Игорь Иванов. Ипполит Римский и Порфирий. «Христос и Антихрист» в «Пещере нимф» (статья)

В сочинении «Христос и Антихрист», приписанном церковному писателю Ипполиту Римскому (год смерти 235),  следы из  трактата неоплатоника Порфирия (ок. 233 – ок. 305) «О пещере нимф». В действительности сочинение написано в IV в. неизвестным автором. Возможное время создания сочинения – период «Великих гонений» христиан (303 -313) или период правления Юлиана Отступника (361 – 363) и некоторое время спустя. Этому же неизвестному автору принадлежит «Толкование на книгу пророка Даниила, приписываемое Ипполиту Римскому, написанное позднее сочинения «Христос и Антихрист».

ПОРФИРИЙ «О ПЕЩЕРЕ НИМФ» И ИППОЛИТ РИМСКИЙ «ХРИСТОС И АНТИХРИСТ».

Гомер «Одиссей». XIII 102-112

Где заливу конец, длиннолистая есть там олива.

Возле оливы – пещера прелестная, полная мрака,

В ней – святилище нимф; наядами их называют.

Много находится в этой пещере амфор и кратеров

Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.

Много и каменных длинных станков, на которых наяды

Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура.

Вечно журчит там вода ключевая. В пещере два входа.

Людям один только вход, обращенный на север, доступен.

Вход, обращенный на юг, – для бессмертных богов. И дорогой

Этой люди не ходят, она для богов лишь открыта

Выделим следующие строки:

«Много находится в этой пещере амфор и кратеров

Каменных. Пчелы туда запасы свои собирают.

Много и каменных длинных станков, на которых наяды

Ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура».

Примечание. Амфоры и кратеры — начальная стадия формообразования сталагмитов, каменные станки — соединение сталагмитов и сталактитов.    Основное отличие между этими двумя наростами заключается в том, что сталактиты растут с потолка, а сталагмиты со дна пещеры. Пурпурная ткань — известковый покров цвета охры железистого происхождения.

Отрывок из трактата неоплатоника Порфирия  «О пещере нимф». (См. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Последние века. Книга 2, стр.383 – 384, перевод А. А. Тахо – Годи. «Искусство». 1988.)

Символический смысл  выделенных выше строк, по мнению Порфирия: «14. Каменные чаши и амфоры больше всего подобают нимфам, так как им подвластны воды, бегущие из камня. Но какой символ подходил бы для душ, нисходящих в мир становления и создания тел? Поэт не побоялся сказать, что нимфы ткут на каменных станках пурпурную ткань, дивную видом, потому что тело образуется на костях и вокруг костей, а они в живом организме и есть камни или подобны камням. Поэтому и станки сделаны не из какого-либо материала, а из камня. Пурпурные же ткани прямо означают сотканную из крови плоть, так как кровью и соком животных окрашивается в пурпур шерсть и благодаря крови и из крови образуется плоть. Тело же есть хитон души, ее облекающий, — вещь дивная, будем ли мы иметь в виду его состав или прикованность  души к телу, так по Орфею (frg. 192 Kern.), и Кора, ведению которой подлежит все, рождающееся из семени, изображается работающей за ткацким станком. Небо древние также называли пеплосом, служащим как бы облачением небесных богов.  34. В пещеру по Гомеру должны быть сносимы все богатства чужбины. Здесь должны быть совлечены все одежды и надлежит быть облаченным в одежды молящихся, бичуя свое тело, отбросив излишнее и отвратившись от чувственных ощущений, совещаться с Афиной, сидя с ней у корня маслины, отсекая все страстные и злые помыслы души».

Примечания. Хитон — древняя  одежда в виде рубахи изо льна или шерсти у греков, иудеев, поверх которой надевалась еще другая. Пеплос — женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани желтого, голубого или фиолетового цвета с поясом, носился поверх хитона. Богиня Афина древнегреческими скульпторами обычно изображалась одетой в пеплос.

Ипполит Римский. Отрывок из «Слова о Христе и антихристе».

«4. Поелику Слово Божие было бесплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, как жених, исткав Себе одежду в крестном страдании, дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека.

