В чем разница между массовой, серьезной литературой и беллетристикой на примере трех романов

В чем разница между массовой, серьезной литературой и беллетристикой на примере трех романов

В чем разница между массовой, серьезной литературой и беллетристикой на примере трех романов

Много веков литературу читала элита: придворные, учёные, священнослужители. В последнее столетие занятие ушло в широкие массы, и издательства отреагировали на запросы новой аудитории.
Мир книг разделился на три условных зоны — по типу потребителя и по художественной ценности. Разбираемся в тонкостях вместе с книжной сетью «Буквоед».

Массовая литература: черты и слабые места

Масслит ориентируется на читателей, ищущих развлечений или возможности отдохнуть. Книга не произведение искусства, а предмет коммерции, и чтобы проект окупился, нужно соблюдать принципы.

Апелляция к психологии масс

Общество стремится к комфортности, нетерпимо к новому, деперсонализировано. Книга должна быть предсказуемой и не спорить с шаблонным представлением мира.

Стандартизированность

Эксперименты с литмоделями не в почете. Используются стилевые и ментальные клише, типовые нарративные техники и сюжетные ходы. Наборы персонажей дублируются.
В репертуаре масслита детектив, фантастика, боевики, дамские романы, псевдоистория. Востребованы писатели, штампующие вереницу томов-аналогов. Имидж автора сам по себе задает народную моду (С. Кинг, В. Пелевин, С. Шелдон, А. Маринина).

«Другая жизнь оборотня», Дарья Донцова

«Другая жизнь оборотня», Дарья Донцова

«Другая жизнь оборотня», Дарья Донцова
Умирает доктор Виктор Шкодин. По завещанию репетитор Даша Васильева может забрать одну вещь покойного.
И всё бы ничего, но Даша совсем не знакома с Виктором, а в особняке, куда её позвали, топчутся другие недоумевающие гости.
Кухарка Шкодиных в ужасе бормочет о смертях в синей комнате. Что здесь происходит? Дарья не уснёт, пока не узнает.

Ценностные проблемы в романе решены, не надо думать, где добро и зло. Действительность отражена фрагментарно.
Соблюдается принцип комфортности. Героиня посещает престижные заведения, говорит о тривиальных бытовых событиях. Несмотря на разнообразие интерьеров, протагонисты всей серии попадают в схожие ситуации. Акцент на архетипы: красавица и чудовище, золушка, три сына.

Бедный язык

Книгу должен понять каждый. Нужны элементарные языковые формулы, нейтральные обороты, может встречаться сниженная лексика, а от средств выразительности авторы отказываются.

Развлекательная функция. Эскапичность

Чтение не требует умственных усилий, оно переносит из реальности в упрощенный мир. В малом количестве это полезно, но при злоупотреблении подобным чтивом культурный элемент утрачивается. Мейнстрим применяется как инструмент пропаганды.
Массовая книга вторична, в большинстве случаев эксплуатирует находки классики.

Классика — эталон человеческой мысли

Элитарная литература на 50 лет опережает уровень восприятия среднестатистического человека. Чтобы понимать Кафку, Данте или Джойса, нужен особый тип мышления.

«Замок», Франц Кафка

«Замок», Франц Кафка

«Замок», Франц Кафка
Землемер К. приезжает в деревню, где по наказу чиновников должен работать в Замке. Однако попасть туда К. не может, потому что не имеет соответствующих документов. Всю книгу он ищет путь к Замку, а система и общество ставят перед инженером нелепые преграды. Местные жители не принимают чужака за свободолюбие, пытаются использовать и оскорбить.
Что в ретроспективе позволяет отнести книгу к классике?

Оригинальность и вневременность

Шедевры рождаются из опытов. В «Замке» есть черты экзистенциализма, модернизма и абсурдистики: логика нарушена, явления преувеличены, строгой композиции нет. Кафка рассуждает о вечном — противостоянии личности государству и о пути к богу.

Стимуляция рефлексии

Классика заставляет анализировать себя и общество. Она часто депрессивна. Инертный человек отторгнет сложные формулы и даже не станет размышлять о том, как многогранны проявления жизни.

Индивидуальное авторское начало

О личных взглядах Кафка говорит через форму подачи действительности — она превращается в абсурд под ударами бюрократии. Другие классики транслируют свою позицию через персонажей, в лирических отступлениях.

Словесное мастерство

На искусство выражения делается большая ставка. Оцениваются:
• образность;
• владение стилями, например, в «Замке» автор погружается в канцелярит как чиновничий признак;
• использование сатиры;
• умение работать с разными планами повествования.
Эти факторы создают барьер, через который может прорваться не каждый читатель. Классика удовлетворяет духовные запросы народа и развивает личность.

Беллетристика — ступенька к высокому

Беллетристика, или миддл-литература, — промежуточный сегмент, ориентированный на офисную интеллигенцию. Это люди с эрудицией, неплохой образовательной базой, умеренными вкусами.

«Квест», Борис Акунин

«Квест», Борис Акунин

«Квест», Борис Акунин
Американский химик Гальтон, потомок Фондорина, отправляется в СССР, чтобы разыскать эликсир гениальности. В это время кто-то хочет столкнуть Сталина и Гитлера. Чтобы выйти на заговорщиков, сыщику Алексею надо вернуться сначала на один, а потом на два века назад.

Характерные черты:
Пространственно-временная привязка. События разворачиваются в двух значимых периодах, в 1812 году и 1930-х. Персонажи урывками размышляют о противоречиях СССР. Для массового сегмента слишком сложно, для классики — недостаточно масштабно.
Трансляция общепринятой парадигмы. Писатель заигрывает с конспирологическими теориями, национальным дискурсом, даосизмом, углубляется в психологию.
Метафизику в миддле не встретишь, но отражены модные общественные настроения.
Развлекательность, сюжетность. «Квест» — детектив по типу компьютерной игры. Один роман под обложкой содержит подсказки для другого. В конце ждет развилка, где читатель выбирает судьбу сыщика.
Грамотный язык. Тяготеет к нейтральному, но не лишен изящества классики. Акунин избегает неологизмов и жаргона. Много остроумных высказываний, аллюзий к Толстому, Булгакову.
Беллетристика помогает решить социальные противоречия и найти новую идеологию.
Окончательное место в литературной иерархии книга получает спустя время. Когда социум эволюционирует, одни произведения могут перекочевать в пласт серьезных, другие — окончательно затеряться. А огромная коллекция произведений в разных жанрах вас ждет в магазинах «Буквоед».

Реклама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.