Виктория Локтева. Прогулка по Москве (эссе)

В воскресный день я вышла со станции метро Баррикадная, чтобы пройти маршрут по Москве. Под ногами возились голуби – кто-то посыпал им крошек. Толпы детей с родителями шли в Московский Зоопарк. Над всем высилась одна из Сталинских высоток на Кудринской площади. Возле неё всегда гуляют сильные ветры, усиливая производимое ею величественное впечатление. Как мало походит эта громада на жилой дом: весь её облик – тяжелые двери, чугунные старинные фонари у подъезда, строгая остроконечная башенка, как у готического собора, вытянутость ввысь, словно в стремлении быть поближе к небу, – скорее, соответствовал бы какому-либо серьёзному учреждению. В тени её расположился скверик с фонтаном и веселыми семипалыми каштанами. Через дорогу я увидела потёртое временем строение со странным названием «Медицинский институт усовершенствования врачей».

В поисках перехода я дошла по Новинскому бульвару до веселого и жизнерадостного здания цвета апельсина с белыми вставками – им оказалось посольство Америки.

На Поварской, как обычно расположились художники. Один из них рисовал городской вид в неестественно вызывающих ярких красках: наверное, он специализируется на экспрессионизме. Улица тихая, совсем не похожая на шумную Садовую-Кудринскую, с которой я свернула, прямо посередине тротуара крупный голубь нахально отгоняет своих собратьев от крупного куска хлеба. Тем не менее, на ней есть много, что посмотреть. Вот уже первое необычное здание с закруглёнными формами, волнистыми линиями, что придаёт ему сходство с творениями природы, – посольство Новой Зеландии.

Оказывается, на Поварской находится знаменитое музыкальное училище имени Гнесиных (теперь оно зовется колледжем), соединившее нежное здание в стили классицизма и массивный многоэтажный корпус – получилось интересное сочетание.

А вот строгое здание со статуей Фемиды – Верховный суд Российской Федерации. Колонны, высотою в три этажа, огромное центральное аркообразное окно, массивная дубовая дверь, которая вполне подошла бы для жилища титанов, – всё демонстрирует мощь и величественность правосудия. В затемнённых окнах его, скрывающих заседания, на которых решается чья-то судьба, отражаются облака.

Скромное жёлтое строение с лежащими львами в двух сторонах от входа – это посольство Бельгии. Ко мне подошёл полицейский и объяснил, что посольство фотографировать запрещено. Напротив Бельгийского посольства расположилось удивительное здание – вход его охраняли львы с щитами цвета крем-брюлле – как выяснилось позже, цари природы подарили памятнику архитектуры прозвище «Дом со львами», а, несмотря на современный вид – все арки и колонны походят на имитацию старины, – здание известно с начало прошлого века, а в стенах его побывало множество известных писателей.

Вот и Новый Арбат, заметный издалека рядами однотипных многоэтажных зданий угрюмого серого вида, похожих на ряд бритв, – полная противоположность Малой Молчановки.

Свернув направо, я очутилась на Гоголевском бульваре, который всегда ассоциировался у меня с Алисой Селезнёвой – впервые о том, что есть такая улица в моём городе, я узнала из книг Кира Булычёва. Из всех встречавшихся там топографических названий в моей памяти осталось лишь это, поэтому бульвар казался местом особенным. В отличие от Поварской, здесь излюбленное место портретистов, наперебой предлагающих свои услуги. По правую руку от меня остался дом, поражающий разнообразием форм и размеров окон. Стены его выложены чем-то похожим на плитку, а оттенки её – жёлтый и блеклый, словно выбеленный лучами Солнца, лазурный с синими вкраплениями – перекликаются с югом; это цветовая гамма пустыни, светлые тона как будто призваны защитить от полуденного пекла. Как я узнала дома, такие ассоциации не случайны, ведь это был дом Иерусалимского Патриаршего подворья.

Здесь же находиться памятник Шолохову – сложная композиция кажется необычайно живой и реалистичной. В это время года фонтан ещё не работает, но летом мерещится, что кони и впрямь плывут, возвышаясь над водяной гладью – не могу понять, почему многие москвичи вспоминают мясокомбинат при виде лошадиных голов. Правда, на мой взгляд, подобное решение с плывущими животными более подошло бы для монумента кому-либо из эмигрантов – сразу приходит на ум стихотворение Н.Н.Туроверова «Уходили мы из Крыма», отчего кони в воде связаны для меня с отступающей белой армией. Сам великий писатель задумчиво смотрит вдаль, облокотившись рукой на ногу – по этому взгляду ясно, что за плечами у него сложная, полная трудностей жизнь, а впереди тоже ожидает многое – плывущую лодку можно воспринять как символ продолжения дальнего пути.

Я покинула сквер и пошла в тени зданий с левой стороны бульвара, тут же суета центральной его части скрылась за деревьями – стало тихо и пустынно, лишь изредка проезжали велосипедисты или автомобили.

Миновав Патриарший мост и Якиманскую набережную, я добралась до Музеона.

Музеон, как чисто европейский сад, смотрится необычно в Москве, навевает мысль о каникулах. Вот, например, точь-в-точь такой же фонтан, что я видела два года назад на набережной Гаронны в Бордо – из отверстий в плитке, равномерно заполняющих прямоугольник, бьют струи воды, а в брызгах спасаются от солнечного жара и взрослые, и дети. Тюльпаны, фонтанчики, велосипедные дорожки, абстрактные статуэтки на газонах – всё это напоминает то ли Мюнхен, то ли нечто бельгийское (там тоже крайне ценят образцы современного искусства – так в статуе королевы сложно распознать титулованную особу).

На выходе из Музеона меня ждало разочарование: гигантские качели ещё не установили.

Чтобы добраться до метро «Парк Культуры», осталось только перейти знаменитый Крымский мост. С детства я не могла понять, что в нем столь удивительного, хотя мама и говорила, что это единственный подвесной мост в Москве, но, на мой взгляд, подвесной мост – нечто хрупкое, дрожащее от каждого шага, а не столь надёжное сооружение, но вид с него всё равно прекрасный.

Крайне интересно пройти подобный маршрут по родному городу – есть возможность посмотреть на него глазами путешественника, чей взгляд ещё не пресытился его видами, а заодно узнать о нём нечто новое.

 

 

Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответьте на вопрос: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.