Таким образом крест, на котором совершалось страдание Господа, есть ткацкий стан, основа на нем – сила Духа Святаго, уток – святая плоть, сотканная Духом, ниченки – благодать, любовию Христовою скрепляющая и соединяющая то и другое воедино, челноки – Слово, а трудящиеся ткачи – патриархи и пророки, исткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон: проходя чрез (ряд) их, Слово, как челнок, ткет то, что хочет Отец».

Примечания. Ткань  получается на ткацком станке (стане) путем переплетения взаимно-перпендикулярных систем нитей основы и утка, образующих крест. Соответственно нити называются основными и уточными. Основа – это система нитей, идущая вдоль ткани. Уток – система нитей, идущая поперек ткани. Ниченки – деталь ткацкого станка, включающая нитяные петли, связанные  таким образом, что в середине петли образуется «глазок», в которой продеваются нити основы. Челнок, рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную нить между нитями основы при выработке ткани.  Подир — длинная одежда Иудейских первосвященников и царей, которая надевалась на хитон.  По описанию ее в книге Исход, она  была сделана из материи голубого цвета. В Откровении Иоанна (Апокалипсис)  Господь представляется облеченным в подир (Отк.1:13).  Очевидно, что хитон и подир в сочинении «Христос и антихрист» являются производными от хитона, пеплоса и одежды молящихся (см.34.), в трактате Прокофия «Пещера нимф».

Явна вторичность приведенного текста из сочинения «Христос и антихрист» от  отрывка из трактата Порфирия «О пещере нимф». Перед нами переработка образов (символов), созданных  Порфирием на базе  строк Гомера: «Много и каменных длинных станков, на которых наяды ткут одеянья прекрасные цвета морского пурпура».

А. Ф. Лосев в анализе содержания трактата пишет, что еще до Порфирия «картина, нарисованная в XIII песне «Одиссеи», была предметом размышлений Нумения из Апамены и его друга Крония (вторая половина II в. н.э.), близких к пифагорейцам, предшественников строго-систематического неоплатонизма Плотина».  См. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Последние века. Книга 1. « Искусство» 1988. О пещере нимф. Стр. 93. Однако буквальное  следование приведенного отрывка из сочинения «Христос и антихрист» за отрывком из трактата «О пещере нимф» Прокофия позволяет исключить Нумения и Крония из списка «соавторов» сочинения.

Автор трактата «О пещере нимф» Порфирий, философ неоплатоник,  родился в Тире, сирийском городе в 232/233г. По слухам в юности Порфирий был христианином. Евсевий Кесарийский (ок.265 – 340), автор «Церковной истории», писал, что, по словам самого  Порфирия,  Порфирий с юности знал Оригена (184-254). Прим. Ориген —  христианский философ, один из основателей христианского богословия.  В Рим Порфирий прибыл в 262/263г., когда ему было уже 30 лет. В Риме Прокофий находился под влиянием им почитаемого неоплатоника Плотина. В 268/269 г. Порфирий переселяется в Сицилию. Скончался Порфирий около 301 –305 г., следовательно, в возрасте около семидесяти лет.   Естественно предположить, что трактат «Пещера нимф» написан не ранее 263 года.

Сведения, известные современным историкам об Ипполите Римском и его сочинении «Христос и антихрист». (Для избегания «тарахтения» при чтении труд Порфирия именуется трактатом, а Ипполита Римского сочинением.)

Историки церкви сочинение «О Христе и антихристе» относят к числу подлинных произведений Ипполита Римского. Однако у Евсевия Кесарийского (ок.265 – 340) в  «Церковной истории» (см. книга 6), где он перечисляет ряд сочинений, принадлежащих Ипполиту, это сочинение отсутствует. Евсевий пишет, что в период правления Каракаллы (211-217) «в полной силе находилось много даровитых церковных писателей». Среди этих писателей он упоминает Ипполита, которого Евсевий называет «предстоятелем  другой Церкви». В разделе о времени правления Александра Севера (222-235) Евсевий пишет:  «Тогда же Ипполит среди прочих «Памяток» написал книгу «О Пасхе», где, высчитывая время, дает пасхалию на шестнадцать лет, начиная первым годом царствования императора Александра. Из прочих его сочинений до нас дошли: «О шести днях творения», «Что было после этих шести дней», «Против Маркиона», «О Песни песней», «О некоторых главах Иезекииля», «О Пасхе», «Против всех ересей» и очень много других, которые ты сможешь найти у многих». Ни одну из указанных работ Евсевий не цитирует.  В разделе о времени правления  Деция (249-251) Евсевий упоминает в связи со спорами вокруг новациан, что ему известно некое «диаконское послание»  свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, к римлянам. Послание было то ли  отправлено через некоего Ипполита, то ли написано с его помощью.

