Сергей Буянов. Колымский оппоненс (рассказ)

Леонид Юрьевич оторвался от тубуса микроскопа, достал мобильный телефон и сфотографировал предметное стекло, на всякий случай. Археолог решил, что хватит возюкаться, рабочее время не резиновое! В кои-то веки довелось попасть в тундру, со всей атрибутикой: от оленьих упряжек до экзотического напитка «Северное сияние», которым угощают вертолётчики. Леонид Юрьевич убрал микроскоп и стёклышко с микропрепаратом в походный чемоданчик. Учёный проверил остатки баланса на счету телефона, вздохнул. Уговор дороже денег: Леонид Юрьевич набрал номер американского коллеги.

В это же время Билл Янкерс увидел на экране монитора толстую запятую. Компьютер обрабатывал информацию о Колымском человеке, которого нашли в России. Билл запустил программу идентификации. Аппарат загудел, изображение зависло. Корпус суперкомпьютера взмок. Билл Янкерс удивился. Такого он ещё не видел. Через долю секунды на мониторе  появилась надпись: «Системная ошибка». Молодой генетик улыбнулся. Что и требовалось доказать! Билла посетила хорошая идея – немедленно связаться с русским археологом.

Сигналы телефонов появились в сети одновременно. Обоим учёным автоматические девичьи голоса сообщили, что абонент занят или находится вне зоны действия сети.

Леонид Юрьевич отключил мобильник и пошёл на званый ужин с коктейлем «Северное Сияние». Его надежды на штрафной штоф оправдались на все сто процентов, даже с небольшой горочкой.

* * *

– Таким образом, в ближайшие три месяца появится вакцина от СПИДа! – объявил босс фармакологической корпорации Стив Аллен. Он жестом отвёл аплодисменты, поднялся из-за стола президиума, поклонился на прощание и ушёл.

Члены собрания застыли с открытыми для аплодисментов ладонями.

Начальник безопасности компании ожидал босса за кулисами.

– Как дела у Янкерса? – спросил Стив Аллен.

– Он намерен ехать в Россию. Сведения проверены, – начальник службы безопасности кивнул, подтверждая свои слова.

– Что сообщает наш агент?

– Билли в шаге от истины.

Босс поморщился.

– Кто об этом знает? – спросил он.

– Жизель уговорила его повременить с сенсационными заявлениями. Русский археолог сделал какие-то выводы, – начал говорить начальник службы безопасности.

Босс тотчас прервал его, топнув ногой:

– Слово «какие-то» неприемлемо!

– Действительно, сэр! – начальник службы безопасности щёлкнул воображаемым каблуком. – Но его заключения не имеют никаких доказательств!

– Русским доказательства не нужны. Им достаточно приказов оттуда! – Стив Аллен посмотрел на потолок.

– Там, – начальник службы безопасности глянул вверх, –  никто не интересуется обломками костей какого-то ископаемого.

Читайте журнал «Новая Литература»

– Зато тут, – босс опять топнул ногой, качнув животом, – очень даже интересуются, или я опять ошибаюсь?

– Вы не можете ошибаться, сэр!

– А ты не имеешь на это права, не забывай! Через двадцать четыре часа проблема должна быть решена!

– Без неприятных последствий для граждан США, – продолжил начальник безопасности.

Босс неопределённо покрутил головой и заговорил о погоде.

Начальник службы безопасности понял: инструктаж закончен.

Корпорация приготовила вакцину от СПИДа с генетической начинкой. Это стопроцентная защита от ВИЧ инфекции. Вирус, попадая в организм человека, теряет самое главное своё оружие – обратную транскриптазу. Без этого фермента ВИЧ  представляет собой беззубую старушку перед горой грецких орехов. Для изготовления противоядия от СПИДа используется сыворотка человекообразных обезьян. Именно от них пришёл вирус иммунодефицита к людям. Обезьян заражают вирусом, доводят до состояния полного истощения иммунной системы, а затем выкачивают из них всю кровь, отделяя белые клетки. Далее, дело техники и секрет фирмы.

Разумеется, всякие-разные «Гринписы» и прочие чудики выступали против насилия над животными, но им легко заткнули рот, разъяснив, что эти животные не кто иные, как предшественники человека разумного.

Старина Дарвин, спустя два века, вновь оказал неоценимую услугу человечеству.

Генетики компании превратили чужеродную сыворотку из крови обезьян в полезное лекарство. Но в стаде не без чёрной овцы. Яйцеголовому выскочке – Биллу Ясперсу что-то не по нраву. Он не жалеет обезьян, да и люди ему безразличны. Билли ищет истину!

