Читайте в номере журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Надежда Середина. Об авторе

Член ПЕН-центра и Союза писателей России писатель Середина Надежда Митрофановна.

После публикации романа «Чёрная птица на белой сирени» (журнал «Подъём» 1997-1998 гг.) критики стали говорить о новой серьёзной прозе Надежды Серединой. В романе автор показывает сколь разрушительна для человека война, три поколения залечивают раны. Она пишет о войне и мире с надеждой, что её произведения послужат сохранению мира на земле Дочь, мать и внучка восстанавливают род, традиции семьи. Война внутри страны, на континенте, на планете – это наказание. Роман прозаика – художественное воссоздание современной автору эпохи. Действие романа создаётся вокруг двух исторических событий, накладывающих отпечаток на судьбы героев – распаду Советского Союза после августовского путча 1991 года и гражданскому противостоянию 1993 года. В центре романа – судьба Марии, интеллигентки, учительницы. Ее характеру присущи типичные черты: мягкость, нежность, душевное благородство и созерцательное отношение к жизни. Главный персонаж – Оля Воронова, дочь Марии и внучка полковника. Именно она становится свидетелем происходящего в Москве. Эти события описаны подробно, художественно достоверно, автор старается быть объективным, встать над схваткой, помня, что спор ведут “свои со своими”. Автор выступает со своей умной, тонкой психологической прозой. С 1997 года Н. Середина член Союза писателей СССР.

Как тонкий мастер стиля автор выступает в повести «Праздник каждый день». Фольклор и обряд вносят в текст повествования «небыличек» художественный порядок. Сюжет выстроен по хронологии обрядовых календарных традиций. Интересные образные средства разговорного языка увлекают своей живостью. 2017 г. – награждена дипломом имени И. А. Бунина «За верность отечественной литературе» с вручением медали «И.А. Бунин (1870-1953)» (Московской городской организацией Союза писателей России, Москва). Автор пишет о природе, и пишет правдиво, талантливо, ярко. Автор показывает мир природы, ее связующие нити с человеком и через детей, чтобы полностью раскрыть тонкости этой связи. Испытанием для ребёнка оказывается гибель на скачках коня: «Если бы он был свободен, он бы не утонул!».  В 2022 г. награждена Дипломом литературного конкурса «Классики и современники».  Её книги были представлены на книжной ярмарке в Германии (Кунин Борис. … Бумажная книга. Лейпцигская книжная ярмарка. – Рец. на кн.: Подростки. Рассказы. Ж. Знамя. Подростки. Двуязычная литература. Свобода как составляющая творчества. 30.05. 2012. Коммуна. Половец А. Лос-Анджелес, январь, 2012).  \\ Менялась жизнь, трансформировались и персонажи в романах и рассказах, особенно это видно на молодых героях. Отмечены премиями повести и рассказы о детях и для детей. Чистая художественность – это то, к чему современная писательница стремится. Роман «Проездом из Парижа…» посвящён загранице. Здесь необычный взгляд на самые обыкновенные вещи. Язык прекрасен, хочется читать. Чувство собственного стиля не подводит прозаика, фраза, построенная по известному закону, звучит по-новому. Автор предлагает совершить увлекательное путешествие Москва – Барселона – Мадрид – Париж – Москва. Сюжет – динамически  развивающиеся события на границе Запад – Восток. Россия – место глобального эксперимента. В России – Перестройка. Героиня бежит от хаоса и попадает на Запад, где все красиво и величественно. Затем героиня возвращается. Контраст, как торнадо, настигает её. Путешествие – расширение границ  происходит в увлекательной форме. Всё увиденное впервые имеет художественную, магическую силу. Автор рассказывает о судьбе русского художника, жизнь которого переплетается с судьбой молодой художницы, оставшейся заграницей. Стиль путевых записок хранит звуки, цвета и запахи, новизну впервые увиденного. 2021-2022. Российский Союз писателей. Первое место в номинации «Проза». Прозаик умеет просто писать повествование – это серьезное достоинство, от того ее рассказы энергичны и напоминают водяную воронку, которая втягивает и уже не отпускает до конца. При перечитывании это повторяется. Драже самые «заземленные» из рассказов в книге полны тонких поэтических наблюдений. В рассказах есть некий гуманистический настрой. И еще – особый узнанный угол зрения, хотя, скорее всего, и нет никакого угла и преднамеренности, а есть только открытое сердце автора, наполненное знанием, что такое страдание.  Оттого даже ее ирония – это труднейшее искусство – попадает в цель.

Автору удаётся изображение и лирического, и драматического переживания. «В душе я всё имела» – вот не член партии, но бывший, и остающийся. И про неё забыли. Мы все остаемся непонятыми, унося из жизни непостижимое. Чтение не обманывает. В самой стилистике – оригинальность. Вроде всё просто, но действует сразу на чувство. Проза убедительна с точки зрения нравственной, интересна и художественно завершена, найдена новая символика. Автор пишет о разных цивилизациях, о древних культурах, сравнивая со своей малой родиной. Она жила заграницей. Этот опыт придает особенный колорит книгам. Диапазон ее дара широк, а тематика обогатилась, персонажи меняются. Об этом убедительно свидетельствует ее книга «Тайна личной жизни. (О культурном пространстве  Испании и Франции). 2016 г. – награждение дипломом Московской городской организацией Союза писателей России НП «Литературная республика» диплом за участие в литературном конкурсе «Лучшая книга 2014-2016» за книгу «Дорога в Иерусалим – исповедь паломника» в номинации Проза. В её рассказах и романах находишь глубину. Писательница умеет выбирать из окружающей жизни нечто такое, что обычный глаз не фиксирует. Герои иногда существуют на грани реальности и инобытия. Перед читателем предстаёт притягательный идеал на пути поиска смысла жизни. В рассказах символика затрагивает всё и представляет одну из важнейших компонентов   стиля Н. Серединой.  Вот крошечный фрагмент рассказа «Рождество»: «Михаил не хотел воевать, он боялся войны, он не был трус. И ему приходилось летать и на Донбасс, и в Сирию. Когда он увидел на проводах разорванное в клочья тельце ребенка, с ним что-то произошло. Он не озлобился, не озверел, а словно душа ребенка поселилась, коснулась, вдохнулась в него. Он стал улыбаться, как ребенок.  В Амель он тоже чувствовал этого ребенка не от мира сего, и какая-то чистая светлая любовь стала в нем пробуждаться и он отходил от войны, словно от наркоза». Эти рассказы об обретении родом человеческим вожделенного и недосягаемого мира. Почему так долог и мучителен этот путь к осознанию человечеством космического избранничества? В 2016 году состоялась творческая встреча в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Темы меняются за четверть века, персонажи трансформируются. История четверти века обретает своё выражение в новых литературных образах. С 2007 года Н. Середина член международной писательской организации ПЕН-центр.

Роман «Граф Толстой и доктор Чехов» захватывает эпоху от крепостного права до наших дней. Здесь и отмена крепостного права, и революции, и войны и перестройки. Про войну написано с такими деталями, которых никто никогда не видел – это страницы спокойной жёсткой женской прозе о фашизме. С напряжённым интересом читается. Детали жизненные и художественно достоверные. «Война кровь любит» – потрясающий отрывок из романа. Перелом в сознании героев спустя четверть века после перестройки – сверхзадача автора. В  2021 году МГО СПР наградила Дипломом Лауреата конкурса «Преодоление Литературно-общественной премии «Жизнь задыхается без цели» в честь 200-летия Фёдора Михайловича Достоевского. Меняются эстетические идеалы у писателя, но остаётся главное: любовь к ближнему, человечность. Н. Середина автор десяти романов и семидесяти рассказов.

(21 марта 2023, 7950 символов)

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.