Валерий Дуров. «Следуй за Мною…» (эссе)

Приход Христа на землю, Богоявление произвели глобальную антропологическую революцию. Появился совершенно новый тип человека: человека, страдающего отвращением к миру и собственной плоти, к радостям жизни. «Все лежит во грехе». Нельзя прикасаться – запачкаешься – не спасешься. Генезис этих изменений человека не ясен до сих пор. Даже самой Церкви.

Смысл учения Христа остается малопонятен, непостижим человеком. Христос говорил притчами, загадками. Зачем? Не знает никто. Наиболее ясен и прост «гуманистический» аспект проповедей Иисуса: «возлюби ближнего своего», «любите друг друга». Но это все кажется поверхностным, не главным. В евангелиях существует таинственный второй план.

Христос заповедует любовь, но Он же говорит: «Не мир принес Я, но меч…» Христос взмахнул мечом – и рассек пуповину, соединяющую человека с миром. Настало разделение.

Все царства мира и слава их принадлежат дьяволу. Христианство отторгает человека от этого, но в разряд «дьявольского» попадает все, что окружало человека с колыбели.

Достигнув тридцати лет, Христос покинул Назарет, ушел из семьи, оставил навсегда  отца и мать. Это первое деяние Христа. Первые Его ученики – геннисаретские  рыбаки  Симон (Петр) и Андрей бросают свое занятие, родителей и следуют за Ним. То же происходит и с остальными. Ради Христа они забывают все, отрекаются от прежней жизни, от всех, кого любили и кто любил  их. Они идут за Христом, не рассуждая, как лунатики. Но куда зовет их Христос?

Вообще, в евангелиях «человеки» – только ученики, остальные – солома, которая сгорит в огне. Ученики – это «пшеница», которая останется.  Влюбленные в Иисуса, они идут за Ним в никуда, в темную неизвестность. Христос завораживает их: «вы – соль земли», «вы – свет мира». Что перед этим семья, дом, хозяйство, все мирское? «Вы наречетесь великими в Царстве Небесном». Ученики – в рай. А куда все остальные?

Иногда кажется, что Христос повторяет учение  Будды, жившего за четыреста лет до Него.

Нагорная проповедь – проповедь «угасания», ухода от всякого действия. «Не противься», «примирись», «отдай все»… Мир уже не может схватить избранного – тот уже полностью неподвижен и равнодушен к миру обманчивых форм. У него нет самости, личность угасает. Живой труп, который оживет в близком Царстве Божьем. Которое должно было вот-вот настать и не настало. Но обратной дороги уже не было. Так возникло монашество – сокровенное ядро христианства.

Плотской теплоты, теплоты человеческой души, то , что мы называем «душевностью» в евангелии нет вовсе. Это – лишнее. Христос подзывает ребенка, но лишь для того , чтобы нагляднее сделать свою притчу. Нет той нежности, что испытывает взрослый к ребенку. Даже любовь последних строк евангелия Иоанна дышит потусторонностью, она призрачна, здесь уже не люди, но ангелы.

За Иисусом следуют и женщины, но это уже – сестры Христовы. Не матери, не жены, не любовницы. Никогда уже рука мужчины не коснется их.

 

«Следуй за Мною…»

Это – главный лейтмотив евангелий. Это – пропасть, бездна между Ветхим Заветом и Новым.

Ветхий Завет: исполняй заповеди, и будешь спасен.

Новый Завет: иди за Мной, Я – все заповеди.

И за Ним идут. До распятия и воскресения. А дальше?

Христос уходит, но что остается?

В Апокалипсисе Он снова приходит, но это уже не спаситель, это – судия, из его уст выходит острый меч.

