Игорь Иванов. Война за киевский престол. Часть первая. Изгнание Святополком Владимира с киевского стола.

Святополк о Владимире: “Зане его же Господь взълюби, а аз погнахъ и к болезни язву приложихъ”.
«Повесть временных лет». «В год 1014. Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого (перестал давать с 1014 года) в Киев отцу своему. И сказал Владимир: «Расчищайте пути и мостите мосты ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся». 15 июля 1015 года князь Владимир, Креститель Руси, умирает на Берестове в своем дворце под Киевом. Существует две версии дальнейших событий. По «Повести временных лет»: « Умер он на Берестове и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве». Далее происходит следующее: «Ночью же разобрали помост между двумя клетями (пол между этажами) завернули его (тело) в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили его в (церкви) Святой Богородицы, которую сам когда-то построил». «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова: «…Святополк потаи смерть отца своего и ночь примав помост на Берестовем и в ковер обертавше, свесивши ужи (веревки) на земле, везше на санях, поставиша и в церквы Святыя Богородица (Десятинная церковь в Киеве)».
Некоторые историки такое начало похорон связывают с возможно существовавшими тогда обрядами. Некоторые предполагают, что вынести мраморный гроб со второго этажа не могли, поэтому разобрали перекрытие. Но при описании событий в Берестове по «Сказанию» и «ПВЛ» упомянут именно ковер, а о гробе нет упоминания. Мраморный гроб упомянут только при похоронах в Киеве. В Десятинной церкви тело было заключено в мраморную гробницу, устроенную по образцу византийских саркофагов, которая и была поставлена в церкви рядом с гробницею супруги его Анны. Летописец повествует о бесчисленном стечении народа при погребении знаменитого князя; все плакали и стенали от боярина до последнего простолюдина.
Если исходить из «ПВЛ», то обряд в Берестове совершается боярами противниками вступления Святополка на киевский стол, т. е. обряд укладывается в некую концепцию, приемлемую для взглядов противников Святополка. Если исходить из «Сказания», это действие совершает Святополк, которого бояре не желают видеть на киевском столе. Получается, что совершаемый обряд не противоречит взглядам на обряд как Святополка, так и его противников бояр. Само «Сказание» вошло местами в раздел «ПВЛ» о смерти Владимира и борьбе за киевский стол между Святополком и Ярославом, о убийстве Святополком Бориса и Глеба. Разница описания обряда между «ПВЛ» и «Сказанием» лишь в местонахождении Святополка в момент смерти Владимира и некоторых мелких разночтениях. Попробуем зрительно представить, что происходит согласно «Сказания». Святополк с людьми разбирают перекрытие потолка, опускают ужи (веревки), спускаются сами, завертывают тело Владимира в ковер, обвязывают ковер ужами поднимаю тело, обернутое в ковер и …? Невероятное прочтение – «везши на санях поставиша». Тело, обернутое в ковер, каким-то образом стоит при поездке, а ужи свисают на землю, вероятно, оставляя на ней невидимый след, тянущийся от Берестова до Десятинной церкви в Киеве.
Обратимся к Новому Завету. От Марка. Глава 2. Исцеление Иисусом расслабленного (Мтф. 9,1-8; Лук. 5,17-26). Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так-что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 Что он так богохульствует? Кто может прощать грехи кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? Сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? 10 Но чтобы вы знали что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: 11 Тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой, 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Расслабленный – человек, лишенный физических или психических сил. Крайняя степень болезни паралич. В богословии болезни рассматриваются как следствие греховного образа жизни, совершения отдельных греховных поступков. В ряде случаев «болезнь» явление не столько физическое, а нравственное. Т. е. сама «болезнь» – совершение цепи поступков, несовместимых с моралью. В данном случае исцеление грешника произошло благодаря его глубокой вере. Кирилл Туровский (1130-около1182), епископ Туровский, знаменитый писатель и проповедник, в «Слове о расслабленном» писал о расслабленных: «аще кто слеп есть разумомь, ли хром невериемь, ли раслаблен еретичьскимь учениемь…».