Евсевий, живший на территории Кесарийской Палестины (Израиль), современной Сирии, Египта, пишет, что все материалы, которые он использовал, были обнаружены им в библиотеке Элии Капитолины. Элия Капитолина — римская колония, построенная в 135 году на месте разрушенного Иерусалима императором Адрианом после подавления Второго еврейского восстания (132—135 годы). Вновь название Иерусалим вернул городу император Константин в 325 году.  Отсутствие в библиотеке именно сочинения «Христос и Антихрист», при наличии других, позволяет делать предположение, что, возможно, в период до 325 года оно еще не было написано.

Впервые о сочинении «Христос и антихрист» упомянул  Иероним Стридонский (ок.347 – ок.420). В книге «О знаменитых мужах», изданной в Вифлиеме  (392/393)  Иероним,  повторяя Евсевия, сообщает, что Ипполит Римский был «епископом некой церкви», но название города он не смог узнать. Далее Иероним перечисляет сочинения Ипполита Римского, добавляя произведения, отсутствующие у Евсевия. Среди них упоминает «Об антихристе», «Толкование на книгу пророка Даниила». Замыкает список проповедь «В похвалу Господа нашего Спасителя». Иероним особо отмечает проповедь «В похвалу Господа Спасителя», в которой Ипполит дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена.  Евсевий в «Церковной истории» пишет, что Ориген был в Риме единственный раз, ок.211-212гг., когда римской Церковью управлял епископ Зефирин (198 -217). Частью историков принято считать, что Ипполит Римский скончался в 235 году.

Так как Порфирий родился в232\233году, очевидно, что Ипполит, автор сочинения «Христос и антихрист», не мог быть тем церковным писателем, «предстоятелем (епископом) другой церкви» Ипполитом, скончавшимся в 235 году, а до этого встречавшимся около 212 года с Оригеном. Естественно, что это сочинение не могло быть написано ранее трактата «О пещере нимф», которое написано не ранее прибытия  Порфирия к Плотину около 263 года. Следовательно, условный период, когда могло быть написано сочинение  это период с 263 по 392 год.

Сочинение сохранился во многих рукописях на разных языках.  Из греческих  рукописей древнейшими являются рукописи X века. Известны рукописи: славянская (XII-XIII вв.), грузинская (70 -е гг. X в.), эфиопская (нач. XVI в.). Во всех рукописях в заглавии фигурирует имя Ипполит. Вопросы, связанные с личностью Ипполита Римского и его сочинением «Христос и Антихрист», достаточно подробно и объективно изложены в «Православной энциклопедии» в печатном или электронном виде.

В уточнении предполагаемого периода, когда было написано сочинение, может помочь обращение автора к некоему Феофилу, своему адресату. В обращении автор пишет: «Да будет тебе сие от нас безбедным напутствием в настоящей жизни, дабы ты для многих неудобопознаваемое и неудобопринимаемое, взяв из готового слова, посеял на пространство твоего сердца как бы на тучной и чистой земле. Сим ты посрамишь и противящихся и противоглаголющих спасительному слову. Но смотри, не передавай сих слов неверным и хульникам (немалая будет опасность), но сообщай их благочестивым и верным человекам, хотящим жить свято и праведно, со страхом».

Если слова к Феофилу не «литература», то из них следует, что в период создания сочинения или в период, достаточно близкий к нему, за пропаганду христианской религии грозила «немалая опасность».

Это подтверждают и слова автора «о гонении от неверных, будучи ими попираемы» в особняком стоящем отрывке, сравнивающем Церковь с кораблем, сравнении, вероятно, пришедшем после чтения  «Одиссея» Гомера.