Шеф безопасности компании сплюнул. По самым скромным подсчётам в течение ближайшего года доходы корпорации возрастут в несколько тысяч раз. А тут свой правдолюбец с русскими жуликами и бандитами, пробери их всех!!!

* * *

Шеф недаром ругал русских бандитов и жуликов –  именно они, находясь в заключении, при строительстве дачи для начальника колонии откопали фрагменты Колымского человека.

Американские учёные поздравили русских коллег с находкой. По молчаливому согласию, руководство обеих стран скрыло информацию о Колымском человеке. Русские послали на Колыму какого-то неудачника. На том бы и дело кончилось, но Билл Янкерс уму непостижимым образом связался с русским коллегой и  запросил материал для исследования.

Академия  наук РФ довольно прохладно отнеслась  к археологической находке. Ну, человек, ну Колымский. Мало ли черепушек по России матушке, не возиться же с каждой ископаемой косточкой как с писаной торбой, в самом деле! Ректор без раздумий подписал разрешение на вывоз биологического материала в Соединённые штаты для генетического анализа. Пописал и забыл.

Колымский человек  почти не сохранился. Его скелет рассыпался в прах. Но правая рука по локоть оказалась вмёрзлой в землю. В условиях вечной мерзлоты, она полностью сохранилась. Даже кожа не повредилась. Её образец-то и прислали для генетического анализа в США. Шеф безопасности оказался в курсе всех дел яйцеголового сотрудника. Жизель докладывала о каждом его шаге. Мужчина, у которого мозг перемещается в штаны, способен выдать не то, что государственную – тайну всего  мироздания. Так оно и случилось. Наш Билли, оказывается, увидел в ошмётках древнего человека генетическую мутацию. Пара хромосом находилась в состоянии мейоза. Это грозило научным открытием, опрокидывающим навзничь теорию эволюции.

Не нужно быть большим учёным, чтобы сложить два и два. У человекообразной обезьяны 48 хромосом, а у человека разумного – 46. Колымский бедолага имеет 46 и пару в состоянии деления, которое грозит удвоением. Если информация будет обнародована – производство сыворотки станет запрещено.

– Представляешь, Жизель! – глаза Билла горели, как у мартовского кота. – Не человек произошёл от обезьяны, а совсем наоборот!

– Наверное, ты произошёл от кролика! – улыбнулась Жизель, обняв бой-френда.

Билли понял намёк и продолжил утреннюю гимнастику с французским снарядом. Жизель застонала со сладостным подвыванием. Наверняка, она произошла от сирены, промелькнула мысль у Билла Янкерса.

Шеф безопасности морщился, но наушников не снимал. Оставлять без внимания слова доморощенного гения себе дороже. Интересно, что нашёл русский неудачник?

* * *

– Вот! – Леонид Юрьевич вытянул руку над столом, задрав большой палец кверху. Второй рукой он пощупал ладонь. – Мышца – оппоненс полицис!

– Не упоминай полицию за столом! – рявкнул водитель вездехода, прикомандированный к археологической экспедиции. – Вот оне где у меня! – он провел ладонью под подбородком.

– Не буксуй, Веня! – осадил его хозяин балка, любезно предоставивший             кров для копателя. – Это латынь, и ничего больше.

– Грамотный, да?!

– Мышца, противопоставляющая большой палец, – как ни в чём не бывало, продолжил Леонид Юрьевич. Он соединил кончики большого пальца и мизинца, с взглядом фокусника показал всем кольцо.

– И чё? – не понял водила.

– А то! Ни одно животное так не сможет сделать! В том числе, – Леонид Юрьевич понизил голос, – обезьяна.

Мужики заржали.

Хозяин предложил за это выпить.

– За светлую голову нашего учёного! За твои золотые руки, Лёня!

– Да ладно, – сказал Лёня, отдышавшись после опрокинутой рюмки, – какие уж они золотые…

– Эва, какое колечко всем показал!!!

Раздался очередной взрыв добродушного смеха.

Лёня разулыбался. Он как будто увидел себя со стороны. Сидит за столом тип в весьма подержанном свитере и, потряхивая козлиной бородкой, крутит  пальцы, как браток из учреждения 140 дробь 4, что находится в двух камэ отсюда.

