Литературные обзоры содержимого современных «толстых» журналов от сетевого литературно-исторического издания с хорошей посещаемостью познавательны и наводят на размышления. Жаль, что появляются они здесь нерегулярно, и выбор обозреваемого выглядит скорее случайным.
Как устроен «Камертон»
Как это заведено во многих сетевых литературных изданиях, текущий ежемесячный номер «Камертона» формируется «с колёс». С пылу с жару, каждая свежеопубликованная статья занимает своё место в номере под подобающей её содержанию и духу рубрикой:
- «Реплика»,
- «Драма»,
- «Интервью»,
- «Проза»,
- «Путешествие»,
- «Событие»…
К сожалению, у рубрик нет описания, поэтому читателю предстоит самому разобраться, чего ждать от каждой из них, заглянув внутрь и пробежав газами анонсы содержащихся в ней текстов. Попробуем отчасти восполнить этот организационный пробел, описав одну из рубрик издания – пусть это будет читальный зал. Ведь то, что и как пишет журнал о коллегах, многое расскажет и нём самом. Потому что страница «О журнале» ничего не сообщает о его миссии, позиции, идеологии, принципах, предоставляя читателю самостоятельно разобраться в этом.
Примеры литературных обзоров из «Читального зала»
- Последнее, на момент написания этой заметки, пополнение рубрики «Читальный зал» состоялось в середине лета, т.е. пару месяцев назад. Ирина Шатырёнок из Белоруссии рассказывает о выходе июльского номера журнала русской культуры «Москва», на страницах которого, по итогам тридцатой Минской международной книжной выставки-ярмарки, прошедшей в марте 2023 года, опубликованы произведения шести белорусских авторов. В статье проводятся параллели между «Москвой» и белорусским литературным журналом «Нёман»; выражается надежда, что сотрудничество между этими изданиями будет развиваться.
- Обзор одного из номеров журнала «Новая Юность» под авторством Эвелины Азаевой – критичен и строг. Автор укоряет «Новую Юность» за публикацию «про осинки и как каких-то непонятных мужчин, неизвестно почему сидящих в кресле и не идущих на работу», в то время как в мире и в России такая масса неописанных проблем, что «мелкотемье» для литературного журнала становится постыдным. Из чего можно сделать вывод, что «Камертон», публикуя такой обзор, настроен на остросоциальную тематику в художественной литературе, а всякие там психологии, личные драмы и прочую художественность считает в наше тревожное время, скорее, неуместными.
- Андрей Мартынов в материале «Стихи и проза столичного журнала» обозревает один из выпусков журнала «Юность». В смысле, того самого, «классического», не нового. Сильной стороной номера он называет сбалансированное соотношение стихов и прозы, и хвалит сначала одни, потом другую. Пишет о том, что ему понравилось, что произвело впечатление, и чем из прочитанного он хотел бы поделиться своей аудиторий. Всё говорится очень мягко, аккуратно и даже где-то расплывчато, по контрасту с предыдущим упомянутым обзором.
Что зал читальный нам готовит?
Можно ли считать содержимое рубрики «Читальный зал» журнала «Камертон» путеводителем в мир современных периодических изданий литературно-художественной направленности?
Полагаю, что пока говорить об этом рано. В качестве аргумента выдвину ту же мысль, которой Эвелина Азаева сражает «Новую Юность». В России издаётся так много литературных журналов, удовлетворяющих самые разнообразные читательские вкусы и потребности, что заострять внимание читателей на рядовых публикациях не самых влиятельных изданий в популярном, в общем-то, журнале, делать это нерегулярно и бессистемно – скорее обеднять читательское представление о литературном разнообразии современных стихов, прозы и публицистики, нежели обогащать его.
Мне остаётся пожелать «Камертону» уделить больше внимания своему «Читальному залу» и сделать из него если не путеводитель, то хотя бы индикатор профессионального вкуса, позволяющий сориентироваться в бескрайних просторах действительно достойных текстов.
Автор: Вероника Вебер
Дата публикации: 18.09.2023