Сначала, как и любая другая, литература Поднебесной могла быть только религиозной (философской), без каких-либо исключений. Дело в том, что излагать свои мысли в письменном виде могло прийти в голову только духовенству в широком и узком смысле этого слова. Печатное (а поначалу – письменное) слово изначально было мощным инструментом пропаганды в руках чиновников тех времен, от которого никак нельзя было отказаться. Еще один мотив возникновения письменных источников – желание не забыть, не упустить эти самые мысли и рассуждения.
Жанр летописи, повествования о путешествиях также стоит у истоков любой литературы. И вот из сплава этих важнейших направлений вторым шагом родилась поэзия – та, древняя, которую называют молитвой в стихах.
В Китае до сих пор ценится философский столп пятого и шестого веков до нашей эры – Конфуций; его учение столько долго составляло основу нравственной парадигмы каждого китайца – будь то простой крестьянин или высокопоставленный сановник – что оно, по сути, въелось и в жизнь, и в людей Поднебесной, стало его неотъемлемой частью.
Что говорить – учение о первенствующей роли семьи, о почтении к старшим, о высоких морально-этических нормах достойно памяти и воспоследования. Много дал Конфуций и абсолютно конкретных практических советов – как себя вести в той или иной ситуации – весьма здравых, уместных в любое время, в любую эпоху.
Итак, Китай изобрел бумагу и немедленно начал ее использовать. Шли века, производство бумаги переместилось из ремесленных мастерских на фабрики Китая; письменное и печатное дело расширялось.
Наступили века высокой китайской поэзии – образы и метафоричность ее лучших примеров до сих пор никого не оставляют равнодушными. Проза была представлена лишь, как сказано выше, философскими произведениями и летописями, в те времена не существовало романа, как жанра. Так было вплоть до семнадцатого века, пока некий аноним под псевдонимом Ляньлинский насмешник не написал бытовой роман нравов о простых людях – торговцах, мелких чиновниках, женах-домохозяйках. Роман получился очень сочным, с яркими и подчас весьма натуралистичными деталями, произведение было своеобразным зеркальным отражением жизни людей того времени; современники негодовали, проклиная автора за излишние детальные подробности…
Возродится ли китайская литература в прежнем блеске?.. Время покажет…