Джекил и Хайд: тема двойников в художественной литературе

18+

Чем рискует современный литератор

Джекил и Хайд: тема двойников в художественной литературеСовременному начинающему писателю, не ограниченному требованиями цензуры и обладающему не таким широким кругом чтения, как его предшественники в XX веке, гораздо проще сделать своё творчество достоянием общественности, например, ведя собственный литературный блог.

Однако риски, которые он на себя при этом берёт, гораздо выше, чем риски писателей прошлого. Если раньше вдруг выяснялось, что молодой автор – безнадёжный графоман, то опозориться он мог только перед редактором, во власти которого было проявить тактичность и мягко отвадить очередную бездарность от занятий литературным творчеством. А вот сегодня всё куда хуже: если уж позориться своей бесталанностью – то перед всем миром. И уж среди представителей этого мира найдётся немало желающих сплясать гопака на растоптанном самолюбии автора. Словом, от унижений сегодняшние начинающие писатели никак не защищены.

Кроме того, для самоанализа им порой не хватает элементарной начитанности. Написав рассказ или эссе, многие из них пребывают в уверенности, что осчастливили мир небывалым открытием, внесли свежую струю в литературное дыхание современности. А на поверку оказывается, что они просто в тысячный раз вместе с другими начинающими бедолагами ковырнули прекрасно разработанную тему, и сделали это гораздо хуже, чем их предшественники-литераторы даже за сто лет до этого. Вот почему сегодня мы поднимем одну из таких тем: в ней почти каждый новичок чувствует себя первооткрывателем, а в результате собственной неосведомлённости просто выставляет себя на смех. Убережём же его от досадных конфузов нашим скромным предостережением.

Что такое доппельгангер

Эта тема – двойничество. Когда в литературном герое параллельно развиваются две противоположные личности, которые вступают в конфликт друг с другом, что приводит к трагической развязке, как правило, не в пользу положительной «половины». Доппельгангер (по-немецки – «двойник») в качестве литературного героя появился боле 200 лет назад, в поэме Кольриджа, «Джеральдина». И с тех пор победно шествует по широко известным литературным произведениям. Вот лишь некоторые из них:

  • Гофман. «Эликсиры сатаны», «Песочный человек»
  • Гоголь. «Шинель»
  • Достоевский. «Двойник»
  • Эдгар По. «Вильям Вильсон»
  • Диккенс. «Повесть о двух городах»
  • Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
  • Борхес. «Тема предателя и героя»
  • Андрей Белый. «Петербург»
  • Джойс. «Улисс»
  • Чак Паланик «Бойцовский клуб»

Не правда ли, впечатляющий список? При этом – далеко не полный. Так что уважаемым амбициозным молодым писателям, воображающим себя первооткрывателями «горячих» тем в художественной литературе, следует сначала стать настоящими читателями, а уже потом удовлетворять свои писательские амбиции.

Ведь те же доктор Джекил и мистер Хайд, историю о которых большинство из них не читали, давно перекочевали со страниц стивенсоновской повести на киноэкраны и мониторы компьютерных игр. Один только симулятор Jekyll And Hyde чего стоит. Раздвоение личности его героя, загадочного черноволосого мужчины, происходит прямо на глазах у гэмблера, раскручивающего барабаны с символами слота. И атмосфера таинственности нагнетается не только успехами разработчиков игры, но и талантом великого шотландского писателя, говорящего с нами посредством игрового автомата из далёкого 1886 года. Увидеть это зрелище собственными глазами можно в бесплатной демо-версии «однорукого бандита» на сайте: igrovye-apparaty-vulcan.com/vulkan-udachi.

Автор: Вероника Вебер

Дата публикации: 28.01.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.