«59. Это мы, надеющиеся на Сына Божия, терпим гонение, от неверных, будучи ими попираемы. Крылья кораблей (суть с парусами) суть церкви, море же есть мир, в котором Церковь, как корабль, обуревается в пучине, но не погибает, ибо имеет с собою опытного кормчего – Христа; в средине она носит непобедное знамя над смертью, имея на себе крест Господа. Нос у нее – восток, корма – запад, средина или объем – полдень, рули – два завета, вокруг протянутые верви – любовь Христова, связывающая Церковь, парус, на ней находящийся, – «баня пакибытия, обновляющая» верующих (Тит. 3, 5), отселе у них эти светло-белые одежды. Вместо ветра присущ ей Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу, при ней следуют и железные якори – святые заповеди Самого Христа, столь же крепкие, как железо. Имеет она и корабельщиков, по правую и левую сторону сидящих, как бы святых ангелов, которыми непрерывно содержится и охраняется Церковь. Лестница на ней, возводящая на высоту к раине – изображение знамения страсти Христовой (т. е. распятия), влекущее верующих к восхождению на небеса. Чаша над раиною, сделанная в самом верху мачты, есть чин пророков, мучеников и апостолов, упокоивающихся в царствии Христовом».

Достаточно просто выделить период, когда обращение к Феофилу мало соответствует обстановке. Это период с 313 – 361 год, когда христиане перестали подвергаться преследованиям. В 311 году император Рима Галерий  принял эдикт, прекративший преследование христиан. А в 313 году императоры Константин (272 – 337) и Лициний  издали знаменитый Миланский эдикт,  даровавший всем свободу вероисповедания, включая христиан, возвращавший христианам все конфискованные церкви и церковное имущество. Константин после победы  над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий, организовал новое государственное устройство. В 361 году на престол вступил племянник Константина Юлиан (332-363), знаменитый деятель пергамского неоплатонизма, сделавший вновь язычество государственной религией, получивший впоследствии прозвище Отступник.

До момента принятия Миланского эдикта был период (303 -313), получивший печальное название «Великие гонения». С 303 по 305 годы последовали один за другим четыре жестоких эдикта относительно христиан. Ни одно предыдущее гонение не отличалось такой беспощадностью. Правительство Диоклетиана начало преследовать христиан со всей яростью и жестокостью. Пытки, бичевания, колесования, распятие, расчленение всего тела, сожжение. Перед этим Церковь находилась почти 40 лет в состоянии относительного спокойствия, благодаря чему христианство быстро распространялось в империи. Приказывалось следующее. Разрушить все христианские храмы, книги Святого Писания отобрать и сжечь (особенность гонения). Христиан лишить всех гражданских прав, и не принимать с их стороны никаких жалоб, всех духовных лиц заключить в темницы. Предписывалось  христиан с целью отречения осуждать на пытки и мучения.

Вступив на  императорский престол, Юлиан взялся за восстановление язычества. В Константинополе, он торжественно заявил свое отречение от христианства, язычество снова стало государственной религией.   Христиане удалялись от занимаемых ими государственных должностей.  В судебных спорах и тяжбах, предпочтение часто отдавалось язычникам.  Самым сильным стеснением христиан было то, что они, по приказанию Юлиана, должны были возвращать язычникам то имущество, которое при Константине и Констанции перешло от языческих храмов к христианской Церкви.

Юлиан лично избегал  кровавых преследований  христиан, стараясь хитрой политикой ослабить христианство и довести до его ликвидации.  В начале своего правления Юлиан даровал амнистию всем осужденным по обвинениям в церковных преступлениях. Ею воспользовались как православные никейцы, так и крайние ариане,  одинаково преследовавшиеся при Констанции.  Юлиан вернул епископов из изгнания, созвал во дворец несогласных между собой христианских епископов вместе с народом, раздираемым ересями. Юлиан, в расчете, что свобода  только увеличит раздоры и несогласия в христианской среде, настаивал, чтобы они прекратили свои распри, и каждый свободно отправлял свою религию. Однако при этом еще одной административной мерой против христиан был изданный 17 июня 362 года эдикт, запретивший преподавательскую деятельность риторам и грамматикам, исповедовавшим христианскую религию, если они не перейдут к почитанию языческих богов».