Христос говорит: оставьте все и всех и идите за Мной. А почему бы не взять всех оставшихся? А потому, что мешают спасению, то есть бегству из мира. Если бы ушли все – некуда было бы бежать. Значит, «спастись» – это сбежать из мира, «умереть» для него. Поразительное бессилие Бога перед миром, который есть зло. Единственное, что может Бог – дать совет, как угаснуть, перейти в небытие. Ибо жизнь есть зло. Тайна тайн. Бог не хочет  мира, который Сам создал.

 

Читайте журнал «Новая Литература»

Первые христиане могли устраивать свои богослужения в недоступных лесах или горах, но вместо того спускаются в катакомбы, как в могилы, хоронят себя заживо. Как только возникли христианские храмы – кончилось «чистое» христианство. Может быть отсюда – стремление к мученичеству?

Иисус жив, но на Него женщина изливает мирро, умащивает, как уже мертвого. Смерть заживо. Может быть, Иуда, видя, ужаснулся сего? Не захотел быть живым мертвецом и сбежал, обезумел, решил предать?

Разве может что-нибудь в евангелиях радовать, если на земле Бог, которого должны умертвить?

Евангелие – это книга, целиком посвященная теме смерти, приготовления к ней. Воскресенью посвящены несколько строк, немногим больше – времени после него. Иначе и быть не может. Смерть – это опыт человека, жизнь после смерти – это идея, в которую нужно верить. Смерть перевесила все остальное в Евангелии. Проповедь Христа – это как бы речь осужденного на казнь. Это навсегда отложило отпечаток на этику и эстетику христианства.

Перед концом света все теряет смысл, кроме участи души и Того, Кто принес весть об этом.

Некто сказал Иисусу: «Дозволь мне, Господи, похоронить отца моего». – «Оставь, они – мертвые, ты будешь живой». И некто пошел за Иисусом. Отца похоронили «мертвые» – мать, братья, сестры. Пройдет не много времени, и сын будет смотреть с неба, как они все варятся в серном, зловонном озере. Потому что их не избрали. Они – обычные. Сын будет смотреть спокойно, все чувства остались для своих, для Иисуса.

Вот две женщины возле Христа – сестры Лазаря, Его друга, Марфа и Мария. Марфа – обыкновенная, хлопочет по дому, готовит еду усталым Иисусу и его ученикам. Ей не будет награды. Ее хлопоты – суета.

Мария взыскует Царства Небесного, она сидит у ног Иисуса и слушает слова Его. Для нее больше ничего нет, кроме этих чудных слов. Она избрала «благую часть». Наивная Марфа заботится о не благом, о тленном, и она получит свое – извергнется во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Бедная, бедная Марфа. Она хотела, как лучше.

«Крещением должен я креститься, и как Я томлюсь, пока сие не совершится!» Томление по смерти? Крещение – смерть? Или воскресение?

Марфа не должна обижаться. Христос сказал: «Я пришел к грешникам». За праведность не будет награды. За труд не будет награды. Ибо вот-вот рухнут небеса. Мария успеет уйти вместе с Иисусом, Марфа – нет.

 

……………………………………………………………………………………………………………………….

 

И вот – свершилось. Учитель умер – Учитель воскрес. Он рядом.

«Любишь ли ты Меня?» – спрашивает Иисус воскресший Петра. Спрашивает три раза. «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», – отвечает  Петр. «Потому, что мир весь возненавидел, как Ты учил»,- надо продолжить ему.

Так хорошо, как будто все снятся друг другу. Берег Тивериадского озера – как райский берег. Здесь и Иоанн – любимый ученик Христа, и другие ученики. Здесь уже царствует совершенная любовь, какую еще не знали люди. И снова Иисус зовет Петра, снова раздаются те же страшные и самые желанные слова : «Иди за Мною…»

Все удивительно, все бесплотно, все призрачно. Плоть мирская побеждена. Сладость бесплотная, сладость нирваны. Только встретившиеся после смерти могут так любить.

Иисус снова уходит. Только они – избранные, могут ждать Его вечно.

 

 

 

18.09.2015

 

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.