18. Курган Гетских рун

Началась зима: снега покрыли землю, и лёд уже сковал реки­.

Волчица и два её спутника двигались на восток по северному берегу Дуная. И видели они иногда на юге, на другом берегу реки, готские войска в великом множестве, пешие и конные. И люди, которых они встречали на своём пути, говорили, что Дингиз-каган собирается преправляться через Дунай, и ему придётся разбить готов, преграждающих путь во владения византийские. Много битв уже произошло, но гуннам пока не удалось закрепиться на южном берегу этой реки, где ромеи готовы были принять их и выделить области для поселения. Готы же стремились не допустить этого, чтобы оставаться единственной грозной силой ромейской империи. Но были у них, и у гепидов, и другие причины, чтобы желать гибели гуннов.

В день, когда Армет-Ис, Исян и Аслан-багатур поднялись на вершину кургана Гетских Рун, пути, определяемые Небом, окончательно обозначились для Великой Орды западных тюрок – гуннов. Их время, их величие и сила, и так уже подорванные за прошедшие годы, подошли к своему завершению. Сегодня им предстоит свершить последнюю битву, все события которой произойдут в пределах, обозреваемых с вершины кургана древних рун гетов.

Много дней именно сюда вела Армет-Ис-волчица своих спутников. Ей было неведомо назначение этого пути, но шла им она уверенно. Волчица чувствовала, не осознавая разумом, действие потоков сил Неба и Земли, собирающихся в одном месте.

Это была великая волшебная тайна – здесь свершится перераспределение, наметившееся уже давно. Гепиды и готы, огерманившиеся в смешении с лесными племенами, намерены искоренить тюркскую песнь, когда-то взрастившую их, а ныне такую ненавистную. Когда-то предания германские о Валгалле, а теперь и слова греческого Сына божьего овладели сердцами их, заставив отвратиться от Тэнгри. И уже мечом христианским, а не духа Рассветного, стремятся утверждать они своё господство и величие в окружающих землях. Тюрки же, что хранят в сердцах дух Неба извечного, должны быть уничтожены, искоренены навсегда, чтобы и памяти не осталось в Паннонии о Тэнгри и Умай. Поэтому не должны гунны пройти в пределы империи византийской, где ромеи обещали принять их и оказать покровительство. Иначе не стать гепидам и готам самостоятельными народами, достойными имени германцев, и не обрести новых путей в духе.

И здесь, где гунны Дингиз-кагана собираются перейти через Дунай, собрали готы всех своих воинов. Велико было их войско, и должны скоро присоединиться к ним ещё и гепиды со своим королём Ардарихом. Здесь же, на северном берегу замёрзшего Дуная, и был курган Гетских Рун, куда в этот день пришли Армет-Ис, Аслан-багатур и Исян.

Едва они поднялись на вершину, как Аслан-багатур заметил на восточном горизонте всадников.

– Стойте! – воскликнул он. – Там, впереди.

Исян и Армет-Ис остановили лошадей. На востоке, за заснеженной равниной, обрамлённой лесами, увидели они огромное войско, движущееся в их сторону. Сколько же там конных воинов, и пеших, которых тоже немало? Многие тысячи, а ведь видны сейчас не все, даже с вершины этого очень высокого кургана. Развёрнутые знамёна – синие и красные, говорят, что идут они на битву.

– Это Дингиз-каган, – сказал Аслан-багатур. – Гунны.

– Едем к ним? – спросила у него Армет-Ис, растерявшаяся при виде всего великого войска гуннов.

– Решать должна ты, Волчица.

Никогда ещё не видела Армет-Ис такого количества людей. Есть ли среди них её сородичи – курту-юрматы Поющей Вербы? Конечно же, должны быть.

А правее, на южном берегу Дуная, появились и другие орды воинов, тоже большим количеством. Похоже было, что они двигались вместе с гуннами, только по другому берегу великой реки. Это были готы, преграждающие пути в страну ромеев.

– Сзади! – вдруг подал голос Исян. – Смотрите, сзади!

Аслан и Армет-Ис обернулись на его тревожный окрик. С запада, путём, которым они и пришли сюда, двигалось ещё одно войско. Тоже великое числом, хотя пеших было больше, насколько можно было разглядеть с вершины кургана.

– Это гепиды, – сказала Армет-Ис.

Аслан-багатур нахмурился.

– Гепиды уже побеждали гуннов. Мы должны предупредить Дингиз-кагана. Скачем к нему!

– Нет! – твёрдо сказала Волчица. – Останемся здесь. Спешимся и, пока нас не заметили, спустимся немного по северному склону.

Там, чуть ниже, спешившимся путникам было так же всё вокруг видно, но сами они были теперь скрыты высокими кустами.

Морозным был этот день, в который Дингиз-каган привёл остатки своих гуннов к Дунаю. Мало их теперь, утративших батыров в войнах за Паннонию. Теперь они – всего лишь остатки Великой орды. И идти им, теснимым с востока новыми пришельцами, некуда, кроме как в пределы самой державы ромейской, где Дингизу и его народу обещан был приём. Путь туда – через Дунай, с таким ненадёжным льдом, и охраняемый готами Аспара Алана.

Здесь, на этом месте у кургана Гетских рун, гунны остановились. Они не видят ещё гепидов, скрываемых той горой, но знает Дингиз-каган, что уже могут они появиться в скором времени. Поэтому нельзя более откладывать переход по льду, место для которого здесь подходящее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *