Ева Полякова. 7 способов перевернуть в гробу писателя

Вступление.

Чем, прежде всего, является текст для театрального режиссера? Материалом. Однако есть одно «но». Этот материал нельзя сравнить с глиной или пластилином, из которых можно слепить всё, что угодно. Скорее, он подобен конструктору – некоторые детали, как ни крути, нельзя соединить. Однако некоторые режиссеры, создавая спектакли,  эти замки, в подвалах которых обычно находятся запасы культурных ценностей, вовсю соединяют несоединимые детали. И, похоже, им всё равно, что детали не скрепляются друг с другом и замок рушится.

 

 Режиссеры колоссальными усилиями водворяют кирпичи на прежнее место, пользуясь при этом невероятным количеством скрепляющих средств, и в какой-то мере они добиваются успеха: их детище умудряется встать на ноги и, пошатываясь, держась за руку родителя, продвигается вперед…

Что это дает? К сожалению, многие такие «родители» забывают об одном неумолимом и общем для всех нас судье, которому не свойственна жалость. Этот судья – время. Нетрудно догадаться, что легкие шалаши не выдержат стремительного порыва ветра времени, тогда как каменные здания с прочным фундаментом простоят не один десяток лет. Так зачем же издеваться над произведениями писателей, превращая выстроенные ими каменные громады в груды не соединяющихся обломков, облекая глубокое содержание в непривлекательную форму, которое тонет в этой форме, захлебывается и гибнет. Ведь большинство писателей, создавая свои произведения, «руководствуются в своем отчаянном призвании желанием найти истину и отделить ее от той смеси лжи и уверток», в которой мы живем. Так для чего же топить найденную ими истину?

А топят ее следующими способами…

Способ 1. Огрубление текста.

Вначале было слово. И слово принадлежало писателю. Но вот его заполучает режиссер и по мановению его руки, а также при помощи инсценировщика жемчужную россыпь благородных слов драматурга превращают в благородную кучу словесного мусора. Бесспорно, это стоит сделать, ведь грубые слова так привлекательны, они ласкают слух и звучат, как особая музыка, которую хочется слушать снова и снова. Если серьезно, режиссеры, совершающие подобные поступки, забывают, что сцена всё гиперболизирует. Поэтому на сцене мы обычно и видим только сильные страсти, а не мелкие чувства, следовательно, и речь героев должна быть возвышена над речью обыденной. Об этом писал Эрик Бентли в своей книге «Жизнь драмы»… Впрочем, к чему всё это? Почему герои на сцене должны разговаривать как-то по-особому? Лучше вслушиваться в бытовые реплики. Это великолепно. Ведь в жизни их у нас не хватает.

Способ 2. Абсценная лексика (коротко).

Кому-то не хватает в театре быта, а кому-то – перца. Да, если можно так говорить о нецензурных выражениях. Хотя почему бы не поматериться на сцене? Говорят, что даже на войне мы побеждали благодаря одному словечку из трех букв…

Способ 3. Обнажение тел.

Не хочется тыкать пальцем в спектакли, в которых актеры появляются с неприкрытыми антифасадами. Это – что касается мужчин. С прекрасным полом еще веселее. Женщина топлес в театре уже никого не удивляет, поэтому иной раз можно капельку шокировать публику и выпустить актрису, в чем мать родила. Блестящий способ заставить зрителей обратить внимание на то, что происходит на сцене. А то, как еще можно сделать так, чтобы по залу пробежало волнение с последующим перешептыванием, легким гулом и затем с бурным обсуждением в антракте или по дороге домой. «Обнажать душу так же неприлично, как обнажать тело» (Фрэнсис Бэкон).

Способ 4. Бессмысленные предметы на сцене.

Долой все предметы интерьера, описанные драматургом! Ну их к черту, они ведь никого не удивляют! Лучше пусть актеры таскают на себе огромных искусственных рыб, шифр, пусть они надевают на голову павлиньи хвосты, разбирают на мелкие кусочки пианино, на котором, надо сказать, никто не играл и не собирался играть в этой мизансцене; пусть перекатывают «снежные» комья, занимающие полсцены. А. Чехов говорил о том, что «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить»… Да, впрочем, кто такой этот Чехов и зачем он сказал такую глупую фразу? Наоборот, нужно развесить  разложить на сцене всё, от чего нет никакой пользы. Всё гениальное просто.

Способ 5. Бессмысленные действия актеров.

Продолжим список. Кроме разбора музыкальных инструментов, можно еще, к примеру, ходить и втыкать в пол палки, а потом вытаскивать их; можно стремительно переходить из угла в угол, когда в этом нет никакой надобности, и делать это много-много раз подряд, чтобы у зрителей зарябило в глазах; можно изображать человека, который отошел по малой нужде; можно просто делать непристойные жесты, как одному, так и с партнершей; можно палить из пистолета и «убивать» дирижера – всё равно он потом вернется; можно издавать нечеловеческие звуки; можно материться (см. способ 2). Короче говоря, можно делать всё, что угодно. Да, а что там с писателем?.. Потерпит.

Способ 6. Растянутость действия.

Невообразимо приятно смотреть, как актер дотошно протирает, к примеру, статую, полчаса сдувая с неё каждую пылинку. Еще веселее наблюдать за тем, как актер обходит и осматривает сцену, что-то подправляет и подкрашивает добрых 7-10 минут, если не больше. Вызывают живой интерес сцены, в которых актеры произносят одну и ту же реплику разными голосами, один другого противнее. Колоссальный успех имеет появление помрежа на сцене во время смены декораций, который, не торопясь, делает своё дело, не стесняясь присутствия зрителей, словно их здесь и вовсе нет. Хочется действия, действия!.. Вот где не помешало бы ругнуться (см. способ 2).

Способ 7. Еще раз о декорациях и бутафории.

Долой все предметы! Легко обойдемся и без них. Поставим один стол. Или одну статую. Или просто расстелем на полу покрывало, которое впоследствии будем использовать как накидку. Иногда достаточно придать сцене вид горки. И хватит.

Читайте журнал «Новая Литература»

 

Вывод.

Добавить ко всему вышеописанному плохую игру актеров, и получится неплохая развалина, в литературном варианте представлявшая собой всё-таки вещь достойную.

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.