* * *

В котловане зэки откопали какого-то беспонтового жмура. Ни рыжья при нём, ни брюликов. Такой же доходяга. Похоже, с зоны сорвался, да неудачно. Лапу-то и отморозил. Для заключённых не предусматривалась сдача минимума по археологическим работам, поэтому зеки, разбросали лопатами труху от рассыпавшегося скелета и залили бетоном. В стене котлована заключённые  заметили руку, выдернули её и  отдали вертухаю.

Первым из людей государственных с находкой ознакомился лагерный оперуполномоченный. Кум осмотрел культяшку. Наколок нет, стало быть, не их подопечный. Куда деть замороженную лапу? Кум доложил Хозяину.

Начальник тюрьмы позвонил однокласснику – профессору археологии.

– Немедленно в холодильник! – заорал тот вместо благодарности за информацию. – Высылаю группу учёных!

Начальник зоны пожал плечами. Всяк по-своему с ума сходит.

Через неделю школьный друг  сообщил полковнику, что на его участке найден Колымский человек.

– Вы за своими участками смотрите! – огрызнулся начальник колонии.

– Никто на твой участок не претендует! – сказал одноклассник.

– И я говорю, никто и знать не должен, где и кого там нашли! – ласково сказал начальник тюрьмы. – Ты уж мне поверь,  я об этом позабочусь.

Профессор понял и запоздало поблагодарил друга.

* * *

Поутру вертолётчики получили приказ: доставить археолога домой.

Пока раскачались, пока расхмелились, время и прошло. После обеда уже тьма-тьмущая. Куда лететь?

Решили отложить до завтра. Благо фляга с «Северным сиянием» не закончилась. И опять пошли застольные разговоры обо всём на свете, и ни о чём одновременно. Разговоры второго дня пьянства, как водится, плавно перешли в зимнюю спячку.

В половине третьего в дверь постучали.

Первым очнулся хозяин. Он подошёл к двери, дёрнул затвором берданки так, чтобы было слышно незваным гостям.

– Кого  принесло?

– Я ищу русского учёного Леонида!

– А как его по батюшке?

– Трудно сказать…

– Вали отсюда по-добру по-здорову! – выкрикнул хозяин балка. Он считал себя ответственным за своих гостей, в числе которых был археолух Лёня. Уматный чибис, между прочим!

– Папа его Джордж – Юрий! – не унимался незваный гость.

– Юрьевич! Леонид Юрьевич! – подсказал приятный женский голос.

Хозяин халупы сообразил: опасности никакой нет. С бабой ни один жулик с зоны не срывается.

Дверь растворилась.

– Залетайте шустрее! – скомандовал хозяин. – Весь жар выпустите!

Билл поёжился. Жару в избушке без того не хватало. Люди в ватных куртках спали вповалку. Изо рта шёл пар. На остывшей металлической печи стоял алюминиевый чайник, потерявший половину носика, приблизительно во время второй мировой войны. В руках хозяина оказалось ружьё с тех же самых времён.

– Кто здесь Леонид? – спросила женщина в меховой куртке американских коммандос. Её чернющие локоны спадали на плечи, прикрывая места, где должны быть звёзды на погонах.

Бывший зек почувствовал угрозу, но ухом не повёл, ничем не выдавая себя.

– Лёня! – похлопал он по рукаву какого-то типа в шапке-ушанке, завязанной под подбородком. – До тебя домогаются!

– А? Кто?! – Лёня вскочил со скамейки.

– Я Билл Янкерс, могли бы мы поговорить?

– А-а-а, – протянул Леонид Юревич. – Американский учёный! А я до тебя не дозвонился, вот что.

– Так, я сам приехал.

– Надо же, – голова Лёни отказывалась соображать. Хмель ещё не выветрился, но уже подступала головная боль.

– Что ты хотел мне сообщить?

Лёна раскрыл было рот, но в это время хозяин избушки уронил чайник, громко выматерился.

– А где есть Ваша матушка? – спросил Билл.

– Там же, где и батюшка! – улыбнулся  мужик в телогрейке. Интересуется, ишь,  чью это я мать помянул. Америкос, что с него взять?!

– У нас принято так говорить, как тебя зовут, кстати?

– Билл. Билл Янкерс! – понял американец.

– «Билли денюжку копил!»  – пропел хриплым голосом русский медведь, выдернув кусок ваты, торчащей из ватной безрукавки.

– На жизнь хватает, – сказал Билл.

–  А меня зовут, а какая, впрочем, разница! – мужик махнул рукой. – Выпьешь?

Билл покачал головой.

