменьше. А нам это надо? Не надо. Мы так и говорим: не надо. И наш президент (не нынешний, а предыдущий) тоже сказал: пока я жив и тут командую, острова на Амуре останутся нашими, не отдам!

И правильно. Зачем отдавать, если можно сесть с китайцами за круглый стол и договариваться, доказывать, может быть даже и торговаться. Ведь они нам хороший пример подают, как такие дела делаются. Взяли и договорились о возвращении Гонконга. И не смешили публику песнями типа «не валяй дурака, Британия», а предложили нормальную сделку: «Одна страна – две системы», то есть Гонконг становится китайским, но остаётся капиталистическим, с сохранением британских экономических интересов. А мы что ж не торгуемся, не пытаемся исторического партнёра переиграть? Неужели нечем крыть китайскую карту?

Кстати о картах. Вот выходит хорошая книга, большая и красивая, хорошо иллюстрированная. И одна из иллюстраций – старинная карта, на которой река Уссури неправильно впадает в Амур. Или, может, карта неправильная… Значит, об этом и надо с китайцами разговаривать: карта неправильная, давайте поправим. Конечно, разговор непростой и тяжёлый, тут нужны дипломатические способности, крепкие нервы, семь пядей во лбу и много-много работы. А нам это надо? Не надо. Мы делаем проще. Покупаем в канцтоварах пачку ластиков, усаживаем бригаду стиральщиков, всего за три дня во всех этих книгах стираем на карте неправильную надпись и говорим: первый апрель! Очень остроумное решение. Особенно если учесть, что у китайцев есть точно такая же карта и они на ней ничего стирать не собираются.

Примерно то же с Курилами. Вместо того чтобы решать эту проблему практически – договариваться, торговаться, предлагать взаимовыгодные варианты, мы развёртываем научно-историческую дискуссию исключительно для внутреннего употребления… Или задрав штаны бежим вступать в престижные мировые и европейские союзы и ассоциации, быстренько подписываем соответствующие бумаги, а потом чешем репу и не понимаем, что за странная получилась ошибка: вместо экономических выгод и барышей получили санкции и прочие унижения. И как бы теперь эту ошибку исправить, а еще лучше – взять бы её да отменить…

Единственный случай, когда нам удалось родить себя обратно, это восстановленный в столице храм Христа Спасителя. Мы бы восстановили ещё многое из разрушенного и уничтоженного своею собственной рукой. Все исторические ошибки исправили бы однозначно! Да ведь и в самом деле много чего исправили. Вон сколько было неправильных приговоров: «расстрелять!» А мы взяли и отменили. Так и написали: «За отсутствием состава преступления приговор отменить». И всех репрессированных – реабилитировали! Была бы наша воля – отменили бы не только смертную казнь, но и саму смерть. Всех невинно убиенных обратно родили бы и торжественно объявили: дорогие товарищи, приветствуем и поздравляем вас! Историческая ошибка исправлена, живите и работайте на благо родной страны!

И это, конечно, тоже никак не смешно…

Разбитый горшок можно склеить. Но лучше всё-таки сделать новый. Не боги горшки обжигают, и новый горшок может вполне оказаться значительно лучше прежнего. Жаль, что жизнь – не горшок, а мы – не боги.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.