. Вероятно, читатель уже заметил ряд совпадений между обрядом в Берестове и чудом в Капернауме. Разбор помоста – раскрытие кровли; ковер, в который завернуто тело покойного Владимира, – постель расслабленного; «в ковер обертавши…везши на санях поставиша и церквы Святая Богородица (церковь, построенная князем Владимиром) – «Тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой, 12 Он тотчас встал и, взяв постель вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога…». Есть объяснение, почему обряд в Берестове происходит ночью. От Марка, Глава 1,32 « При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых».
Нейтральный взгляд на странный обряд, совершаемый в Берестове. « Больному» Владимиру за глубокую веру символически отпускают грехи и торжественно хоронят в Киеве. Можно предположить, что «болезнь» Владимира лежит в области мирских взаимоотношений, а не веры. Велика вероятность, что сам обряд в Берестове был совершен при явном или неявном попустительстве церковных деятелей.
Необходимо отметить, что фраза, приписанная летописцем Владимиру в 1015 году, «расчищать пути и мостить мосты» достаточно лукава, так как содержит подтекст. Ранее летописец сообщает, что в 996 году 6 августа печенеги напали на княжескую резиденцию Васильев. Владимир вышел навстречу с малой дружиной, был разбит и обратился в бегство. Спасаясь от преследователей, он спрятался под мостом, дав обет в случае спасения поставить церковь Преображения, поскольку события произошли именно в день Спаса Преображения. Вероятно, летописец не слишком верит возможностям Владимира в конфликте с Ярославом. Так как в дальнейшем будут рассматриваться тексты из «Сказания о Борисе и Глебе» Иакова, в котором существуют ссылки, намеки на историю взаимоотношений Ярополка и Владимира, то необходимо напомнить ее читателю.
В 972 году Святослав погибает в схватке с печенегами, в Киеве правит его старший сын Ярополк, Олег управляет древлянами, а в Новгороде сидит Владимир. Около 977года между Ярополком и Олегом происходит ссора, война, закончившаяся гибелью Олега. Владимир бежит из Новгорода за море, Ярополк ставит в Новгороде своего посадника. За морем Владимир нанимает варяжскую дружину, берет Новгород, затем нападает на Полоцк, где сидел Рогволод, вероятно, местный князь, не принадлежавший к Рюриковичам. Сценарий дальнейших событий достаточно типичный. Владимир убивает Рогволода и его двух сыновей, а дочь Рогволода Рогнеда силой была принуждена стать женой победителя. Далее Владимир идет на Киев, изгоняет Ярополка из Киева. Ярополк, осажденный в городе Родне, идет на переговоры с братом. Доверяя мирным предложения Владимира, он отправился в ставку, но при входе в нее был убит двумя находившимися в засаде варягами. Из «Повести временных лет» (Лаврентьевская летопись): « Владимир же вступил в связь с женой брата – гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он двух отцов: от Ярополка и от Владимира». Ярополку греческую монахиню привез в жены из похода на Болгарию Святослав, отец Ярополка, Олега и Владимира.
Около 1013 года происходят события, описание которых историкам известно из «Хроники» Титмара Мерзебургского, (975-1018) немецкого хрониста, епископа Мерзебургского. В своей «Хронике» Титмар кратко описывает события на Руси в период 1013-1018 года, приводит сведения по древнерусской истории конца княжения Владимира Святославовича и межусобия его сыновей. Сведения представляют особую ценность, так как этот период в древнерусских источниках отражен скупо. Историки считают, что эти сведения Титмар услышал от саксонцев, участвовавших в походах на Русь в войсках польского князя Болеслава Храброго. Титмар сообщает, что около 1013 года Святополк женится на дочери Болеслава Храброго. Дочь Болеслава приезжает на Русь вместе со своим духовником католиком Рейнберном епископом Колобрежским. Далее Владимир вдруг отправляет в заключение Святополка, его жену и епископа. Титмар сообщает, что Святополк был намерен тайно выступить против Владимира по наущению Болеслава. Рейнберн