Очевидно, что  обращение к Феофилу, достаточно точно характеризует  общественные отношения, в краткий период правления Юлиана (361-363), который сделал вновь язычество государственной религией, даровав формально свободу всем религиям. Вероятно, оно менее применимо к жесткой структуре общественных отношений в период «Великих гонений» (303—313), когда христиане были поставлены вне закона.

Однако христианские критики Юлиана в его время молчат о сочинении «Христос и Антихрист». Григорий Назианзин (329-389), известный как Григорий Богослов, написал в 364 году две обличительные речи против Юлиана. Обширный трактат против Юлиана был написан Кириллом Александрийским (376 – 444). Упоминание о сочинении «Христос и Антихрист» в них отсутствуют. Молчат о сочинении «Христос и Антихрист» Василий Великий (330-379), Иоанн Златоуст (347-407), Афанасий Великий (295-373), Ефрем Сирин (ок.330-389). Возможно причина тому, что сочинение «Христос и Антихрист» относится лишь к разделу экзегетики – истолкования текстов Библии.

Историки Церкви пишут, что первое церковное представление о пришествии Антихриста  сформулировал Ириней Лионский (135 – 202), ведущий богослов II века, в труде  «Обличение и опровержение лжеименного знания»,  известном еще под кратким названием «Против ересей». Само сочинение утеряно, его содержание восстановлено по сочинениям  других богословов, в частности Тертуллиана  Основными источниками формирования взгляда Иринея на пришествие Антихриста были: Книга пророка Даниила, Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, Апокалипсис  (Откровение Иоанна Богослова). Ириней, исходя из содержащихся в них сведений, заключил, что Антихрист будет нечестивым правителем-тираном, получит всю власть дьявола и возродит в себе всё богоотступничество, начнёт безжалостное преследование христиан, но через три с половиной года падёт при втором пришествии Христа. Так же Ириней определил, что Антихрист будет евреем из колена Данова.

Ипполит расширил представления об Антихристе, дополнив,  уже известные указания из Нового Завета, рядом ветхозаветных изречений,  в которых он увидел буквальные пророчества об Антихристе. Ипполит процитировал около 80 изречений из Священного Писания, дав к ним соответствующие с его концепцией пояснения. Из Ветхого Завета им использованы Книга Бытия, Второкнижие, Псалмы, Книги пророков Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Малахии, Михея. Из литературы Нового Завета: Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), Послания Павла и Петра. Он использовал и второканонические книги Ветхого Завета. Это Первая и Вторая книга Макккавейская.

 

По Ипполиту Антихрист —  одновременно и дьявольский двойник Христу и полная противоположность ему: «Христос – лев, лев и Антихрист, Христос – царь, царь, хотя и земной, и Антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным (т. е. евреем) пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, пошлёт и он своих лжеапостолов…» и т. д.

Приведенные Ипполитом цитаты и их истолкование стали теоретической базой церковного учения об Антихристе. Все дальнейшие христианские авторы, так или иначе, следовали уже схеме,  предложенной Ипполитом. Из схемы, предложенной Ипполитом, важны следующие положения об Антихристе, позволяющие считать Юлиана «предтечей» Антихриста.

  1. Он воцарится в Римской империи (Отк 17:11). Юлиан силой обстоятельств в 361 году стал императором
  2. Евреи признают его своим Мессией (Ин 5:43). 3. Он восстановит Иерусалимский храм (и сядет в нем) (2 Фес 2:4).

В эпоху Константина появились антиеврейские законы, остававшиеся в силе на протяжении почти всей эпохи римско-византийского владычества в Средиземноморье. Антиеврейские декреты Константина были направлены против перехода в иудаизм и на защиту крестившихся евреев от преследований со стороны бывших единоверцев. Они также запрещали евреям жить в Иерусалиме. Перед походом в Персию Юлиан обещал отменить антиеврейские законы Константина и   восстановить храм в Иерусалиме. Но начавшееся восстановление храма было прекращено из-за землетрясения и выступления в поход.

  1. Будет в особенности преследовать христиан (Дан 7:25; Отк. 13:7).