– А баба твоя? – хозяин избушки посмотрел в глаза брюнетки. Ну, точно, кума! Он чуял  ментов кончиками волос.

Жизель, как ни странно, улыбнулась.

– Намёк понял! – сказал мужик, имя которого осталось неизвестным. Он наполнил три стопки. Настоящие серебряные.

Билл удивлённо уставился на компанию чокавшейся троицы.

Жизель, которая произошла от сказочной Сирены, выпила мутную жидкость как армейская лошадь, и не поморщилась.

Услышав перезвон стопок, поднялись лётчики. Местный шоферюга сгонял за дровами, растопил буржуйку. Вскоре в избе стало теплее.

Сообразив, что трезвым русского учёного не понять, Билл решил присоединиться к компании.

Напиток, коктейль «Северное сияние» ему понравился. Чем-то похож на виски, и, в то же время, какой-то терпкий, но запах приятнее.

Русские принялись болтать без умолку, хвалясь природой своей страны.  Билл согласно кивал и счастливо улыбался. Закусывать свежей олениной ему не приходилось никогда в жизни.

В одно время Биллу показалось, что Жизели нет за столом. Двери то и дело хлопали. Кто-то уходил, возвращался. На столе появлялись всё новые виды закусок. Билл попробовал строганину.

– Ничего себе так, – сказал он на русский манер, заслужив шквал аплодисментов.

Подсел Леонид Юрьевич и поведал о своей находке. Он посетовал, что куда-то подевалось стекло с микропрепаратом, что, по его мнению, вполне поправимо. В общем гаме Билл силился расслышать русского учёного, но понял только слова, произнесённые на латыни: «Opponens pollicis».

– И что? – спросил Билл.

– А то, костный бугорок, к которому крепится мышца, сглаживается. И процесс этот, необратим.

Билл вскочил на ноги. Его тут же усадили обратно.

– Не буксуй, американский товарищ! Так выпьем за сглаживание всех бугорков! Пускай между нашими странами не будет никаких Берлинских стен и Колымских холмов!

– Кстати, баба твоя, того, цэрэушница, – шепнул на ухо Биллу хозяин хибары. – От неё за версту балладой несёт.

Билл в ответ одарил его родительской улыбкой. Так отец отмечает острый, но ещё неокрепший  ум сынишки, пытающегося рассуждать по-взрослому.

Русский медведь повёл плечами. Мол, я тебя предупредил, тебе жить.

Бражники зачем-то попросили отдать Аляску, даже намеревались сунуть Биллу деньги. Американец согласился отдать задаром, чем вызвал безудержный приступ доброты русской души.

Вновь появилась Жизель с одним из лётчиков.  Они тайно переглядывались.

Зазвенел мобильник Билла. Шеф настаивал на его немедленном возвращении. Что-то произошло в лаборатории, и ЧП требовало непременного участия главного экспериментатора.

Жизель сидела рядом и всё слышала.

Почему она оказалась поблизости именно в этот момент? Билл встретился взглядом с хозяином избушки. Тот подмигнул.

О немедленном возвращении не могло быть и речи. Мужики посовещались и решили оставить американских гостей на ночь. Лётчики предложили свой вагончик, тёплый и со всеми удобствами. Узнав, что в нём есть душ, Жизель захлопала в ладоши.

Когда договорились о ночлеге, решили продолжить веселье. Но, внезапно, заорала рация. Из бурного потока русских ругательств Билл понял одно: начальство приказывает немедленно вылетать!

Лётчики  мгновенно собрались. Выпив на посошок, они подхватили Лёню под руки и повели к двери.

– Билл! – крикнул русский учёный. – На! Возьми!

Он протянул свой мобильный телефон.

Билл Янкерс машинально взял его.

– Там я заснял микропрепарат, – сказал Леонид Юрьевич из дверного проёма. – Дрянный снимок, конечно, но вы там  выправите!

– А что, что выправлять? – выкрикнул Билл, выскочив следом.

– Снимок костной мозоли на месте прикрепления мышцы оппоненса, и-ик!

Лётчики прибавили шаг.

Билл остался стоять с мобильным телефоном русского учёного. Подарок, конечно, так себе. Старенькая «Нокия», но всё же. Билл пожалел, что не взял с собой ни одного значка с изображением капитолийского холма. Что ж, ему рады и без подарка.

Все ушли непонятно куда, а самое главное, когда? Билл вернулся в опустевшую избушку.

Жизель зашла следом.

Опять она присутствовала при контакте с русским учёным! Билл плохо соображал, мысли путались в голове, а перед глазами стояло северное сияние.