умирет в заключении. Титмар пишет, что в том же году Болеслав предпринял поход на Русь, но не сообщает причины похода. Предполагается, что целью похода было освобождение из заключения дочери и зятя. На этом событии мнения историков, читающих Титмара, расходятся. А. Кузьмин в книге «Крещение Руси пишет: « Под 1013 годом у Титмара сообщается о походе Болеслава на Русь, окончившимся, однако, неудачей. Подробностей роспрей Титмар тоже не сообщает. Неясно примирился Владимир со Святополком или нет. Вполне, вероятно, что примирился, по крайней мере, внешне. Ведь Владимиру предстоял поход на Ярослава, который отказался выплачивать дань Киеву, фактически подняв оружие на отца. Да и известно, что ко времени кончины киевского князя Святополк был на свободе, причем находился не у себя в Турове, а либо в Киеве, либо в Вышгороде, являвшемся резиденцией киевских князей». В момент смерти Владимира по «Сказанию о Борисе и Глебе» Иакова он на свободе, в Киеве. На свободе он оказывается и по версии «ПВЛ». Так как летописи умалчивают историю освобождения Святополка, причины его заключения, то историки вынуждены были выдвинуть ряд предположений. О причине заключения наиболее часты два следующих предположения. Святополк хотел отделиться от Киева, попытка введения им католичества взамен православия. Историк Д. Иловайский в книге «Становление Руси» напишет: «Окончание этого дела неизвестно, но Святополк, вероятно, успел оправдаться, так как в момент кончины Владимира мы видим его на свободе». Однако в «Примечаниях» Иловайский отметит: «Судя по словам Дитмара (Титмара), Болеслав Храбрый вследствие заключения в темницу его дочери и зятя, предпринял поход на Русь и воевал с Владимиром незадолго перед смертью последнего. Русская летопись ничего не знает об этой войне». Другое мнение из чтения «Хроники» о результате похода Болеслава сложилось у советского историка Г. М. Фелиста.
Из публикации советского историка Г. М. Фелиста «История преступлений Святополка Окаянного». – Мн.,1990. «Титмар Мерзебургский в «Хронике» рассказывает, что получив столь печальное известие (заключение) Болеслав спешно заключает договор с германским императором и направляется на Русь для спасения зятя и дочери. В 1013году он захватывает Киев и освобождает их. Ни Титмар и никто другой не говорят, к сожалению, на каких условиях был освобожден Святополк и оставлен при Владимире или наоборот…». Догадки о полномочиях Святополка при больном Владимире возникают независимо от сообщения Титмара о походе на Болеслава Киев. По летописи Владимир дал Святополку в управление Туров. Должно быть объяснение тому, что в момент, когда Ярослав, отказываясь выплачивать дань Киеву, провоцирует военный конфликт, когда Борис отправлен на поиски печенегов, якобы собиравшихся напасть на Русь, рядом с больным Владимиром оказывается Святополк, место которому в Турове, а не в Киеве или Вышгороде.
Сведения, что Святополк выгнал Владимира из Киева можно найти в «Сказании о Борисе и Глебе» Иакова мниха (монаха). В Берестове Владимир находился, вероятно, в почетной ссылке. Иаков мних, церковный писатель 11 века, ему, по мнению историков, кроме «Сказания о Борисе и Глебе» принадлежит «Память и похвала Владимиру», сочинение, открытое лишь в середине 19 века. У историков достаточно велика степень доверия к фактам, приводимым Иаковым в «Памяти и похвале Владимиру», источником которых могли быть не устные свидетельства, но письменные летописные сочинения. Например, ему была известна точная дата вокняжения Владимира: 11 июня 6486, то есть 978 года (в «Повести временных лет» неверная дата – 980 год). Также он утверждает, что крестился князь в «десятое лето» по вокняжению, то есть в 987 году, и жил после крещения 28 лет, что соответствует указанной им дате «памяти» – 15 июля 1015 года.

«Начало русской литературы. 11-начало 12в. Сост. и общ. ред. Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. М. 1978. С. 278-303. (Памятники литературы Древней Руси). «Съказание и страсть и похвала святюю мученику Борису и Глебу”.
