Бейбит Ахмедиев. Жизнь и творчество (эссе)

Давно хотел обсудить одну важную для меня тему. Возможно, она заинтересует кого-нибудь, и мои житейские наблюдения окажутся им полезными. Впервые, серьёзно  задумался над этим вопросом, читая «Слова  назидания» Абая Кунанбаева. В своём первом слове Абай теоретически обосновывает своё решение написать эту работу.
«Хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор…
Но вот когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни.
И терзает мысль: чему же посвятить остаток дней своих? Чем заняться?»
Далее Абай перечисляет виды возможной деятельности. Это общественная работа, разведение скота, изучение наук и т. д. Но не одно из этих направлений не заинтересовало его по причине бессмысленности и бесперспективности в тот конкретный момент. И вот к какому решению пришёл великий мыслитель:
«Наконец решил: возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все  свои мысли. Может быть, кому-то придётся по душе какое-нибудь моё Слово и он перепишет его для себя или просто запомнит; и если нет – мои слова, как говорится, останутся при мне».
К таким, можно сказать, нерадостным умозаключениям пришёл на закате своих лет поэт-филосов.
А вот другой пример из книги Л. Н. Гумилёва «Этносфера. История людей и история природы.» (Санкт-Петербург СЗКЭО «Кристал» Москва «Оникс» 2003 г.)
«… не может быть научной идеи без персоны автора, ибо для мысли нужна голова, а она у человека всегда одна, то очевидно, что у каждого учённого, как человека, есть личная жизнь: школьные годы, тяжёлые экспедиции, семейные осложнения, служебные неприятности, да и болезни.», «…личная биография автора никак не отражает его  интеллектуальной жизни. Первую биографию мы все пишем для отдела кадров, а последнюю, некролог, обычно пишут знакомые или просто сослуживцы. Как правило, они выполняют эту работу халтурно, а жаль, ибо она куда ценней жизнеописания, в котором львиная доля уделена житейским дрязгам, а не глубинным творческим процессам».
В последнем абзаце Л. Н. Гумилёв акцентирует внимание на том, что недобросовестные биографы больше уделяют внимания на несущественных фактах личной жизни автора, а не на его научных или творческих исканиях. Но с другой стороны в реальной действительности всё устроено так, что именно «житейские дрязги» составляют основу нашей жизни. И чтобы уметь противостоять этому гигантскому месиву, этим «свинцовым мерзостям» нашей действительности, надо иметь недюжинную силу воли и терпения.
Почему я привёл примеры из произведений этих двух различных авторов? Да потому что они в разное время, в совершенно различной обстановке столкнулись с одинаковой проблемой, которая, по моему мнению, является вечной. Кому-то в этой жизни удаётся себя реализовать как личность. А кому-то нет. И он навсегда уносит в могилу свои мысли и нераскрытые таланты. Жизнь скоротечна. В юности не каждый может сразу разобраться во всех премудростях взрослой жизни и выбрать верный путь. Правильно использовать свои силы, устоять перед вызовами судьбы.
Кому-то везёт, он оказывается в благоприятной обстановке, в среде доброжелателей, где он находит заботу, поддержку и понимание. А кому-то везёт меньше, и он оказывается во враждебном окружении, где о развитии и раскрытии своего духовного и творческого потенциала не может быть и речи. Где царят мракобесие и банальное мещанство. И где творческая мысль или какие-нибудь другие душевные потуги просто-напросто недопустимы и подвергаются беспощадным насмешкам и издевательствам.
Конечно, мало кого интересует черновая сторона творческого процесса (кроме специалистов), но, тем не менее, я думаю, что с него то и начинается любое творчество. Подняв эту тему, я, прежде всего, хочу для себя яснее понять перспективы дальнейшей работы и упорядочить свои мысли. Может в дальнейшем эти мысли окажутся для кого-нибудь полезными.
Если вернуться к авторам, которых я цитировал в начале статьи, то, не умаляя их значения, испытывая к ним глубочайшее уважение, нужно отметить, что и они испытывали колоссальные трудности, раз пришли к таким мыслям. Хотя один был потомком знатного султана, а другой сыном известной поэтессы. А что тогда говорить о людях простых?
P. S. Часто ловил себя на мысли: что живу как во сне. Будто это и не я, а кто-то другой ест, спит, живёт вместо меня. А истинный я, где-то там, в недоступной глубине, закрыт наглухо. И нет ему места в этой жизни, что никогда не выйти ему из этих таинственных глубин, бездонной человеческой души.
Но мы не властны над собой, все в руках небесных.

2004  г.
Ахмедиев  Бейбит  Касымханович

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.