Самым сильным стеснением христиан было то, что они, по приказанию Юлиана, должны были возвращать язычникам то имущество, которое при Константине и Констанции перешло от языческих храмов к христианской Церкви. Многие языческие храмы были превращены в церкви; многие были разрушены и на месте их построены церкви; земли, принадлежавшие языческим храмам, были заняты христианскими строениями и т.д. Чтобы выполнить приказание императора, христиане должны были уничтожать церкви свои и даже за свой счет восстанавливать разрушенные, по приказаниям христианских государей, языческие храмы.

  1. Время его правления составит три с половиной года (Дан 7:25; Отк 13:5). Время правления Юлиана с 361 по 363 год.
  2. Он будет убит самим Христом при Втором пришествии (2 Фес 2:8; Отк 19:19-212).

Язычник оратор Либаний (ок.314 – 393), которого Юлиан считал своим учителем,  в надгробной речи Юлиану прямо не говорит, что Юлиан погиб в сражении с персами от христианской руки. Но он рассказывает, что когда персидский царь велел  солдату, убившему Юлиана, явиться за получением награды, то никто из персидских солдат не явился, так как убийца Юлиана не был перс.

В дальнейшем этот рассказ получил ряд легенд — интерпретаций. Раннехристианский писатель-историк Созомен (V в.), рассказывая о смерти Юлиана Отступника, писал: «Говорят, что когда рана была нанесена, он собрал с нее кровь и, как бы смотря на явившегося себе Христа и обвиняя Его в убиении себя, бросил ее на воздух» (Эрмий Созомен Саламинский. «Церковная история»). По словам Феодорита Кирского (393-457), Юлиан при этом сказал: «Ты победил, Галилеянин!» (Феодорит, епископ Кирский. «Церковная история»).

Утверждать, что только поступки Юлиана толкнули автора на создание сочинения  рискованно. Но что они могли оказать поддержку автору при создании образа Антихриста можно предполагать.

Очевидно, что наиболее вероятным периодом, когда могло быть написано сочинение  «Христос и Антихрист» является период «Великих гонений» или период, включающий время правления Юлиана и некоторый промежуток времени после его правления. Однако отдавать категорически предпочтение последнему, а именно периоду, включающему время правления Юлиана, затруднительно.

ПОРФИРИЙ «ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА» И ИППОЛИТ РИМСКИЙ «ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ДАНИИЛА».

Евсевий Кесарийский о книге Порфирия «Против христианства» («Церковная история» кн.6 гл.19).

  1. Зачем говорить об этом, когда Порфирий, наш современник, обосновавшись в Сицилии, написал против нас книгу, в которой, пытаясь оклеветать Писание, поминает и его толкователей; так как обвинить христианские догматы в чем-то дурном никак невозможно, то он за неимением доказательств обратился к ругани, клевеща на толкователей Писания, и особенно на Оригена.
  2. По его словам, он знал его с юности; пытаясь его оклеветать, он, сам того не замечая, возвышает его, то говоря правду, если другой возможности нет, то прибегая ко лжи и думая, что это останется незамеченным; иногда обвиняет его как христианина, иногда подробно рассказывает о его преданности философским дисциплинам. Послушай его собственные слова:
  3. «Горячо желая сохранить грязные рассказы иудейского писания, они [христиане] обратились к толкованию, которое совершенно не вяжется с содержанием этих рассказов: тут было не столько защиты этих нелепиц, сколько самодовольного восхваления собственных писаний. Ясные слова Моисея они торжественно объявили загадочными и клялись Богом, уверяя, что они, как изречения оракулов, полны тайного смысла; лишившись в этом дурмане здравого разума, они и ввели свое толкование».

Отрывок из работы историка Рановича А. Б., одного из главных представителей советской мифологической школы, «Античные критики христианства».

