Совершенствование Сознания Человечества

                          От Природного – к Искусственному и Виртуальному    

counsciousness

Мир Человечества всё больше будет развиваться путем приращения искусственного – материальной основы, созданной человеком и его техническими средствами. Человек задает образы и перестраивает мир Природы под себя – или разделяя материю на те составные части, из которых он конструирует свой мир, или же культивируя те виды животных и растений, что наиболее потребляемы им. При этом выхолащивается суть природного начала, которое позволяет элементам природы развиваться и приспосабливаться в ходе постепенной эволюции.

Воздействия человека поистине революционны: он никогда не ждет, результат ему нужен здесь и сейчас, потому что ”жизнь коротка”, а сила обладания, страсть потребления и мощь творческого преобразования многократно ускоряют все биохимические процессы, вторгаясь в естественную ”лабораторию” Природы. Сознание выступает катализатором процессов преобразования. На первом этапе создается новый материальный порядок – управляемый человеком мир искусственного, небиологического, с небольшими вкраплениями природного, одомашненного и прирученного. Свою пуповину с Матерью-Природой человек еще не решается разорвать: он тяготеет к сельскохозяйственному производству, предпочитает натуральное, природное, и в естественной гармонии черпает энергию и находит принципы своего существования. Но искусственный мир начинает бурно разрастаться в 20 веке, захватывая позиции, прочно казавшиеся незыблемыми: материя Природы становится сырьем, подвергается оценке и классификации, и ведется подсчет, каких ресурсов и на какой период хватит людям для потребления.

 

Полномасштабной этической катастрофой можно назвать отношение человека к Природе. Это приводит людей к полному пренебрежению её естественными законами. Ещё это можно назвать своеобразной «болезнью роста» и взросления: своеобразный подростковый период Человечества был отмечен глобальными войнами, в которых миллионы, сознающих свое «Я» особей, не в силах были обуздать собственную агрессию или же обратить её на САМОРАЗВИТИЕ.

 

Конфликт между многовековым тяготением к ранее святому лону Природы, отраженному в народном фольклоре как Матушка-Земля или в качестве Матери-Природы, и насильственным отрывом миллионов людей от данной глубинной привязанности, усугубившийся возникновением необычного и непонятного информационного массива, в котором стали отражаться все достижения и проблемы цивилизации, а вместе с тем и опасные негативные тенденции. Всё это привело к ощущению оторванности конкретной личности от корней природного, снесенной гигантскими информационными волнами в пустоту заброшенности, одиночества, невротической экзистенции.

Не в силах осознать происходящее, миллионы людей устремились в самоубийственные потоки, схлестнулись в кровавых войнах, уничтожая природное в других, ценой потери этических принципов Сознательного в себе. Отсечение от пуповины без крови не обошлось, но мир Человечества стал другим – подчиненным искусственным законам искусственного мира – более изощренным, более техногенно-жестоким, более информационно-зависимым и менее естественным, менее гармоничным.

Стали изменяться языки, приспосабливаясь к стремительно разрастающемуся информационному полю. Ценностью языковых форм становится не столько их богатство оттенков выражения чувств, сколько способность к сжатому изложению, высокой коммуникативности и строго определенной смысловой нагрузке, чем более насыщенной, тем более удобной.

Даже философы растерялись в своих попытках отразить смысл происходящего на фоне неизменного и логически выверенного. Философия стала превращаться в языкознание, спор о формах и методах выражения мысли, герменевтическое приспособление к убегающему в искусственность миру. Форма изложения философских трактатов становилась все более безжизненной, непонятной, искусственной, надуманной – в общем, жалкой попыткой отразить грандиозность преобразований, даже не затрагивая этическую метаморфозу и проблемы сосуществования биологического и сознательного.

Псевдонаучность стала знаменем многих признанных ученых от философии. Не любовью к мудрости, а желанием самовыражения и самореализации, желанием быть современным и достаточно непонятным, добыть себе место на кладбище теорий и концепций – вот чем мотивированы многие труды псевдомыслителей за последние 50 лет. Они не дают ответов, почему же так произошло, что человеку стало нужно возвыситься над Природой, и к каким последствиям это приведет; и в целом: насколько это обусловлено ходом развития Вселенной, насколько это присуще мирозданию и есть ли в этом целесообразность – высшая или же текущая, сиюминутная.

   Человечество вступает в новую фазу собственного переосмысления: не только мир природного, но и мир искусственного бытия разбивает он как скорлупу материального. Человек вылупляется в мир надматериальный, его захватывают информационные потоки, его выносит за границы бытия в мир виртуального Сознания, где на грани соприкосновения Нечто и Ничто деформируются законы бытия, чтобы и вовсе исчезнуть, уступив свое покровительство всеведению Высшего Сознания.

«На закате второго тысячелетия сложился уникальный симбиоз технологии и культуры, получивший название “виртуальная реальность”. Уникальность этого явления заключается в том, что до недавнего времени культура спорадически включала в себя отдельные технические новшества (например, в музыке появлялись все новые механические и электронные инструменты), и только с появлением виртуальной реальности ситуация радикально поменялась: теперь уже технология включает в себя ВСЮ культуру. На одном и том же компактном диске записывается и художественное изображение, и музыка, и текст, чтобы все музы слились в виртуальном экстазе в единую мультимедийную сущность под названием “электронная игра”.

Любая высшая цель должна быть неминуемо замкнута на себя и не служить ничему иному, кроме самодостижения, иначе это будет не конечная цель, а промежуточная. В свете этого, высшей целью технологии и культуры, спаянных воедино в виртуальной реальности, выступает именно внешне бесцельная игра. Человек будущего – это homo ludius, “человек играющий”. Цель игры – выход в иную реальность, с тем чтобы создать в ней новую вселенную и стать в ней богом. Задумайтесь: что может быть величественнее этих планов и где еще их можно осуществить, как не за пределами нашего мира?[i]».

       Создание виртуальной реальности – неизбежное устремление Разума во всех формах его проявления.

на стыке 20 и 21

      На стыке 20 и 21 веков нашей эры появляется виртуальная реальность и захватывает, привлекает человека гораздо больше, чем мир искусственного бытия последних столетий. Как ранее биологическое уступало свои миллиардолетние бастионы искусственному, так и теперь виртуальное, информационное обретает власть над человеком, возвышая и активируя сознающее начало и подавляя плоть, биологическое в человеке.

Природное всегда оставалось для человека чем-то непредсказуемым, непонятным, слишком медленно развивающимся. Человек всегда старался ускорить процессы эволюции, ведь собственная жизнь человека настолько мала, что он не силах увидеть все плоды своего труда – поэтому он торопит окружающую среду. Для стремительно развивающегося интеллекта эволюция бытия кажется бесконечно заторможенной, практически незаметной на протяжении одной жизни человека. Интеллект жаждет результативности, чтобы человек был всецело захвачен достижением целей, результатов. Разум торопит человека, подгоняет его в мыслетворчестве и дальнейшем преобразовании бытия.

Конечно, развитие и итоги бытийной эволюции просчитаны в колоссальных измерениях, далеких от понимания человеческим разумом, и это не вызывает чувства сопричастности к упорядоченному, гармоничному развитию бытия от одного Большого Взрыва к другому. Этот трудно постигаемый для человеческого сознания процесс воскрешения Вселенной не имеет первостепенной значимости для каждой личности в отдельности. Осознанием этого бесконечного действа озабочено Высшее Сознание. Человека более трогает его собственная суть, наличие в нем сознающего начала, участие своим сознающим Я в мире интеллектуальных взаимоотношений. Способный воспроизводить нематериальное, творить в сознании мириады миров, образов и форм, человек активно использует высочайший творческий потенциал. Вот где бесконечное поле для мыслетворчества, где теряются привычные языковые границы и зарождаются новые мыслеформы, совершенно отличные от всего природного и земного.

Отсюда и проистекает пренебрежение Природой. Земля и Природа воспринимаются как лужайка для пикников, необходимый элемент ландшафтного конструирования для перегруженного искусственной материей цивилизованного мира. И этот элемент природного начала Человечество желает видеть наиболее удобным в управлении, лишенным непредсказуемых опасностей и метаморфоз.

Более 5000 лет назад духовное всё глубже стало проникать в повседневную жизнь человека. Тогда человеческое сознание вышло на новый уровень: человек разумный стал обустраивать свой, надприродный мир, активно создавая искусственные элементы в естественной среде обитания.

По прошествии 50-ти веков Человечество пытается создать искусственный интеллект, искусственный прообраз сознания, искусственную разумность. Человечество создаёт свой, полностью неприродный, нематериальный мир виртуальной реальности. И возможно, что в ближайшие десятилетия мы вполне убедимся в том, что мыслящая материя неизбежно приводит к материи одухотворённой, и далее – к нематериальному духовному состоянию.

[i]    Алексрома

Kayros O`Hara

(Перевод Хафизовой Т.)