Отрывок из “Сказания”
После убийства раненого Бориса двумя варягами; эпизода, напоминающего убийство двумя варягами Ярополка, изгнанного Владимиром из Киева в Родню, Святополк рассуждает о своей судьбе следующее. Текст в облегченной транскрипции. «Глаголааше бо въ души своеи оканьнеи: «Что сътворю? Аще бо до сьде оставлю дело убииства моего, то дъвоего имам чаяти: яко аще услышать мя братия моя, си же варивъше въздадять ми и горьша сихъ. Аще ли и не сице, то да ижденуть мя и буду чюжь престола отьца моего, и жалость земле моея сьнесть мя, и поношения поносящиихъ нападуть на мя, и къняжение мое приметь инъ и въ дворех моих не будеть живущааго. Зане его же господь възлюби, а азъ погнахъ и к болезни язву приложихъ, приложю къ беззаконию убо беззаконие. Обаче и матери моея грехъ да не оцеститься и съ првьдьныими не напишюся, нь да потреблюся отъ книгъ живущиихъ». Яко же и бысть, еже последи съкажемъ. Ныне же несть время, нъ на предълежащее възратимсъся. И си на уме си положивъ, зълыи съветьник диаволь, посла по блаженааго Глеба рекъ: «Приди въбързе. Отьць зовет тя и несъдравить ти велми».
Принятый перевод. «Так говорил в душе своей окаянной: Что сделаю? Если остановлюсь на этом убийстве, то две участи ожидают меня: когда узнают о случившемся братья мои, то, подстерегши меня, воздадут мне горше содеянного мною. А если и не так, то изгонят меня и лишусь престола отца моего, и сожаление по утраченной земле моей изгложет меня, и поношения поносящих обрушатся на меня, и княжение мое захватит другой, и в жилищах моих не останется живой души. Ибо я погубил возлюбленного господом и к болезни добавил новую язву, добавлю же к беззаконию беззаконие. Ведь и грех матери моей не простится, и с праведниками я не буду вписан, но изымется имя мое из книг жизни». Так и случилось, о чем после поведаем. Сейчас же еще не время, а вернемся к нашему рассказу. И замыслив это, злой дьявола сообщник послал за блаженным Глебом, говоря: «Приходи не медля. Отец зовет тебя, тяжко болен он».
Переводчиками не понят полностью смысл текста. Следующая фраза переведена неточно: «Зане его же господь възлюби, а аз погнахъ и къ болезни язву приложихъ, приложю къ беззаконию убо беззаконие. Принятый перевод: «Ибо я погубил (вместо «погнахъ») возлюбленного господом и к болезни добавил новую язву ( в тексте нет слова «новую»), приложу же к беззаконию беззаконие». Но слова «зане его же господь възлюби, а аз погнахъ и къ болезни язву приложихъ» относятся к больному Владимиру, а не убитому Борису. Убийства Бориса и Глеба определены словом «беззаконие». О предстоящем убийстве Глеба – «приложу (добавлю) беззаконие к (совершенному) беззаконию», убийству Бориса.
Более точный перевод. « Так говорил в душе своей окаянной: Что сделаю? Если остановлюсь на этом убийстве, то две участи ожидают меня: когда узнают о случившемся братья мои, то подстерегши меня, воздадут мне горше содеянного мною. А если и не так, то изгонят меня и лишусь престола отца моего, и сожаление по утраченной земле моей изгложет меня, и поношения поносящих обрушаться на меня, и княжение мое захватит другой, и в жилищах моих не останется живой души. Его (см. «лишусь престола отца моего») Господь возлюбил, а я погнал и к болезни язву приложил, приложу к беззаконию беззаконие. Ведь и грех матери моей не простится, и с праведниками я не буду вписан, но изымется имя мое из книг жизни». Так и случилось, о чем после поведаем. Сейчас же еще не время, а вернемся к нашему рассказу. И замыслив это, злой дьявола сообщник послал за блаженным Глебом, говоря: «Приходи не медля. Отец зовет тебя, тяжко болен он».
Иаков достаточно настойчиво напоминает читателю, что Владимир оказался на киевском столе, прогнав Ярополка. В «Сказании» Борис размышляет, узнав о смерти отца: «Аще поиду в дом отца своего, то языцы мнози превратят (соблазнят) сердце мое, яко (так) прогнати брата моего, как и отец мой преже святого крещения, славы ради и княжения мира сего».