– Жизель, что такое баланда? – зачем-то спросил Билл.

– Какое-то русское слово, которого нет в словарях.

– А для чего её носят за версту?

– От холода спасаются! – сказала Жизель первое, что пришло ей в голову.

Билл посмотрел на её армейский бушлат и рассмеялся. Вот почему русский сказал, что она цэрэушница. Потому что Жизель носит баланду!

Всё встало на свои места.

– Жизель, ты знаешь, что русский Лёня отгадал загадку Колымского человека?

Жизель участливо молчала.

– Он доказал, что эта рука принадлежит переходному типу от человека к обезьяне!

– Так ты и без него знал, – поддакнула Жизель.

– Он представил документальные доказательства на клеточном уровне! Ты понимаешь, что всё это значит?

– Это значит, дорогой, что ты самый умный человек в  мире!

– Да, я умный, – согласился Билл. – А босс нашей корпорации глуп!

– Да он просто набитый дурак!

– Кто его бил?

– Побывав у этих русских, начинаешь говорить, как они. Набитый дурак – это пугало огородное.

Билл внимательно посмотрел на подругу. Откуда у неё столь глубокие знания русского фольклора? За полдня пребывания в компании пьяных мужчин?!

– Передай своему дураку набитому, что его вакцина вызовет обратное развитие человека. Через несколько поколений мы все  станем Колымскими человеками!

Жизель вздохнула с неподдельной грустью.

– Вот так-то. И нашим детям станут прививать эту дрянь!

– Никто не станет её прививать, мы завтра же с тобой опубликуем информацию на весь мир!

– Почему завтра? Открывай ноутбук!

– Точно! – аж подпрыгнула в энтузиазме Жизель.

Ну, какая она цэрэушница?  У этих русских страх в крови, впитанный с молоком матери. Наверное, поэтому у них принято вспоминать матушку недобрым словом. Билл рассмеялся.

– Мы сделаем  снимок руки Колымского человека и выложим её в интернет!

– Точно! – обрадовался Билл. – Только, где мы возьмём разрешение на съёмку?

– Не надо никакого разрешения. Пока ты веселился с русскими товарищами, я узнала, где её хранят. В проруби! – глаза Жизели вспыхнули.

– Так пошли, достанем!

Жизель поддерживала бой-френда. Хорошо, река недалеко. Хоть и учёный червь, а весит как настоящий медведь.

– Жизель! Только тихо! – скомандовал голос в наушнике блютуз.

Жизель кивнула, как будто начальник мог её видеть.

– И всё-таки, ты шпионка! Цэрэеушица, как говорят русские, – внезапно сделал заключение Билл Янкерс.

– Конечно! – радостно согласилась Жизель. – Все мы вышли из одной шинели!

– Ну да, Гоголь. Помню, как же, – язык Билла заплетался.

– Вот и прорубь. Рука в кульке. Он привязан за верёвку. Я вытяну? – Жизель потянула руку к колышку на краю полыньи.

– Нет! – мотнул головой Билл. – Это не женское дело!

Он запнулся о колышек, соскользнул с края проруби и повалился набок.

Жизель стояла, держа за спиной нож. Одно движение, и нет Билла Янкерса – борца за справедливость за счёт чужих денег! К счастью, не пришлось убивать бой-френда. Он повалился в полынью, ударился головой о противоположный край проруби, потерял сознание и погрузился в ледяную воду.

Жизель нагнулась, отрезала верёвку, к которой привязана рука Колымского человека, затем достала из кармана стёклышко и бросила его в воду.

– Дело сделано! – сказала Жизель.

В ответ раздался резкий гул. Ультразвуковой хлопок в гарнитуре блютуз ударил по мозгам, отключив головной мозг. Жизель повалилась вперёд.  Быстрое течение таёжной реки утянуло её под метровый лёд.

Человек в  чёрном комбинезоне доложил по мобильному:

– Вопрос  решён.

Начальник службы безопасности фармацевтического концерна сказал боссу:

– Проблема решена. Ни один американец не погиб насильственной  смертью, – главный головорез не покривил душой. Билл погиб по неосторожности, а Жизель не имела американского гражданства.

Босс улыбнулся.

– Вакцину назовём в  честь одного из её создателей – Билла Янкерса! – сказал он.

– Мы, в самом деле, будем прививать её нашим внукам?

Босс посмотрел  на подчинённого, как на неразумное дитя.

Начальник службы безопасности опустил глаза.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников