Яна Богданова. «Самоубийца» в Учебном театре «На Моховой»

Аристарх Доминикович:
Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <…> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <…> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и немыслимо страдает от мысли об иждивенчестве. Ссора с женой из-за ливерной колбасы заставляет его принять мысль о самоубийстве. Жена с тещей и сосед Калабушкин делают все, чтобы остановить безрассудство. Но в итоге оказывается, что это самоубийство для многих может стать очень выгодным.

В Учебном театре «На Моховой» на Малой сцене идет спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана. Пьеса была написана в далеком 1928 году, люди тогда еще не успели оправиться от революционных потрясений и никак не могли найти точку опоры. Для тех, кто совершил эту самую страшную революцию – важно было поддерживать «тлеющий очаг» веры в марксистскую идеологию, дабы потопом и враз не снесло пылью истории великие идеи, поднявшие народ на баррикады.

Сразу после написания пьесы в 1928 году Мейрхольд в попытке ее поставить получает жесткий отказ от Главреперткома. За само желание «размять» пьесу театр им. Мейерхольда обвиняется в антисоветчине и ее пропаганде. В театре им. Е. Вахтангова пьесу запретили. Еще одну попытку принимает К.С. Станиславский, обращаясь с личным письмом к Сталину. После просмотра готового спектакля на «Самойбийцу» наложен строжайший запрет. И еще долгое – долгое время пьеса мыкается от одного к другому режиссеру, но те, готовые пригреть эту слезную вдову – получают от начальства свыше – запреты, запреты, запреты.

Пьеса, тем не менее, дожила до светлых времен и нашла свою аудиторию в 21 веке. От актуальности поставленного спектакля в мастерской А.А. Праудина даже передергивает. Нельзя не отметить, что в самой пьесе «Самоубийца» много «достоевщины», вспоминается роман Бесы и сцена Кириллова и Верховенского. Где невинный Кириллов – дав обещание покончить жизнь самоубийством по идеологическим соображениям – берет на себя вину за убийство. Но мы несколько отклонились от темы.

Если говорить про спектакль на Моховой, то актуальность заключается в ярких персонажах, соответствующих нашему времени, готовых «коммерчески» использовать желание Подсекальникова покончить с собой. В этой своре и борец за интеллигенцию и безумная нарциска и наглый бизнесмен и предприниматель мясник и представитель якобы искусства и даже священник с католическим крестом на шее и с православной библией в руках.

Веры в будущее нет, Бога нет, а если он и есть, то с ним мало разговаривают, каждый из персонажей пытается урвать кусок для себя – потолще и помясистее – использовать эту смерть максимально выгодно. Именно тогда каждый раскрывается по-своему – каждый сам за себя – каждый работает локтями – балом правят только деньги и власть – все остальное не имеет значения.

Нельзя не отметить современную трактовку самого режиссера постановщика – Александра Кладько. Он смело и вызывающе решает одну из главных сцен спектакля – вечеринка перед самоубийством Подсекальникова в стиле телевизионных политических дебатов – каждому дается право высказаться, но именно итоговый балаган веселит публику – дает ей заряд бодрости. Смесь современной дискотеки, телевизионных дебатов, розыгрыша «смертельного» приза в стиле «Что, Где, Когда» – ведь даже сама смерть Подсекальникова выиграна кем-то в лотерею.

Спектакль в театре на Моховой лаконичен в декорациях – ярок в костюмах, где преобладают красные и черные тона, очень современен – в исполнении персонажей постоянно проводятся параллели ныне действующих или уже ушедших в мир иной политиков и предводителей, освещение создает ощущение нереальности. Спектакль невозможно назвать бытовым. Постоянные флешбеки, так называемые «зачины», мистические вставки делают спектакль многообразным и колоритным. Атмосфера «бесовства» передана с помощью движения, костюмов, голосов и музыки.

Кто такой этот маленький человек в мире общества, значит ли он что – нибудь для государства и представителей других общественных классов – этот маленький винтик цивилизации, когда даже собственную смерть у него готовы «отобрать» за идею.

Кто еще не был – очень советую посетить.

Яна Богданова, драматург
https://vk.com/id192938
https://vk.com/public32321626

Отзывы о пьесе

Н. Я. Мандельштам:

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) — внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство»

А. Василевский:

«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «Бесов» Достоевского, когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем

Л. Велехов:

Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось советское государство, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и глубокую мысль. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может.

Читайте журнал «Новая Литература»

Е. Стрельцова:

Пьеса «Самоубийца» — прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это — бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека.

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.