«Труд Порфирия «Против христиан» в 15 книгах, судя по отзывам церковников и сохранившимся отрывкам, представлял собою выдающееся произведение. Автор обнаруживает огромную эрудицию, крупный полемический талант, глубокое знакомство с христианской и иудейской литературой. Пожалуй, среди аргументов, приводимых Порфирием, не найдется такого, который не был бы использован позднейшей буржуазной критикой евангелий, вплоть до Древса. Судя по сохранившимся у Иеронима скудным цитатам и намекам, Порфирий подверг детальному анализу весь Ветхий завет; в частности, в своем разборе книги «Даниил» он предвосхитил выводы современной библейской критики; он установил, что книга эта написана при Антиохе Епифане (около 165 г. до н. э.), что ее «пророчества» относятся к истекшим уже событиям, а «видения» содержат намеки на современные автору события. Порфирий впервые указал, что так называемые Моисеевы книги не написаны Моисеем, а спустя, как он считает, 1180 лет, Ездрой и его учениками; что это у него не просто догадка, а результат серьезного исследования, можно умозаключить из отрывка у Евсевия (Praep. ev. I, 9 и X, 9) и Феодорита (Graec. affec. cur. II, 27); очевидно, Порфирий изучал источники по древней истории евреев. Столь же детально он разбирает и новозаветную литературу. Необходимо отметить, что Порфирий, в отличие от других, вовсе, по-видимому, не прибегал к приему опорочивания личности отдельных христиан или христианской организации в целом и не возводил на них обвинений во всякого рода уголовных преступлениях. Его аргументация достаточно убедительна и без такого рода доводов.

Неудивительно, что отцы церкви наделяют Порфирия самыми оскорбительными эпитетами. Его книга вызвала весьма обстоятельные возражения со стороны церковников. С ответными работами выступили Мефодий Тирский, Евсевии, Аполлинарии и Филосторгий, причем Евсевий посвятил опровержению Порфирия 20 книг, Аполлинарий — 30.

Наиболее сильным, хоть и наиболее кратким, было, однако, опровержение императоров Валентиниана III и Феодосия, которые в 448 г. издали следующий указ: “Императоры Феодосий и Валентиниан Августы — префекту претория Гормизду. Предписываем все, что Порфирий (или кто-либо другой), гонимый своим безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всякие произведения, вызывающие гнев божий и оскорбляющие душу, не достигали даже до слуха людей”. Cod. Just. I, 1, 3; включенные нами в скобки слова “или кто-либо другой” включены, по-видимому, в текст указа уже при Юстиниане. В Cod. Theod. XVI, 5, 66, в эдикте Феодосия и Валентиниана против несториан от 3 августа 435 г., имеется указание на то, что уже для Константина Порфирии был символом нечестивости: “…согласно закону божественной памяти Константина ариане вследствие сходства в нечестивости именуются порфирианами по имени Порфирия…” Указ этот был проведен в жизнь неукоснительно и быстро — уже в апреле того же года он был опубликован даже в самых отдаленных уголках Египта. В результате от огромного труда Порфирия почти ничего не сохранилось. Не лучшая участь постигла и его противников; их опровержения были слишком слабы, чтоб их стоило сохранять, да и, по-видимому, сочли за благо искоренить самое воспоминание об этом противнике, на сокрушительные аргументы которого церковники могли ответить лишь жалким лепетом и апелляцией к “писанию”».

Для нас важно замечание, что Порфирий учинил  разбор книги Даниила. Дело в том, что «Ипполит Римский» (неизвестный автор) вслед за сочинением «Христос и Антихрист», где  большое место занимают выдержки из «Книги пророка Даниила, пишет «Толкование на книгу пророка Даниила».

В «Толковании» он дважды утверждает о принадлежности ему сочинения «Христос и Антихрист»: «VII. Хотя в другом слове мы уже сказали о пришествии и происхождении антихриста». XIII. Если же кто хочет точнее исследовать о нем (антихристе), пусть обратится к другой нашей книги, где изложено это подробнее».

Слова автора, которые возможно относятся к Порфирию и его трактату «Против христианства»: «XII. В этом смысле свидетельствуют о Нем (Христе) все пророки и апостолы. Но неверующие беззаконники, пренебрежительно относящиеся к Нему и отвергающие свидетельство о Нем, с одной стороны, преследуют и поносят рабов Его, а с другой – Отвергают осуществимость самых свидетельств. С нами же да не будет так. Мы, верующие слову истины, руководимые им в жизнь вечную, научаемые пророками, просвещаемые Духом и умудренные Его благодатию, должны знать, что предвозвещенное издревле и сбылось и сбудется в определенное время. Вот почему имея пред очами Суд Божий, мы должны оберегать себя от всякого зла, чтобы таким образом избежать вечного огня и нескончаемых мучений».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.