Автор данной статьи не нашел в «Сказании» строк, которые могли бы подсказать когда и при каких обстоятельствах произошло освобождение Святополка из заключения, смещение Владимира Святополком с киевского стола. Можно выдвинуть следующие предположения. В соответствии с предположением Г. Филиста, что в 1013 году Болеслав Храбрый взял Киев, освободил Святополка. Возможно, что огорченного этими обстоятельствами Владимира разбил паралич, он официально не смещен с киевского стола, но от его имени правит Святополк. И болезнь Владимира двоякого рода, физическая и проведение политики в интересах Святополка. Святополк отправляет Владимира в Берестов и некоторое время до смерти Владимира правит от его имени. Косвенным подтверждением этого является внезапный отказ Ярослава в 1014 году отсылать положенные две тысячи гривен в Киев.
Предположительно, «язва» – оскорбление, клевета, которую нанес Святополк Владимиру, включает обряд, совершенный в Берестове.
Было бы наивно утверждать, что взгляд на Владимира как на грешного человека, которому прощаются грехи за глубокую веру, личное мнение только Святополка. Необходимо отметить сравнительно позднюю канонизацию Владимира, которая приходится на время нашествия татар на Русь. Г. П. Федотов пишет: «Неизвестный автор похвального слова Владимиру (середина 12 века) жалуется на отсутствие почитания его и этим объясняет отсутствие чудес, которые могли бы содействовать признанию его святым. Есть предположение, что празднование святому Владимиру установлено после Невской победы, которая была одержана над шведами в день памяти святого князя (15 июля 1240 г.)». См. Г. П. Федотов «Святые Древней Руси». Изд. « Феникс», 1999 г., стр.9. О Владимире, именуемым святым, Ипатьевская летопись упоминает под 1254 годом, отмечая поход Даниила в Чехию: «Данилове же князю хотящу, ово короля ради, ово славы хотя, не бе бо в земле Русцей первее, иже бе воевал землю Чешьску, ни Святослав хоробры, ни Володимир святый».
Неслучайно Иаков в подтекст рассуждений Святополка, обратившись при поиске в Ветхом Завете прототипа сходной ситуации, выбрал 68 псалом. В нем Давид, обращаясь с молитвой к Богу, рассказывает о несправедливых поношениях и обвинениях, которым он подвергся со стороны части общества, со стороны своих соплеменников, людей одной с ним веры, случившиеся с ним в период преследования его Саулом. В подтексте этот псалом уже как бы обращение к Богу скончавшегося Владимира, а не Давида. Историк А. Кузьмин писал, касаясь позднего обретения Владимиром статуса «святого», что силы, препятствующие канонизации русского князя, «возглавляла, конечно, греческая митрополия, которая, как было сказано, препятствовала и канонизации Бориса и Глеба. Но одна она не могла бы устоять. Очевидно, и на Руси были силы, препятствующие прославлению Владимира»
Выдержки из псалма 68 и рассуждения Святополка. Текст псалма взят из книги протоиерея Григория Разумовского «Объяснение священной книги псалмов». Москва. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 2002. Ст.20. Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси, оскорбляющие мя. Разумовский: «Здесь пророк выражает перед Богом причину своей скорби. Я удручен, как бы так говорит он, тяжелою скорбью, по Тебе, Господи известны не только самая скорбь моя, но и причина этой скорби, Тебе известно, то поношение, которому подвергли меня враги мои. Ты знаешь стыд и посрамление, какие принужден я терпеть от них, и все оскорбляющие враги мои,- все они перед Тобою».
Ст.25 и 26. Пролий на ня гнев Твой и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живой. Святополк: «…княжение мое захватит другой, и в жилищах моих не останется живой души». Ст.27. Зане егоже Ты поразил еси тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. Согласно Разумовскому св. Афанасий Александрийский так толкует этот стих: «…увеличивают и усиливают болезни и страдания мои язвами разных клевет, насмешек и ругательств». Ст.28 и 29. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся. Святополк: «Зане его же Господь възлюби, а аз погнахъ и к болезни язву приложихъ, приложу къ безаконию убо безаконие. Обаче и матери моея грехъ да не оцеститься и съ правьдьныими не напишюся, нь да потреблюся от книгъ живущиихъ». Образ Владимира, в подтексте сравниваемый с образом безвинно оклеветанного пророка и царя Давида, идеологически выверен с образом Владимира, «апостола в князьях», данным Иаковым в «Памяти и похвале Владимиру».

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.